Русская матрешка : МХК и ИЗО

Цели урока:

  • познакомить детей с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полховского Майдана;
  • воспитывать любовь к народному искусству;
  • развивать творческую фантазию детей;
  • углублять знания о народном творчестве;

Задачи:

  • обучить детей умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров,
  • анализировать и сравнивать матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полховского Майдана;
  • развить умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ;
  • формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Вид урока: ДПИ

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивно-поисковый, практический.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран.

Музыкальное сопровождение: народная музыка, наигрыш, частушки.

Материалы для занятия: для учителя: выставка игрушек, репродукции матрёшек, презентация; для учащихся: цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги А2.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

Здравствуйте, садитесь.
Все дети очень любят играть. Ребята, а у вас есть любимые игрушки? Назовите их.
Сегодня на уроке я расскажу вам об одной игрушке. Угадайте, только загадку до конца прослушайте.

Словно репка, она крутобока,
А под алым платочкам на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть:
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрешка)

– Итак, как звучит тема урока? – Русская матрешка. (Презентация. Слайд 1).

Прообразом русской матрёшки стала, завезённая с острова Хонсю, японская деревянная фигурка добродушного и весёлого старичка – буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось ещё несколько фигур, вложенных одна в другую. Сами японцы утверждают, что первым такую игрушку выточил безвестный русский монах. (Слайд 2).
Кокэси — это традиционная деревянная кукла, которая символизирует у жителей страны восходящего солнца семейное счастье. (Слайд 3)
Посмотрите, ребята, похожи эти игрушки на русскую матрёшку? Чем?– ответы….
Русская деревянная матрешка родилась в конце 19 века в1890 г. в Сергиевском посаде (Загорске). Русским художникам – умельцам понравились японские игрушки, и они захотели придумать свой национальный вариант. Художник Сергей Малютин нарисовал игрушку, а токарь – игрушечник Василий Звездочкин вырезал из дерева липы. Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. (Слайд 4) .
Матрешка сразу же понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: “До чего же похожа на нашу Матрёну!”. С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.
Давным-давно имя Матрена, Матреша считалось одним из самых распространенных женских имен. В его основе лежит латинское слово “mater”, “мать”. Потому в народе имя Матрена ассоциировалось с матерью, причем многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь много детей.
Матрешка – настоящая русская красавица. Румяная в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. В руках у нее то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Но, главное, эта куколка – с секретом!
– С каким секретом? Кто знает? – ответы…
Внутри нее прячутся сестрички, мал-мала-меньше. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.
Первоначально классическая русская матрёшка всегда вмещала семь фигурок. И, согласно традиции, платочек и одежда каждой матрёшки были окрашены в один из цветов радуги. Вспомните радугу: её цвета всегда идут в строго определённом порядке – “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. (Показ цветового круга).
Начиная с красного и заканчивая фиолетовым цветом. В результате самая маленькая матрёшка всегда была красной, а самая большая – фиолетовой. Цвета имели свое значение: (Слайд 5)

Красный цвет притягивает к себе живительные силы Земли, её энергию.
Оранжевый цвет несёт всему силу плодородия.
Жёлтый – даёт здоровье и устойчивость.
Зелёный поддерживает наши душевные силы и нашу интуицию.
Голубой способствует общению с другими людьми, подпитывает наши нервные и интеллектуальные силы.
Синий цвет открывает нам знание законов Вселенной и дар предвидения.
Фиолетовый контролирует гармоничное распределение энергий всех видов в организме.

ВОПРОС: А кто мне скажет, когда появилась первая матрёшка?
ОТВЕТ: Первая матрёшка появилась в конце XIX века в 1890 г.
Выточить эту игрушку поручили потомственному мастеру-игрушечнику В.П.Звёздочкину.
ВОПРОС: Кто расписал первую матрёшку?
ОТВЕТ: Расписал первую матрёшку талантливый художник С.В.Малютин.
ВОПРОС: Кого изображала матрёшка?
ОТВЕТ: Матрёшка изображала крестьянскую девочку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с чёрным петухом, серпом и хлебом в руках.
ВОПРОС: Почему русскую деревянную куклу прозвали Матрёшкой?
ОТВЕТ: Имя Матрёна было одним из самых распространённых женских имён, в основе которого лежит латинское слово “mater”, означающее мать.
Матрешка символизирует дружбу и любовь, пожелания счастья и благополучия. Самые известные центры производства игрушек: Загорск, Семеново, Полхов-Майдан.

Загорская матрешка. (Слайд 6)

На загорской матрешке локальными цветами: красным, зеленым, синим, желтым четко обозначены силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют “пестрёшкой”. В руках матрёшка обязательно что-то держит (платок, серп, петух, узелок, карзинка).

Семеновская матрешка. (Слайд 7)

В Семенове, Нижегородской области, матрешки выглядят иначе. Впереди игрушка расписывается декоративными цветами. В основном используют три цвета — красный, зеленый и желтый. Обратите внимание на лицо – реснички, щечки, губы тщательно прорисованы.

Полхов-Майданская матрешка. (Слайд 8)

Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука, рук. Овал лица с кудряшками волос. Вместо этого условный овал на двуцветном фоне – вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. малиново – красного, зелёного и чёрного цветов
Предлагаю сравнить роспись трех наиболее известных промыслов росписи матрешек. Ответьте на вопрос: Какие приемы росписи используют мастера загорские, семеновские, полхов-майданские.

Проблема – чем похожи и чем различаются игрушки? Для разрешения проблемы организуется групповая работа. Дети анализируют иллюстративный материал в трёх группах, заполняют таблицы. (Приложение 1).

Физпауза (слайд 9)

А теперь ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело!

– Отдохнули немного, а теперь я предлагаю вам украсить матрешки аппликацией, в соответствии с промыслом. Самостоятельная групповая работа учащихся. Инструктаж ТБ работы с ножницами.

Музыка. Учащиеся выполняют работу под русские народные мелодии.

Итог урока

Дети выходят с матрешками, прикрепляют к доске. Проводят анализ работ по заполненным таблицам. Рассказ о данной матрешке и промысле.

Рефлексия

– Что нового вы узнали, какие знания получили на уроке?
– Понравилась ли тебе практическая часть урока?
– Продолжи фразу: Как я сегодня работал на уроке? (самооценка)

Приложение 1

Анализ Загорской матрёшки

Название, промысел  
Основные цвета                                                            
Что украшалось росписью на матрешке?  
Основные элементы росписи  

__________________________________________________________________

Анализ Семеновской матрёшки

Название, промысел                                                         
Основные цвета  
Что украшалось росписью на матрешке?  
Основные элементы росписи  

__________________________________________________________________

Анализ Полхов-Майданской матрёшки

Название, промысел                                                         
Основные цвета  
Что украшалось росписью на матрешке?  
Основные элементы росписи  
Читать еще:


Новые материалы:

Детский сад и семья – единое образовательное пространство :: "Иван Купала" :: Воспитание сенсорной культуры — основа умственного развития детей :: Познавательно-тематический досуг. Инсценировка сказки "Зимовье" (кукольный театр; подготовительная группа) :: Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с использованием нетрадиционных материалов или игры с пробками :: Огни большой деревни, 2016 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Ротонда Модель 378 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD