Роль цвета костюма в дизайне одежды : МХК и ИЗО

Моделирование одежды, являясь одним из видов декоратив­но-прикладного творчества, более всех других видов искусства свя­зано с человеком и даже неотделимо от него. Будучи частью мировой культуры, костюм в то же время является существенным элементом, характеризующим личность. В современном мире имидж человека и одна из его главных составляющих — костюм — все чаще отождествля­ются с самим человеком. Костюм давно стал одним из языков социального общения и средством социальной коммуникации.

Образовательная программа «Наши истоки» предназначена для воспитанников 11–14 лет, имеет художественно-эстетическую направленность и включает 2 дисциплины в обучении: конструирование одежды и дизайн костюма. Данная программа является комплексной, модифицированной. Программа направлена на приобщение детей к миру культуры одежды через создание и постановку театрализованных представлений коллекций моделей одежды, дает возможность попробовать ребенку ближе узнать о профессиях модельер-художник, конструктор одежды.

Одной из задач направления «Дизайн костюма» является создание дизайн – проектов, информационных, творческих проектов, используя исторические и народные традиции в оформлении костюма в ходе изготовления коллекций. Но основная задача для меня, как педагога, является развитие творческого восприятия, воображения, фантазии и творческих способностей обучающихся. На примере методической разработки блока занятий хочу показать какие виды художественной деятельности и педагогические приемы использую в своей педагогической работе.

Группа: учащиеся студии первого года обучения по программе «Наши истоки».

Предмет: «Дизайн костюма».

Тип занятия: комбинированное занятие.

Тема 1 урока: «Роль цвета костюма в дизайне одежды».

Цели урока: Создать эскиз модели одежды с учетом методов формообразования, соблюдая основные задачи проектирования и цветового решения костюма.

Задачи урока:

  1. Изучить методы формообразования в костюме:
    • усвоить свойства композиции: ритм, движение, равновесие;
    • научиться применять художественные техники («коллаж», графику, живопись) для выражения объема, формы и цвета костюма.
  2. Выполнить эскизы костюмов с динамичной композицией, построенной по принципу нюанса, контраста фактуры, пластики, цветового строя.

Предметные:

  1. Усвоить понятия «дизайн», «ньюанс», «контраст», «тождество».
  2. Показать приемы применения художественных техник в дизайне костюма.
  3. Представить основные требования к дизайнерской работе.

Межпредметные:

  1. Формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы.
  2. Развивать воображение, творческие способности.

Оборудование:

Для преподавателя: проектор, дидактический материал.

Для обучающихся: бумага формата А3, гуашь, кисти, карандаши.

План 1 урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Работа над новым материалом с показом презентации.
  4. Закрепление, практическое задание.
  5. Итог урока, рефлексия.

Основой организации моей деятельности на занятиях декоративно-прикладным творчеством является личностно-ориентированные технологии обучения: с их помощью более активно осуществляется процесс создания для обучающегося возможности самореализоваться, развить индивидуально-творческие способности, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал для проверки своих идей.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа. Объявление темы и постановки цели и задач занятия.

Сегодня мы с вами познакомимся с новой темой в области изобразительного искусства «Роль цвета костюма в дизайне одежды». Дизайн – это организация эстетической среды жизни человека. Предметы дизайна отражают время, уровень технического прогресса и социально-политическое устройство общества.

Дизайн одежды[1] как вид искусства. Дизайн как вид искусства возник на рубеже ХIХ и ХХ вв. в период технического подъема в европейских странах. В Германии в 1902 году появилась первая школа дизайна « Баухауз», а в1918году в России открылись первые курсы дизайна: «ВХУТЕМАс». В этих учебных заведениях преподавали не только художественные дисциплины, а также существовали мастерские по конструированию и изготовлению образцов предметов дизайна.

3. Работа над новым материалом с показом презентации «Дизайн как метод проектирования одежды».

Основные виды дизайна:

  1. Промышленный дизайн
  2. Дизайн среды
  3. Фито дизайн
  4. Дизайн одежды
  5. Визаж
  6. Экологический дизайн
  7. Графический дизайн

В своей работе художник-модельер пользуется целым рядом технических средств для разработки новой модели одежды. Эти технические средства можно разделить на два основных вида: средства выражения проектируемой модели одежды и средства выполнения проекта модели одежды в материале. К первому виду относятся технические средства моделирования одежды, которые служат для выражения проекта модели одежды в наглядной форме, отражающей характерные особенности модели.

  Наиболее распространенными в моделировании одежды средствами выражения проектов является рисование – эскизирование [2]. Размещение фигуры на листе бумаги (композиция листа), изображение частей фигуры человека (лицо, руки, ноги и др.) должно быть выполнено в современной манере. Эскизное выражение проекта модели одежды наиболее полно, образно отражает замысел художника. Однако в эскизе трудно отобразить объемную форму модели. Основное средство выражения художественного образа одежды – форма костюма. Подача законченного эскиза модели должна соответствовать определенным требованиям:

  • рисунок должен быть выразительным;
  • четким по форме и линиям;
  • выполнен в определенном масштабе, так, чтобы были соблюдены пропорции частей костюма и фигуры человека;
  • отражать покрой или конструкцию модели одежды;
  • на рисунке должны быть показаны дополняющие модель предметы одежды (шляпа, обувь и др.).

Средством объединения элементов формы в гармоничное целое являются тождество [3], нюанс [4] и контраст [5]. Совокупность тех или иных форм обогащает художественный образ. Тождество в композиции одежды предполагает равенство характеристик форм, размеров, пластики, цвета, фактур. Оно является одним из наиболее важных приёмов гармонизации костюма.

Нюансы в одежде могут проявляться в конструктивных линиях, деталях, цвете, фактурах и, наконец, в соотношении самих форм. Цветовые нюансы проявляются в сочетании разных оттенков и полутонов в общей колористической гамме костюма. Костюм, цветовая гамма которого построена на нюансах, обычно выглядит гораздо богаче, сложнее и изысканнее, чем костюм, решённый в одном цвете. Использование нюансов в сочетании вещей даёт большой простор для личного творчества.

Тождество, нюанс и контраст в композиции костюма используются как художественные средства построения единства элементов формы и их гармонической связи. Эти понятия распространяются на все свойства одежды.

4. Закрепление материала.

Задание: используя предложенный эскиз формы костюма выполнить свою версию модели комплекта (пальто, платье, костюм) в цвете. Выделить цветом основные предметы костюма и дополнительные элементы модели (кокетка, карманы, пуговицы, дополнения – шарфы, шапки, обувь, колготки).

Детям предложено выбрать графический абстрактный рисунок с учетом:

  • вида сложности (усложненный, упрощенный),
  • своих способностей.

   
Рис.1 Рис. 2 Рис. 3

Практическое задание по выполнению рисунка модели одежды в цвете (гуашь, акварель) и должен быть понятным, в нем должна быть видна форма костюма, силуэт. Обязательно учитывается материал (ткань), из которого должна быть выполнена модель, так как свойства материала влияют на фасон изделия. Хорошее исполнение рисунка отличается гармоничностью очертаний, правильностью в сочетании тонов, верным соотношением линий.

 
Рис. 4 Рис. 5

5. Итог урока. Рефлексия.

После выполнения задания с ребятами проведен анализ полученных результатов, проведена самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии, ребята высказывают свои чувства, отношение к занятию и к своим работам.

Выполненные работы передают истинные пропорции модели одежды, ее конструкцию, что позволяет определить способ изготовления. В цветном эскизе применяется:

  • цветовое тождество – близкие по цвету шарф и колготки (рис. 4);
  • цветовая гамма, построенная на контрастном сочетание цветов в модели на рис.5 (желтый и фиолетовый).

Кроме того, цветной эскиз создает определенные эффекты восприятия предлагаемых моделей: оранжевый — ощущение здоровья, солнечной энергии; бордовый — страсть, торжественность; желтый — эксцентрический, возбуждающий; фиолетовый — таинственность и магия.

Урок №2

Тип занятия: комбинированное

Тема урока: «Графический рисунок модели»

Цели урока: Разработка эскизного проекта модели одежды, используя графическую технику рисования.

Задачи урока:

  • Изучить технику графического рисунка: усвоить основные понятия: точка, линия, пятно.
  • Применить цветовой контраст в выражении цвета модели.
  • На практике научиться изображать фактуру ткани.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Работа над новым материалом.
  4. Закрепление, практическое задание.
  5. Итог урока, рефлексия.

Основная задача в передаче формы любого предмета – выразительность силуэта, с помощью графической техники рисования можно передать человеческую фигуру всего несколькими линиями или пятнами. Дизайнер создает графическое [6] изображение (поисковый эскиз, фор-эскиз). При всем разнообразии приемов и способов создания графического эскиза модели одежды основным средством является линия. Живая, выразительная линия не только привлекает внимание к форме костюма, но и помогает полнее раскрыть образ создаваемой модели. Линии в зависимости от пластического характера и направления несут свою образно-эмоциональную нагрузку, оказывая эмоциональное воздействие на зрителя. Точка, линия, пятно – это графические элементы, позволяющие создать любое изображение. В эскизной графике применяется понятие “графическая фактура” (рис.6), которое означает способ заполнения поверхности изобразительного листа различными графическими знаками. Графические фактуры влияют на образ выполняемого эскиза. Контрастное сочетание различных рисунков ткани в костюме вносит ощущение динамики и движения.


рис.6

4. Практическое задание.

Выполнение модели в графике. Применение технологии абстрагирования – (от лат. abstractio — "отвлечение") — от ряда качеств (например, цвета) в модели с целью выявления новой фактуры материала и обобщение формы модели.

 
Рис. 7 Рис. 8

5. Итог урока. Рефлексия.

Полученные графические эскизы показали применение линейных фактур ткани (рис.8), выделение цветовым пятном центра композиции, выявили наличие контрастных элементов костюма (рис.7) и внесли новую цветовую составляющую в модели одежды.

Смена вида художественной техники в рисовании позволяет сформировать устойчивую мотивацию к изобразительной деятельности, позволяет поэкспериментировать с материалами и фактурами. Ребята, работая с графическими эскизами творчески подошли к представлению своих идей и рисовали с большим увлечением.

Урок №3

Тип занятия: комбинированное

Тема урока: «Техника коллажа в рисунке модели одежды»

Цели урока: Разработка эскизного проекта модели одежды в технике «коллаж».

Задачи урока:

  • Освоить технику «коллаж».
  • Применить цветовой контраст в оформлении цвета модели.
  • Развить образно-ассоциативное мышление при помощи ассоциаций, дробления, объединения, увеличения, уменьшения.

Оборудование: бумага, карандаш, резинка, клей, ножницы, различные полиграфические журналы.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Работа над новым материалом.
  4. Закрепление, практическое задание.
  5. Итог урока, рефлексия.

Очень интересные костюмные эскизы можно выполнять без традиционного рисования тушью, карандашами, фломастерами, красками. Такой прием изображения называется коллаж [7]. Использование техники коллажа с успехом может применяться в эскизировании моделей одежды. При этом на изобразительную плоскость могут наклеиваться самые разные материалы. Чаще всего это разнообразные виды бумаги: цветная, однородно окрашенная, созданная полиграфическим способом, т.е. вырезки из газет и журналов. Используя прием коллажа, можно создать эскиз, который дает полное представление об общих пропорциях и членениях формы, о цветовых и тональных отношениях композиции, об образе изображенного костюма.

4. Практическое задание.

Выполнение эскиза модели одежды в технике коллаж, с использованием эскиза формы костюма выполненного на предыдущем занятии.

 
рис. 9 рис.10

5. Итог урока, рефлексия.

Техника коллажа дала возможность, не отвлекаясь на мелкие детали изобразить крупные пятна основных элементов модели одежды, приводя их к упрощенной геометрической форме (рис.10). Также полученные коллажи обладают яркой выразительностью, достаточно легки в исполнении, что можно увидеть, на выполненных работах обучающихся (рис.9).

Таким образом, проведение блока занятий по теме «Роль цвета костюма в дизайне одежды» дает возможность увидеть плюсы и минусы использования художественных техник в выполнении задуманной модели, формирует у детей навыки работы с художественными материалами, позволяет применить полученные новые знания и умения в своей работе.

Художественная техника Особенности художественной техники
живопись  цветной эскиз отражает гармоничное восприятия моделей, позволяет экспериментировать с цветом и формой костюма
графика выявляет новую фактуру материала и обобщает форму костюма
Техника «коллажа» дает представление об общих пропорциях и членениях формы, о цветовых и тональных отношениях композиции

Использование ассоциативных, эвристических методов позволяет разбудить в будущем дизайнере инициативу, раскрыть его индивидуальные творческие способности, развить логику мышления в профессиональном направлении. Появляется возможность регулировать и направлять процесс творческого поиска. Использование детьми креативных техник рисования способствует достижению поставленных на уроке целей и развитию творческих способностей детей в направлении «Дизайн костюма».

Библиография:

Книга одного автора

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебное пособие для студ.высш. пед.учеб.заведений.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2003. -368 с.
  2. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов.– М.: Легпромбытиздат, 1998.– 200 с.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. –с. 5-6.

Книга двух авторов

  1. Вероник Хендерсон и Пэт Хеншоу. Цвет и стиль. – М.Издательство «Кладезь-Букс», 2006.,191 с.

Многотомное издание

  1. Современная энциклопедия Аванта. Мода и стиль. 1-й том. Глав.ред. В.А.Володин. – М.:Аванта +, 2002. – 480 с.

Статьи

  1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. Рецензенты: Филиппова Е.А. – директор ЦДЮТ «Бибирево», Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, Андрианов П.Н. – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института общего среднего образования Российской Академии Образования.

Источники, представленные в Internet:

  • Style.passion.ru
  • Fashionspace.ru
  • Fashion.ru

Словарь терминов

  1. Дизайн одежды – моделирование и конструирование (форма, крой, цветовое решение).
  2. Рисование (эскизирование) – средство, при котором дизайнер выполняет свой проект в виде эскиза на листе бумаги.
  3. Тождество — полное сходство однородных элементов формы одежды (повторение одной и той же детали в разных элементах костюма).
  4. Нюанс – отношение однородных элементов формы, приближающихся друг к другу по сходству.
  5. Контрастом называют отношения с сильно выраженным неравенством сравниваемых однородных элементов формы (большое – маленькое, темное – светлое).
  6. Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
  7. Коллаж – слово французского происхождения и буквально означает “наклеивание”.
Читать еще:


Новые материалы:

Тема урока "Wales" :: Урок немецкого языка по теме "Рождественские истории: девочка со спичками" :: Лингвострановедческий тест «Швейцария» :: Технологическая карта урока немецкого языка по теме "Что мы можем рассказать о Москве?". 7-й класс :: Программа дополнительного образования к учебному курсу «Изучаем немецкий язык» :: Иллюзия любви ( Mal de pierres ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 15-03-К ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD