Урок изобразительного искусства по теме "Это мы: вглядываясь в человека (жанр-портрет)". 6-й класс : МХК и ИЗО

Урок изобразительного искусства по теме "Это мы: вглядываясь в человека (жанр-портрет)". 6-й класс : МХК и ИЗО

Приложение 1

Слайд 1 (тема урока)

Слайд 2 (план урока)

Цели урока:

  • подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;
  • развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир;
  • формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;
  • активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;
    • познакомить учащихся с техникой «коллаж» и особенностями её выполнения.
  • Развивающие:
    • развивать творческие способности;
    • развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.
  • Воспитательные:
    • содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям;

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок творчества

Форма организации учебной деятельности: групповая

Вид занятий: декоративно-прикладное творчество, коллаж

Оборудование:

  • Для учащихся:
    • картон, салфетки, газетная бумага, старые журналы мод и косметики, ножницы, клей ПВА, простой карандаш, ластик.
  • Для учителя:
    • мультимедийная презентация, компьютер, экран, аудио запись песни «Ах, вернисаж».

Оформление доски:

План урока

1 Организационный момент 1 мин.
2 Мотивация «Притча о художнике» 3 мин.
3 Повторение:
  • Определение жанра портрет.
  • Анализ портрета.
5 мин.
4 Беседа по теме, с использованием мультимедийной презентации. 5 мин.
5 Актуализация знаний 5 мин.
6 Практическая часть
  • Повторение последовательности выполнения работы.
  • Напоминание о ТБ при работе с ножницами и клеем.
  • Групповая самостоятельная работа
21 мин.
7 Подведение итогов урока
  • Экспресс-выставка
  • Рефлексия
5 мин.

Эпиграф: «Портрет – зеркало души».

Высказывание: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но без их ведома, спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком» (Латур).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Мотивация «Притча о художнике»

Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать ПРЕКРАСНОЕ.
Его умение увидеть КРАСОТУ – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – прекрасно!… До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видели и он, и они, – в совершенную картину!
Художник был великим Мастером Красоты. Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: не заметная прежде Красота – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

* * *

Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась своей тонкости и нежности, своего хрупкого стана – и всегда опускала в смущении глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!…» – художнику говорили люди.
Но художник не слушал тех, кто так говорили, – и рисовал. И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть-чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный облик создав.
И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я… Тaк хороша картина!…»
«Я – только зеркало! – с улыбкою художник отвечал. – Тебе я красоту души твою всего лишь показал!
Теперь – живи, её от мира не тая!
Ты – как душа – подобна красоте зари! И нежностью твоей любви – ты всё, что видишь, озари!»

* * *

И женщину он старую увидел – и портрет её стал рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописях тех слова о жизни долгой и не простой, о доброте и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке… Их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе большой! И – в восхищеньи – замирало множество людей перед картиной той! И видели они суть жизни, что прожита не зря. И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил – что в почтеньи перед старой женщиной склонились люди…

* * *

Потом художник танцора рисовал. И в миге том, что он изображал, слились и танец, и танцор. И взмах руки, и музыка, и взор – теперь звучат на полотне! И тот, кто смотрит, – может пережить душой эмоции вдвойне: как тот, кто созерцает полотно, или как тот, кто – в танце – Богу гимн Любви поёт!

* * *

И рисовал художник капельку росы на тоненькой травинке.
Всего лишь… капелька воды на солнышке блестит. Но эта капля будто говорит: «Я – капелька в безбрежности Любви! И отразилась солнца красота – во мне! И словно в зеркальце моей любви – теперь сияют мир и красота Земли!»

* * *

И кистию своею художник ещё одно мгновенье в Вечном Бытии запечатлел:
Над морем – солнце вскинуло свои лучи! И – отразилось в облаках!… И птиц полёт – издалека в родимый край!… И берег моря с золотым песком!… Слились на полотне одном – творения Творца и человека! Открылась Вечность – в едином миге Красоты! И дyши освещал восходом солнечным – Безбрежный Света Бога Океан! И проявились в величии сей Красоты – Создателя её Незримые Черты!

* * *

Волшебным взглядом – художник тот был наделён: ведь за Творением – Творца всей Красоты способен видеть он!
И может людям он дарить – уменье видеть и любить! [3]

Учитель: – Ребята, скажите, пожалуйста, в чём вы видите разницу между двумя понятиями: «КРАСИВЫЙ» и «ПРЕКРАСНЫЙ»? И как вы понимаете фразу «Портрет – зеркало души?» (записана на доске).

Ответы детей

Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.
А вот как выразился Латур: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома, спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком».

3. Повторение

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о портрете.
Наша цель, продолжить знакомство с жанром портрета и познакомится с новой техникой декоративно – прикладного искусства «коллаж».
Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного.

1. Что означает слово «портрет»?

Слайд 3 (определение)

Правильно, портрет – это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности, – строение лица, черты характера, отношение к людям).
Назовите виды портрета.

Слайды 4, 5, 6,7 (виды портрета)

2. Анализ портрета.

Слайд 8

Работа выполняется в двух вариантах. У каждого на столах лежат карточки «Описание портрета», а на доске картины. Вы должны в течение 3 минут дать полный анализ данного портрета.

«Описание портрета»

  • Вид искусства, к которому относится портрет (живописный, графический, скульптурный, фотографический, ювелирный).
  • Название портрета (парадный или камерный).
  • Количество персонажей (один человек, парный, групповой, групповой семейный).
  • Персонажи на портрете (мужчина, женщина, ребёнок (детский)).
  • Положение персонажа (в полный рост, поколенный, поясной, погрудный, голова) и также (стоящий, сидящий, лежащий).
  • Разворот головы персонажа (анфас, в три четверти, в профиль).

Учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях.

4. Актуализация знаний

– Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?

Ответы детей.

– выбор характерной позы;
– четкость рук и жестов
– выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
– выбор фона и композиции;
– выбор цвета.

Вывод: Основными средствами художественной выразительности становятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура портретируемого.

– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение. Я буду читать стихотворение, а вы на листе бумаге делаете эскиз.

Слайд 9

«О красоте человеческих лиц»

Николай Заболоцкий

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.[4]

Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы.

5. Новая тема урока

Один из наиболее креативных методов изображения – техника коллаж.

Слайд 10

Коллаж (франц. collage – наклеивание) - это приём в изобразительном искусстве, состоящий в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.[1]

Запись в тетрадь.

Широко применялся кубистами, футуристами и дадаистами, дополнявшими живописные изображения приклеенными на холст обрывками газет, фотографий, обоев, кусков ткани и т. п. Первым изобретателем этого приема был – кубист Пабло Пикассо.

Слайд 11

Существует множество вариантов применения этого способа: вырезки различной формы из цветной бумаги, цветная газетная бумага, цветные журнальные иллюстрации. Вы можете выполнить рисунок, ничего не рисуя, а просто отрывая кусочки бумаги или вырезая их более аккуратно. Как и с рисунком с натуры, чем быстрее вы работаете, тем более спонтанным окажется результат. Вы вынуждены принимать мгновенные решения и переносить идею на картон. Это может быть непросто, когда вам приходится отыскивать исходный материал, делать вырезки и прикреплять их к коллажу. Иллюстрацию можно создать, используя необычные изображения, нарезанные квадратиками или полосками. Коллаж освобождает от необходимости использовать рисование, но вместе с тем расширяет ваш визуальный кругозор.

Правила работы: (на столах)

  • Мы работаем сегодня с журналами, которые вы принесли на урок. Они – наш материал для работы.
  • Отбираем, вырезаем или отрываем кусочек бумаги и приклеить его на лист.
  • Подготавливая части коллажа, используйте ножницы или просто рвите бумагу и накладывайте ее к листу.
  • Постарайтесь, не добавлять рисунок от руки карандашом или краской.
  • Внимательнее сосредоточтесь на том, чтобы научиться использовать журнальные вырезки наиболее эффективно.
  • Думайте! У вас есть всего несколько минут для вырезания (вырывания) кусочков из журналов и их приклеивания.
  • Благодаря скудной палитре эти коллажные иллюстрации выглядят свежо и современно.

6. Практическая часть

Данная работа рассчитана на 2 урока. Работам в группе по 4 человека.

7. Основные этапы работы (на столах у каждой группы).

Для того чтобы создать портрет в технике коллаж вам необходимо вспомнить пропорции лица человека. Для этого вы можете пользоваться эскизом в альбоме.

Слайд 12

1. Нарисуйте на картоне эскиз портрета.
2. Внимательно рассмотрите эскиз расположения кусочков бумаги на лице (кусочки могут быть разрезанными ножницами, а могут быть рваными).
3. Кусочки должны близко прилегать друг к другу.
4. Тщательно подбирайте бумагу. Тем более что она у вас не просто цветная, а имеющая разные рисунки и фактуру (газеты, журналы). Не спешите, фантазируйте.
5. Старайтесь передать характер и особенности портрета.
6. Распределите правильно роли в группе, советуйтесь друг с другом.

Не забывайте о ТБ при работе с ножницами и клеем.

Слайд 13

8. Групповая самостоятельная работа (звучит песня «Ах, вернисаж» - Приложение 2)

За 5 минут до конца урока незаконченные работы собираются, убирается рабочее место. Дежурные собирают тетради, для проверки и выставления оценок.

Слайд 14 (образцы работ)

Слайд 15 (детские работы)

9. Подведение итогов

Слайд 16

Рефлексия

  • Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось, достигли ли мы поставленной цели?
  • Вам нравиться? Что именно?
  • С какой техникой вы сегодня работали?

– Наш урок окончен. Спасибо!

Список литературы

  1. Большой самоучитель рисования /Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой. – М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. – 192 с.
  2. Сенин В., Коваль О. Школа рисования карандашом. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. – Харьков: Книжный клуб, 2007. – 112 с.: ил.
  3. http://www.sunhome.ru/prose/pritcha-o-hudozhnike.html
  4. http://www.inpearls.ru/
Читать еще:


Новые материалы:

Решение задач с использованием основных типов алгоритмов :: ПервоЛого 3.0 "Создание движения" :: Урок по информатике "Возможности текстового процессора Word" :: Использование современных информационных технологий во внеурочной деятельности учащихся как одно из условий развития их информационной компетентности :: Урок русского языка в 7-м классе: "Обобщение по теме "Причастие" :: Джон Уик 2 ( John Wick: Chapter Two ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Витра / Шкаф Витра ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD