Урок изобразительного искусства "Портрет фараона (царицы)" : МХК и ИЗО

КЛАСС: 5.

СИСТЕМА УРОКОВ: Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ: фронтальная и индивидуальная.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: презентация Power Point (наглядность), беседа, раздаточный материал в виде картинок и шаблонов с изображением фараонов.

ЦЕЛЬ: Знакомство с культурой и искусством древнего Египта.

ЗАДАЧИ:

  1. Приблизить к современным школьникам мир Древнего Египта; наглядно показать, как выглядели египтяне: какую одежду, прически, головные уборы, украшения носили, какая косметика использовалась в те далекие времена. Познакомить со способами и последовательностью изображения портрета фараона или царицы. Учить правильно подбирать цветовую гамму путем смешивания красок.
  2. Развивать ассоциативное мышление, фантазию, формировать активность творческого воображения.
  3. Воспитывать интерес к культуре и искусству народов Древнего Египта, мифам и другим литературным произведениям.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД:

  1. Стих-приветствие собственного сочинения.
  2. Стихотворение о Египте Н. Гумилева.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Альбомный лист, гуашь, кисти, тряпочки, палитры.

ПЛАН УРОКА:

I. Организационно-подготовительный этап. (1 мин.)

II. Познавательный этап.

  1. Введение в тему (1 мин.)
  2. Сообщение цели урока. (1 мин.)
  3. Сообщение нового материала. (4 мин.)
  4. Выступление учащихся с сообщениями о правителях Древнего Египта (4 мин.)

Физкультминутка. (2 мин.)

III. Художественно-технологический этап.

  1. Показ и объяснение способов действия. (4 мин.)
  2. Творческая практическая работа. (25 мин.)

IV. Заключительный этап.

  1. Анализ работ. (2 мин.)
  2. Подведение итогов урока, рефлексия. (1 мин.)

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

(Слайд 1)

Класс детьми заполнен снова,
И опять звенит звонок.
Я надеюсь, все готово?
Начинаем наш урок.

II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1. Введение в тему урока. Чтение отрывка из стихотворения Николая Гумилева.

(Слайд 2)

Как картинка из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера.

И каналы, каналы, каналы,
Что несутся вдоль глиняных стен,
Орошая Дамьетские скалы
Розоватыми брызгами пен.

И такие смешные верблюды,
С телом рыб и головками змей,
Как огромные, древние чуда
Из глубин пышноцветных морей.

Вот каким ты увидишь Египет
В час божественный трижды, когда
Солнцем день человеческий выпит
И, колдуя, дымится вода.

2. Сообщение цели урока (Слайд 3)

Как вы уже догадались, наш путь лежит в Древний Египет – удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. Целью нашего урока является знакомство с культурой и искусством древнего Египта.

3. Сообщение нового материала.

(Слайд 4) Голубым лотосом пересекает безжизненную пустыню могучая африканская река Нил, в долине которой была сосредоточена жизнь египтян. Яркое солнце, теплый влажный климат создали прекрасные условия для жизни людей, повлияли и на их одежды.

(Слайд 5) Древние египтяне в совершенстве владели ткацким искусством. Живя в стране с очень жарким климатом, они не нуждались в плотной одежде. Простолюдины обходились более грубым полотном, а знатные люди использовали легкие, тонкие, прозрачные ткани.

мужчины носили передник схенти – повязку из широкого куска ткани, обернутую вокруг бедер и закрепленную поясом. Схенти могли быть разных фасонов. Схенти знатных людей изготавливали из плиссированной ткани, пожилые высокопоставленные чиновники носили длинные схенти. И мужчины, и женщины носили калазирис – одежду, состоявшую из длинной рубашки, плиссированной юбки и покрывала. Женская одежда была более узкая, чем мужская, полотно облегала фигуру и крепилась на одной или двух бретелях.

На фресках гробниц одежда египтян белого цвета, но это связано с тем, что белый цвет был символом чистоты, а настенные росписи выполнялись для загробного мира, кроме того, белый цвет был цветом официального костюма.

Египтяне разработали сложные формы плетения ткани, украшения платьев бисером или аппликацией. Все это позволяло сделать одежду более нарядной.

Егптяне часто ходили босиком, но вовремя торжественных случаев они надевали сандалии из кожы или из папируса.

(Слайд 6) Прически знати были геометрической формы, похожи на трапецию. Все свободное население Египта, и женщины, и мужчины, носили парики, которые изготавливались из волос, шерсти животных, шелковых нитей, волокон растений, окрашенных в темные цвета. Модными считались черно-коричневый и черный цвета. В парик часто помещали маленький конический сосуд с ароматным маслом. Фараон и его приближенные носили большие парики. Во избежание солнечного удара они надевали один парик на другой, создавая таким образом воздушную прослойку. Из-за жаркого климата мужчины часто сбривали волосы, а голову умащивали ароматными маслами. Все мужчины брили бороду, а фараон в торжественных случаях прикреплял шнурком к выбритому подбородку искусственную бороду, которая наряду со скипетром и короной была знаком власти. Бороды могли быть разной формы: в идее косички, с завитком на конце, плоские, в форме лопаточки. Все сословия носили клафт – платок, плотно облегавший голову, два конца которого спадали на грудь, а третий на спину, иногда этот конец перехватывали лентой, тогда уши оставались открытыми. Разновидностью клафта был немес – полосатый платок, в таком платке на фресках и саркофагах изображали фараонов. У фараонов немес всегда был украшен одним или двумя уреями. В торжественных случаях фараоны надевали головные уборы из драгоценных металлов или корону. Корона Верхнего Египта была белой, Нижнего – красной.

Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и носили парики, но они могли делать прическу и из собственных завитых волос. Женские парики были длиннее и сложнее мужских, особенно у цариц и знатных дам. Сложные парадные парики окрашивали к голубой, желтый и оранжевый цвета. Такие прически можно увидеть на саркафагах и фресках. Простейшим головным убором были шнурки из кожи и ниток, лобные повязки, обручи, которые надевались поверх прически. Царицы поверх парика носили головной убор из золота, эмали и драгоценных камней в форме птицы, распростершей крылья.

Знаменитая царица Нефертити носила корону цилиндрической формы. Самое распространенное украшение на головных уборах – это цветок лотоса или стебли папируса, которые не только украшали, но оберегали человека.

Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя на левом виске прядь, заплетенную в плоскую косу.

Как в любой другой стране в Древне Египте были свои правители: фараоны и царицы. Сегодня мы с вами постараемся нарисовать портрет египетского фараона или царицы.

А что такое портрет? Но прежде, чем приступить к работе, послушайте сообщения, которые подготовили о египетских правителях ваши одноклассники.

4. Выступление учащихся с сообщениями о правителях Древнего Египта.

1 учащийся: (Слайд 7)

Царица Хатшепсут (правила 1478-1458гг. до н.э.) - женщина-царь 18-й династии. Дочь фараона Тутмоса I вышла замуж за своего брата Тутмоса II.Ее супруг умер молодым, и Хатшепсут стала регентом-правительницей при шестилетнем сыне Тутмосе III. Она решила провозгласить себя царем Египта и потомком бога Амона. Так как правитель Египта считался земным воплощением бога Гора, им мог быть только мужчина. Хатшепсут стала носить мужскую одежду, привязывала бороду – символ власти фараона. После ее смерти Тутмос III распорядился стереть с монументов матери ее картуши, чтобы о женщине-царе не осталось памяти. Археологам удалось восстановить некоторые сведения о жизни и деятельности этой незаурядной женщины. Поминальный храм в честь Хатшепсут в Дер-эль-Бахри сохранился до наших дней. Он состоит из трех террас, а внутренние помещения храма-усыпальницы украшены росписями, изображающими эпизоды из жизни царицы.

2 учащийся: (Слайд 8)

Эхнатон (Аменхотеп IV) – фараон18 династии (1352-1338гг. до н.э.). его называют фараоном –еретиком, разрушившим основы египетского общества, так как он бросил вызоввсевластию Амона, упразднив его культ, а затем культы остальных богов. и установил в Египте поклонение солнечному диску Атону. Считалось, что Атон – это бог жизненной силы, необходимой для развития всего существующего, а солнечный диск – это внешняя форма, в которой бог предпочитал являться людям. Так была осуществлена первая в мировой истории попытка ввести монотеизм (единобожие). во время богослужений появление Атона на небосклоне встречали музыкой, пением и танцами, но музыканты не должны были видеть бога и носили на глазах повязки. когда же диск поднимался , то все звуки замирали и наступала тишина. Столицу Эхнатон перенес из Фив в построенный на восточном берегу Нила город Ахетатон – «Небосклон Атона». Имя Аменхотеп означало «Амон доволен», а Эхнатон переводится как «угодный атону».

3 учащийся: (Слайд 9)

Жена Эхнатона, царица Нефертити, во всем поддерживала своего мужа. Ее имя переводится как «Прекрасная пришла», она сменила свое имя на Нефер-Нефру-Атон, что значит «Прекрасная красота Атона». В 1912 г. во время раскопок на месте столицы, основанной этими правителями, в мастерской скульптора Тутмоса были найдены статуи членов семьи эхнатона. Бюст фараона был разбит на много кусков, а бюст царицы Нефертити остался почти невредимым. Это позволило представить себе ее внешность: лицо было утонченным, нос прямой и нежно очерченный, брови изгибались дугой над большими продолговатыми глазами, обведенными черной линией. Голова Нефертити кажется редким цветком на чуть изогнутом стебле-шее. Нефертити изображена в высоком синем венце, но ее привычным головным убором был короткий парик.

4 учащийся: (Слайд 10)

Тутанхамон (1336-1327 гг. до н.э.) был зятем Эхнатона и Нефертити (по другой версии сыном Эхнатона). При жизни Эхнатона имя Тутанхамона было Тутанхатон. Юный фараон пришел к власти в 12 лет, и жрецам Амона-Ра было нетрудно заставить его от религии Атона, переменить свое имя и переселиться назад в Фивы.

Он умер в восемнадцать лет и был похоронен в Долине царей, а его гробница была обнаружена и открыта в 1922 г. Это была единственная неразграбленная гробница в Долине царей, ее великолепие поразило весь мир, сделав юного фараона одним из самых знаменитых фараонов Египта. Золотая маска фараона позволит наглядно показать, как выглядел мальчик-фараон. Юную жену Тутанхамона звали Анхесенамон (Анхесенатон) ее портреты можно увидеть на многих предметах декоративного искусства, найденных в гробнице. На спинке трона юные царь с царицей изображены в одной из комнат дворца. Видно, с какой нежностью смотрят они друг на друга, а солнце протягивает к ним свои руки-лучи; на крышке деревянного ящика с инкрустацией из слоновой кости Тутанхамон изображен с супругой, которая предлагает ему цветы. Скромный букетик засохших цветов был положен и на мумию Тутанхамона. Изображения дочерей Нефертити и Эхнатона были найдены мастерской Тутмоса. Они помогут учащимся в создании изображения, а демонстрация фотографий ювелирных украшений-оберегов из гробницы фараона поможет украсить портреты.

5 учащийся: (Слайд 11)

Рамзес II (Великий), фараон 19-й династии, правил Египтом почти семьдесят лет (1279-1212 гг до н.э.), а прожил, по-видимому, около девяноста. Он правил так долго, что его двенадцать старших сыновей умерли еще при его жизни. Он был самым известным из всех египетских фараонов, великим воином и великим строителем. Самые знаменитые храмы, воздвигнутые Рамзесом в Нубии, — это Большой и Малый скальные храмы в Абу-Симбеле. Большой храм посвящен богу Амону-Ра и самому Рамзесу - сыну Амона, четыре двадцатиметровые статуи Рамзеса украшают портал храма. У Рамзеса было много жен, но любимой была прекрасная Нефертари. Царице Нефертари и богине красоты и любви Хатхор был посвящен Малый храм. Для Нефертари была выстроена одна из самых красивых гробниц в Долине цариц. По сохранившимся в гробнице фрескам можно представить, как выглядела любимая супруга великого царя.

Физкультминутка: (Слайд 12)

III. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП.

1. Показ и объяснение способов действия.

Чтобы портрет получился красивым, мы должны вспомнить основные пропорции лица человека. Что это такое? Кто сможет рассказать о них?

  1. Учитель направляет рассказ учащегося в правильное русло и одновременно показывает на доске каждый этап выполнения рисунка лица человека.
  2. На палитре смешать белую, красную, желтую гуашь и совсем мало черной (одна-две точки) и получить цвет лица египтянина. У женщин лицо по канону должно быть более желтым. Лицо закрашивается большой кистью по форме, причем надо не «мазать», а «гладить» лицо по щекам, по подбородку, по носу и пр. Шею закрасить вертикальными мазками.
  3. Большой кистью закрасить прическу или головной убор, одежду на плечах (вы познакомились с этим на уроке), фон работы. Фон лучше всего сделать цвета папируса или цвета стены гробницы (светло-серый, слоновой кости). Одежда рисуется без подробностей, так как она будет выполнена в технике коллажа.
  4. Составить на палитре цвет для теней на шее, ушах, веках и боковых плоскостях носа. Для этого смешать желтую, красную, немного белой и черной краски. Сначала положить тени на шею и уши (если они изображены на рисунке), поскольку тени на веках рисовать сложнее. Чтобы получилась тень над глазами, надо обвести полученным на палитре цветом верхние линии век и надбровные дуги, затем сделать несколько коротких мазков от внутренних углов глаз и размыть слой краски вокруг глаз. От внутренних углов глаз сделать несколько мазков вниз вдоль передней плоскости носа, затем размыть мазки водой.
  5. Кончик носа обвести черной краской, особенно выделить ноздри. Закрасить губы (не берите чистые краски прямо из банки, а постоянно их смешивайте). Верхнюю губу сделать чуть темнее, для этого в красную краску добавить каплю черной.
  6. Радужная оболочка глаз египтянина закрашивается вместе со зрачком черной краской. Когда глаза высохнут, то на радужной оболочке поставить яркий белый блик.
  7. Портрет завершен, когда черно-синей краской будут обведены глаза и брови так, как это делали египтяне.

2. Творческая практическая работа учащихся

выполняется по группам: 1 группа (сильные ребята) рисует портрет фараона самостоятельно, 2 группа (ребята со средними способностями) – смотрят на образец и срисовывают с него, добавляя свое видение прически, одежды, колорита, а третья группа (слабые ребята) рисуют портрет по шаблону, самостоятельно прорисовывая прическу, одежду, подбирая нужный цвет.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1. Анализ работ.

Посмотрите внимательно на работы, правильно ли переданы пропорции лица человека? Какой портрет в этом плане самый удачный?

Правильно ли нарисованы прически, одежда египтян? Какая работа самая удачная в этом плане?

Правильно ли передан колорит? Какая работа самая удачная в этом плане?

2. Подведение итогов урока, рефлексия.

Вам понравился урок-путешествие в Древний Египет? Что особенно понравилось?

В чем испытывали трудность? Какое впечатление осталось после урока?

Но на этом наша работа над портретом фараона не заканчивается. На следующем уроке мы узнаем, какие украшения носили египтяне и дополним ими портреты. Запишите задание на дом.

Читать еще:


Новые материалы:

Строевая подготовка :: Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны :: Внеклассное мероприятие по ОБЖ. Преподавание ОБЖ. Конкурс санитаров. 3–4-й класс :: Информационный практико-ориентированный проект: "Загляните в глаза: тайны, здоровье, культура общения". 6-й класс :: Линейка "1 сентября. День знаний" :: Нелюбовь, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы / Анрекс / Тумба Monako 1D1SU ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD