Великая Отечественная война в изобразительном искусстве и музыке : МХК и ИЗО

Великая Отечественная война в изобразительном искусстве и музыке : МХК и ИЗО

Целии задачи:

  • познакомить учащихся с героическими страницами поэзии; силой слова, живописи и музыки воздействовать на души детей;
  • формировать понимание общественного назначения искусства как средства понимания правды о войне и ее места в духовной летописи человечества;
  • способствовать выработке эмоционального отклика на художественные произведения (музыки, ИЗО), находить образные слова и выражения в рассказах о них;
  • содействовать овладению умением передавать задуманный образ (образ солдата) средствами различных видов искусства (музыки, ИЗО);
  • создать условия для возникновения интереса к различным видам искусства;
  • способствовать формированию творческого мышления;
  • воспитывать музыкальную и «слушательскую» культуру, через прослушивание песен;
  • формировать у учащихся представление о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного изучения музыки и ИЗО;
  • воспитывать и прививать память к павшим за свободу нашей Родины.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация, минусовка песни «И всё о той весне», песня «Тёмная ночь», песня «Священная Война», песня «День Победы», 7 симфония Д. Д. Шостоковича. Бумага, карандаш, кисти, краски.

Ход урока:

Учитель ИЗО:

Ребята, мы с вами знаем, что в 2015 году наша страна отмечает 70-ую годовщину Победы на немецкими захватчиками. Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского государства. Почти четыре года бушевало пламя Великой Отечественной войны (1941-1945 г). Труден и долог был путь к победе. Главным итогом Великой Отечественной войны стала победа над фашизмом, в которой решающую роль сыграл Советский Союз. Эта война для нас была освободительной. СССР вышел победителем из смертельного поединка. Германия была наголову разгромлена, нацизм – побеждён. Советский Союз внёс в достижение этой победы самый большой вклад кровью и военными усилиями. Всё дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой победы их беспримерный подвиг никогда не померкнет в памяти поколений.

Учитель музыки:

Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.
Ребята, я хочу спросить у вас нужны ли песни о Великой Отечественной войне сейчас, через 70 лет со дня Победы?
Нужны ли картины художников, скульптуры и мемориалы, увековечившие память о войнах освободителях?

Учитель ИЗО:

Сегодня вы, надеюсь, пополните свои знания: познакомитесь с замечательными поэтами и композиторами, исполнителями песен, художниками и скульпторами. Постарайтесь запомнить, как можно больше, постарайтесь проникнуться тем, что услышите. Вы должны знать историю и культуру нашего народа.

Война.
Смерть и кровь.
Жестокость и страдание.
Черное от пожаров небо.
Перепаханная взрывами земля.
Горячий исковерканный металл.
А рядом – искусство с его вечным стремлением к правде.
Как совместить две полярные стихии?

На сегодняшнем уроке мы увидим, услышим, прочувствуем образ солдата в искусстве.

Учитель музыки:

Уже в первый день войны Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихи «Вставай, страна огромная», а 24 июня с набатной силой прозвучала песня на Белорусском вокзале в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Эту песню по праву называли гимном ВОВ.
Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махрой – у каждого своя дума. И вот – первые такты музыки. Весь вокзал словно замер. Вдруг !!! Встает один, другой, все! После исполнения – тишина и шквал аплодисментов. Требовали: Еще! Еще! Еще!

Звучит песня «Вставай, страна огромная»

Учитель ИЗО:

На слайде фото с изображением Кукрениксов за работой.
В те же первые дни, когда звучала песня «Священная война», в печать выходят работы художников Куприянова, Крылова, Соколова, под псевдонимом Кукрыниксы.

На слайде изображение плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (Презентация)

Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», ставшего классикой своего жанра. Примечательно, что в первоначальном варианте штык красноармейца пронзил не голову, а руку Гитлера, поэтому плакат выглядел скорее как предупреждение. Однако после того, как его подали на утверждение Сталину, — а вождь просматривал почти все агитационные материалы, — 24 июня плакат появился на улицах Москвы в «правильном» виде. Плакаты, карикатуры в газетах, книжные иллюстрации, листовки для немецких солдат, даже упаковки для пищевых концентратов, посылаемых на фронт, — использовались Кукрыниксами для провозглашения лозунга — враг будет разбит.

На слайде изображение плаката «Родина-мать зовет»

В конце июня 1941 года увидело свет, пожалуй, главное графическое произведение Великой Отечественной войны, вошедшее в дальнейшем во все учебники истории — это плакат «Родина-мать зовет» автор Ираклий Тоидзе. Всмотритесь в суровое лицо Матери-Родины, почувствуйте тревожную обстановку того времени, ужас надвигающейся беды. По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Сов информ бюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. В дальнейшем само понятие «Родина-Мать» стало символом всей советской пропаганды.

На слайде два плаката вместе.

Посмотрите на эти изображения.
Как они называются и к какому виду искусства они относятся? Почему художники в первые дни войны выпускали плакаты?
Правильно, эти лаконичные образы говорили об опасности, находили прямой доступ к сердцам людей. Призывали народ защищать свою Родину.

Учитель музыки:

На слайде портрет Н. Богословского.

Поэты, писатели и композиторы. Они ведь тоже были сыновьями и дочерьми своей Родины, поэтому тоже стремились на фронт. Многие воевали в действующей армии, а многие являлись военными корреспондентами, работали во фронтовых газетах и журналах. Очень многие писатели и поэты погибли на войне, потому что, стараясь донести правду своим читателям, часто оказывались в опасной обстановке, а иногда приходилось по-настоящему браться за оружие, оставив на время блокнот и карандаш.
И только в редкие часы затишья они создавали свои великие такие трогательные произведения. Послушайте песню «Темная ночь» слова В. Агатова музыка Н.Богословского. (Звучит в исполнении Муслима Магамаева)

Учитель ИЗО:

На слайде иллюстрация картины В. Артамонова «На дорогах войны»

Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Великая Отечественная война явила миру пример массового участия женщин в защите своего Отечества. Почему воевали женщины?
Они шли на фронт, потому что не мыслили себя без Родины. Их пустили на фронт, потому что на весы истории было брошено: Быть или не быть народу, стране? Так стоял вопрос.
Уходили на войну ничего не знающие о ней девочки. Уходили добровольцами. Как было не пойти? Все шли… Только на фронт. Другой мысли не было. Так уж они были воспитаны, что Родина и они – одно целое. И когда Родина оказалась в опасности, не было и не могло быть другой судьбы: только встать на её защиту.
На войне они научились ненавидеть, но эта наука давалась им тяжело. И ещё они научились сдерживать слёзы, не кланяться каждой пуле, провожать в последний путь близких и родных людей, смотреть на изуродованных осколками снарядов молодых ребят, не падать в обморок при виде крови.
Посмотрите на репродукцию картины В.Артамонова «На дорогах войны».
Кто изображён на картине? Где находятся девушки? Почему? Как они выглядят? Во что одеты? Обратите внимание на колорит картины. Какая цветовая гамма преобладает в этом произведении? Почему художник выбирает именно это сочетание цветового набора красок? Что хочет сказать нам художник, показывая контраст цвета и происходящих событий?
Можно ли назвать картину строкой из стихотворения Ю. Друниной «Я ушла из детства»?

Я ушла из детства.
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.
Я пришла из школы
В блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы
В воинскую рать.
Потому что имя
Ближе, чем «Россия»
Не могла сыскать.

Учитель музыки:

Песни про войну писали и женщины. Мы с Вами знаем композитора Елену Плотникову. Прошу всех встать и исполнить всем вместе песню «И всё о той весне»

Песня в исполнении ребят. «И всё о той весне»

Учитель ИЗО:

На слайде изображение скульптуры «Воин-Освободитель»

Обратите внимание на масштабную композицию, высота которой 12 метров, созданную известным скульптором Евгением Вучетичем.
Скажите, к какому виду относится эта скульптура?
В канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией, 8 мая 1949 года, в Берлине был торжественно открыт памятник советским воинам, павшим смертью храбрых при штурме германской столицы. Штурм был жестоким, многие погибли в сражении. Героев похоронили в центре Берлина, в старинном Трептов-парке.
На высоком постаменте советский солдат сжимает в одной руке карающий меч, а другой бережно подхватил маленькую немецкую девочку. Этот образ воина-освободителя с ребёнком на руках стал символом великого подвига советских воинов. И прототипом этого солдата стал Николай Иванович Массалов.
Из воспоминаний Николая Ивановича. Утром 29 апреля 1945 года в Берлине мы готовились к штурму. Было тихо, как перед бурей. И вдруг в этой тишине послышался детский плач. Словно из-под земли звучал голос ребенка, звавшего мать. Его надо спасти, подумал я. Площадь простреливалась. Под пулеметами я все-таки добрался туда, где слышался плач. Лежит красивая белокурая женщина. Рядом – узелок с одеждой. Немцы стреляли ей в спину. Никого не хотели выпускать из обреченного логова. Даже своих. К убитой матери припала девочка лет трех. Только и запомнилось, что белое платьице в горошек. И все не могла уняться от плача: «мутти, мутти…– мама-мамочка». Только взял на руки – смолкла. Я с ребенком – закричал. Прикройте меня огнем.
Мощно заговорили пушки. Начался артобстрел. И казалось, весь фронт салютует подвигу русского солдата.

На слайде изображение скульптуры «Родина-мать»

Не менее известная работа скульптора Е.В.Вучетича представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием.
Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота — 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры — 85 метров. Вес скульптуры — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.

На слайде изображение монумента Победы на Поклонной горе

И не могу не рассказать вам о Монументе Победы на Поклонной горе, яркой доминанте западного округа.
23 февраля 1958 года на Поклонной горе был установлен знак «Здесь будет сооружён памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Затем был заложен парк Победы. Проектирование и строительство мемориального комплекса длилось достаточно долго, торжественное открытие состоялось 9 мая 1995 года.
На площади Победы находится обелиск высотой 141,8 метра – по количеству дней войны (1418 дней). У подножия статуя Георгия Победоносца (небесного покровителя Москвы, поражающего копьём дракона, в данном случае дракон олицетворяет фашизм). На 104 метровой высоте крепится 25 тонная бронзовая скульптура богини Победы – Ники с золотым венком в руках и двух амуров, трубящих Победу.
Вот так вошла ВОВ в искусство и в музыку нашей страны. Мы с вами сегодня тоже внесём свой небольшой вклад в страничку памяти войнам, подарившим нам мирное небо над головой. В нашей школе будет проводиться выставка рисунков ребят, посвящённая 70-ой годовщине ВОВ. Мы с вами сегодня начнём выполнять эскиз этой работы.
Ребята рисуют.

Учитель музыки:

На слайде портрет Д. Шостоковича

64 года назад 9 августа 1942 года в осажденном немцами Ленинграде оркестр Радиокомитета впервые исполнил великую Седьмую симфонию (Ленинградскую) Дмитрия Шостаковича, которую композитор начал сочинять в блокадном городе как ответ немецкому нашествию.
Эта внутренняя установка ответа раскрывает одну важную черту Великой Отечественной войны – сопротивление российской культуры, отражение агрессии на высшем духовном уровне, на уровне музыки.
Немецкий вал атаки одухотворяла музыка Рихарда Вагнера, любимого композитора фюрера. Вагнер был кумиром фашизма. Его мрачная величественная музыка была созвучна идеям реванша и культа расы и силы, которая воцарилась в те годы в немецком обществе.
Монументальные оперы Вагнера, пафос его титанических громад: "Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунгов", "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов" – все это великолепие пафосной музыки славило космос германского мифа. Вагнер стал торжественными фанфарами Третьего рейха, покорившего в считанные годы народы Европы и шагнувшего на Восток.
Все это не мог не понимать Шостакович, который воспринимал германское нашествие в ключе музыки Вагнера, как победную зловещую поступь тевтонцев. Это чувство он гениально воплотил в музыкальной теме нашествия, которая проходит через всю ленинградскую симфонию.
В теме нашествия слышны отзвуки вагнеровского натиска, кульминацией которого стал "Полет валькирий", полет дев-воительниц над полем сражения из одноименной оперы. Ее демоничные черты у Шостаковича растворились в музыкальном рокоте набегающих музыкальных волн, которым нужно было как-то ответить.
Ответом нашествию Шостакович взял тему Родины, тему славянского лиризма, которая в состоянии взрыва порождает волну такой силы, которая отменяет, сминает и отбрасывает вагнеровскую волю.
Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией. Гениальное произведение Шостаковича наряду с песней "Священная война" стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне.

Звучит 7 симфония 2 часть Дмитрия Шостаковича.

Учитель ИЗО:

Даже не зная войны, надо помнить о ней Человек никогда не должен забывать о людях, погибших во имя жизни других поколений. Памятники воинам, музеи, панорамы, солдатские кладбища. Нет им числа. И никогда мы не должны забывать о миллионах наших граждан, сложивших свои головы во имя великого дела – дела спасения человечества от фашизма, от физического уничтожения вместе с другими народами, которым было приклеено клеймо "недочеловеков" и которых ждала неминуемая гибель.

Учитель музыки:

На слайде изображение ветеранов на красной площади.

Так мало осталось очевидцев тех трагических лет! Но те, кто будет жить после них, должны помнить о солдатах, сложивших головы на полях Второй мировой. Человечество живет исторической памятью. Не зря на мемориальных плитах и памятниках высечены слова: "Никто не забыт и ничто не забыто!" Одним из самых ужасных грехов человека считается неблагодарность, а те, кто не сохраняют память об ушедших поколениях, рискуют быть забытыми своими потомкам.

Чтец: 

Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю
Страшнее слова нету, чем «война»
Которое уносит все святое.
Когда зловеще давит тишина,
Не возвратился друг из боя
Спасибо им за солнце яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
Да!  Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы будем помнить Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек.

Учитель музыки:

Друзья мои!«День Побееды» — популярная советская песня композитора Давида Тухманова и поэта Владимира Харитонова о Дне Победы.
Непременный знаковый атрибут торжеств по поводу 9 мая – Дня Победы в Великой Отечественной войне не только в России, но и странах СНГ.

Строевая песня в Советской и Российской армии, парадный марш.

Просим всех встать и исполнить песню «День Победы»

Звучит песня «День Победы».

Читать еще:


Новые материалы:

Один из методических приемов при изучении курса химии в 8–9-х классах на примере урока по теме: "Оксид водорода – вода" :: Использование дидактических игр как один из методов повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии, химии и во внеурочное время :: Задания к дидактическим карточкам по химии :: Реакции ионного обмена :: Программа развития и коррекции эмоционального мира детей дошкольного возраста "Азбука настроений" :: Барбадожкины истории, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы / МСТ / Тумба навесная Сенатор 5 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD