Красота и мудрость народной богородской игрушки : МХК и ИЗО

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, этические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она - не случайное явление, а устойчиво развивавшаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.[1]

К сожалению, мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем уже сегодня. В воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для нашей многонациональной страны. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в жизнь наших детей игрушки народных промыслов, в том числе и богородскую игрушку.

Во всех программах изобразительного искусства для детей есть разделы, посвящённые изучению народных промыслов, народных игрушек. Тема:“Богородская декоративная игрушка”- является хорошим примером для изучения. О них есть что рассказать,

есть чем удивить. Каждая игрушка таит в себе какой-нибудь секрет.Это и материал, из которого она сделана, и тот образ, который она в себе заключает. Каждую игрушку создал мастер, она неповторима, создана умелыми руками. Дети должны это знать.

Богородская игрушка широко известна и любима. Вырезанные из дерева фигурки крестьян и животных в сказочных сценках выражают характер и душу народа, а история богородского прромысла неразрывно связана с судьбами нашей Родины.

Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350-400 лет назад. Уже в XV-XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Современная Богородская резьба многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.[2]. Богородским село стало называться после постройки церкви Пресвятой Богородицы.

В начале прошлого века в селе Богородское появилось первое производство. Девятнадцать мастеров объединились в артель, которую возглавил Андрей Чушкин. Позднее она получила название “Богородский резчик”. В 1960 году на фабрике работали 300 мастеров. Их работы можно было купить в магазине. Игрушки пользовались спросом. Далеко за пределами Московской области известны мастера - Н.И. Максимов, В.В. Юров, С. Бадаев, М.А. Пронин, А. А. Рыжов, И.К. Стулов и другие. Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. А.Я. Чушкин содействовал открытию в Богородском Специализированного училища-школы. Участвовал в создании первого Московского Музея игрушки. Написал книгу “Резная игрушка из дерева”

Во второй половине XIX века в богородском промысле получили распространение скульптурные группы разных размеров. В игрушках с движением, представляющих крестьянские работы, выражено уважение к труду, ставшее общей философией художников богородского промысла.

После Великой Отечественной войны в традиционно мужской промысел пришли женщины. В 40-е годы народные сюжеты уступили место литературным: мастера часто обращались к произведениям А.С. Пушкина и басням Крылова. Лучшие работы создавались на основе народных сказок.

1960-1970 годы. Игрушки этой эпохи полны тепла и юмора: в них животные осваивают человеческие профессии, становятся строителями, лесорубами, фотографами.[3]

В ноябре этого года открылась выставка “Русская народная игрушка” в столичном центре искусств на Кузнецком мосту. На экспозиции представлено около 1000 уникальных экспонатов из коллекции Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. Среди них игрушки, собранные художниками А.Бенуа, В.Матэ и М. Добужинским. Это говорит о том, что интерес к народному творчеству был всегда. Игрушке “Кузнецы” более 300 лет. Она стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками, и тут же начинается бойкая работа. В чётком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. Известному французскому скульптору Огюсту Родену когда-то подарили популярную игрушку “Кузнецы”, он хранил её у себя и однажды во время визита к нему группы русских художников модернистов вытащил её и поинтересовался: “Многие у вас смогут выточить такую игрушку?”[4]

Детям полезно знакомиться с богородской игрушкой, она развивает моторику, безопасна, экологически чистая, с приятным запахом дерева. В отличии от других деревянных игрушек она подвижная. Если фигурки закреплены на раздвигающихся планках, механизм называется "разводом". Так устроены “Солдаты на разводе”, игрушки с балансиром, "Курочки"; в затейливой "потехе" с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна.

Ребят постарше Богородская игрушка учит добру своими сюжетами басен и сказок (“Ворона и лисица”, “Волк и ягнёнок”, “Мужик и медведь” и др.). Не только у детей она вызывает восторг, но и у взрослых улыбку и радость, желание поиграть.

Поэтому урок изобразительного искусства “Красота и мудрость народной игрушки”- неотъемлемая часть программы.

Для того чтобы произвести на детей впечатление, нужны настоящие резные игрушки. Я приношу на урок коллекцию, которую собирала не один год. Игрушки вызывают у ребят радость и восхищение. Дети долго их рассматривают, играют ими.

Цели урока: 

  • знакомство учащихся с миром народной деревянной резной игрушки, как одним из видов народного творчества;
  • оценка художественных достоинств произведений богородских народных мастеров и кустарей;
  • формирование умения выполнять эскиз для объёмного изделия.

Задачи урока:

  • развивать эстетические чувства детей при знакомстве с богородской игрушкой;
  • научить выполнять эскиз богородской игрушки с элементами движения;
  • учить видеть и передавать выразительность образа, пропорции, цвет;
  • приобщать детей к изготовлению игрушек;
  • систематизация знаний учащихся о художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы по дереву;
  • способствовать самостоятельно и адекватно оценивать свои работы и работы товарищей.

Оборудование:

  • образец педагогического рисунка;
  • литературный ряд: “Богородские кузнецы” В.Василенко;
  • зрительный ряд: образцы деревянной резной игрушки из Богородска и фотоматериалы, слайды, репродукции, рисунки учащихся;
  • интерактивная доска. (Презентация);
  • музыкальный ряд: аудиозаписи русских народных мелодий;
  • деревянные богородские игрушки.

Для учащихся: альбом, карандаш, ластик, акварельные краски, гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка, карандаши и фломастеры.

Ход урока

Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Постановка цели урока.

Учитель. Сегодня мы поиграем. А чем вы любите играть? Игрушками, а какие игрушки бывают? Актуализация знаний.

Вводная беседа.

Знакомство с творчеством крестьян позволяет нам лучше узнать историю своего народа, научиться ценить и понимать традиции и народную мудрость.

Какой материал самый распространённый в жизни русского человека? “Дерево” - постоянный спутник наших предков. Подмосковный промысел резьбы по дереву находится в с. Богородское. В XVI-XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.[5]

Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяется древесина липы, ольхи, осины. Богородские мастера умело используют “разделку поверхности”. Форма игрушки строится на обобщении, передающем характерные особенности изображения человека или животного. Инструмент богородского резчика не сложен: топор, набор полукруглых стамесок, нож. Приёмы мастера - быстрая маховая резьба. Острым ножом, снимая на глаз слой за слоем, мастер решительно придаёт бруску общее движение, характер фигурки, вырезает основные плоскости или планы. Затем следует деталировка, поверхность округляется и зачищается. Рельефные, плоские и закруглённые порезки создают удивительно живописную игру поверхности и выявляют красоту неокрашенной поверхности дерева.

В народной богородской игрушке сюжеты очень разнообразны. Яркая образность, сочетание реальности и сказочности, поэтическое преувеличение.

Медведь - большой и добродушный зверь. Он трудолюбивый, любознательный. В движении мишки много выдумки, юмора, наблюдательности. Мастер подчёркивает в его характере черты, присущие человеку. Знаменитые “Кузнецы” - символ русской народной игрушки. Игрушки с балансиром, с разводами и рычажками, скрытыми в подставке, позволяют им передавать движение: бить в барабан, пилить дрова и т.д. Эстетический эффект двигающихся игрушек рассчитан на профильное положение зверя по отношению к зрителю.

Демонстрация различных по механизму игрушек.

Через пословицы и поговорки у детей формируется положительное отношение к труду, стремление добиться хорошего результата.

- Какие вы помните пословицы и поговорки?

(Доброе начало - половина дела. Делу время - потехе час. Каков мастер - такова и работа. Над чем постараешься, тому и порадуешься.) 

“Богородские кузнецы” (Стихотворение читает ученик)

Богородские кузнецы –
Мужичок и серый медведь.
Вот придумали мудрецы!
Хороши, нельзя не смотреть.
Взял дощечку и мужичонка
Молоточком ударил своим,
После мишка бьет потихоньку,
Каждый делом занят своим.
У медведя немало силы.
У крестьянина смех в глазах.
Коробейники разносили
Их в объемистых коробках.
Продавали, бродя по хатам,
Каждый громче других голосил.
За игрушки с червонным златом
Коробейник много просил.
Но за эту, что побойчее,
Но и проще в работе резной,
Брал медяк он, что всех звончее,
За подарок свой озорной.
Рассматриваем игрушки.
Упражнение по образцу учителя.

- Как получить цвет деревянной игрушки? Можно взять красный основной и смешать с зелёным, получим коричневый, разбавим его водой, тон будет бледнее. Можно использовать охру жёлтую. Получить различные оттенки, можно и другим путём – добавляя в краски белила.

Мы с вами на предыдущих уроках рисовали животных по представлению. Нарисуем эскиз игрушки в профильном положении. При желании её можно будет выполнить на уроках технологии в старших классах или с родителями дома.

Физкультминутка:

Медвежата в чаще жили
Головой они крутили, вот так, вот так
Головой они крутили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали, вот так, вот так
Дружно дерево качали.
В перевалочку ходили
И из речки воду пили, вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали, вот так, вот так
Выше лапы поднимали.

Самостоятельная творческая работа. Обобщение изученного.

- Что является изюминкой народной деревянной игрушки?

(Яркая образность, сочетание сказочного и реального, передача движения.)

Рефлексия.

- Что тебе понравилось на уроке.

Анализируя свой эскиз игрушки, опиши её. Хотел бы ты её сделать дома с помощью родителей? Кому бы ты её подарил?

Сегодня трудно найти эту чудесную игрушку на прилавках магазинов. К сожалению, многие народные промыслы по изготовлению игрушек на грани угасания, они не в силах конкурировать с натиском импортных игрушек. В настоящее время больше половины фабрики сдано в аренду, промысел переживает тяжёлые времена. Хочется надеяться, что не потеряем мы эту замечательную умную игрушку. Что могут сделать взрослые для детей? Родителям важно не остаться безучастными. Желательно интересоваться успехами детей и быть активными участниками воспитательного процесса. Важно заинтересовать пап, привлечь их к совместному творчеству.

Итогом работы стала школьная выставка рисунков на тему “Богородская игрушка” и участие в муниципальной выставке- “Народные промыслы России”.

Нашлись родители, которые поддержали интерес ребят к механическим игрушкам. Дома смастерили свои игрушки на основе народных традиций богородского промысла. Работа по изготовлению игрушки способствовала общению детей с родителями, терпению, их совместному творчеству.

Знакомство ребят с резной игрушкой не прошло бесследно. Во время игры дети вспоминали сюжеты из литературных произведений, народный фольклор, сцены из жизни.

Очень важно сохранить промысел. Надо донести до молодого поколения народные традиции. Необходимо знакомить детей с богородской игрушкой, воспитывать вкус, приучать к настоящей красоте и гармонии. Таким образом, народные игрушки важны для современной педагогики.

Используемая литература

1. М.Плотникова Богородская игрушка и скульптура XIX-XX веков ГРМ Альманах, №197. Palace Ed:tions. 2008 .

2. И.А. Хапилина Азбука народных промыслов, В.: Учитель, 2012.

3. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 1979.

4. Шренк. Об инородцах Амурского края, т. III. Спб., 1903.

5. А. Чушкин Резная игрушка из дерева. Гиз, 1927.

6. А. Тимофеевский Богородская игрушка, М. “Малыш”. 1987.

Интернет-сайты: (Приложение)

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Урок литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Журавль и цапля"". 2-й класс :: Урок окружающего мира по теме "Семейный бюджет" :: Творчество Л.Н. Толстого для детей :: «Решение задач». 2-й класс :: Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова". 2-й класс :: Дикая история ( El bar ), 2016 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Ротонда Модель 378 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD