Природа глазами художников : МХК и ИЗО
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Природа глазами художников : МХК и ИЗО

Класс: 7

Тип урока: урок закрепление знаний, формирование умений и навыков

Технология: деятельностный метод обучения

Средства обучения:

  • Презентация к уроку
  • Индивидуальные карточки с заданиями
  • Инструкция по работе с ножницами
  • Картины, клей, ножницы, листы А-3

ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор

Общедидактическая цель урока:

  • Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности.

Триединая дидактическая цель:

1. Образовательные:

- ознакомить учащихся со стихотворениями поэтов о родной природе и с картинами художников - пейзажистов.

- научить визуально видеть прочитанное произведение, его тему, идею, предметный мир, героев.

2. Развивающие:

- развивать навыки выразительного чтения, образного мышления и творческую активность

3. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к родному слову, эстетический вкус, патриотические чувства, любовь к родной природе, умение работать в группе.

Технологическая карта урока

Этапы урока Дозировка Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Орг.момент   Приветствие. Создание доброжелательной рабочей атмосферы на уроке. Приветствие. Настройка на работу.
2. Мотивация учебной деятельности Включает презентацию к уроку (звучит музыка)

- Ребята, давайте начнем!

- Вам понравились картины?

- Вы догадались о чём мы сегодня поговорим?

- Какова тема нашего урока?

Смотрят презентацию картин И.Левитана, И.Шишкина, И.Грабаря.

- Да

- О природе, о художниках

- Природа глазами художника

3.Актуализация знаний - Кого мы называем художниками?

- Вы увидели картины великих русских художников-пейзажистов: Левитана, Шишкина, Грабаря. А что именно рисуют пейзажисты?

- Есть художники маринисты (рисуют море),

портретисты (портрет), баталисты (сражения), анималисты (герои мультипликационных фильмов).

Что передают нам художники через картину?

Правильно, художники приглашают пристальнее вглядеться в неё и насладиться её. Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой мы живём.

- А что им помогает передать красоту природы и создать настроение?

- Писателей тоже называют художниками. Почему?

На этом уроке мы почувствуем себя и писателями, и художниками.

- Людей, которые рисуют

 

- Природу

 

 

- Художники передают красоту родной земли, создают настроение.

 

- Цвета, краски!

 

- Они передают свои чувства, мысли через слова. Они рисуют словами.

4. Сравнение художественных и словесных полотен -Посмотрите в окно. Какое небо! А какой сейчас месяц?

-Давайте посмотрим, как передал эту красоту пейзажист. Картина И.Э.Грабаря называется

“Февральская лазурь”.

Когда-то И.Э.Грабарь мечтал “передать хотя бы десятую долю красоты зимнего пейзажа”.

-Как вы думаете, ему это удалось?

 

- Какое настроение рождает эта картина?

- Что помогает автору передать это настроение? Сочетаясь эти тона создают настроение праздника.)

- Лазурь – светло- синий цвет, синева.Что может быть лазурным?

(Лазурный берег, лазурные мечты, лазоревый цветок)

А вот как описывает это же время поэт Бунин:

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.

- Февраль

 

 

 

 

 

- Да, на картину хочется смотреть и смотреть. Пейзаж прекрасен.

- Радостное, праздничное

- Праздничный бело- голубой цвет. Здесь очень много оттенков: жемчужный, зеленовато-синий ,лазоревый.

- Лазурный берег, лазурные мечты, лазоревый цветок.

- Какое описание вам понравилось больше: словесное или живописное?

- Что помогает автору нарисовать такую картину?

- Что называют изобразительными средствами?

- Какие изобразительные средства использовал автор?

- Словесное, живописное

- Изобразительные средства

- Слова, которые помогают образно, зрительно рисовать картину.

-Эпитеты, олицетворения, метафоры

5. Выполнение творческого задания - Итак, вы увидели работы мастеров слова и живописи.Теперь я предлагаю вам самим стать немножко и поэтами и художниками.  
Поиграем в игру “Соревнование с писателем”

- Вспомним, что такое сравнение?

- Задание: введите в текст необходимые сравнения, которые помогут увидеть картину. Посоревнуйтесь с автором.

- Сравнение-это сопоставление двух предметов по сходству

- Каждый пишет свои сравнения на карточке, где напечатаны строки с пропущенными словами из стихотворения

Р.Сеф “На свете все”.

На свете все
На все похоже,
Змея на ...,
Луна на...,
Журавль
На ...,
Кот полосатый
На ...,
Я на ...,
А ты...

Дети читают вслух свои сравнения.

- Послушаем какие сравнения нашел автор.

Р.Сеф

На свете всё.
На свете все
На все похоже,
Змея
...(На ремешок из кожи),

Луна на...( круглый глаз огромный),
Журавль
На ...(тощий кран подъемный),
Кот полосатый
На ...(пижаму),
Я на ...(тебя),
А ты...( на маму).

6. Самостоятельная работа – создание коллажей 17м - А теперь превратимся в художников и попробуем создать картину по стихотворениям поэтов 19 века.(Иван Бунин “Полевые цветы”, Тютчев Ф.И. “Зима недаром злится”, А.К. Толстой “Край ты мой, родимый край”

В этом нам поможет технический приём, который называется коллаж.

- А что такое коллаж? (презентация)

- Коллаж - это французское слово, означает наклеивание. То есть наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называют произведение выполненное этим приёмом.

 
- А теперь задание группам: создать коллаж по данным стихотворениям.

Ход работы над созданием коллажа.

- Внимательно прочитайте стихотворение.

- Найдите и подчеркните предметный мир, героев произведения.

- Определите тему, идею.

- Уловите настроение.

- Выберите нужные картинки.

- Вырежьте и приклейте картинки на лист бумаги.

Защита коллажей

- Дети работают в группах. Пользуются инструкциями по работе с ножницами и ходам работы. Находят нужные картины по теме идее стихотворений, приклеивают их на основу.

 

 

 

 

Защита коллажей. Каждая группа выразительно читает стихотворение и показывает созданные коллажи.

7. Рефлексия УД - Что мы сегодня делали на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Кто из вас доволен результатами своей работы?

- Что вам больше всего понравилось?

 
8. Домашнее задание   Сделать коллаж на любую тему по вашему выбору. К работе можно привлечь родителей, друзей... Эти коллажи вы можете подарить друзьям, родным.  
9. Итог урока   Заключительное слово учителя. Сегодня мы с вами плодотворно поработали, примерили на себя роль и художников слова и художников красок. Я думаю, что приобретенные на этом уроке знания, умения, навыки вам пригодятся в вашей дальнейшей жизни. Творите добро, любите природу, развивайтесь.

Cпасибо всем за урок! Мне с вами было очень интересно.

 
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Музыка к уроку
Читать еще:

Новые материалы:

Осень золотая – пора урожая :: Литературно-музыкальная композиция "Небо в алмазах, или Играем Чехова" :: Духовно-нравственное воспитание обучающихся в традициях национальной культуры :: Классный час в 4-м классе. "Космические" улицы Алдана :: Развитие коммуникативных способностей учащихся начальной школы :: Вещий сон (), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru