Урок по теме «Жостово. Роспись по металлу» : МХК и ИЗО

Цель урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с особенностями художественного промысла Жостово.
  • Развивающая: развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной

Формировать УУД

  • Личностные УУД: воспитание чувства гордости за традиционное искусство своего народа.
  • Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков декоративной росписи
  • Коммуникативные УУД: умение творчески сотрудничать со сверстниками
  • Регулятивные УУД: умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальная, фронтальная, словесный

Формы контроля: эвристическая беседа, самоконтроль, взаимоконтроль

Опорные понятия, термины: Жостово, поднос.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап (1 мин)

– Здравствуйте. Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пошлите положительные эмоции своим одноклассникам». Выберете «смайлик», который соответствует вашему настроению в данный момент времени»

Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок.
2. Проверка знаний обучающихся по пройденной теме.
Введение в тему урока
(4 мин)
– Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров.
– Какие народные промыслы мы уже знаем? (Городец, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка …)
– В чем различие народных промыслов и что их объединяет.
– О чем мы говорили с вами на прошлом уроке, ребята?
– Что рисовали?
– Сегодня мы продолжим с вами путешествие в волшебный мир красоты природы.
– Как вы думаете, цветы писали только художники – живописцы или еще кто-то другой? (Ткач, портной, дизайнер.)
– Где мы можем встретиться с изображением цветов?
Обобщение ответов детей. (Да, мы можем встретить изображение цветов на посуде, коврах, в одежде, декоре интерьера).
Размышляют, вспоминают материал прошлого урока.
Отвечают на вопросы учителя.
3. Постановка цели и задач урока(5мин) – Ребята посмотрите на доску и скажите, с каким промыслом мы ещё незнакомы?
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию на уроке.
– Знаете ли вы, что такое поднос?
– Встречались ли вы с расписными подносами?
– Знаете ли, что такое Жостово?
– Из какого материала изготавливают подносы?
– Как вы считаете, что вам предстоит узнать?
– Как вы думаете, о чём еще мы будем говорить на уроке?
– Чему будем учиться?
Предлагает учитель детям определить цель
урока, после их вариантов формулирует цель и результат.
Предлагает детям совместно с ними
составить план урока.
Определяют цель и задачи урока:
Составляют план урока.
4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала (5 мин) Учитель показывает жостовские подносы.
(видео клип) [4]
(Дает им время полюбоваться, оценить их красоту).
– Какое впечатление произвели на вас эти изделия?
История Жостовского промысла насчитывает более 170 лет, с 1825 года, когда братья Вишняковы бывшие крепостные основали в деревне Жостово, недалеко от Москвы, мастерскую, где стали расписывать металлические подносы.
Для изготовления подносов брали листовое железо, из которого ножницами выкраивали заготовки нужной формы. Затем форму придавал кузнец, сейчас это делает специальная машина. Затем поднос покрывается чёрным грунтом, просушивается; трижды покрывается чёрным лаком, шлифуют, затем поднос попадает в руки художника. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» – не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
Подносы обычно бывают чёрного цвета, но могут быть и другие – зелёные, красные, синие, «под слоновую кость».
Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя.
5. Первичное закрепление материала.(2 мин) Анализ и обсуждение увиденного:
– Что из увиденного понравилось больше всего, почему?
– Какие характерные особенности вы заметили в росписи подносов? – Назовите основные формы подносов?
Отвечают на вопросы учителя.
6. Динамическая пауза
(3 МИН)
Проводится физминутка.

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

Выполняют физические упражнения
7. Усвоение нового учебного материала(15 мин) – Для того чтобы цветы на лаковых подносах засияли всеми красками, засветились, мастера используют специальные материалы и приемы росписи. Процесс создания подноса долгий и трудный. И сегодня мы с вами будем мастерами
этапы росписи:
  • грунтовка
  • замалёвок
  • тенёжка
  • прокладка
  • бликовка
  • чертёжка
  • привязка

Объясняет суть и важность каждого этапа.
Обращаю внимание на композиционное решение:
Букет собранный»
«Букет в раскидку»
«Венок»
«Ветка с угла»

1. Первая стадия – замалёвок. Широкой кистью набрасывают силуэт цветка.
2. Тенёжка – накладываем тени.
3. Прокладка – светлые места.
4. Бликовка – работаем белым цветом.
5. Чертёжка – завершающая тонкая,
6. Привязка – это изображение травки, написанной в просветах между цветами и
листьями.
7. Борта украшают ажурным орнаментом уборкой – ёлочка, ёлочка с метёлочкой, травка, ленты.

Творческой деятельности учащихся
8. Актуализация знаний (2 мин.) – Как вы думаете, где впоследствии вы сможете применить полученные умения и знания?
(Обобщение ответов детей).
Отвечают на вопросы учителя.
9. Информация о домашнем задании (2 мин.) Подготовить сообщение о берестянщиках Кузбасса. Выполнить роспись подноса по теме: « Новогодняя сказка». Записывают в дневники домашнее задание
10. Итоги урока. Рефлексия
(3 мин.)
Дать самооценку результатам своей творческой деятельности поставить в дневник. Выберете «смайлик», который соответствует вашему настроению в данный момент времени»

– Расскажите, о своих ощущениях от работы продолжив фразы:

  • У меня получилось….
  • Мне нужно постараться…
  • У меня были трудности в ….

– Спасибо за работу!

Участвуют в оценке своей деятельности на уроке. Дают оценку результатам своей творческой деятельности и деятельности одноклассников.

Список использованной литературы:

1. Н.А. Горяева, О.В. Островская – Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. М. Просвещение, 2015 г.

Интернет-источники:

1. http://www.artrusse.ca/russian/Jostovo_rus.htm
2. http://russia.rin.ru/guides/4201.html
3. http://www.webartplus.narod.ru/folk8.html
4. viki.rdf.ru

Читать еще:


Новые материалы:

Игры при обучении немецкому языку в начальных классах :: План открытого урока английского языка в 9-м классе по теме "Косвенная речь. Перевод в косвенную речь прямой речи, если глагол в главном предложении выражен в прошедшем времени" :: Урок — ролевая игра на материале темы "Travelling" :: Урок английского языка в 5-м классе по теме "Around a strange town" :: Кроссворд как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка :: Гласс ( Glass ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Банкетки и скамьи/Мебель/Прихожие/Банкетки, Пуфы, Сундуки/Банкетки / Мебелик / Банкетка Васко В 99Н ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD