Методика комплексного анализа иконы : МХК и ИЗО

Методика комплексного анализа иконы содержит обобщённые алгоритмы анализа, этапы которых позволяют последовательно и полно исследовать изучаемый шедевр. Необходимым условием подобного исследования является обращение к личностно-ориентированному обучению школьников. Для того чтобы ребёнок раскрыл свой внутренний мир на уроке, стал непосредственным участником творческого процесса, нужно обратиться к его личному опыту, затронуть те вопросы, которые будут ему понятны и спровоцируют определённые эмоциональные переживания, заставят размышлять над собственными поступками и побуждениями.

1. Изображения на иконах.

На данном этапе анализа иконы необходимо проанализировать духовный смысл самого иконописного изображения, для этого следует обратиться непосредственно к текстам Ветхого и Нового Заветов. Необходимо, чтобы учащийся знал, кто изображён на иконе, был знаком с основными иконописными канонами.

Пресвятую Троицу “изображают в виде трёх ангелов, сидящих за столом. Это потому, что в виде трёх ангелов Господь явился некогда Аврааму. Чтобы нагляднее представить духовность явившихся Аврааму, их изображают иногда с крыльями”. [4, с.50]

Бог Дух Святый “изображается в виде голубя: так Он явил себя во время крещения Спасителя в Иордане от Иоанна Крестителя; и в виде огненных языков: так Он сошёл видимым образом на святых апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа”. [4, с.50]

Бог Отец “– в виде старца, потому что он так являлся некоторым пророкам”. [4, с.50]

Примеры: новгородская икона XIV века “Отечество”;

Бог Сын “изображается в том виде, каким Он был: Младенцем на руках у Богоматери, учащим народ и совершающим чудеса, преображающимся, страдающим на кресте, лежащим в гробе, воскресшим и вознесшимся”. [4, с.50]

“Спас Вседержитель”.

“Поясное изображение Иисуса Христа, в левой руке Он держит Евангелие – знак принесённого им в мир учения, правая рука, десница поднята в жесте обращённого ко всему миру благословения.

“Спас на престоле”.

“Иисус изображается также с Евангелием в левой руке и с поднятой в благословении десницей, но Его царственную власть указывает Его восседание на престоле (троне).

Владыка мира является и его Судиёй, так как, воссев на престол, Спаситель будет творить свой последний суд над людьми и миром”. [2, с.25]

“Спас в силах”.

“В углах иконы изображаются ангел, лев, телец, орёл – символы четырёх евангелистов, несущих миру весть о Спасителе и его грядущем суде. Внутри прямоугольника – овал, обозначающий Вселенную, в центре Вселенной стоит престол с восседающим на нём Судиёй. Саму фигуру Иисуса Христа окружает ромб – знак мощной творящей энергии”. [2, с.27]

“Спас Нерукотворный”.

“В центре иконы на “плате Авгаря” – только лик Иисуса Христа с длинными прядями волос и раздвоенной бородой.

Богородица.

“Богоматерь Елеуса” (“Умиление”).

“Поясное изображение Богоматери с младенцем Иисусом (Эммануилом) на руках. Божественный Младенец прижимается щекой к Её лицу, правой рукой Он посылает благословение миру. Богородица склоняется к Сыну, поддерживая Его. Левую руку Мария простирает к Спасителю в жесте моления, как бы ища у Него милости для человечества”. [2, с.25]

“Богоматерь Одигитрия” (“Путеводительница”).

“Богородица чуть повёрнута вправо к Младенцу Эммануилу, который развёрнут анфас. Правая рука Богоматери перед грудью, левая поддерживает благословляющего Младенца. Обычно поясное изображение”. [2, с.38]

“Богоматерь Знамение”. (“Чудо, пророческий знак”).

“Богоматерь представлена в позе Оранты с воздетыми руками с Младенцем Эммануилом, на Её груди – диск (мандорла), где окружённый сиянием славы предстаёт Иисус Христос. Эммануил изображается анфас”. [2, с.41]

“Богоматерь Оранта” (“Молящаяся”).

Олицетворяет заступницу мира. “Богородица изображается одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Воздетые руки Оранты – символ вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы”. [2, с.40]

“Богоматерь Великая Панагия” (“Всесвятая”).

“В изображении богоматери Оранты на Её груди располагается диск, где окружённый сиянием славы предстаёт младенец Иисус Христос (Эммануил) – знак таинственного воплощения, вочеловечевания от Неё всемогущего Бога, которое дало Ей мощь Владычицы мира и нерушимую силу Её молитве”. [2, с.41]

Ангелы “изображаются на иконах в виде красивых юношей, в знак их духовной красоты. Волнистые волосы ангелов перетянуты лентами. Это “тороки”, “слухи”, означающие высшее ведение, знание. Их крылья означают, что они быстро исполняют волю Божию. В руках они держат посохи, как знак странничества из мира невидимого в мир видимый. Ангелы одеты в гиматии (плащ, свободный конец которого перебрасывается через плечо на спину), в далматики (узкую длинную одежду с широкими рукавами).

Архангелы держат круглые зерцала (в нём Бог пишет свои повеления)” [1, с. 54].

Святые люди, угодники Божьи.

Пророки.

“Святые, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе, они жили до пришествия Спасителя на землю. Пророки держат в руках свитки”. [4., с.55]

Апостолы – “это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых он во время своей земной жизни посылал на проповедь.

Апостол Пётр изображается с золотым ключом, в знак того, что Спаситель вручил ему ключи от Церкви Божьей. Апостол Павел изображается с книгой – Новым Заветом. Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются евангелистами. Все они держат в руках Новый Завет. Индивидуальные символы евангелистов: Апостол Матфей – ангел, Апостол Марк – лев, Апостол Лука – телец, Апостол Иоанн – орёл.

Мученики – “христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения, и даже смерть. Если же после перенесённых мучений, они скончались мирно, то их называют исповедниками. Мученики изображаются держащими в руках крест.

Святители – “епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью. Святители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками. Святители держат в руках закрытые Евангелия”. [4., с.57]

Преподобные – “праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях.

Безсеребряники “служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, то есть без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Косьма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеймон изображаются на иконах держащими коробочки с медикаментами”. [4, с.57]

Праведные “проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя подобно нам в миру, будучи семейными людьми. Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода называются праотцами”. [4, с.58]

2. Символы, используемые в иконах.

2.1. Значение цвета.

На данном этапе комплексного анализа иконы учащийся должен освоить навыки творческой интерпретации символического значения цветового строя иконы.

Белый цвет – “символ жизни; знак существования небесной силы, побеждающей смерть; символ источника жизни, Бога; символ чистоты и моральной невинности”. [10, с.43]

Красный цвет – “любовь Бога; символ крови, пролитой христианами за веру; огонь веры; божественное и царское достоинство; негаснущий цвет вечности; символ могущества.

Отрицательное значение – символ насилия, предписан дьяволу.

Присутствие красного цвета в одежде Богородицы означает, что Она – Царица на троне”. [10, с. 43]

Синий цвет – “Символ неба, спасения, небесной правды, вечной молодости, созерцательной жизни монахов и отшельников. Цвет величия, также означал непостижимость тайны и глубину откровения.

Отрицательное значение – измена, неправда.

Синий цвет на Иисусе Христе – символ спасения.

Синий цвет на платье Богородицы означает, что Она Небесная Царица”. [10Голубой – “цвет Богородицы, означает также чистоту и праведность”. [10, с.44]

Золото – “божественный цвет, связан с идеей очищения страданием; знак, выражающий подвиг христианского мученика; знак вечного света”. [10, с.44]

Зелёный цвет – “символ жизни вечной; возрождения; юности; надежды; цвет Духа Святого.

Отрицательное значение – моральное падение.

Зелёное платье Богородицы говорит о нетлении Её тела после смерти”. [10, с.45]

Фиолетовый цвет – “сплочение знака духовного пламени и внутренней жизни с идеей бессмертия. Символ воскресения и жизни вечной, иногда обозначает задумчивость и траур”. [10, с.45]

Коричневый цвет – “печаль”. [10, с.45]

Жёлтый цвет – “значение его совпадает с золотым цветом”. [10, с.45]

Отрицательное значение – предательство, атрибут плотской любви”. [10, с.45]

Чёрный цвет – “символ искупления грехов, печали, смирения”.

Отрицательное значение – символ Ада, максимальная удалённость от Бога”. [10, с.45]

2.2. Значение жестов персоналий иконы.

На данном этапе анализа иконописного изображения учащийся должен научиться определять символическое толкование жестов персоналий иконы.

Два пальца сложенные вместе – “знак двуперстного благословения”. [1, с.21]

Имясловное благословение – “благословение молящегося, пальцы правой руки изображают греческие буквы IC XC”. [1, с.21]

Ладонь, прижатая к сердцу – “в сердце Бог, сердечное сопереживание”. [1, с.21]

Раскрытая ладонь – “знак покорности, повиновения и послушания”. [1, с.21]

Рука, прижатая к щеке – “печаль, скорбь”. [1, с.21]

Руки, скрещенные на груди – “преклонение перед крестным подвигом Иисуса Христа”. [1, с.21]

Руки, поднятые вверх – “моление о Мире”. [1, с.21]

Руки, поднятые вперёд – “моление о помощи, жест просьбы”. [1, с.21]

2.3. Символическое значение человеческих фигур, животных, растений, предметов.

На данном этапе анализа иконы учащийся должен уметь определять символическое значение человеческих фигур и животных, растений, предметов.

Дева на троне в мантии – Весна; крылатый юноша, дующий в трубу – ветер; старцы и юноши, иногда женщины, держащие в руках узкогорлые амфоры и урны, из которых льётся вода – потоки и реки; белый голубь – символ Духа Святого; петух – символ Воскресения; рак – косность ума и нравственного ослепления; пеликан – чадолюбие; в иконе “Рождество” вол и осёл – символ двух народов – иудейского и языческого; птицы павлины, пьющие воду, – символ вечной жизни; закланный агнец – символ жертвы; гора часто символизирует путь человека к Богу, а дерево – жизнь вечную; виноградная лоза – символ искупительной жертвы Иисуса Христа; символика рыб – монограмма Иисуса Христа: если написать по-гречески в столбик пять слов(I – Иисус, H – Христос, T – Сын, U Божий, S – повелитель), то первые буквы сложатся в слово “IHTUS” (по-гречески “рыба”)”. [1, с.157]

3. Композиция иконы.

3.1. Общая композиция иконы.

На данном этапе комплексного анализа иконы учащийся должен овладеть навыками определения общей композиции иконы.

“Композиция – составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствие с какой-либо идеей”. [8, с.14,] “Едва ли не каждая икона мыслится как подобие мира, и соответственно этому в композиции всегда присутствует средняя ось. В верхней части высится Небо (высшие ярусы бытия), а внизу обычно изображается Земля (позём), а иногда под ней преисподняя. Эта основополагающая структура иконы независимо от сюжета влияет на всю её композицию”. [1, с.92]

3.2. Композиционный центр иконы.

На данном этапе комплексного анализа иконы учащийся должен научиться, не только видеть композиционный центр (или несколько композиционных центров) иконы, но и определить, какими приёмами его выделил живописец.

Композиционный (сюжетно-смысловой) центр иконы несёт основную идейную нагрузку. Он “может быть выделен первым планом, размещаться в центре иконы (на пересечении диагоналей), может использоваться светлотный контраст (светлый объект лучше заметен, выразительнее на тёмном фоне, и наоборот, тёмный на светлом, цветовой контраст (использование контрастирующих цветов – тёплых и холодных)”. [3, с.65] “В иконах с несколькими персонажами один из них может быть больше по масштабу, так как это: главное действующее лицо; Бог; святой, а остальные обычные люди; победа светлых сил над тёмными”. [3, с.62]

3.3. Перспектива в иконе.

На данном этапе комплексного анализа иконы учащийся должен уметь определять и обосновывать наличие обратной перспективы в иконе.

“Иконописи присуща обратная перспектива – движение от глубины изображения к первому плану (в противовес прямой перспективе, в которой движение взгляда получает стремительную направленность вглубь). Точка схода – от глаз наблюдателя”. [6, с.210]

3.4. Симметрия в иконописном изображении.

На данном этапе комплексного анализа иконы учащийся должен научиться определять симметричную композицию иконы и объяснять, почему иконописец использовал симметрию в изображении.

“В симметричной композиции персоналии и предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси”. [8, с.37] “Не только в храмах, – в отдельных иконах, где группируются святые, – есть некоторый архитектурный центр, который совпадает с центром идейным. И вокруг этого центра непременно в одинаковом количестве и часто в одинаковых позах стоят с обеих сторон святые. Иногда симметрии ради самый центральный образ раздвояется. Так, на древних изображениях Евхаристии Христос изображается вдвойне, с одной стороны дающим апостолам хлеб, а сдругой стороны святую чашу. И к нему с обеих сторон движутся симметричными рядами однообразно изогнутые и наклонённые к нему апостолы. …В иконах “Софии” мы видим симметрию в фигурах Богоматери и Иоанна Предтечи, с двух сторон склоняющихся перед сидящей на престоле “Софией”, а также в совершенно одинаковых с обеих сторон движениях и фигурах ангельских крыльев. А в богородичных иконах “Покрова Святой Богородицы”, “О тебе радуется”, архитектурная идея, помимо симметрического расположения фигур вокруг Богоматери, выдаётся изображение собора сзади неё. Симметрия тут выражает собою не более и не менее как утверждение соборного единства в человеках и ангелах: их индивидуальная жизнь подчиняется общему соборному плану”. [9, с.23-24]. “Симметричное построение композиции позволяет достигнуть впечатления величественности, особой торжественности и значимости события”. [1, с.24]

4. Условности в иконописном изображении.

На этом этапе комплексного анализа иконы учащийся должен продемонстрировать умение трактовать условные изображения, применяемые в иконе.

4.1. Действия, происходящие внутри и вне помещения.

“Если изображённый персонаж сидит на троне, табурете, лежит на ложе, если перед ним стол, горящий светильник, свеча или иной предмет домашнего обихода, значит место действия – интерьер, закрытое помещение; дерево изображено за стеной – действие происходит внутри помещения, перед стеной – снаружи; если передняя стена здания словно вынута – действие происходит внутри здания; если с башни на башню перекинута ткань – действие происходит внутри помещения”. [1, с.29]

4.2. Изображение разновременных событий.

На данном этапе комплексного анализа иконы учащийся должен уметь определять, каким способом иконописец объединил события, происходившие в разное время, и почему он это сделал (необходимо отметить, какие события представлены на иконе).

Показ события, развивающегося во времени может быть представлен на многоярусной иконе, четырёхчастной иконе, на клеймах иконы, на общем поле иконы.

4.3. Изображение элементов пейзажа.

На данном этапе комплексного анализа иконы учащийся должен уметь расшифровывать условные изображения элементов пейзажа.

“Одно, два, три или более деревьев могут обозначать дремучий лес или райский сад; ступенчатая горка – горный кряж; стена с зубцами – город, башенка – дворец и так далее”. [10, с.154]

Список литературы.

  1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись [Текст] /М.В. Алпатов.-М.: Изобразительное искусство, 1978. – 163 с., ил.
  2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст] /Н.А. Барская. – М.: Просвещение, 1993. – 221с., ил.
  3. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи [Текст] /Ю.Г. Бобров. – СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996. – 256с., ил.
  4. Закон Божий [Текст] /Советский писатель, 1956, 274 с.
  5. Купер Д. Энциклопедия символов [Текст] /Д. Купер.– М.: АДЕ. Золотой век, 1995. – 314 с.
  6. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси [Текст] /Л.Д. Любимов. – М.: Просвещение, 1974. – 335 с., ил.
  7. Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века [Текст] /О.С. Попова. – М.: Искусство, 1980. – 234 с., ил.
  8. Сокольникова Н.М. Композиция [Текст] /Н.М. Сокольникова,1996. – 74 с., ил.
  9. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках [Текст] /Е.Н. Трубецкой. – М. – Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1916. – 44 с.
  10. Фергюсон Д. Христианский символизм [Текст] /Д. Фергюсон. – М.: АДЕ. Золотой век, 1998. – 232 с., ил.
Читать еще:


Новые материалы:

Занятие в средней группе по теме "Дифференциация звуков [ж]–[ш]" :: Социально-педагогическое партнерство субъектов образовательного процесса в сопровождении детей с нарушениями речи :: Приемы активизации познавательной деятельности :: Интегрированный урок по геометрии "Векторы". 8-й класс :: Подгрупповое логопедическое занятие на тему «Цирковое представление» :: Гуляй, Вася!, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Тумбы/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Тумбы / Cilek (Magn) / Тумба прикроватная Cilek (Magn) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD