Образ художественной культуры Японии. Штрихи к портрету : МХК и ИЗО

Образ художественной культуры Японии. Штрихи к портрету : МХК и ИЗО

Цель урока: Создать условия для обобщения знаний по особенностям культуры Японии.

Задачи урока:

  • Обучающая – закрепить представления об образе художественной культуры Японии, через создание коллективного панно.
  • Развивающая – развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к прекрасному.
  • Воспитательная – воспитывать толерантность, уважение к традициям народов мира.
  • Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной и
  • творческой деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или
  • неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования отношения к культуре другого народа.

Познавательные УУД:

  • развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
  • вырабатывать способность различать способ и результат действия
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.

Предполагаемые результаты:

  • Личностные: включают готовность к саморазвитию, высокую мотивацию к обучению и познанию
  • Метапредметные: освоение УУД
  • Предметные: закрепление знаний, их преобразование и применение

План урока:

-Организационный момент

-Знакомство с темой урока (Актуализация знаний)

-Повторение и обобщение материала прошлого урока (Обобщение пройденного)

-Постановка художественной задачи .Работа в 4 группах (сакура, журавли, пагода, кимоно)

-Практическое выполнение задания (Развитие умений, применение знания)

-Сообщение с заметками от групп

-Оценка результата

-Соотнеси термины

-Подведение итогов

Беседа с показом презентации

За несколько уроков посвященных культуре Японии мы с вами лишь приоткрыли книгу под названием “искусство видеть красоту”. И нам сегодня, в итоговом уроке по культуре Японии, предстоит вписать свою страницу или скорее дополнить штрихи к портрету “Красотой Японии рожденный”

- Что же особенного в искусстве и культуре этого народа?

Это умение видеть, чувствовать и передавать красоту природы. Единение человека и природы пронизывает всю культуру Японии. Возможно, это связано с древним обожествлением природы, считая, что все ,что нас окружает, имеет свою душу. И главное - воспитать чуткость сердца.

"Никогда так не думаешь о друге, как глядя на снег, луну или цветы". В эти удивительные мгновения встречи с прекрасным в сердце человека рождаются столь же красивые и высокие чувства, и он испытывает потребность поделиться ими со всем миром и ощутить себя его неотъемлемой частью.

Кавабата Ясунари,

"Всякое изящное искусство подчиняется естеству и дружит с четырьмя временами года. Коль скоро ты видишь, то не можешь не видеть цветы, коль скоро ты думаешь, - не можешь не думать о луне. Когда то, что ты видишь, не является цветами, ты все равно что грубый варвар. Когда нет цветов в твоих мыслях, ты подобен дикому зверю" - такую запись оставил однажды в своих путевых дневниках поэт Басё. Если вспомнить, что в японской культуре цветок почти всегда олицетворял душу, живое сердце природы, а луна всегда привлекала взоры японцев своим чистым светом, то эти поэтические строки приоткроют и свою философскую глубину, - Человек начинался тогда, когда он стремился увидеть во всех вещах и явлениях их сокровенную суть и когда в мыслях его поселялся ровный и спокойный свет, подобный свету луны осенью, в самое красивое из ее полнолуний.

В японских школах есть уроки любования. Так воспитывается чувство прекрасного. Эта традиция пришла с давних времен.

Сезонные праздники

Сезоны любования первым снегом, полной луной, цветением сливы или азалии, первыми ночными светлячками - неотъемлемая часть культуры Японии; как и традиционные искусства, на протяжении веков они воспитывали в людях внимание к течению жизни природы, умение видеть и восторгаться прекрасным в самых малых ее формах. Многим из этих явлений посвящены традиционные праздники - мацури, в переводе это слово означает "служение" или "почитание".

До 894 г в Японии был праздник любования цветением сливы, которую завозили из Китая. Но император принял решение ценить собственную культуру и традиции. Любование сакурой вошло в список официальных праздников.

Цветы

Цветы всегда занимали важное место в жизни японцев. Цветок сакуры они избрали своим национальным символом, хризантема всегда напоминала им об императорском величии, а полевая гвоздика олицетворяла хрупкую, но стойкую японскую женщину. Мастерство аранжировки цветов они возвели в ранг настоящего искусства, которое получило название икебана или кадо - "путь цветка".

  • Икебана – буквально - цветы которые живут. Цветы наделяются глубинным смыслом
  • Бонсай - выращенное в подносе
  • Хоку - сказать о многом в нескольких словах.
  • Оригами - складывание из бумаги
  • Кимоно - национальная одежда
  • Пагода - буддийский храм
  • Кокеси - кукла

Творческое задание:

Перед творческим заданием хочется сказать:   "Зачерпни воду - и луна останется в твоих ладонях.

Поиграй с цветами –и, их аромат останется на твоей одежде" - это дзэнское изречение можно часто встретить на каллиграфических свитках. В такой изысканно-поэтической форме японцы утверждают, что проникнуть в сердце каждой вещи, увидеть ее истинную красоту можно только через взаимодействие и постоянную практику.

Работая в 4 группах – дополнить общее панно художественными образами.

Выступление с заметками по темам.

  • 1 группа “Журавли”
  • 2 группа “Пагода”
  • 3 группа “Кимоно”
  • 4 группа “Сакура”

Физминутка ХУДОЖНИКИ

Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Руки вниз, руки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт...
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнул

Соотнеси:

  • Выращивание карликового дерева
  • Вид вишни
  • Буддийский многоярусный храм
  • Искусство складывания из бумаги
  • Национальная одежда
  • Искусство составления букета
  • Трехстишье

Хокку

  • Икебана
  • Кимоно
  • Пагода
  • Оригами
  • Сакура
  • Бонсай

И в итоге хотелось бы сказать словами японского писателя:

“Всматривайтесь в привычное-
И вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое-
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое-
И вы увидите сложное.
Всматривайтесь в малое-
И вы увидите великое”
Ясунари Кавабата

Список использованных источников

1.Изобразительное искусство и художественный труд: программы общеобразовательных учреждений/ под рук. Б.М. Неменского.-М.:Просвещение, 2006.- 140 с.

2.Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/авт.-составитель Н.В.Лободина.-Волгоград:Учитель,2007.-251 с.

3.Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя./Е.Л.Мельникова.-М.,2006.-168 с.

4.Неменская, Л.А. Каждый народ -художник:Учеб.для 4 кл.нач.шк./ Л.А.Неменская; под.ред. Б.М.Неменского.-2-изд.-М.: Просвещение, 2002.-144 с.80 с.е для учителя/ О.В. Островская.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.

5.Нестерова, Е. Япония. Искусство видеть. http://www.manwb.ru/japоny_art_of_seeing/ Сайт журнала “Человек без границ”

6.Островская, О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе:1-4 кл. Пособие для учителя/ О.В. Островская.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.-280 с.

7.Рябинина, Т. Искусство Японии. Уроки для 4 класса.art.1september.ru/.../no24_1ntm

8.Сазонова, Л.В. Два крыла. Новые подходы в обучении изобразительному искусству в средней школе/ Л.В. Сазонова.- Йошкар-Ола, 2006.-68 с.

9.Cухин, С. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры. www/scholl33kupannet.ru/suchina/html.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок немецкого языка по теме "Was fressen die Waldtiere?" :: Интегрированный урок с использованием ИКТ "Визит в Шотландию". 9-й класс :: Интегрированный урок английского языка и физической культуры. Тема: "Спорт" :: Конспект урока по теме "Je suis malade". 3-й класс :: Занятие по технологии для учащихся начального звена, конструирование из бумаги и картона :: Садко, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Готовые комплекты/Детские/Детская мебель/Детские комнаты/Готовые наборы / Дана / Детская комната Дана ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD