Урок по теме "Волшебные краски". 1–2-й класс : МХК и ИЗО

Цели и задачи урока:

  • Повторить ранее изученные основы цветоведения.
  • Дальнейшее знакомство с основами цветоведения.
  • Отработка навыков смешивания цветов и работы кистью.
  • Объяснить обучающимся новые понятия «колорит», «контрастность цвета», «дополнительный цвет».
  • Научить определять в художественных произведениях колорит, а также как художник использует в своих работах контрастные цвета для осуществления идейно-художественного замысла.
  • Развитие наблюдательности у обучающихся за окружающим миром.
  • Воспитание любви и интереса к предмету.

Вид урока: рисование по памяти и представлению.

Тип урока – комбинированный.

Форма организации коллективной деятельности: совместно – индивидуальное.

Оборудование:

  • Для учителя:
  • Презентация со слайдами таблиц по цветоведению, иллюстрациями картин художников: М. Врубель «Царевна-Лебедь», И.Левитан «Золотая осень», «На севере», Федотов «Завтрак аристократа», В.Васнецов «Три богатыря» и другие;
  • Карточки-тесты по цветоведению;
  • Музыкальные произведения: А.Скрябин «Цветная симфония» или Р.Корсаков «Цветные ноты».
  • Для обучающихся:
  • Альбом, краски, банки с водой, тряпочки, палитра, клей, ножницы.

Межпредметные связи: музыка, литература, природоведение, технология.

План  урока:

  • Организационная часть урока
  • Вступительная беседа учителя с фронтальным опросом учащихся, где проверяются знания предыдущего урока
  • Объяснение нового материала
  • Выполнение обучающего  упражнения
  • Выполнение основного задания
  • Подведение итогов урока
  • Анализ работ учащихся
  • Выводы. Домашнее задание: Поиск примеров из жизненных наблюдений на контрастность цвета

ХОД  УРОКА

1. Организация класса

Проверка готовности к уроку, а также организации рабочего места учеников.
Напомнить детям некоторые правила техники безопасности, а также правила работы с кистями и красками.

2. Вступительная беседа

– На прошлом уроке мы познакомились с цветами, которые есть в наших наборах красок. Мы узнали с вами, что среди всех цветов есть самые главные – три «волшебных» цвета.
– Какие это цвета? (Красный, желтый, синий)
– А почему они так называются? (Потому что, смешиваясь друг с другом, они образуют новые цвета)
– Как называются эти цвета по-другому? (Составные или производные)
– Далее работаем с цветовым кругом, где повторяем, какой дополнительный цвет получаем при смешивании основных цветов (Оранжевый, фиолетовый, зеленый).
– Все эти цвета (красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), мы можем наблюдать в радуге, или когда в стеклянной призме преломляется луч солнца. Они располагаются именно в этой последовательности. Чтобы лучше запомнить порядок надо повторять считалочку: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» (первая буква в слове означает цвет).
– На прошлом уроке мы узнали, что цвета бывают теплыми и холодными. Какие цвета мы называем теплыми? (Красный, оранжевый, желтый, коричневый и др. имеющие частички этих цветов).
– Они ассоциируются? (Солнце, тепло, огонь).
– Какие цвета называются холодными? (Синий, голубой, сине-зеленые, сине-фиолетовые).
– С чем они ассоциируются? (Со снегом, льдом, водой, лунным светом).
– Когда на картинках художников мы видим, преобладают теплые или холодные цвета, то говорим, что картина выполнена в теплом или холодном колорите.
«Колорит» – гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине.
Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины. Он может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и др. теплым и холодным, светлым и темным.

3. Анализ картин художников в теплом и холодном колорите

Проводятся примеры музыкальных произведений, где композиторы переложили цвет на музыку.

– Какие ассоциации вызывают у вас эти музыкальные фрагменты?

4. Объяснение нового материала

– Сегодня мы с вами познакомимся с другими свойствами цвета. Если мы проведем в цветовом круге линию (диаметр) через середину желтого цвета, напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые условно называются дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый цвет и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета. Но не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с любым зеленым. Может быть много оттенков красного, зеленого, синего, оранжевого, желтого, фиолетового и др. цветов. Если, например, красный будет близок к синему, то и дополнительным от такого красного будет желто-зеленый. (Работаем с цветовым кругом).

– Выпишем в словарики художественных терминов слова: «Контрастные цвета», «колорит».
– Теперь рассмотрите иллюстрации с картин художников и попробуйте определить, где и как художники использовали контрастные цвета.
– Для чего им это было нужно?
– Чего они хотели добиться этим в своих картинах? (Можно проанализировать вместе с детьми, задавая им наводящие вопросы).

5. Выполнение обучающего  упражнения

– Давайте и мы попробуем создать свою картину, где будем применять контрасты цветов, но сначала выполним упражнения (упражнения могут быть разными на усмотрение учителя), например:

  • Смешение основных цветов для получения составных
  • Смешение цветов с добавление белил и черного цвета для получения оттенков цветов
  • Смешение двух красок составных цветов с преобладанием одного из них
  • Составление различных оттенков одного цвета (теплых и холодных)
  • Чередование полос (вертикальных и горизонтальных), составленных из теплых и холодных контрастных цветов
  • Другое

После упражнения необходимо перейти к основному заданию. Это лучше сделать в форме игры «Создаем цветочную поляну».

6. Выполнение основного задания. Самостоятельная работа учащихся

Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры. Цветы выполнять без предварительного рисунка карандашом. Цветок в раскрытом состоянии. Обратить внимание детей на созвучие слов «Цветы и цвета», на схожесть названий некоторых цветов и цветовых оттенков «Роза и розовый», Сирень – сиреневый», «Василек – васильковый», и т.д.

– Можете ли вы еще привести примеры?
Можно использовать литературные образы, например:

Ромашка

Рыжие макушки
Белые рубашки
По лесной опушке
Разбрелись ромашки

Фиалка

У фиалки нежный аромат
И над лесом может быть от этого
Нежный фиолетовый закат,
Ароматный воздух фиолетовый

Букет

Убежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.
Вот ромашка с золотым сердечком,
У нее высокий стебелек,
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василек.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздикой полевой.
Всех цветов не сосчитать в букете
Жарко в поле,
Солнце ярко светит

З.Александрова

Задание можно усложнить. За 10-15 мин. до конца урока изображение цветов вырезать и приклеить на общем листе формата А3 или А2, фон зеленый (цветная или грунтовая бумага). Нарисовать (развернутых) бабочек, обращая внимание не на симметрию, а на яркость узора. Вырезать и приклеить.
Целесообразно показать ученикам схемы, отражающие основные принципы составления коллективных композиций. Дети выполняют задание индивидуально, могут до конца урока не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная  композиция, выставленная учителем в конце урока на доске, становится для них приятной неожиданностью. Такой работой можно украсить интерьер школы и дети будут рады и горды, что причастны к этому.

7. Подведение итогов урока

При подведении итогов подчеркнуть, как дети смогли передать красоту цветов, используя три основных цвета, как проявили наблюдательность и графические навыки.

8. Анализ работ учащихся

Анализируя  выполненную детьми коллективную композицию, учитель отмечает разнообразие оттенков и цветов, которые получаются от смешивания одних и тех же красок, обратить внимание детей на красоту  большой совместной работы – композиции, которая украсит школу. Еще раз задать детям вопросы:

– Какие цвета называются дополнительными (контрастными)?
– Попросить их назвать конкретные контрастные сочетания
– С каким свойством цвета мы познакомились?

9. Домашнее задание

Понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков и запомнить, где можно увидеть смешение трех основных цветов (листья, овощи, фрукты и т.д.), и цветовые контрасты в природе в разное время года.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок "Окружающего мира" по теме "Дорожные знаки" :: Урок русского языка "Общие сведения об имени прилагательном" :: Музыкально-литературная композиция с мультимедиапрезентацией "Есенинское небо над Россией" :: Умножение и деление в пределах 100. Повторение и закрепление пройденного :: Воспитательское занятие "Лес и мы" :: Иллюзия любви ( Mal de pierres ), 2016 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Кааба-3 Модель 390 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD