Народные праздники : МХК и ИЗО
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Народные праздники : МХК и ИЗО

Цели урока:

1) дать представление о языческих богах древних славян,

2) познакомить с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков,

3) воспитывать интерес к традициям русского народа,

4) развивать творческое воображение, умение работать коллективно.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Беседа по теме урока.

Презентация

(Cлайд 2) Жизнь людей в далёком прошлом очень зависела от природы. Высушит солнце посевы – прощай, урожай. Пойдут дожди – сгниёт сено, настанет бескормица у скота, жди зимой голода. Заблудится грибник в лесу, застанут путника по пути метель или мороз – всё это проделки чьей- то злой воли. И наделяли люди природу великой силой, обожествляли её, пытались задобрить. Верили люди в силы природы и поклонялись многим богам такая вера называется язычеством.

(Cлайд 3) Перун - бог грозовых туч, грома и молнии, войны и оружия. Изображали его с серебряной головой и золотыми усами.

Символ Перуна - "громовый знак", похожий на колесо с шестью спицами. Его изображение часто воспроизводилось на щитах славянских дружинников.

(Cлайд 4) Дажьбог был у языческих славян богом Солнца, податель тепла и света. Имя его не от слова "дождь", как иногда ошибочно думают, оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне считали солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за соблюдением законов. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: “Дай, Боже!”/

(Cлайд 5) Ярило (Ярила) - бог весны, весеннего света и тепла; юная, стремительная и неуправляемая сила; божество страсти и плодородия. У Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых.

(Cлайд 6) Мокошь - богиня всей Судьбы. Макошь (Мокошь) покровительствовала женским домашним ремеслам, но также влияла и на плодородие. Главным ее занятием было прядение. Из дней недели Мокоши посвящалась пятница. Из уважения к богине в этот день женщины не пряли и не стирали.

(Cлайд 7-11) Люди населяли духами всё живое. Дуб считался священным деревом Перуна. Одним из почитаемых деревьев была берёза. В начале лета её украшали лентами, вышитыми полотенцами, около берёзы водили хороводы.

В воде по мнению предков жили водяные и русалки. В лесу хозяйничал леший, а покой дома охраняли домовые и берегини.

(Cлайд 12) Из верований возникли праздники, обряды с играми, которые наши предки называли игрищами.

(Cлайд 13-14) Зимой в конце декабря колядовали: по домам ходили ряженые с песнями и прибаутками. Хозяева должны были одаривать пришедших. Если хозяева скупились и подарки были скудные, то ряженые грозились накликать беду на дом.

В ночь перед днем зимнего солнцестояния, называемую Корочуном, принято было не спать. Люди верили, что силы тьмы и света сражаются между собой, поэтому они помогали светлым силам, призывая рождение Солнца, пели песни, водили хороводы, зажигали солнечные колесовидные символы. В Корочун на столах славян присутствовал праздничный ужин, готовили священные блюда, среди которых и любимая многими кутя, и мед. Прежде чем начать праздничную трапезу, люди символически или хотя бы мысленно отпускали все, что должно было остаться в прошлом, отжившее и старое. Как только наступало утро, люд шел по домам петь колядки, извещать всех о том, что силы света победили, и новое Солнце-Коляда родилось.

- А в наши дни когда колядуют? Какие колядки вы знаете?

(Cлайд 15-16) Праздник проводов зимы и встречи весны назывался масленицей. На масленицу катали горящее колесо – символ солнца. Праздник проходил весело. Разъезжали на лошадях, сжигали чучело масленицы. Известный до сих пор праздник масленица — очень древний, языческий.  Масленица напоминала о приходе весны. Сжигание соломенного чучела, олицетворяющего зиму, сопровождалось весельем и состязаниями.

Масленица - один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

Масленица - называли еще и Комоедица. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда — “первый блин комам”, т.е. медведям). Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица - не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия.

- А как принято отмечать Масленицу в наше время? Какие традиции сохранились? Что символизируют блины?

(Cлайд 17) В середине лета был праздник Купалы. В этот день девушки купались в реке и пускали на воду венки. Ещё одной традицией было разжигание костра и прыжки через огонь. Считалось, что так можно избавиться от злых духов. А если в эту ночь увидишь цветущий папоротник, то счастье придёт в твой дом.

(Cлайд 18) Осенью отмечали праздник урожая. У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени необходимо было завершать последние сборы урожая, а последний сноп ржи или другой зерновой культуры срезали в полном молчании, так как считалось, что дух поля переселяется в последний сноп, поэтому его нельзя было беспокоить речью или песней.

По традиции в поле оставляли часть несжатых колосьев, так, чтобы их можно было связать в небольшой пучок, который растет из земли. Вечером устраивают пир, ставя на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и кашу. Мед и яблоки в этот день ходят освящать, чтобы на стол поставить освященную еду.

3. Практическая работа.

Задание: создать панно на тему народного праздника.

Учащиеся изготавливают 2 панно. В каждом панно группа “Главных художников” расписывает элементы пейзажа, а другие вырезают фигуры людей (нарисованы заранее на предыдущем уроке). Затем под руководством учителя наклеить их на панно.

4. Итог урока. Какие средства художественной выразительности вы использовали, чтобы передать праздничное настроение?

Использованная литература.

  • Учебник для 4 класса “Изобразительное искусство. Каждый народ - художник”. Л.А.Неменская. Москва. “Просвещение”. 2007.
  • Изобразительное искусство. 4 класс, поурочные планы по программе Б.М.Неменского. Автор-составитель Н.В.Лободина.
  • http://ru.wikipedia.org/wiki
  • http://clubdruzey.ru/meet
  • http://supercook.ru/slav/slov-mif-08.html
  • http://shteltn.ucoz.ru/
Читать еще:

Новые материалы:

Урок русского языка по теме "Обобщение изученного по теме «Причастие — особая форма глагола». Подготовка к контрольному диктанту" :: Методический практикум "Изучение функциональных особенностей синтактических конструкций русского языка с учетом возрастных и програмных критериев" :: Лингвистические игры (материал к уроку) :: Объяснение новой темы с использованием технологии проблемного обучения :: Разработка факультативных занятий по теме "Improve Your Memory" для 10-го класса гимназии :: Ночные игры ( Game Night ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru