Критерии для оценивания предметных умений в области изобразительного искусства для учащихся средней школы : МХК и ИЗО

Аннотация.

Процесс формирования специальных предметных умений необходимо сделать целенаправленным для этого должна быть разработана система критериев и уровней предметных умений.

В представленной системе оценивания специальных предметных умений в области рисунка и акварельной живописи, предложен уровневый подход. Разработанный комплекс критериев предназначен для оценивания уровня умений в баллах, исходя из стандартов и существующих критериев в области изобразительного искусства .Балльная оценка знаний с уровневым подходом способствует личностно-ориентированному обучению стимулирует к систематической работе, раскрытию творческих способностей .

Разработанная бальная система позволяет определить уровень умений учащихся. Критерии содержат задания базового и повышенного уровней .Предназначено для педагогов изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе, педагогов дополнительного образования.

Выполненная разработка может быть использована при периодическом контроле усвоения учебных тем, разделов программы обучения применяемых в практике,знание уровней дает возможность выстраивания индивидуальной траектории обучения. Разработано для авторской образовательной программы ‘Мир искусства акварели.’

Содержание.

Раздел №1. Компоновка изображения.

Раздел № 2. Владение техникой акварельной живописи.

Раздел № 3. Художественно-графические умения.

Раздел № 4. Цветовые отношения в живописи.

Система оценивания.

Оценка осуществляется на основе критериального и уровневого подхода. Каждое успешно выполненное задание или учебное действие оценивается в баллах, исходя из которых определяется уровень специальных предметных умений .

Под специальными предметными умениями будем понимать усвоенные способы и приемы предметной изобразительной деятельности учащихся, которая осуществляется самостоятельно, и необходима для выполнения учебных заданий и получения готового творческого продукта.

Под уровнем усвоения предметных умений будем понимать степень мастерства овладения учебными действиями направленными на практическое применение способов и приемов изобразительной деятельности, которая достигнута учащимися в результате обучения .

Объекты для оценивания уровня умений:

  • Продукты практической художественной деятельности учащихся.
  • Процесс практической изобразительно-выразительной деятельности учащихся.
  • Учебные действия и задания.

Инструментарий для оценки: таблица с критериями и показателями умений

Система оценивания в баллах:

5 Баллов – задание выполнено полностью, безошибочно и самостоятельно ; в полном объеме.

4 Балла – задание выполнено полностью, учебные действия однако не носят осмысленный полностью и уверенный характер, возможно требуется теоретическая дополнительная подготовка, есть небольшие погрешности, есть 1 ошибка.

3 Балла – задание выполнено есть небольшие ошибки (1 или 2) не влияющие в целом на верность выполнения задания.

2 Балла – задание выполнено частично.

1 Балл – задание выполнено слабо, при выполнении допущено несколько ошибок, для выполнения требуется помощь преподавателя.

Дополнительные баллы:

Прилежание, выполнено аккуратно – 1 балл.

Активность при выполнении – 1 балл.

Идентификация уровней:

I уровень низкий – выполнятся отдельные учебные действия и умения, последовательность действий при выполнении заданий хаотична, учебные действия при выполнении способов и приемов изображения в целом плохо осознаны, большинство заданий могут выполнить с помощью учителя.

II уровень базовый (репродуктивно-продуктивный ) – действия по воспроизведению умений в решении типовых учебных задач, применение умений при выполнении заданий по образцу, затруднения при выполнении отдельных умений.

III уровень средний (продуктивный) – уровень понимания, осмысления и применения умений для решения практико-ориентированных задач, освоен весь объем умений, предусмотренных программой за конкретный период

IV уровень повышенный (творческий ) владеет умениями позволяющими выполнять продуктивно-творческую деятельность, решать нестандартные задачи, применение предметных умений в новых ситуациях, умения переходят в навыки, действия при выполнении приемов и способов необходимых для изображения носят автоматизированный характер ,выполняются безошибочно.

Раздел № 1. Компоновка изображения. Таблица № 1.

Критерии Показатель Балл
оценка
Уровень
а) Размер изображения предметов определен верно в формате листа, изображение не маленькое и не слишком большое.
б) Изображение размещено пропорционально размеру листа: не слишком близко или далеко от края листа.
в) Размещение цветовых пятен и оттенков поддерживает композиционное построение.
г) Наблюдается единство и взаимосвязь между предметами и элементами изображения, формируется целостная система восприятия изображаемого объекта.
д) Верное определение композиционного центра геометрического и сюжетно-смыслового.
е) Передача движения, динамики.
ж) Пропорции предметов передаются верно близки к реальным.
з) Отчетливо выражены три пространственных плана с передачей перспективы предметов и объектов.
и) Общее пространственное положение предметов, их форма переданы верно, учтены правила пространственного расположения элементов.
к) Умение выделить и передать в композиции наиболее важное и главное.
л) В композиции передано разнообразие и в тоже время есть некоторый объединяющий элемент.
м) В композиции использован ритм пятен, линий, точек.
н) Композиция построена на нюансе (цвета, света, размера формы).
о) Композиция не перегружена смысловыми и пластическими составляющими.
п) Найдены пропорциональные соотношения между изобразительными пятнами и плоскостью листа.
р) Имеется соответствие в графической, тональной и цветовой нагрузке элементов.
с) Оригинальность подхода к теме, полнота ее раскрытия.

Определение уровня с помощью баллов для таблицы № 1.

I уровень низкий 17–33 баллов.

II уровень базовый 34–50 баллов.

III уровень средний 51–67 баллов.

IV уровень высокий 68–85 баллов.

Раздел № 2. Владение техникой акварели Таблица № 2.

Критерии Показатель Балл
оценка
Уровень
Художественно-графический а) Акварель нанесена ровным прозрачным слоем, слои краски просвечиваются.
б) Использованы разнообразные приемы при выполнении заливок.
в) Изображение предметов, их контуров не обведено краской.
г) Использованы живописные мазки, подчеркивающие форму предметов.
д) Нет перегрузки изображения краской, дающей ощущение в некоторых местах грязности.
е) Использованы цвета предметов близкие к цветам натуры.
ж) Есть попытки найти живописные переходы цветов при изображении предметов.
з) Владение технологией -лессировки.
и) Выполнение мазков не выходящих за границы предметов.
к) Выполнение узнаваемого изображения объектов при выполнении живописи методом по сырому.
л) Выбор и выполнение горизонтальных, вертикальных, диагональных и др.мазков в зависимости от формы предмета или объекта.

Определение уровня с помощью баллов для таблицы № 2.

I уровень низкий 11–21 баллов.

II уровень базовый 22–31 баллов.

III уровень средний 32–43 баллов.

IV уровень высокий 44–55 баллов.

Раздел № 3. Художественно-графические умения Таблица № 3.

Критерии Показатель Балл
оценка
Уровень
Художественно-графический а) Сохранение направленности движения карандаша при штриховки или кисточки при наложении мазков своевременная остановка движения, регуляция размаха движения.
б) Рисование линий и криволинейных форм карандашом.
в) Умение обмакивать кисть в краску, регулировать и накапливать необходимое количество краски.
г) Рисование прямых и криволинейных линий кисточкой.
д) Умение держать карандаш в разных позициях.
е) Выполнение и регуляция нажима,при выполнении различного вида линий и штрихов.
ж) Формирование нужного объема краски на кисточки при выполнении изображения.
з) Смешивать цвета на палитре, приготовление необходимого объема смеси краски для заливки.
и) Объем предметов лепится живописным мазком.
к) Четко определены и прорисованы мелкие детали предметов.
л) Использованы разнообразные штрихи на разных планах.
м) Наблюдаются плавные переходы градаций тона.

Определение уровня с помощью баллов для таблицы № 3.

I уровень низкий 12–23 баллов.

II уровень базовый 24–35 баллов.

III уровень средний 36–47 баллов.

IV уровень высокий 60–48 баллов.

Раздел № 4. Соблюдение цветовых отношений Таблица № 4.

Критерии Показатель Балл
оценка
Уровень
а) Цвет предметов передается в соответствии с освещением.
б) Есть сочетания теплого и холодного цветов.
в) Найдено соответствие цветовых акцентов общей организации изображения.
г) Цвет между предметами по тепло-холодности найден пропорционально к цвету окружения.
д) Определен колорит работы и найдена цветовая гармония.
е) Верное соотношение между насыщенными и ненасыщенными цветами.
ж) Использованы цветовые контрасты.
з) Цветовое решение каждого плана композиции хорошо различается.
и) Цветовые отношения в живописи соответствуют действительным соотношениям цвета в натуре.
к) Цветовой строй изображения соответствует основной теме и замыслу.
л) Есть декоративность и работа цветовых пятен.

Определение уровня с помощью баллов для таблицы № 4.

I уровень низкий 11–21 баллов.

II уровень базовый 22–32 баллов.

III уровень средний 33–43баллов.

IV уровень высокий 44–55 баллов.

Читать еще:


Новые материалы:

Мелодия костюма :: Урок-КВН. Обобщающий урок по проекционному черчению :: Урок производственного обучения "Оператор добычи нефти и газа" :: Урок технологии в начальной школе. Тема "Оригами. Щит". (К 630-летию Куликовской битвы) :: Профпробы по специальности "Электромонтер" :: Маленький вампир ( The Little Vampire 3D ), 2017 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Аллегра 140х200 Модель 1204 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD