Учебная программа по лепке : МХК и ИЗО

Пояснительная записка.

Авторская программа дополнительного образования по “Лепке” является результатом практической работы и направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения техникой лепки из пластилина, глины и соленого теста.

Направленность деятельности – художественно-эстетическая.

Способ освоения содержания программы – творческий.

Занятия скульптурной пластикой обретают сегодня особую актуальность благодаря уникальным возможностям обучения детей творить новое, многообразное, бесценное, неповторимое. Пластичность материалов, оптимальная трудность процесса лепки, вариативность смысловой нагрузки и множественность образного решения изделия, особенности протекания творческой деятельности при создании керамики, задействующей разные психические качества ребенка – все это обуславливает и предполагает успешное развитие творческих способностей юных художников.

Польза и целесообразность занятий керамикой в художественных школах не вызывает сомнения.

Изучение керамики в художественных школах будет прогрессировать еще потому, что в профессиональной школе, которой является художественная школа, органически сочетаются знания и умения, полученные учащимися по рисунку, живописи, скульптуре, композиции.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит лепке. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, воображения, пространственного мышления, общую ручную умелость, мелкую моторику, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия лепкой являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Цели и задачи программы:

– дать возможность учащемуся в полной мере реализовать свой творческий потенциал, раскрыть и развить его творческие способности;
– развивать художественно-творческие способности учащихся, их фантазию, образное мышление, воображение, навыки самостоятельной деятельности, инициативы, творческой активности, мелкой моторики рук;
– формирование умения планировать работу по реализации замысла предвидеть результаты достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
– устойчивого интереса к культуре народов Севера;
– воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности, художественный вкус и любовь к искусству, формировать способность учащихся воспринимать и оценивать продукты художественно-декоративной деятельности с эстетической точки зрения;

Отличительной особенностью является:

– использование разных видов пластического материала для работы (глина, пластилин, соленое тесто, бумага).
– включены региональные компоненты для знакомства с элементами национальной культуры народов Севера.
– иногда в темы уроков вносятся небольшие коррективы, что является актуальным и необходимым условием сегодняшнего дня.
– основное содержание программы составляет знакомство с художественными промыслами народной детской игрушки и ее образно-эстетическим богатством через практическое освоение
обучающимися технологии ее изготовления и коллективный творческий труд.
– в течение 4-х лет программа апробируется, живет и продолжает приносить свои результаты.

Режим занятий. Данная программа рассчитана на обучение с 7 лет. Продолжительность реализации программы – 4 года (при 7-летнем обучении). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа, 68 часов в год. В среднем каждый ребенок изготавливает за год от 10 до 20 поделок и творческих работ по темам программы.

Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержание уроков. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на 4-х тематических блоках:

I – “Мир природы”

– дети лепят листья деревьев, грибы, овощи, фрукты с натуры, по памяти и по представлению; знакомятся с исходными формами лепки: шар, конус, цилиндр; с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморт.

II – “Мир животных”

– лепка из пластилина (глины) птиц, насекомых, рыб, млекопитающих диких и домашних животных по памяти, по представлению; знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре.

III – “Мир фантазий” – лепка сказочных, фантастических, декоративных композиций, изразцов (масок).

IV – “Мир человека”

– мир фантазий и увлечений человека (посуда, костюмы, транспорт, архитектура) и тематические композиции по темам сюжетов быта и труда человека. Но это деление не означает деление по четвертям. В четверть включаются задания со всех разделов соответственно по классам.

Методические рекомендации.

Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.

На начальном этапе работы – осваивание способов и технологии – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические приемы изготовления изделия. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого ученика в художественном и технологическом исполнении.

Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости, в ходе которых преподаватель, разъясняет учащимся содержание задания и указывает методы его выполнения и применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы. В процессе обучения необходимо уделять постоянное внимание межпредметным связям. Рекомендуется также проводить экскурсии в музеи, на выставки, устраивать тематические показы или выставки репродукций художников.

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы.

Работа с глиной в сочетании с обязательной росписью игрушек расширяет круг знаний детей не только о пластике материала, о гибкой изменчивой форме, но и позволяет овладеть полезными техническими навыками, чувством пропорций и цветовосприятия, тренирует руку и глаз, способность координировать движение руки сознательно воспринимаемым объектом.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

– Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.
– Практические умения и навыки.
– Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.
– Итоговые просмотры работ участие в выставках, конкурсах.
– Создание коллекции сувенирных игрушек для ветеранов, инвалидов, а так же для выставок-ярмарок.

Тематический план 1 класс.

 

 

Название темы Кол-во часов
 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

I. “Мир природы”

Вводная беседа.

Многообразие форм в природе (лепка овощей и фруктов).

Мир природы полон украшений (лепка бабочки-красавицы, украшение крыльев бабочки налепами, божья коровка, и т.д.).

Лепка листьев простой формы.

Лепка дерева (исходная форма – цилиндр).

Грибы на лесной поляне.

 

2

4

4

4

4

4

Итого по разделу 22
 

1.

2.

3.

4.

II. “Мир животных”

Мой любимый друг – щенок (котёнок).

Лепка птиц

Лепка диких животных.

Композиция “Птичий двор” (курица с цыплятами, петух, индюк) (дымковская игрушка).

 

2

4

4

4

Итого по разделу 14
 

1.

2.

3.

4.

III. “Мир фантазий”

Лепка сказочного героя.

Фантастические животные.

Декоративные рельефы.

Какие можно придумать дома? (Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов).

 

4

4

4

2

Итого по разделу 14
 

1.

2.

3.

4.

IV. “Мир человека”

Магазин игрушек.

Композиция “Новый год” (ёлочка, снеговик, дед мороз, снегурочка)

Лепка игрушек-свистулек (Филимоновская игрушка)

Лепка композиции “Девочка катает снежный ком”

 

4

4

6

4

Итого по разделу 18
Итого за год 68

Первый класс.

Тема: Вводная беседа: Предмет – лепка.
Задачи: знакомство со скульптурой как видом изобразительного искусства; изучение особенностей композиции трёхмерного изображения знакомство с техникой безопасности, оборудованием и пластическими материалами, правилами поведения на уроке, подготовки и уборки рабочего места, разбудить интерес и внимание, лепка на свободную тему для выявления уровня подготовки детей.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: по замыслу.
Количество часов – 2 ч.

Тема: Многообразие форм в природе.
Задачи: Беседа о многообразии форм в природе; лепка предметов простой формы (овощей фруктов) дать представление о пропорциях и характере предметов, плоскостях.
Материал: пластилин, стеки, дощечка
Задание: лепка овощей, фруктов.
Количество часов – 4

Тема: Лепка дерева.
Задачи: различать породы деревьев, познакомить с исходной формой цилиндр, развитие наблюдательности, начальные навыки пространственных построений в объеме, научиться использовать художественные термины и понятия.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка дерева.
Количество часов –4 ч.

Тема: Лепка листьев простой формы.
Задачи: знакомство с новой исходной формой – конус, выполнить из конуса и шара простые листья, прикрепить черенок, воспитывать интерес к лепке, умение планировать работу.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка листьев.
Количество часов –4ч.

Тема: Мир природы полон украшений.
Задачи: просмотр слайдов с изображением насекомых в природе. Беседа о красоте природы, научить, используя исходные формы – шар, цилиндр. Слепить бабочку – красавицу, божью коровку и т.д. Дать новое понятие – жгут. Украсить налепами бабочку.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка бабочки, стрекозы и других насекомых.
Количество часов – 4 ч.

Тема: Грибы на лесной поляне.
Задачи: дать детям новое понятие – исходная форма – диск, закрепление исходной формы – цилиндр, учить составлять композицию из грибов.
Материал: пластилин, стеки, дощечка
Задание: слепить грибы и составить композицию.
Количество часов – 4 ч.

Тема: Мой любимый друг – щенок (котенок).
Задачи: знакомство с исходной формой – овал. Учить детей лепить щенка, используя игрушку в качестве натуры. Передавать форму частей игрушки овоидную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги). Передавать пропорциональное соотношение частей и деталей (уши, хвост, лапы), развитие наблюдательности за характером поведения животного; бережного отношения к “братьям меньшим”.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: слепить щенка, котенка.
Количество часов – 2 ч.

Тема: Лепка птиц.
Задачи: Беседа о птицах, научить вести наблюдения в окружающем мире,
знакомство с творчеством художников-анималистов,
познакомить детей с новым для них исходных форм, расширить предметный ряд, развивать фантазию и объемное видение композиции включают все ранее изученные изделия в качестве
дополнений и украшений.
Материал: пластилин или материал по выбору.
Задание: слепить птицу синицу или снегиря.
Количество часов – 4 ч.

Тема: Лепка диких животных.
Задачи: учить передавать в обобщенном виде строения, пропорции и характерные детали фигуры животного, закрепить некоторые технические приемы из целого куска: сгибание бруска пластилина (глины) надрезание стеком, отгибание части для головы, продолжать знакомить с произведениями великих художников-анималистов, воспитание бережного отношения к природе.
Материал: по выбору, стеки, дощечка.
Задание: лепка медведя, волка.
Количество часов – 4 ч.

Тема: Композиция “Птичий двор” (курица с цыплятами, петух, индюк).
Задачи: познакомить с применением исходных форм в новых изделиях, с народным промыслом (дымковским) рассказать им об истории промысла, о тематике изделий, о значении его в жизни людей раньше и сейчас.
Материал: пластилин, стека, печатки.
Задание: лепка курицы с цыплятами, составить композицию.
Количество часов – 4 ч.

Тема: Лепка сказочного героя.
Задачи: Развитие образного мышления у детей, способности передать выразительных особенностей сказочного героя, использовать знакомые способы лепки, опираясь на умения, полученные ранее, поощрять творческий подход к работе.
Материал: пластилин (или глина).
Задание: лепка сказочного героя по замыслу.
Количество часов – 4 ч.

Тема: Фантастические животные.
Задачи: показать способ создания образа фантастического существа, компонуя на месте части тела разных животных в одно изображение, развитие фантазии и творческого мышления,
придумать название, которое бы отражало характер или настроение чудо-зверя.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: слепить фантастического животного.
Количество часов – 4ч.

Тема: Декоративные рельефы.
Задачи: Беседа о декоративном искусстве. Знакомство с его особенностями, обучение приёмам переработки форм предметов окружающего мира в декоративную композицию, дать понятие рельефа, учить рельефное изображение примазывать стекой к пластинке.
Материал: эскизы, пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка рельефа по замыслу.
Количество часов – 4 ч.

Тема: Какие можно придумать дома? (Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов.)
Задачи: изготовить декоративные фигурки в форме овощей и фруктов, самостоятельно найти способы лепки, придумать сказку, развитие фантазии, воображения, мелкой моторики пальцев рук.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка сказочных домиков по замыслу.
Количество часов – 2 ч.

Тема: Магазин игрушек.
Задачи: научить детей видеть и ощущать чувствовать руками геометрически правильную форму шара, знакомство способами раскатывания шара и требованиями к форме, уметь воплощать
ее в изделии.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: слепить свою любимую игрушку.
Количество часов –4ч.

Тема: Композиция “Новый год”.
Задачи: анализ форм, умение выбрать нужные цвета и исходные формы, развивать стремление детей быть оригинальным в создании образа деда Мороза (Снегурочка, елочки, снеговика).
Материал: пластилин, стеки, дощечка
Задание: лепка Деда Мороза, Снегурочки, Снеговика,
Количество часов – 4 ч.

Тема: Игрушка – свистулька. (Филимоновская.)
Задачи: расширение знаний из области декоративно-прикладного искусства, продолжение знакомства с творчеством народных мастеров, знакомство с новыми приемами лепки, характерными особенностями узоров филимоновской игрушки.
Материал: глина, стеки, краски для росписи, кисти.
Задание: лепка филимоновского петушка-свистульки и её роспись.
Количество часов – 6 ч.

Тема: Лепка композиции “Девочка катает снежный ком”.
Задачи: формирование представления о строении человеческой фигуры, учить детей лепить фигуру девочки в движении в зимней одежде, использовать стеку для прорисовки штрихами меха на одежде, плотно скреплять части фигуры, умение выделять главное, характерное, придать фигуре устойчивость.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка фигуры девочки в зимней одежде, составить композицию.
Количество часов – 4 ч.

К концу 1 года обучения дети должны

Знать:

– виды современного декоративно-прикладного искусства;
– технологию лепки изделий;
– правила безопасности труда и личной гигиены при лепке;
– организацию рабочего места;
– инструменты и приспособления (стеки, формовочные лопатки, подкладные доски).

Уметь:

– различать и лепить формы: шара, конуса, цилиндра;
– владеть способами лепки: конструктивным, пластическим, комбинированным
– убирать своё рабочее место;
– бережно относиться к работам товарищей.

Тематический план. 2 класс.

п/п

Название темы Кол-во часов
 

1.

2.

3.

4.

I. “Мир природы”

“Что созрело в огороде?”. Лепка овощей.

“Что созрело в саду?”. Лепка фруктов.

“Кто на листике живет?”. Лепка кузнечика, бабочки, стрекозы, жуков, пауков.

Композиция “Подводный мир”. (Рыбки медузы, морской конёк, осьминог крабы)

 

2

4

6

4

  Итого по разделу 16
 

1.

2.

3.

II. “Мир животных”

Лепим зоосад. (Лев, тигрёнок, жираф, зебра, носорог, бегемот).

Птица. (Сова, воробышек, сорока, ворона, тетерев).

Выражение характера животных в выразительно позе (белка, лиса и т.д., по выбору).

 

6

6

4

  Итого по разделу 16
 

1.

2.

3.

III. “Мир фантазий”

Композиция “Древний мир”. (Лепка динозавров, мамонтов и т.д.)

Лепка диковинных сосудов.

Декоративные пластины. Барельеф.

4

4

6

  Итого по разделу 14
 

1.

2.

3.

4.

5.

IV. “Мир человека”

Зимние игры. Лепка фигуры человека в движении: “Я на лыжах”, “Я на коньках” и т.д.

Сказочный олень. Лепка по представлению.

Русский пряник.

Ваза для цветов.

Тарелка, украшенная рельефом.

 

4

4

4

4

4

  Итого по разделу 20
  Итого за год 66

Второй класс.

Тема: Что созрело в огороде? Лепка овощей.
Задачи: учить передавать различия в форме овощей и характерные особенности, используя нужные исходные формы (например, свекла-шар, морковь-конус), дорабатывать детали.
Материал: пластилин, стеки.
Количество часов – 2 ч.

Тема: Что созрело в саду? Лепка фруктов.
Задачи: учить передавать в лепке различия в форме и величине фруктов; продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стеку для прорисовки некоторых деталей у фруктов.
Материал: пластилин, стеки (или бумажное тесто, мучной клейстер).
Задание: слепить муляж фрукта, покрасить.
Количество часов – 4 ч.

Тема: Кто на листике живет? Лепка кузнечика, бабочки, стрекозы, жуков, пауков.
Задачи: расширить представление детей о представителях фауны нашей страны, обратить внимание на их форму и строение, на прозрачность и сетчатый узор крыльев (стрекозы, бабочки), учить лепить конструктивным способом, передача динамики, характера и намерения насекомых.
Материал: пластилин, стеки.
Задание: слепить насекомых на выбор и составить композицию.
Количество часов – 6 ч.

Тема: Композиция “Подводный мир” (рыбки, медузы, морской конек, осьминог, крабы).
Задачи: учить строить многофигурную композицию, использовать прием вытягивания, соблюдение пропорций, научить оформить композицию в картонной коробочке, где должен быть фон, травы, водоросли, камушки – ракушки и т.д.
Материал: пластилин, стеки, дощечка, короб очка.
Задание: лепка обитателей моря; составление композиции.
Количество часов – 4 ч.

Тема: Лепим зоосад (лев, тигренок, жираф, зебра, носорог, бегемот).
Задачи: рассказать о разнообразии форм животного мира, о понятии пластика, анализ строения фигуры животного, научить собрать фигуру животного из доработанных исходных форм, передачи в динамике, знакомство с художниками-анималистами, их произведениями, показ иллюстраций.
Материал: по выбору учителя.
Задание: слепить животных и составить коллективную композицию.
Количество часов – 6 ч.

Тема: Птица (сова, воробышек, сорока, ворона, тетерев, глухарь)
Задачи: формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птиц; слепить птиц из целого куска, передавать характерные особенности: пропорции тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; учить передавать в динамике: в полете, сидящей на ветке, с повернутой головой, клюющего зерна и т.д.
Материал: по выбору: пластилин или (глина с последующей росписью).
Количество часов – 6 ч.

Тема: Выражение характера животных в выразительной позе (белка, лиса и т.д. по выбору).
Задачи: вспомнить с детьми русские сказки, в которых есть описание животного, обратить внимание на пластичность фигуры, на то, как глядя на зверя, можем догадаться, что животное подкрадывается, или у него сломана лапа и т.д., особенности лепки из солёного теста.
Материал: солёное тесто, стеки, дощечка.
Задание: лепка животного, составить композицию по сказке.
Количество часов – 4 ч.

Тема: Композиция “Древний мир” (лепка динозавров и т.д.)
Задачи: учить соблюдать формы деталей и их соразмерность в изделии и изделий в композиции, знания исходных форм и приемы их доработки, использовать плоские рисованные изображения для объемных форм, пользоваться схемами с условными обозначениями.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка динозавров.
Количество часов – 4ч.

Тема: Диковинных сосудов.
Задачи: обогащение художественных представлений детей о декоративно-прикладном искусстве; формирование у учащихся представления о связи эстетических и функциональных качеств посуды развитие у учащихся умений конструирования художественной формы, мелкой моторики пальцев рук.
Материал: глина, стеки, дощечка, акриловые краски.
Задание: Слепить сосуд и расписать.
Количество часов – 6 ч.

Тема: Декоративные пластины.
Задачи: дать понятие о барельефе, продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры рыбок (птиц), прикреплять к основе (пластине), украшать налепами, ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм.
Материал: по выбору учителя.
Задание: слепить барельеф.
Количество часов 4 ч.

Тема: Зимние игры. Лепка фигуры человека в движении: “Я на лыжах”, “Я на коньках”.
Задачи: закрепление приёмов восприятия; обучение созданию художественного образа, учить передавать движения человека, выделяя характерные особенности каждой фигуры в зависимости от вида спорта, воспитывать аккуратность, усидчивость в работе, размещать на подставке.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка фигуры человека в движении.
Количество часов – 4 ч.

Тема: Сказочный олень.
Задачи: Создание художественного образа, утрируя особенности частей тела (П.Бажову “Серебряное копытце”), совершенствование представлений о композиции в скульптуре, дальнейшее развитие пространственного воображения.
Материал: глина, акриловые краски, кисти, грунт.
Количество часов – 4 ч.

Тема: Русский пряник.
Задачи: Знакомство с новым видом народного творчества, обучение приемам переработки форм предметов окружающего мира (растительных, животных, техники) в декоративную композицию; совершенствование технических приемов изготовления рельефа.
Материал: глина, стеки, дощечка.
Задание: лепка рельефа.
Количество часов –4 ч.

Тема: Ваза для цветов.
Задачи: обратить внимание детей на то, для какой цели предназначены вазы, на выразительность и разнообразие их форм, научить детей лепить вазу и украшать ее (можно использовать за основу банку), развивать моторику пальцев, эстетическое восприятие, вкус, воспитывать усидчивость.
Материал: разнообразной формы банки, пластилин, семена растений, засушенные цветы и плоды, тесьма, гуашь, кисти, вода, салфетки, пластилин.
Задание: лепка вазы.
Количество часов – 4 ч.

Тема: Тарелка, украшенная рельефом.
Задачи: научить детей делать настенное панно, развивать мелкую моторику рук, глазомер, зрительное восприятие, фантазию, творчество, желание украсить свой дом.
Материал: пластилин или глина с последующей росписью тарелки
Задание: слепить тарелку – панно.
Количество часов – 4 ч.

К концу 2 года обучения дети должны:

Знать:

– творчество художников-анималистов;
– произведения современных художников России;
– свойства материала (пластилин, глина, солёное тесто);
– об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;
– понятия: рельеф, барельеф;
– правила планирования и организации труда.

Уметь:

– пользоваться стекой, печаткой, самостоятельно определять количество глины (пластилина, солёного теста);
– лепить конструктивным, пластичным, комбинированным способом: лепить простейшие объекты действительности по памяти и представлению; видеть общую, форму и отдельные детали, движение;
– выполнять рельефные и объемные композиции;
– оформить готовое изделие соответственно его назначению.

Тематический план. 3 класс.

п/п

Название темы Кол-во часов
 

1.

2.

3.

4.

5.

I. “Мир природы”

Композиция по летним впечатлениям

Лепка предметов простой формы.

“В музее хранятся картины…” Натюрморт (лепка овощей или фруктов). Барельеф.

Лепка насекомых “Мир полон украшений” (пчела и т.д.)

Декоративные композиции “Птица”, “Рыба”

 

2

2

2

4

6

  Итого по разделу 16
 

1.

2.

3.

II. “Мир животных”

Фигуры на основе конуса: собака, кошка, хомяк и т.д.

Композиция “Сказка”

“В музеях хранятся скульптуры…” Лепка животного для парковой скульптуры.

 

4

6

4

  Итого по разделу 14
 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

III. “Мир фантазий”

Чудо-посуда.

Твои игрушки (по народным промыслам).

Театральные маски.

Композиция “Золотая рыбка”.

Транспорт будущего.

Птицы в дымковской игрушке.

 

2

6

6

2

2

6

  Итого по разделу 24
 

1.

2.

3.

IV. “Мир человека”

Художник и цирк. Лепка клоуна в динамике.

Создание мемориала (памятника, обелиска).

Однофигурная композиция.

 

4

4

4

  Итого по разделу 12
  Итого 68

Третий класс.

Тема: Композиция по летним впечатлениям.
Задачи: выполнить одно – двухфигурной композиции. Развитие наблюдательности, образной памяти, умение выразить в лепке то, что особенно запомнилось, уметь видеть красоту природы, вести наблюдения в окружающем мире, ценить то, что создано руками человека и природой.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка композиции по замыслу.
Количество часов – 4ч.

Тема: Лепка предметов простой формы.
Задачи: познакомить с понятием объемности предметов, дать представление
о пропорциях и характере предметов, плоскостях, переломах формы.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка по замыслу
Количество часов – 2ч.

Тема: В музее хранятся картины… Натюрморт (лепка овощей и фруктов). Фруктовое панно.
Задачи: рассказ о музеях изобразительного искусства России, учить детей передавать пару однородных овощей или фруктов, различающихся формой, величиной и другими особенностями, всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие, учить сравнивать в процессе лепки получаемое изображение, формировать умение вместе объединять вылепленные предметы в общую композицию – натюрморт на плоскости.
Материал: соленое тесто, дощечка.
Задание: лепка панно с изображением фруктов.
Количество часов – 4ч.

Тема: Лепка насекомых “Мир полон украшений” (пчела и т.д.)
Задачи: расширить знания о насекомых, опыляющих и собирающих нектар, обратить внимание на их форму и строение, на прозрачность и сетчатый узор крыльев, передача в динамике, характере и намерения насекомых, научить вести наблюдения в окружающем мире, анализировать, сравнивать.
Материал: разноцветный пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка насекомых, составить композицию.
Количество часов – 4ч.

Тема: Декоративные композиции “Птица”, “Рыба”.
Задачи: дать понятие о стилизации, переработка природных форм, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, анализировать сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Материал: глина, стеки, дощечка.
Задание: создать композицию на тему “Птица” или “Рыба”.
Количество часов – 4ч.

Тема: Фигуры на основе конуса: собака, кошка, хомяк.
Задачи: научить детей делать разные фигуры (например животных) на основе конуса, развивать у детей наблюдательность, умение подмечать характерные детали в строении фигуры головы, пластического решения наброска с учетом кругового обзора, воспитывать любовь животным.
Материал: глина, стеки, дощечка.
Задание: лепка собаки, кошки, хомяка (по выбору).
Количество часов – 4ч.

Тема: В музеях хранятся скульптуры. Лепка животного для парковой скульптуры.
Задачи: продолжать знакомить со станковой скульптурой, ее специальным жанром – анималистика, знакомство с произведениями скульпторов России, рассказать о памятниках собакам; учить передавать строение фигуры собаки: удлиненное по горизонтали туловище, передние и задние лапы, вытянутую мордочку и висячие уши; воспитывать любовь к братьям нашим меньшим, закрепить прием лепки мелких деталей.
Материал: пластилин или глина.
Задание: лепка животного.
Количество часов – 4ч.

Тема: Чудо – посуда.
Задачи: формировать представления о связи художественных и функциональных качеств посуды, закрепить умение и навыки лепки из целого куска, развивать умение на основе полученных знаний и навыков лепить посуду новой формы, вылепить сосуд любой формы и назначения у которого общий вид или отдельные детали представляют собой стилизованные изображения птицы или зверя.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: слепить необычную посуду.
Количество часов – 2ч.

Тема: Твои игрушки. (По народным промыслам.)
Задачи: дать детям понятие, что предметы не только утилитарны, но и являются носителями духовной культуры от древности до наших дней, познакомить с историей дымковской игрушки, с основными способами и техническими приёмами обработки глины и изготовления керамических изделий, приобщение к труду через освоение промысла.
Материал: глина, стеки, дощечка.
Задание: лепка дымковской игрушки.
Количество часов – 6ч.

Тема: Театральные маски.
Задачи: расширение художественных представлений детей, формирование первоначальных знаний строении человеческого лица, совершенствование умений стилизации, характерологического изменения лица.
Материал: пластилин, клей, бумага.
Задание: выполнить маску из папье-маше, расписать.
Количество часов – 6ч.

Тема: Композиция “Золотая рыбка”
Задачи: передавать в лепке признаки необычности, выразительные особенности сказочной рыбки: округлую или удлиненную форму туловища с красивыми по форме плавниками и хвостом, с большими глазами и ритмично расположенными чешуйками и т.д., учить самостоятельно пользоваться знакомыми способами лепки.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка рыбки.
Количество часов – 2ч.

Тема: Транспорт будущего.
Задачи: Рассмотреть иллюстрацию с изображением разных транспортных средств (наземных, воздушных, водных) и нацелить деятельность детей на создание уникальной чудо-машины, не похожей ни на один показанный проект, использовать знакомые способы в лепке фантастического вездехода, развитие ассоциативно-образное мышление.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка транспорта по замыслу.
Количество часов –2ч.

Тема: Птицы в дымковской игрушке.
Цель: формировать у детей представление, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные образы в сказочные, декоративные. Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка (петуха, курицы и т.д.). Развивать умение определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, соблюдать этапы выполнения работы; умение применять орнаменты при оформлении игрушки.
Материал: глина, стеки, дощечка.
Задание: лепка индюка. Роспись.
Количество часов – 6 ч.

Тема: Художник и цирк. Лепка клоуна в динамике.
Задачи: воспитывать интерес к цирковому искусству, наблюдательность, зрительную память, способность передавать выразительность изображаемых фигур, выразить эмоциональное состояние в композиции, развитие образного мышления.
Материал: глина, стеки, дощечка.
Задание: лепка клоуна. Роспись.
Количество часов – 4 ч.

Тема: Создание мемориала (памятника, обелиска)
Задачи: Беседа о героях Великой Отечественной войны, познакомить детей с монументальной архитектурой; научить лепить стелу, используя метод раскатывания, сплющивания, воспитывать у детей чувство патриотизма.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка мини-памятника герою.
Количество часов – 4ч.

Тема: Однофигурная композиция.
Задачи: углубление знаний о композиции в скульптуре, развитие пространственного воображения, обучение созданию художественного образа, учить видеть натуру цельно.
Материал: пластилин, стека, дощечка.
Задание: лепка по замыслу.
Количество часов – 4ч.

Тема: Композиция “Сказка”.
Задачи: знакомство с произведениями художников-иллюстраторов, развитие образного мышления у детей, способности передать выразительных особенностей сказочного героя, использовать знакомые способы лепки, опираясь на умения полученные ранее.
Материал: соленое тесто, стеки, дощечка.
Задание: лепка сюжета из сказки. Барельеф.
Количество часов – 6ч.

К концу 3 года обучения дети должны

Знать:

– произведения великих скульпторов России;
– о музеях России;
– закономерности конструктивного строения изображаемых предметов;
– пропорции и сравнительную величину предметов;
– о народных промыслах;
– о декоративных изделиях.

Уметь:

– лепить разными способами: вытягиванием, конструктивным, ленточным, при этом добиваться слитности деталей с основной формой, сохраняя пластическую целостность всей фигуры;
– расписать орнаментальной росписью гуашью по мотивам народной игрушки;
– сочетать орнамент с формой предмета.

Тематический план. 4 класс.

п/п

Название темы Кол-во часов
 

1.

2.

3.

I. “Мир природы”

Пейзаж родной земли. Барельеф. (глина)

Овощи и фрукты из папье-маше.

Образ художественной культуры Японии. “Цветущая сакура”, “Праздник хризантем” (рельеф, пластилиновая “живопись” на картоне).

 

4 ч.

6 ч.

4 ч.

  Итого по разделу 14 ч
 

1.

2.

3.

II. “Мир животных”

Лепка анималистической композиции “Мой любимый зверь”. (Пластилин или глина)

Двухфигурная композиция. (Глина)

Многофигурная композиция “Цирк”. (Пластилин)

 

6 ч.

6 ч.

6 ч.

  Итого по разделу 18ч
 

1.

2.

3.

4.

III. “Мир фантазий”

Образ художественной культуры средневековой Европы.
Лепка изразца с изображением льва. (Глина)

Диковинные сосуды. (Глина, роспись)

Композиция на тему мифов Древней Греции.

Лепка “Греческие вазы” и роспись

 

6 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

  Итого по разделу 18ч
 

1.

2.

3.

IV. “Мир человека”

Труд в искусстве разных народов. (Лепка фигуры человека в динамике)

Композиция “Человек и животное”

Композиция “Игрушка” (народные промыслы)

 

6 ч.

6 ч.

6 ч.

  Итого по разделу 18ч.
  Итого 68ч.

Четвертый класс.

Тема: Пейзаж родной земли. Барельеф.
Задачи: знакомство с произведениями русских художников, воспитание уважения и любви к природе, привить умение работать пластическим материалом, ознакомить с понятием барельеф, слепить плинт и выложить барельеф с изображением природы (цветы, дом, улица, деревце).
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: выполнить барельеф на заданную тему.
Количество часов – 4ч.

Тема: Овощи и фрукты из папье-маше.
Задачи: дать понятие папье-маше, научить детей обклеить модель снаружи (модель может быть сделана из пластилина, глины или гипса, или же можно воспользоваться муляжами), воспитывать аккуратность и усидчивость, чувство объема и пропорции, научить шпаклевать с последующим оформлением в цвете.
Материал: форма, бумага, клейстер, наждачная бумага, грунтовка, гуашь, кисти.
Задание: сделать из папье-маше овощ или фрукт.
Количество часов – 6ч.

Тема: Образ художественной культуры Японии “Цветущая сакура”, “Праздник хризантем” (рельеф, “пластилиновая живопись” на картоне).
Задачи: беседа о художественной культуре Японии, познакомить детей с новой композицией – пластилиновой живописью, основу которой составляет ветка с ответвлениями, ввести декоративные цветы соответственно рисунку по форме и цвету, способ примазывание, воспитание аккуратности, эстетического вкуса.
Материал: пластилин, картон, стеки.
Задание: выполнить композицию по теме на картоне.
Количество часов – 4ч.

Тема: “Мой любимый зверь”.
Задачи: продолжение знакомства с творчеством художников-анималистов, скульпторов, вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей: зайца, мишку и др., развивать самостоятельности, воспитывать интерес к сюжетным композициям, учить творчески создавать их, упражнять в технических и изобразительных навыках лепки животных, передавать фактуру шерсти зверей, воспитывать любовь к животным.
Материал: пластилин или глина
Задание: лепка любимого зверя.
Количество часов – 6ч.

Тема: Двухфигурная композиция.
Задачи: отражение чувств и идей в произведениях выдающихся мастеров-скульпторов, расширение и углубление художественных представлений детей, обогащение умений в создании пространственной композиции, передача движения, пропорций и характера.
Материал: глина, стеки, дощечка.
Задание: лепка двухфигурной композиции по замыслу.
Количество часов – 6ч.

Тема: Многофигурная композиция – Цирк.
Задачи: создать многофигурную композицию зверей, людей, развивать у учащихся наблюдательность, зрительную память, способность передавать выразительность изображаемых фигур,
умение сохранить цельность композиции при проработке ее отдельных элементов, выразить эмоциональное состояние в композиции.
Материал: пластилин, стеки, дощечка.
Задание: лепка дрессировщика с животным на арене цирка.
Количество часов – 6ч.

Тема: Образ художественной культуры средневековой Европы. Лепка изразца с изображением льва.
Задачи: дать понятие изразца, беседа об образе средневекового города, вспомнить знания полученные на уроках истории искусств, учить новому способу лепки пластины – путем выбирания глины стекой, пользоваться эскизом.
Материал: глина, стеки, дощечка.
Задание: лепка изразца.
Количество часов – 6ч.

Тема: Диковинные сосуды.
Задачи: совершенствование умений стилизации, переработки реальных форм в скульптурное изображение; углубление понятия о связи формы и назначения изделия, расширение художественного кругозора детей, знакомство с изделиями мастеров г.Скопина (ХIXв.)
Материал: глина, акриловые краски, грунт, кисти.
Задание: лепка сосуда по замыслу.
Количество часов – 4ч.

Тема: Композиция на тему мифов Древней Греции.
Задачи: опираясь на полученные знания на предыдущем уроке представления о мужской и женской красоте вылепить барельеф с изображением “Дискобола” или создание композиций по понравившимся мифам, развить способность создавать цельную композицию, наблюдательности, образного мышления.
Материал: глина, стеки, дощечка.
Задание: лепка барельефа с изображением сюжета из мифов Древней Греции.
Количество часов – 4ч.

Тема: Греческие вазы.
Задачи: знакомство с греческими вазами, об их назначении, об оформлении, научить передавать форму, выполнять работу аккуратно, использовать полученный опыт в отборе форм,
украшений и способов лепки.
Материал: глина, краски по керамике.
Задание: лепка греческой вазы.
Количество часов – 4ч.

Тема: Труда в искусстве народов Севера.
Задачи: Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека, развитие умения уловить и передать пропорции, соотношения, пластику в объеме, скомпоновать части в единое целое, воспитание интереса к жизни и культуры народов Севера, к краю в котором довелось им жить.
Материал: глина.
Задание: лепка фигуры человека в динамике: оленевода, рыболова и т.д.
Количество часов – 6ч.

Тема: Композиция “Человек и животное” (к теме “Сопереживание”).
Задачи: учить лепить деда Мазая и зайцев, дополнять поделку из глины природным материалом, воспитывать любовь к животным.
Материал: глина.
Задание: лепка деда Мазая, зайцев. Составить композицию.
Количество часов – 6ч.

Тема: Народная игрушка.
Задачи: Знакомство детей с историей каргопольского промысла. Особенность лепки и росписи игрушки, лепка небольших фигурок героев каргопольского промысла – козлик, лошадка, птица Сирин. Символика и смысловое значение героев.
Материал: глина.
Количество часов – 6ч.

К концу 4 года обучения дети должны

Знать:

– о творчестве художниках-анималистах, художниках-пейзажистах;
– о художественной культуре Японии, Греции;
– свойства материалов;
– историю народных игрушек , различать их особенности лепки и росписи.

Уметь:

– свободно пользоваться стекой,
– выполнять декоративные пластины, добиваясь рельефного изображения путём налепа или выбирания глины стекой;
– лепить на основе традиционных технологий народной игрушки
– передавать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и представлению.

Литература:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд.1–4 кл/науч. рук. Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Б.М.Неменский. Мудрость красоты. О Проблемах эстетического воспитания.– М.: Просвещение, 1987.
  3. Уроки изобразительного искусства. / Л. Горяева.
  4. Проблемы народного искусства/под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макарова. – М.: Изобразительное искусство,1982.
  5. Алёхин А.Д. когда начинается художник. – М.: Просвещение,1993.
  6. Федотов Г.Я. Послушная глина. М., “АСТ-Пресс”, 1997.
  7. Федотов Г.Я. Глина и керамика. М.: “Эксмо”, 2005.
  8. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., П., 1980.
  9. Акунова Л. Ф., Крапивин В. А. Технология производства и декорирования керамических изделий; Учебник для худ.-пром. уч-щ и уч-щ прикл. искусства М ;1984
  10. Т.Б.Донцова. Программа для подготовительных групп детских художественных школ. – М.: Просвещение, 1994.
  11. Т.С.Комарова. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 1994.
  12. Н. Бельтюкова. С.Петров. В.Кард. Учимся лепить. Папье-маше. Пластилин. – М.: Изд-во Эксмо; 2001.
  13. В.С. Горичева М.И. Нагибина. Сказку сделаем из, глины, теста, снега, пластилина. Ярославль: “Академия развития”, 1998.
  14. Соленое тесто/ составитель К.В.Силаева. – М.: Изд-во Эксмо,2007.
  15. И. Кискальт Солёное тесто. – М.: “АСТ-Пресс”, 1998.
  16. Д.Фишер. Расписываем керамику. – М.: АСТ Астрель, 2005.
  17. Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов: н. /Д: Феникс, 2008.
  18. Дашкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь глина. – Петербург: “Кристалл”.
  19. Дашкевич Е.В., Жакова О.В. Пластилиновый мир. – Петербург: “Кристалл” , 2001.
  20. Кэтрин Дьюи. Учимся лепить животных. Мн.: ООО “Попурри”, 2002.
  21. Журналы “Эскиз”.
  22. Журналы “Юный художник”.
  23. Журналы “Художественный совет”.
  24. Газета “Искусство”.

Приложение 1. Изделия, выполненные учащимися ДХШ 1 – 4 классов.

Приложение 2. Рецензия.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок географии «Земля – мать родная» :: В стране кенгуру :: Формирование оценочных суждений старшеклассников на уроках истории :: Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните" :: Урок-ярмарка "Природные зоны России. Зоны лесов и степей". 8-й класс :: Аннигиляция ( Annihilation ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Мягкая мебель/Кресла/Для отдыха / Garda Decor / Кресло FC-32RE ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD