Программа факультативного курса для учащихся 6–8-х классов "Мир звука и цвета" : МХК и ИЗО

Пояснительная записка

Все чаще мы сталкиваемся с тем, что обучающиеся средней школы слабо ориентируются в мире художественной культуры. Мы видим, что их эстетический вкус зачастую формируется бездуховной безвкусицей, предлагаемой современными средствами массовой информации.

Именно в искусстве заключен богатейший потенциал духовно-нравственного воспитания, именно оно способно благотворно воздействовать на духовный мир детей. И это не случайно. Любое произведение искусства несет в себе не только эстетическое, но и нравственное начало.

Приобщение ребенка к искусству можно достичь за счет интеграции различных видов искусства. Интегрированные уроки – уроки искусства – приобщают каждого ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоциональные переживания, способствуют эстетическому и нравственному воспитанию, помогают раскрыть духовную красоту музыки и живописи, именно на этих уроках дети понимают, что настоящее искусство – это неотъемлемая часть самой жизни.

Учитывая все вышесказанное, мною разработана система интегрированных уроков искусства «музыка – живопись», на которых дети знакомятся с лучшими классическими произведениями музыки и живописи.

Основная цель уроков искусства – становление человека, умеющего мыслить, сопоставлять, анализировать, а главное – любящего, умеющего сопереживать, понимающего и эмоционально воспринимающего музыку и живопись.

Школьная практика показывает, что интегрированные уроки – уроки искусства – благотворно воздействуют на духовный мир детей, на их нравственное развитие, на формирование их высокого эстетического вкуса. Это происходит потому, что ориентированы они, прежде всего на эмоциональное восприятие музыки и живописи, а это восприятие всегда активно. Источником активности детей становится их художественно-эстетическая деятельность на уроке искусства, которая включает в себя прочувствованное и продуманное восприятие музыки и живописи, понимание смысла художественного произведения, анализ средств эстетического выражения, художественное исполнение произведения, воплощение увиденного и услышанного в собственном художественном творчестве, собственных открытиях. Эмоциональное восприятие произведения искусства способствует тому, что активизируется духовный мир детей, они учатся по-настоящему слушать музыку, видеть живопись, слушать и понимать друг друга, учатся уважительному отношению к искусству, к своей национальной культуре и терпимому отношению к иной культуре.

Достоинствами интегрированного урока является большой содержательный объем учебного материала, который требует тщательного отбора произведений, звучащих на уроке; огромная информативность и взаимопроникновение живописи и музыки на всех этапах урока. Уроки искусства создают особую духовно-нравственную атмосферу, атмосферу творчества, творческой заинтересованности. Интегрированный урок, построенный на принципах диалогового общения, способствует личностному развитию обучающихся, вырабатывает в них стремление к самостоятельному мышлению. Общение на уроках живописи с музыкой, участие в разнообразных видах творческой деятельности дает возможность каждому обучающемуся осознать себя интересной, своеобразной и многогранной личностью.

В соответствии с вышесказанным можно выделить основные цели и задачи учителя, планирующего интегрированный урок:

  1. Создание психологически комфортных условий для продуктивной учебно-коммуникативной деятельности обучающихся;
  2. Активизация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на всех этапах обучения;
  3. Приобщение учеников к поисковой и исследовательской деятельности;
  4. Организация анализа различных высказываний с целью выявления в них наиболее значимого с эстетической точки зрения.

Предложенная система работы по интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла (музыки и живописи) разработана в целях решения актуальных задач работы школы по гуманизации образовательного процесса, чтобы ликвидировать пробел в духовном воспитании школьников, развить эстетический вкус и способности к художественному творчеству.

Ведущее базовое понятие, которое определяет эстетическую проблему и структуру построения данного курса, - живопись и музыка в их взаимосвязи.

В программе реализован принцип интегрированного изучения гуманитарных дисциплин, построенный на диалоговом общении, которое способствует личностному развитию школьников и пробуждению у них интереса к духовным ценностям.

Предполагаемые результаты: у обучающихся будут развиваться интерес к музыке и живописи, знания как музыкальных, так и художественных произведений; умение детей вести диалог, высказывать свою мысль, при этом интегрировать культурные блоки музыки и живописи.

Программа рассчитана на 17 учебных часа для обучающихся 6–8 классов (0,5 часа в год).

Занятия проводятся в урочной форме. В обучении используются фронтальная и групповая формы работы с обучающимися.

Предложенные в рамках факультативного курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, инсценировки, выполнение и защита проекта, презентации.

Содержание курса

№ п/п Тема
Искусство живописи Искусство музыки

1.

Введение. Живопись, скульптура, графика – древнейшие виды ИЗО.

Введение. Музыка как вид искусства.

2.

Музыка и живопись.

Музыка, звучащая с полотен художников.

Джорджоне «Сельский концерт».

И. Левитан «Вечерний звон».

А. Иванов «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением».

3.

«Музыкальность» живописи.

Д. Уистлер «Ноктюрн в голубом и серебряном».

М. Чюрленис «Соната моря».

4-5

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева.

Искусство колокольных звонов.

Скоморохи – странствующие актеры и музыканты.

6.

Особенности русской культуры XVII века.

Многообразные школы иконописи.

Музыкальное творчество Н. Дилецкого и В. Титова.

7-8

Просвещение и русское искусство.

Классицизм в живописи (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский).

Вершины храмовой хоровой музыки (М. Березовский, Д. Бортнянский).

9-10

Русская культура XIX века.

М. Глинка – родоначальник классической национальной оперы.

Творчество О. Кипренского, К. Брюллова.

«Могучая кучка» (М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков).

11.

Культура на рубеже веков.

Творчество А. Бенуа.

Символизм А. Скрябина.

Поздний романтизм в музыке С. Рахманинова.

12.

Свадебный обряд в искусстве.

П. Федотов «Разборчивая невеста», «Сватовство майора».

Ф. Мендельсон «Свадебный марш».

Ф. Журавлев «Перед венцом».

Е. Честняков «Свадьба».

13.

Образ метели в музыке и живописи.

Г. Свиридов «Тройка».

В. Серов «Зимой».

С. Жуковский «Зимний вечер».

14.

Человек и народ в искусстве.

В. Суриков «Боярыня Морозова».

Опера М. Мусоргского «Борис Годунов».

15.

Тема материнства в мировом искусстве.

Рафаэль «Сикстинская мадонна».

Пикассо «Мать и дитя».

С. Герасимов «Мать партизана».

П. Чайковский «Мама» из цикла «Детский альбом».

Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно..?».

А. Пурилев романс «Матушка-голубушка».

16.

Родная природа в произведениях композиторов и художников.

Творчество И. Левитана, И. Шишкина, В. Поленова.

П.И. Чайковский «Времена года».

Вивальди «Времена года».

17.

Тема войны в искусстве.

В. Верещагин «Апофеоз войны».

К. Васильев «Нашествие» и др.

Д.В. Тухманов «День Победы».

«На безымянной высоте» (В. Баснер – М. Матусовский), «Мы за ценой не постоим» (Б. Окуджава), «Священная война» (А. Александров – В. Лебедев-Кумач).

Список рекомендуемой литературы для учителя и обучающихся: 

  1. Абдуллин Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М., 1983.
  2. Алеев В. Сказка в музыке. Времена года (природа) в музыке: Пособие для учителя. – М., 1991.
  3. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983.
  4. Васнецов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. – М., 1966.
  5. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
  6. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.
  7. Дмитриева Л. Творческое развитие школьников на уроке музыки. – М., 1981.
  8. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Книга для учителя. – М., 1993.
  9. Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М., 1984.
  10. История русского искусства/Под ред. И.А. Бартенева. – М., 1987.
  11. История и религия. Универсальная энциклопедия школьника. – Минск, 1995.
  12. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М., 1982.
  13. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. – М., 1982.
  14. Шпикалова Т.А. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя. – М., 1979.
  15. Унковский А.А. Цвет в живописи: МГЗПИ, 1983.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок-соревнование по теме "Алканы" :: Устный журнал "Прикольный химик" :: Электролиз растворов и расплавов электролитов :: Внеклассное мероприятие «Мода или здоровье?» :: Урок-исследование "Коррозия металлов". 11-й класс :: Невеста, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / Кровати-машины / Кровать-машина Огонь M040 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD