Авторская программа "Городецкая роспись" : МХК и ИЗО

Пояснительная записка.

Введение.

“Городецкая роспись” включена в адаптированную учебную программу по ИЗО в 7 классе ГБОУ ЦЛПиДО “Наш дом”. В основе данной программы – учебный материал для коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией И.М.Бгажноковой, Москва, Просвещение 2006 г.

План и структура работы Городецкой росписи разработаны с учетом особенностей интеллектуального, физического развития детей, их эмоционально-волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования изобразительной деятельности детей с ОВЗ, опыт обучения этому предмету. На занятиях применяется дифференцированный подход к обучению детей – с учетом их возможностей в связи с тяжестью и глубиной дефекта.

Актуальность.

Неотъемлемой частью любой культуры являются народные художественные промыслы, которые подразумевают творческую деятельность по созданию художественных изделий, в основе которых заложены традиции ручного труда. Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Для детей с ОВЗ приобщение к такому жанру русского творчества имеет большое значение для их общего развития. Они должны не только знать о таком виде прикладного искусства как Городецкая роспись, но и уметь отличать его от других народных промыслов.

Занятия по Городецкой росписи увлекательны, интересны и доступны пониманию детям, поэтому они включены в программу по ИЗО 7-го класса.

На уроках по Городецкой росписи дети знакомятся с одним из народных промыслов, узнают какие сюжетные мотивы, животный мир, цветочные орнаменты использовались при написании картин.

На практике, каждый ученик расписывает деревянную разделочную доску с изображением птицы и цветочных орнаментов.

На занятиях применяются следующие методы:

– словесные, наглядные, практические (наблюдение, демонстрация изобразительных действий с кистью и красками, показ отдельных этапов рисования и др.);
– сравнения;
– “подвижной аппликации” – выбор вариантов цветов для решения живописной задачи.

Приемы:

– совместные действия учителя и учащихся;
– занимательные упражнения;
– увлекательное рисование по одному из мотивов народных промыслов.

Городецкая роспись включает в себя несколько этапов:

1. Ознакомление с Городецкой росписью.

Название “Городецкая Роспись” пошло от названия древнего русского города Городец, что стоит в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Город был основан еще в 1152 году Юрием Долгоруким. Яркая, лаконичная роспись (жанровые сцены, фигурки коней, цветочные узоры) выполняется свободным мазком с черной и белой графической обводкой. Для изделий используется древесина из окружающих город лесов.

Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.

2. Ознакомление с мотивами Городецкой росписи.

Наиболее распространенными мотивами являются:

– цветы (розы, купавки с симметричными листьями);
– “Древо жизни” – традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам “древа”, могут быть изображены кони или птицы;
– всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

– цветочная роспись;
– цветочная роспись с включением мотива “конь” и “птица”;
– сюжетная роспись.

3. Общее ознакомление с техникой выполнения росписи.
4. Выполнение росписи на деревянной основе (разделочная доска) – грунтовка с помощью разбавленного клея ПВА.
5. Обводка рисунка тонкими линиями карандашом по заранее приготовленному шаблону.
6. Раскрашивание композиции гуашью – “замалевок”.
7. Раскрашивание композиции гуашью – “оттеневка”.
8. Раскрашивание композиции гуашью – “разживка”.
9. Нанесение черной и белой краской штрихов и точек – “оживка”.
10. Покрытие доски бесцветным лаком.
11. Демонстрация изделий (на ярмарке, участие в выставках и др.).

На рисование “Городецкой росписи” выделено 11 часов, из которых:

– знакомство с Городецкой росписью – 1 ч.;
– знакомство с мотивами росписи – 3 ч.;
– грунтование поверхности доски – 1 ч.;
– нанесение рисунка карандашом – 1 ч.;
– разукрашивание рисунка – 5 ч.

Цель занятий: приобщение учащихся к народно-прикладному творчеству.

Задачи занятий:

Коррекционно-развивающие:

развитие зрительно-пространственной координации;
развитие мелкой и крупной моторики руки;
– развитие внимания;
– развитие речи;
– развитие мышления, памяти, воображения.

Обучающие:

обучение работе с клеем ПВА;
ознакомление с Городецкой росписью;
– обучение работе с шаблоном;
– ознакомление с такими понятиями в росписи как “замалевок”, “оттеневка”, “разживка”, “оживка” и применение их на практике;
– ознакомление с основными цветами палитры;
– обучение технике рисования Городецкой росписи.

Воспитательные задачи:

– воспитание целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности;
воспитание эстетических чувств, понимания красоты окр. действительности;
воспитание умения работать коллективно.

К концу обучения курса ученики должны знать:

основные мотивы Городецкой росписи;
– основные цвета в палитре.

Ученики должны уметь:

грунтовать поверхность разделочной доски (наносить кисточкой разбавленный клей);
– обводить рисунок по шаблону карандашом;
– правильно использовать цветовую гамму в палитре (сравнивать цвета в палитре с готовым изображением);
– разукрашивать рисунок с частичной помощью педагога;
– работать коллективно, не мешать друг другу на уроке.

Фото занятий с учениками 7 класса – в Приложении 1.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок литературы в 7-м классе. Рассказ А.Чехова "Толстый и тонкий". Нравственный облик героев :: Урок литературы по теме "Целый мир от красоты…" 8–9-й класс :: Формирование читательских компетенций учащихся на уроках литературы через систему заданий проверочного характера :: Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы :: А.П. Чехов. Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье :: Красавица и чудовище ( Beauty and the Beast ), 2017 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Монблан Модель 383 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD