Урок изобразительного искусства по теме "Древнегреческая вазопись". 6-й класс : МХК и ИЗО

Цель: сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз, их форме, декоре.

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с основными стилями древнегреческой вазописи и символическим значением древнегреческих орнаментов
  2. Формировать навыки работы с художественными материалами
  3. Развивать эстетический вкус и творческие способности обучающихся
  4. Воспитывать любовь к искусству, усидчивость, трудолюбие

Оборудование на уроке: компьютер, проектор, рисунки типов греческих ваз, белая и цветная бумага А4, черные фломастеры или черная гуашь, ножницы, магниты, аудиозаписи греческой музыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы, целей урока.

Звучит греческая мелодия "Сиртаки"

Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
"Подумаешь, вазы!" - подумали мы,
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись... И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
...То вазы - гиганты,
То карлики вазы,
И каждая ваза -
С рисунком рассказом.

УЧИТЕЛЬ: Я прочитала вам строчки из книги "Что я видел в Эрмитаже". Это отрывок из стихотворения Олега Тарутина "Античные вазы". Как вы думаете, почему я взяла эти строчки к сегодняшнему уроку.

(Ответы детей - формулируют тему урока)

– Как вы думаете, какова цель нашего урока? (формулируют цель урока)

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с древнегреческой вазописью, тематикой и способами росписи ваз, а также попробуем расписать свои вазы, поставив себя на место древнегреческого художника, соблюдая те приемы и правила, которые для древнегреческих мастеров являлись основополагающими.

III. Беседа. Изложение нового материала.

(Презентация)

Мысленно перенесёмся в Древнюю Грецию.

Итак, Греция! Более трёх с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена. Древние греки называли свою страну Элладой, а себя – эллинами. Подобно египтянам, древние греки верили в разных богов, но изображали их в виде людей. Греки придумали много интересных мифов, легенд о своих богах. Своим богам они создавали памятники, в честь них называли города. Так, например, знаменитый город богини Афины.

– А какой город сегодня является столицей Греции? (Афины)

Сердцем Афин была главная торговая площадь Агора, на которой в утренние часы было шумно и многолюдно. Торговцы, стоя под навесом из лёгкого камыша, зазывали покупателей: «Купите уксус, купите рыбу или же Вы забыли зелень…».

Посещение Афины и Акрополя производило неизгладимое впечатление. Недаром афиняне считали, что их город по красоте превосходит все остальные.

Однако район гончарных мастерских Керамик вряд ли мог вызвать чей-нибудь восторг.

– Почему, как вы думаете? (Ответы детей)

Да, именно так. Этот район не вызывал восхищение. Там было очень тесно, грязно и неуютно. Горожане выливали помои прямо на улицу. Вечерами из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом.

Тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Эллады. Именно там, в этом районе, жили и трудились искусные гончары и живописцы, которые создавали великолепные вазы.

Для изготовления своих ваз древнегреческие мастера использовали лучшую местную глину, которую добывали в окрестностях Афин – главного города Древней Греции. Эту глину старательно очищали от примесей и слегка подкрашивали охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. Готовые вазы просушивали на солнце, после чего их расписывали.

«Вазопись» – роспись керамических (от греческого «керамос» – глина) сосудов.

А что такое керамика? ( Керамика – это изделие из обожженной глины).

Слово «керамика» произошло от названия афинского предместья Керамик и обозначает все виды изделий из обожженной глины и само гончарное искусство.

Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

Росписи на вазах – это подлинная энциклопедия мифологии, культуры и быта Древней Эллады.

В VIII – VII веках до н.э. сосуды расписывали с изображением растений (цветов и бутонов любимого цветка лотоса), животных (горных козлов, пантер, львов) и фантастических существ.

На сосудах начала VI века до н.э. всё чаще появляются сюжетные композиции с изображением человеческих фигур.

Символическое значение древнегреческих орнаментов.

Ребята, обратите внимание на греческий орнамент. Но сначала, давайте вспомним, что такое орнамент (ответы обучающихся)

Узоры греческого орнамента связаны с природой, имеют геометрический или растительный характер.

А сейчас мы посмотрим наиболее распространенные орнаменты древнегреческих ваз.

  • Ножку амфоры обычно покрывал зубчатый орнамент. Он называется “реверсо”.Он являлся знаком воды или солнечного луча.
  • Самый известный геометрический греческий орнамент – "меандр". Это орнамент в виде изогнутых пересекающихся под прямым углом линий, выражает движение вечно набегающей и убывающей волны. Так еще называлась и река во Фракии. Река сильно петляет, по легенде по сходству с рекой назван орнамент. Часто этот орнамент греки изображали на горлышке сосуда, либо обрамляли им туловище.
  • Волна.
  • Бутон лотоса.
  • Пальметта стилизованное изображение пальмового листа. Этот орнамент был заимствован греками из шумерского орнамента, который олицетворял в Шумере, в Средней Азии, огненную богиню Иштар. Греки отождествили богиню Иштар с Афродитой – греческой Богиней любви, и “пальметта” стала знаком мира и любви.
  • Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, спортивные соревнования.

Типы древнегреческих сосудов

Античные мастера производили большое количество сосудов разнообразного назначения и различных форм.

А теперь посмотрите на вазы, сделанные мной из бумаги. Какую особенность вы можете отметить? (ответы детей)

Все вазы разной формы. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Давайте посмотрим на них.

  • Амфора. Сосуд из глины, с расширенной верхней и суженной нижней частью тулова, с двумя ручками. Он служил для транспортировки вина, масла.
  • Пелика. Для хранения и перевозки вина, масла, маслин, винограда.
  • Гидрия. За пресной водой нужно было ходить к роднику. Кувшин, в котором удобнее всего было нести ее домой, имел две горизонтальные ручки и одну вертикальную, по форме очень похож на амфору, но отличается сильно расширенным кверху яйцевидным туловом.
  • Лекиф. А эта керамическая ваза служила для хранения душистого масла и благовоний, которые использовались спортсменами для натирания тела. Прикрепляли кувшин к поясу.
  • Кратер. Этот сосуд объемный. Он удобен для смешивания жидкости. С большим туловом, с широким горлом, с двумя ручками
  • Киаф. Особый черпак для разливания воды и вина.
  • Килик. Плоская чаша на ножке, с двумя тонкими горизонтальными ручками для питья.
  • Стамиос. Громадные глиняные бочки для хранения зерна.

Стили росписи ваз.

В росписи ваз существует два вида техники.

В 6 веке до н.э. в Афинах получил распространение чернофигурный стиль.

– Как вы думаете, что означает это название? (Черная фигура)

Это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина. Для росписи сосудов использовали чёрный лак. Фигуры людей чёрного цвета прекрасно выделялись на оранжево-красном фоне. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет.

Затем возник более совершенный краснофигурный стиль.

– Что это значит? (красная фигура)

Обведя контуры фигур, все свободные от изображений части вазы покрывали черным лаком. Затем птичьим пером или тонкой кисточкой художник наносил линии, передающие складки одежды, мускулы тела и черты лица. При обжиге лак приобретал ровную зеркальную поверхность с удивительным по красоте оливковым отливом, а светлые фигуры особенно выразительно выступали на этом фоне.

Прекрасные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.

К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились.

Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака.

IV. Физкультминутка (под мелодию "Сиртаки").

V. Постановка учебной задачи.

А теперь давайте попробуем поставить себя на место вазописца из древних Афин и расписать свою вазу. Приготовились к творческой работе, которая потребует от вас фантазии, мастерства и усердия. Я хочу, чтобы моя коллекция ваз пополнилась вашими рисунками. Для этого:

  1. Выберите форму одного из сосудов (гидрия, кратер, килик, лекиф, амфоры и др.) Наметьте рисунок вазы на альбомном листе. Нарисованную вазу вырежьте. Полученную выкройку обведите на тонированной бумаге или картоне (красного цвета)
  2. Нарисуйте рисунок простым карандашом. Края вазы украшаются греческим орнаментом. В середине может быть сюжет из легенд и мифов, сцен из повседневной жизни. Используйте разные способы изображения людей в движении.
  3. Карандашный рисунок обводим и закрашиваем черным фломастером или черной гуашью.

Технологическая карта.

VI. Практическая работа. 

VII. Подведение итогов.

Выставка работ «Античная керамика».

VIII. Рефлексия.

Читать еще:


Новые материалы:

Игровые технологии на уроках русского языка "Язык мой – друг мой" :: Сочинение-описание по картине Грабаря "Февральская лазурь" :: Стилистические функции индивидуально-авторских неологизмов Е.А. Евтушенко :: Методические рекомендации по артикуляционной гимнастике :: Исследовательская работа на уроках русского языка. 5-й класс :: Праздничный переполох ( Le sens de la fête ), 2017 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные шкафы/Тумбы / Дэфо / Тумба Лондон-5 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD