Искусство первобытного человека : МХК и ИЗО

Цель урока: формирование эстетической культуры.

Задачи: раскрыть роль и значение первобытного искусства в мировой культуре, способствовать воспитанию эстетической культуры обучающихся, продолжать формирование умений составлять связный рассказ, анализировать изобразительные источники.

Определения: Мегалиты (греч.большой камень) — доисторические сооружения из больших блоков.

1. Причины возникновения, жанры первобытного искусства.

От времени возникновения искусства нас отделяют сотни лет. Тогда наш предок впервые начал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты или рыбной ловли, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие различными символами. А также возводить простейшие архитектурные сооружения.

Каковы главные причины возникновения первобытного искусства?

  1. С помощью искусства передавались знания и навыки, происходило общение.
  2. Магические действия. Изображая убийство животного, первобытный охотник считал, что в действительности произойдет то же самое.
  3. Потребность самовыражения.

Как вы думаете, какие жанры первобытного искусства были распространены?

  1. Каменная скульптура
  2. Наскальная живопись.
  3. Каменная посуда.
  4. Архитектура.

2. Живопись.

Первые произведения первобытного искусства - гравировка на кости - найдены в 30-х годах XIX века. Но тогда никто не обратил на них внимания. Переворот во взглядах на первобытное искусство произвело открытие палеолитической пещерной живописи.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя МарселиноСаутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира. 25 цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры.

Просмотрите внимательно слайды (наскальная живопись пещеры Альтамира). Ответьте на вопросы.

Где чаще всего встречаются рисунки первобытных художников? В пещерах.

Каковы объемы изображений? В натуральную величину.

Какие цвета используются чаще всего? Коричневый, красный, желтый, черный. Так как материалом для красок служили органические вещества (кровь, растения, зола).

Что изображалось на рисунках? Животные, сцены охоты, боев животных с человеком.

Что стремились передать в рисунках художники? Движение.

Первоначально изображения были схематичны. Передавали общие особенности. Но позже появляются детали, например, мелкими штрихами прорисовывалась шерсть животного.

Пещера Альтамира получила всемирную известность. Хотя ученые долго не верили в открытие Саутуолы и обвиняли его в мошенничестве. Однако интерес к находкам возрастал. Рисунки были обнаружены также в пещерах на юге Франции, Испании, западной Монголии, Алжире, на Южном Урале (Капова пещера).

3. Скульптура.

К эпохе палеолита относятся первые произведения скульптуры. Это изображения, выполненные втехнике рельефа, или круглые одиночные фигурки зверей из мягкого камня, дерева, глины или костей животных.

Самыми древними изображениями являются палеолитические Венеры.

Кого изобразил скульптор? Женщину.

Что характерно для изображения женщин этого периода?

  • Наиболее распространены ромбовидные фигуры.
  • Нарочито подчеркнуты живот, бедра, ягодицы, груди.
  • Фактически не видно рук и ног.
  • Нет ступней.
  • Нет лица.

Некоторые изменения происходят в эпоху позднего палеолита. Но общее назначение фигур остается схожим: магический символ. Статуэтка женщины – образ хранительницы очага, символ плодородия.

4. Архитектура.

Для первобытного искусства характерна мегалитическая архитектура.

Распространены 3 основных вида архитектурных памятников.

Менгиры – продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты от 1 до 20 м. они устанавливались вертикально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонтально клали другую.

Более сложные сооружения – дольмены. Они представляют собой четыре вертикальных каменных блока, как крышей перекрытых широкой каменной плитой. Средние размеры дольменов в плане составляют 2*3, высота достигает 2 м. однако в Алжире всречается дольмены длиной до 15 м, шириной около 5 м и высотой до 3 м. вообще там находится около 3 тыс. дольменов.

Кромлехи – каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько окружностей. По кругу они перекрыты большими каменными блоками, плотно пригнанным к столбам при помощи вырубленных шипов и гнезд.

Наиболее известен Стоунхендж (Солсбери, Великобритания), возведенный в 1900-1600 гг. до н. э. огромные каменные глыбы доставлялись издалека, а их подъем на восьмиметровую высоту осуществлялся с помощью насыпей, следы которой сохранились до наших дней. Данное архитектурное сооружение уникально и не имеет аналогов в мире.

До сих пор ученые не установили назначение Стоунхенджа. Как вы думаете, в чем его назначение?

  • Храм Солнца.
  • Место ритуальных церемоний и погребений.
  • Устрашающий символ власти жрецов.
  • Астрономическая обсерватория: вести календарный счет дням, отмечать начало года, предсказывать наступление солнечных и лунных затмений.

Как вы думаете, в чем назначение мегалитов?

5. Закрепление изученного материала.

  • Какие виды первобытного искусства вы знаете?
  • В чем заключались причины появления искусства?
  • Каковы отличительные особенности живописи? Скульптуры?
  • Какие виды мегалитических сооружений вы знаете?
  • Чем они отличаются?
  • Каково их назначение?
Читать еще:


Новые материалы:

Жизнь луга. Луг – природное сообщество. 4-й класс :: Урок чтения по произведениям михайловской поэтессы С.П. Бауловой "Путешествие в страну Поэзии". 1-й класс :: Урок-панорама "Осень в цветах и звуках". 4-й класс :: Охрана окружающей среды. 1-й класс :: Быть хозяином непросто :: Рай, 2016 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Финк 84 Модель 811 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD