Информационные технологии на уроках композиции. Ритмы города : МХК и ИЗО
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Информационные технологии на уроках композиции. Ритмы города : МХК и ИЗО

Цель: создать условия для развития композиционных умений основываясь на правила и приемы композиции и методы художников векторной графики, Меркушева, Хундертвассера средствами интерактивной доски.

Задачи:

1. Актуализировать знания о правилах, приемах композиции и как используют художники данные правила, в своих работах;
2. Познакомить с творческими методами художников векторной графики, Меркушева, Хундертвассера;
3. Формировать навыки работы на интерактивной доске и в его программном обеспечении на компьютере;
4. Формировать навыки работы в команде, оценки своей деятельности на уроке;
5. Воспитывать интерес к творчеству художников, создающих композиции городского пейзажа.

Оборудование:

  • Для учителя: компьютерный класс с интерактивной доской; презентация к уроку, выполненая в программном обеспечении интерактивной доски; 3 «тайных свитка» (лист бумаги, расчерченный на две колонки – идея композиции, художественно выразительные средства композиции); матрицы оценивания деятельности студента на уроке.
  • Для студентов: презентации  о творческих методах художников векторной графики, Меркушева, Хундертвассера.

– Добрый день! Сегодня на уроке мы повторим с вами закономерности композиции.
Группа разделена на три подгруппы по интересам: Сторонники творчества Хундертвассера, Меркушева и Художников векторной графики. На уроке каждая группа будет работать за компьютерами и по очереди выходить к интерактивной доске для решения заданий. После выполнения задания каждая группа комментирует свои действия, объясняет правильность его выполнения.

Приложение 1. Слайд 1 – изображение кубика с цифрами (флэш документ) Последовательность работы на интерактивной доске решим сбросом кубика. У кого выпала наименьшая цифра будет работать первым и т.д. по возрастанию.
Предлагаю выйти первой подгруппе, а остальные задание выполняют за своими компьютерами.

Слайд 2. Перед вами фотографии разных объектов постарайтесь разложить их по разным принципам и так же найти между ними общее. Это поможет вам сформулировать тему урока.
Все фотографии можно разделить на такие признаки как городские мотивы, композиции с разным видом ритма. Общее между ними – ритмичное чередование элементов. Тема нашего урока – Ритмы города.

У каждого города свой ритм. Медленный, быстрый, неровный или размеренный. Городская скорость жизни — это характер, нрав, а иногда и судьба его жителей. В столицах и больших городах темп жизни быстрый. В маленьких населенных пунктах свой ритм –  неторопливый. Но несмотря на все различия, жизнь в большом Нью-Йорке и  маленьком Энске должна быть одинаково удобной.

К теме Городского пейзажа обращаются  художники разных направлений, декораторы, а также данная тема рассматривается в школьном курсе изобразительного искусства в разных классах.
В каждое время года городская среда разная: пушистый снег зимой, звонкая капель весной, яркое солнце и буйство зелени летом, игра золотых оттенков осенью. Пейзаж города открывает панораму простой наглядной красоты зданий, бульваров, парков. Город –  это живой организм. Важно передать, уловить его характер, характер улиц и домов, скверов и парков, как он преображается от солнечного света, дождя или снегопада, внешнее сходство уже вторично. Город состоит из маленьких деталей, и задача художника уловить их и передать, изображая в работе.

Слайд 3. (выходит 2 группа) Какую цель вы поставите перед собой, ориентируясь на тему урока.
Вы должны ответить на вопросы (функция пера) и впоследствии они помогут вам сформулировать цель. (Что нужно сделать? На основе чего? Чем?

Цель: создать художественный образ городского пейзажа, посредством закономерностей композиции разными художественными материалами.

Данная цель будет  реализовываться на нескольких парах.

Слайд 4. (выходит 3 группа) Перед вами разные слова и словосочетания (композиционная структура, замысел, закономерности композиции, пластический мотив, художественно-выразительные средства, идея), которые относятся к этапам создания композиции. Определите последовательность (функция перетаскивания) и сформулируйте задачи для выполнения вашей творческой работы.
Для художника окружающий мир –  это в первую очередь видимый мир. Наши ощущения есть образы внешнего мира, существующие вне нашего сознания. Живое созерцание городских улиц, храмов, водоемов является моментом чувственно практической деятельности человека. Она осуществляется в таких формах как, как ощущение, восприятие, представление. Таким образом, визуальное восприятие нельзя считать пассивным фотографированием внешнего мира –  это активное изучение, зрительное исследование указанных явлений, предметов, объектов. На идею композиции могут влиять зрительные ощущения и те эмоциональные чувства и настроения, которые эти ощущения вызывают в сознании.
Самая главная задача нашего урока – это определиться с идеей вашей будущей композиции. Этому помогут «тайные свитки» заполнив, которые в течение урока, вы обретете тайные знания, которые помогут вам в создании ваших композиций.

Слайд 5 (часы (флэш-документ) Я предлагаю упражнение в форме мозгового штурма: за 1 минуту вам необходимо будет назвать разные идеи к теме: Ритмы города
Самое время обратится к творчеству художников, и узнать какие же они предлагают идеи и концепции создания образа городского пейзажа. Параллельно не забывайте заполнять ваши свитки.
Каждая группа представляет  творческий метод выбранного художника и техники создания композиций в форме презентации

Слайд 6. (Выходит 1 группа) После того как вы определились с идеей вам необходимо выбрать формат. На данном слайде предлагаются разные по форме форматы и их визуальная характеристика. Ваша задача охарактеризовать эти форматы перемещая необходимую характеристику к формату.

Слайд 7. (выходит 2 группа) Одной из черт закона цельности является определение, нахождение композиционной структуры или еще ее называют идейной. На слайдах репродукции художников творческий метод, которых, представляли студенты, предлагается выбрать контрастный по цвету карандаш и на репродукциях своих представителей,  нарисовать, определить композиционную структуру.

Слайд 8.  (выходит 3 группа) Определение композиционного центра –  важный этап над созданием творческой работы. Ваша задача проанализировать репродукции работ своих представителей и выполнить два задания. 1. Написать приемы выделения композиционного центра. 2. Доказать свои предположения схематично.

Слайд 9. (выходит 1 группа) Ритм – одно из самых простых и, в то же время, самых сильных выразительных средств. Его присутствие создает ощущение организованности пространства, лаконичности и ясности формы. Выражает идею непрерывности, периодичности, протяженности объекта в пространстве и во времени.
Предлагаются разные определения вам необходимо найти то, которое относится к Ритму.

Ритм — это равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. Ритмы могут быть камерными или монументальными, могут создавать настроение радости или же торжественности и покоя.

Слайд 10. (выходит 2 группа)  Ритмическое чередование элементов в композиции всегда притягива
ет внимание зрителей.
Прежде всего, следует определиться, из чего собирается ритмическая композиция? Условно, исходный материал для ее создания можно разбить на три основные группы –  линии, пятна: тоновые и цветовые. Ваша задача, разложить изображения на эти три группы.
Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Развитие по вертикали во
многом снимает композиционные сложности: как правило, изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства. Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.

Слайд 11. (выходит 3 группа) А вот с точки зрения функции, которую выполняет ритм в композиции можно разбить все возможные варианты его использования на следующие группы. Постарайтесь соотнести изображения к функциям ритма

1. Ритм, как основа композиции

В этом случае ритм является основным выразительным средством и держит на себе всю композицию произведения. Уберите ритм с такой работы, и на ней не останется ничего заслуживающего внимания. Обычно такие композиции лаконичны и по плакатному броски. Часто содержат в себе не одно, а несколько ритмических построений. Чередование желтых пятен подсолнухов причудливым образом сочетается с ритмом вереницы велосипедистов.

2. Ритм, как вспомогательный прием

Но даже тогда, когда ритм выполняет в композиции вспомогательную роль, его благотворное влияние на восприятие работы очевидно. Более того, тенденции в современном искусстве таковы, что от создания явных ритмических построений авторы переходят к использованию едва читаемых, скрытых ритмов. Что позволяет избежать чересчур прямолинейных художественных решений.

2.1. Ритм, как одно из нескольких выразительных средств, примененных для создания композиции.

Например, на снимке Дмитрия Зверева, взятого из его парижских зарисовок, кроме ритмического чередования ступеней лестницы присутствует еще линейная перспектива и диагональная композиция кадра. Плюс к этому, мы видим жанровую картинку – велосипедист на фоне Эйфелевой башни, –  которая может существовать и сама по себе без дополнительных украшательств.

2.2. Ритм, как эффектный фон для основной композиции.

Ритм, организованный на фоне главного объекта съемки, не отвлекает внимание и, одновременно, придает композиции краткость, отточенность и поэтичность.

3. Ритм, как способ выделения главного объекта

При помощи ритма можно очень эффектно акцентировать внимание зрителя на сюжетно важном объекте. Для этого главный объект в кадре должен выпадать из ритмического построения, диссонировать ему. Быть лишним в череде линий и пятен. 
Именно так сделан снимок известного советского фотоноватора Александра Родченко.
Темная клякса женской фигуры, как магнит, притягивает к себе наш глаз. Взгляду просто не за что зацепиться в монотонном ритме лестничных ступеней, и он неминуемо возвращается в ту точку, где находится главный объект композиции. Поэтому, если вы хотите привлечь внимание зрителя к объекту, нужно сделать так, чтобы этот объект нарушал ритм снимка.

Для того чтобы научится использовать ритм в композиции своих работ, в первую очередь, необходимо выработать привычку обращать внимание на естественные ритмические построения, которые встречаются на каждом шагу. Посмотрите внимательно вокруг себя. Книги на полке, доски паркета, окна домов напротив, фонарные столбы, аллеи деревьев, паутины проводов– все это ритмы, которые нужно уметь замечать. Помните, правильно обыгранный ритм – это почти гарантия хорошей композиции.

Слайды 12-14 (выходит 1 группа) Обратимся к работам художников и ваша задача провести ритмический анализ, с учетом идейного замысла произведения. Схематично нарисовать  литейный тоновой и колористический ритм.

Можно сделать вывод, что в работах художники не стремятся передать реальный вид здания или улицы, а стилизует их, трансформирует, чтобы активизировать и передать характер увиденного. Можно использовать в работе над городским пейзажем прием «оживления» предметов и объектов, наделяя их эмоциями. Например, дерево может выглядеть печальным; небо –  тревожным; дома – прожившими большую жизнь, скособоченными, старыми; соборы и церкви –  величественными, звенящими, радостными; фонари вечернего города, их ореолы –  похожими на большие пушистые одуванчики и так далее. Все это помогает созданию художественного образа города. На последующих уроках вам предстоит создать композицию городского пейзажа на основе творческого метода рассматриваемых художников.

Сейчас вам предлагается оценить свою деятельность на уроке по следующей матрице.

Ф.И.________________________________________________________

Критерии Самооценка Оценка
1 Определять цели и задачи урока    
2 Знать закономерности композиции    
3 Владеть средствами интерактивной доски    
4 Работать в команде    
5 Активность    
Общий балл    
Отметка    
3б. – критерий не проявляется; 4б – критерий проявляется достаточно;
5б. – критерий проявляется оптимально.
23-25 балла –  5 «отлично»;
18-22 балла – 4 «хорошо»;
15-17 баллов 3 «удовлетворительно»
Читать еще:

Новые материалы:

Система организации учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями как один из путей развития инклюзивного образования :: Проектно-исследовательская деятельность учащихся – приоритетное направление современного образования :: Круглый стол "Здоровье каждого – здоровье нации" :: Технология работы социального педагога с семьей :: Урок-путешествие по теме: "Путешествие в страну тысячи солнц". Математика. 2-й класс :: Конверт, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru