Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Личность художника и мир его времени в произведениях искусства". 7-й класс : МХК и ИЗО

Задание: Сочинение-миниатюра.

Обеспечение:

  1. Зрительный ряд: В.Г. Перов. Чаепитие в Мытищах. Сельский крестный ход. Тройка. Проповедь на селе; П.А. Федотов. Свежий кавалер. Сватовство майора. Портрет Н.П. Жданович. Завтрак аристократа.
  2. Литературный ряд:
    Пикулев, И.И.
    Русское изобразительное искусство [Текст] учеб. пособие для студентов культуры и фак. культ-просвет. работы ин-тов искусств и консерваторий / И.И. Пикулев. – М.: Просвещение, 1977. – С. 68–75;
    Энциклопедический словарь юного художника [Текст] под ред. М.К. Аникушина. – М.: Педагогика, 1983. – С. 268, 314.
  3. Материалы и инструменты для практической работы: бумага, карточки с фотоиллюстрациями произведений В.Г. Перова и П.А. Федотова.

Ход урока

План урока, образный ряд для восприятия. Вопросы и материалы для обсуждения.
1. Введение в тему урока. Сегодня на уроке, ребята, мы побеседуем с вами о В.Г. Перове и П.А. Федотове – двух художниках-живописцах, составляющих славную фалангу русских талантов, выразивших свое время. И каждый сам по себе – эпоха в живописи. Вспоминая их, думаешь: как богата Россия талантливыми людьми, одержимыми, возвышенными, духовно щедрыми. Знакомясь с творческой судьбой и жизнью художников, вы узнаете, какой ценой, каким трудом и поиском отмечен всегда путь большого мастера.

2. Беседа по творчеству П.А.Федотова.

Демонстрация портрета художника и репродукций его картин.

Родился Павел Андреевич Федотов <Рисунок 1> в 1815г. в Москве, в семье титулярного советника, бывшего солдата суворовской армии. Мальчик обладал изумительной памятью. Десяти лет Федотова отдали в Московский кадетский корпус, который он блестяще окончил в 1833 году, получив чин прапорщика. Военную службу проходил в Петербурге в лейб-гвардии Финляндском полку. Сослуживцы любили Федотова за остроумие и живость. Он знал иностранные языки, сочинял стихи и пел, рисовал юмористические сценки из кадетской и полковой жизни, карикатуры на товарищей и начальство. Специального художественного образования Федотов не получил. Правда, в свободные от службы часы он посещал вечерние рисовальные классы при Академии художеств, копировал в Эрмитаже и пользовался советами К.П. Брюллова. Федотов постоянно наблюдал жизнь городской бедноты, нравы и типы чиновничьей и купеческой среды. Родоначальник обличительного бытового жанра обладал острой наблюдательностью, талантом подмечать все то, что достойно осмеяния. Однако художника больше интересовала каждодневная, будничная жизнь солдат и офицеров. Баснописец И.А. Крылов, случайно увидевший рисунки и акварели Федотова, посоветовал не увлекаться батальным жанром, а брать сюжеты из повседневной жизни. Это укрепило художника в решимости расстаться с военной карьерой и посвятить себя целиком искусству. В 1843 году с “позволения” Николая 1 капитан Федотов выходит в отставку. Начался новый период в жизни Федотова, принесший ему славу художника-реалиста, обличителя пороков современной ему жизни, создавшего в этот период выдающиеся произведения. В 1844–1846 годах появляется федотовская серия рисунков: “Смерть Фидельки”, “Модный магазин” и др. На выставке Академии в 1848 году экспонируются три первые живописные работы Федотова – “Свежий кавалер” (1846) Рисунок 2, “Разборчивая невеста” (1847), “Сватовство майора”(1848). За последнюю картину Федотов удостаивается звания академика. Со временем художественный строй произведений Федотова усложняется. Тема человеческого одиночества становится ведущей в поздних произведениях художника. Новым словом в развитии русского искусства стали и портреты Федотова (Портрет Н. П. Жданович у фортепиано). Люди предстают в них такими, какими они бывают в минуты предельной искренности. Только в портретах Федотов показывает людей добрыми. Признание заслуг пришло, а художник все так же жил впроголодь, не имея возможности помочь больному отцу и сестрам. Искусству Федотова на каждом шагу ставились преграды, в том числе и цензурные. В последние годы жизни Федотов создал такие проникновенные картины, как “Вдовушка”, “Завтрак аристократ”, “Анкор, еще анкор!”, “Игроки”. Здесь, с отказом от развитого действия, содержание сосредоточивается в подтексте. Живопись становится выразителем душевных состояний тревоги, тоски, подавленности. Используются эффекты искусственного освещения. Жизнь Федотова оборвалась в психиатрической лечебнице. В “Скорбном листке” записан ответ художника на вопрос, доволен ли больной своей судьбой. “Судьбою не доволен. Причиною – бедность семьи, которую содержал”. Федотов умер в 37-летнем возрасте, не успев сделать всего, что им задумано. Но и то немногое, что он оставил после себя, справедливо названо “чистым золотом”, “первым проблеском нового направления в искусстве”, которое позднее стало именоваться критическим реализмом.
3. Сообщение учащегося по картине П. А. Федотова “Сватовство майора”. Картина “Сватовство майора” Рисунок 3 была написана в 1848 году. В картине в качестве жениха выступает мот и картежник майор-дворянин, задумавший женитьбой на купеческой дочке поправить свое материальное положение. Сама невеста его мало интересует, главное – приданое и его стоимость. В успешном завершении сделки он рассчитывает на свою неотразимую внешность и проворство свахи. Отец не против выдать дочь за обедневшего офицера. У него свои расчеты: через замужество дочери породниться с дворянином и тем самым упрочить свое положение в обществе, где все покупается и продается. Как богаты костюмы дочери-невесты матери-купчихи. Тончайшие кружева и добротность атласа, жемчужные ожерелья и драгоценные украшения на руках и в ушах – вещественные доказательства материального преуспевания их владельцев. Но как груб жест матери, зажавшей в кулак кружевную накидку вместе с подолом платья своей убегающей от жениха дочери! Смешно жеманство девушки; изящное платье кричаще контрастирует с ее грубоватой наружностью. Контрастным сочетанием отдельных предметов роскоши и мещанского обихода раскрывает автор всю невежественность бородатого купца-толстосума, который не расстается со своим кафтаном даже в торжественный для семьи день. Честолюбие и бескультурность – эти две основные особенности, отличавшие купечество того времени, разоблачаются Федотовым в его картине. Известно, что оригиналы для своей картины Федотов искал по всему городу и только тогда начал отделывать картину, когда все этюды для нее были написаны с натуры. Каждая вещь в картине видима, материальна: и просфорка на столе слева, и тонкие хрустальные бокалы для шампанского на стуле, и очень красивая хрустальная люстра; все эти вещи являются “юмористическим накоплением”, приводящим к одному общему смехотворному аккорду. Художник осмеивает этих обитателей “темного царства”.
4. Беседа по творчеству В. Г. Перова.

Демонстрация портрета художника и репродукций его картин.

Василий Григорьевич Перов Рисунок 4 – художник-реалист, один из организаторов Товарищества передвижных выставок, человек необычайно отзывчивый на людские горести, на скорбь народную. Его искусство, проникнутое пафосом обличения социального неравенства и жесточайшей общественной несправедливости, утверждало демократические идеалы, новые народные темы. Незаконнорожденный сын тобольского прокурора барона Криденера, будущий знаменитый художник носил в детстве фамилию Васильев (Перовым его прозвал учитель за отличные успехи в чистописании). Школьные и юношеские годы Перова прошли в Арзамасском уезде. Перов наблюдал картины бесправия и нужды русской деревни. Эти впечатления отложились в памяти художника и оказали значительное влияние на сложение его демократических убеждений. Художественное образование Перов получил сначала в Арзамасской школе А. В. Ступина, а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1860 г., после этого он два года занимался в Академии художеств. Первые работы Перова “Проповедь на селе” и “Сельский крестный ход на пасхе” – по сути карикатуры на духовенство. В1862 г. Перов за счет Академии отправляется за границу изучать музеи Парижа, Берлина, Дрездена. Прожив там, около двух лет, он вначале 1864 г. возвращается в Россию и поселяется в Москве, чтобы изучать богатство сюжетов, как в городской, так и в сельской жизни нашего отечества. Жизнь страдающего народа, зажатого в двойные тиски – невыносимой бедности и фактического бесправия, – входит главной темой в перовское творчество до конца 60-х годов. Одна за другой следуют его картины: “Проводы покойника” (1865), “Монастырская трапезная” (1865), “Тройка” (1866), “Приезд гувернантки в купеческий дом” (1866) Рисунок 5, “Утопленница” (1867), “Последний кабак у заставы” (1868). Перов с невиданной для того времени смелостью обличал духовенство, купцов и помещиков. С 1870-х гг. главное место в творчестве Перова заняла портретная живопись. Перов создает новый тип социально-психологического портрета. Он пишет с натуры драматурга Островского, писателя Достоевского, купца Камынина. Его портреты скромны по колориту, просты по композиции, фон в них почти всегда нейтрален. В последние годы жизни в характере Перова появились раздражительность, недоверчивость к своим же товарищам. Дело кончилось тем, что он вышел из Товарищества передвижников. Но все это не может умалить значения Перова как художника-реалиста, чуткого к страданиям народа, как педагога-воспитателя художественной молодежи. Начиная с 1871 г. и до последних дней жизни Перов был профессором Московского Училища живописи, ваяния и зодчества.
5. Сообщение учащегося по картине В. Г. Перова “Сельский крестный ход на пасхе”. Картина “Сельский крестный ход на пасхе” Рисунок 6 была написана в 1861году. Пьяная процессия с хоругвями и священник с дьячком вышли из избы, где их только что на славу угостили после богослужения. Священник едва держится на ногах. Обрюзгшее лицо, помутневшие глаза, спутанные волосы на голове развенчивают святость духовного пастыря. Возле него дьячок, растянувшийся на крыльце и беспомощно пытающийся подняться, и два мужика-мирянина: один залез под крыльцо мертвецки пьяным, а второму молодая крестьянка поливает голову холодной водой. Какая трагикомическая сцена, сколько в ней едкой сатиры. Подвыпившая молодая крестьянка поет во все горло. Рядом с ней еле бредет дряхлый старик с понурой головой, в рваном армяке и лаптях. Впереди этих темных забитых людей идут три зажиточных мужика в шубах и армяках. Погода ветреная, холодная. Все небо затянуто свинцовыми облаками. Одинокие деревья стоят голыми. На земле лужи и грязь. Колористическое решение картины правдиво и выразительно. Яркие пятна то голубого цвета, то красного останавливают на себе внимание. Перов изобразил конкретный факт, но факт, типичный для тогдашней России. Смелая критика духовенства и темных сторон жизни крестьянства потрясла многих современников Перова, увидевших в картине протест художника против всего самодержавно-крепостнического строя. “Сельский крестный ход на пасхе” Рисунок 7 был показан впервые на выставке Общества поощрения художников. Картину предложили немедленно изъять из экспозиции, но, к счастью, ее успел купить П. М. Третьяков, и “безнравственная” картина, разоблачавшая ханжество и лицемерие духовенства, сохранилась.
6. Практическая работа учащихся: напишите сочинение-миниатюру по выбранному Вами произведению Федотова или Перова. Карточки с фотоиллюстрациями с произведениями Перова и Федотова.
7. Подведение итогов: чтение и обсуждение результатов практической деятельности.
8. Домашнее задание: подобрать илл. материал о музеях мира.
Читать еще:


Новые материалы:

ИКТ как инструмент формирования УУД младших школьников на проектной деятельности :: Предметная неделя окружающего мира в начальной школе :: Урок окружающего мира по теме "Человек – кочевник и охотник" :: Урок окружающего мира по теме «Животные и растения болот». 2-й класс :: Урока русского языка во 2-м классе по теме «Имена собственные» :: Лучший стрелок 2 ( Top Gun: Maverick ), 2019 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Кухонные уголки и обеденные группы/Каталог/Кухни/Кухонные гарнитуры/Модульные кухни / HomeMe / Модульная кухня Тиара вариант №1 (серый/лайм глянец) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD