Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Фантазия". 3–4-е классы : МХК и ИЗО

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности “Фантазия” является комбинаторной, составлена на основе синтеза авторских программ кружков по изобразительной деятельности: Е.И. Коротеева “Прикосновение”, О.И. Радомская “Волшебный мир народного искусства”, Воронова М. И. “Цветик-семицветик”, Е.В. Копцев “Декоративная композиция”, Ибрагимова Е.М. “Волшебные краски”.

Программа рассчитана на обучающихся 3-4 класса, проявляющих интерес к изобразительному искусству. Данная программа соответствует Концепции школы Социального Успеха, предполагающей создание в целостном педагогическом пространстве условий для успешной социализации личности, в том числе через внеучебную деятельность по интересам. Одним из приоритетных направлений внеучебной деятельности является блок Искусство. Программа “Фантазия” способствует раскрытию творческих способностей обучающихся, корректирует отношение к себе как к субъекту собственной жизни, таким образом, формируя ценностное отношение к категории Человек, которая является ключевой в Школе социального успеха.

Новизна данной программы заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании, которые не применяют на уроках изобразительного искусства. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники “акватипия”, “монотипия”, “кляксография”, “граттаж” и т.п. Таким образом, программа “Фантазия” продолжает идею программы внеурочной деятельности “Радуга”, которая знакомила обучающихся 1-2 классов с разными видами декоративно-прикладного творчества, за рамками школьной программы: оригами, лепка из слоеного теста, лепка из глины, графика, конструирование из бумаги.

Социальный аспект актуальности программы внеурочной деятельности “Фантазия” определяется тем, что она направлена на создание условий для саморазвития, самовыражения обучающихся, проявление обучающимися своих способностей, что соответствует ключевым идеям национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”.

Современные педагоги и психологи, в частности Д. Фильдштейн, отмечают, что в обществе: “Неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности”. Программа “Фантазия” направлена на создание образовательной среды, в которой дети младшего школьного возраста общаются и имеют возможность проявить себя, самоутвердиться, получают возможность решить свои эмоциональные проблемы через творчество. Этим и определяется научная актуальность программы “Фантазия”.

Педагогический (практический) аспект создания программы “Фантазия” вытекает из поэтапного перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты, которые предусматривают обязательную организацию внеурочной деятельности. Содержание программы “Фантазия” позволяет решать задачи, определенные Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в частности в сфере личностного развития. Программа обеспечивает готовность и способность обучающихся к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки “становиться лучше”. Программа “Фантазия” соответствует идее интегративности программ духовно-нравственного воспитания, так как содержание программы группируется вокруг таких базовых национальных ценностей, как творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость) и искусство (красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие), и духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся интегрируется в изобразительную деятельность обучающихся.

Нетрадиционное рисование – искусство, не основанное на традициях. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к творческой деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению собственных ощущений, настроения; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию творческой личности.

Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

- интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы школьников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, фантазии.

Задачи:

- развивать творческие способности обучающихся;

- формировать духовную, эстетическую культуры и эмоциональное отношение к действительности;

- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

- научить создавать свой неповторимый художественный образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные художественные материалы;

- формировать умения преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать;

- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;

- создать условия для положительной динамики личностного развития обучающихся (отношение к себе, к педагогу, к учебному процессу, к результату и к другим).

Содержание данной программы насыщенно, эмоционально значимо для школьников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

В рамках занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму “изучения и обучения”. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Основные виды деятельности – практическая художественно – творческая деятельность обучающегося и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы обучающихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Примерное содержание программы

Тема № 1. Вводное занятие. (1 ч.)

Задачи:

- познакомить обучающихся с материалами и инструментами художника;

- дать преставления о нетрадиционных техниках рисования.

Основные понятия: художник, зритель, мольберт, палитра, гуашь, акварель, нетрадиционные техники рисования.

Содержание: беседа, просмотр экспозиции работ профессиональных художников

Тема №2. Техника “Набрызг”. “Космические дали”. (2ч.)

Задачи:

- познакомить школьников с техникой “Набрызг”;

- учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, технику “набрызг” и трафареты.

Основные понятия: живопись, техника “Набрызг”, тёплые и холодные цвета, материалы и средства выразительности живописи.

Содержание: вводная беседа, выполнение творческой работы “Космические дали”

Тема №3. Отпечатки листьев. “Осенняя фантазия”. (2 ч.)

Задачи:

- познакомить обучающихся с оттиском, графикой;

- развивать умения использовать технику печатания листьями.

Основные понятия: отпечаток, оттиск, графика, материалы и средства выразительности графики, фантазия.

Содержание: беседа, игра “Художник и зритель”, выполнение творческой работы “Осенняя фантазия”.

Тема №4. Монотипия. “Образы насекомых, животных, растений”. (2 ч.)

Задачи:

- познакомить обучающихся с техникой монотипией;

- развивать умения создавать образы насекомых, животных, растений используя технику монотипия;

- развивать у детей воображение, интерес к результатам творческой деятельности.

Основные понятия: монотипия, художественный образ, колорит, композиция, основные и составные цвета.

Содержание: беседа, игра “Угадай животное”, выполнение творческой работы

Тема №5. Печать заданной формой. “Образ сказочного дворца”. (1 ч)

Задачи:

- познакомить с техникой печатания заданной формой, архитектурой;

- развивать у детей воображение, творческие способности.

Основные понятия: архитектура, силуэт, композиция, фактура.

Содержание: беседа, выполнение творческой работы “Образ сказочного дворца”.

Тема №6. Печать губкой. “Образ волшебного цветка”. (2 ч.)

Задачи:

- познакомить со способом получения изображения с помощью печатания губкой;

- развивать воображение, творческие способности при создании в нетрадиционной технике волшебного образа.

Основные понятия: фантазия, реальность, художественный образ, колорит.

Содержание: беседа, выполнение творческой работы “Образ волшебного цветка”.

Тема №7. Акватипия. “Романтический пейзаж”. (3 ч.)

Задачи:

- познакомить обучающихся с техникой акватипией, романтическим пейзажем, художниками – пейзажистами;

- развивать умения передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе.

Основные понятия: акватипия, живопись, акварель, гармония, пейзаж, романтический пейзаж, перспектива.

Содержание: беседа, просмотр репродукций художников, выполнение творческой работы “Романтический пейзаж”.

Тема №8. Печать с картонного клише. “Натюрморт”. (2 ч.)

Задачи:

- познакомить обучающихся со способом получения изображений с помощью картонных клеше, натюрмортом;

- развивать умения компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ.

Основные понятия: оттиск, натюрморт, виды натюрморта, композиция, тень, свет.

Содержание: беседа, игра “Ожившие предметы”, выполнение творческой работы “Натюрморт”.

Тема №9. Тычок жёсткой полусухой кистью. “Мой маленький друг”. (1 ч.)

Задачи:

- познакомить обучающихся с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью, с анималистическим жанром в искусстве, художниками – анималистами;

- развивать умения передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, животным.

Основные понятия: анималистический жанр, художники-анималисты, композиция, пропорции, фактура, пятно.

Содержание: беседа, игра “Угадай животное”, выполнение творческой работы “Мой маленький друг”.

Тема №10. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. “Фантазия”. (1 ч.)

Задачи:

- совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа;

- развивать воображение и творческие способности.

Основные понятия: фантазия, реальность, отпечаток, композиция, средства выразительности.

Содержание: беседа, игра “Художник и зритель”, выполнение творческой работы “Фантазия”.

Тема №11. Оттиск смятой бумагой. “Фантастическое дерево”. (1 ч.)

- познакомить со способом получения изображения с помощью печатания смятой бумагой;

- развивать наблюдательность, воображение, умения преобразовывать увиденные в природе реальные образы в фантастические.

Основные понятия: фантазия, реальность, художественный образ, композиция, пейзаж.

Содержание: беседа, игра “Ожившая природа”, выполнение творческой работы “Фантастическое дерево”.

Тема №12. Свеча и акварель. Восковые мелки и акварель. “Сказочные герои”. (2 ч)

Задачи:

- познакомить со сказочно – былинным жанром, с художниками этого жанра;

- развивать воображение, творческие способности, самостоятельность в выборе сюжета.

Основные понятия: сказочно-былинный жанр, портрет, пропорции, сюжет, композиция, иллюстрация, восковые мелки.

Содержание: беседа, игра “Угадай сказочного героя”, просмотр репродукций художников, выполнение творческой работы “Сказочные герои”.

Тема №13. Черно – белый граттаж. “Зимний пейзаж”. (2 ч)

Задачи:

- познакомить с техникой черно-белого граттажа, пейзажем;

- развивать умения передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе.

Основные понятия: граттаж, пейзаж, виды пейзажа, графика, тушь, перо, линейная перспектива, средства выразительности.

Содержание: беседа, игра “Ожившая природа”, просмотр репродукций художников, выполнение творческой работы “Зимний пейзаж”.

Тема №14. Цветной граттаж. “Подводное царство”. (2 ч)

Задачи:

- познакомить с техникой цветного граттажа;

- развивать умения эстетически оценивать красоту и разнообразие природы.

Основные понятия: цветной граттаж, анималистический жанр, пропорции, ритм, композиция.

Содержание: беседа, выполнение творческой работы “Подводное царство”.

Тема №15. Рисование на мокрой бумаге. “Ночной город”. (2ч.)

Задачи:

- познакомить обучающихся с техникой рисования на мокрой бумаге;

- развивать умения передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к окружающему миру.

Основные понятия: постройка, архитектура, городской пейзаж, линейная и воздушная перспективы, живопись, выразительные средства живописи.

Содержание: беседа, игра “Экскурсоводы”, выполнение творческой работы “Ночной город”.

Тема №16. Кляксография с трубочкой. “Фантазийный мир”. (1 ч.)

Задачи:

- познакомить с техникой кляксографии и способом её выполнения;

- развивать воображение, творческие способности, самостоятельность в выборе сюжета.

Основные понятия: фантазия, реальность, абстракция, пейзаж.

Содержание: беседа, выполнение творческой работы “Фантазийный мир”.

Тема №17. Тиснение. “Кошка и котята”. (1 ч.)

Задачи:

- познакомить с техникой тиснения и способом выполнения изображений в этой технике;

- развивать умения передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, животным.

Основные понятия: тиснение, анималистический жанр, художники – анималисты, сюжет, композиция.

Содержание: беседа, выполнение творческой работы “Кошка и котята”.

Тема №18. Рисование при помощи нити. “Абстракция”. (1ч.)

Задачи:

- познакомить с техникой рисования при помощи нити, с направлением в искусстве – абстракцией;

- развивать воображение, творческие способности, самостоятельность в выборе сюжета.

Основные понятия: абстракция, композиция, гармония, колорит.

Содержание: беседа, выполнение творческой работы “Абстракция”.

Тема №19. Мятая бумага. “Весенний пейзаж”. (2ч)

Задачи:

- познакомить с техникой рисования по мятой бумаге;

- формировать эстетические потребности в общении с искусством, природой, потребность в творческом отношении к окружающему миру.

Основные понятия: виды пейзажа, живопись, виды живописи, перспектива в пейзаже, линия горизонта, точка схода.

Содержание: беседа, игра “Ожившая природа”, выполнение творческой работы “Весенний пейзаж”.

Тема №20. Рисование линией. “Рисунок – загадка”. (1ч.)

Задачи:

- познакомить с техникой рисования необычных изображений линией;

- развивать воображение, интерес к результатам творческой деятельности.

Основные понятия: абстракция, фантазия, гармония, сюжет, тема.

Содержание: беседа, выполнение творческой работы “Рисунок – загадка”.

Тема №21. Рисование пластилином. “Пластилиновый шедевр”. (2ч)

Задачи:

- познакомить с техникой рисования пластилином, со скулптурой, рельефом;

- формировать эстетические потребности в общении с искусством, природой, потребность в творческом отношении к окружающему миру.

Основные понятия: пластилинография, скульптура, виды скульптуры, рельеф, виды рельефа, стеки.

Содержание: беседа, выполнение творческой работы “Пластилиновый шедевр”, оформление выставки творческих работ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Личностные результаты:

  • положительное отношение к учению, к художественно – творческой деятельности, уважительное отношение к творчеству как к своему, так и других людей
  • творческое отношение к окружающему миру и эстетическая потребность в общении с искусством, природой;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников и других людей;
  • доброжелательное отношение, доверие, готовность к сотрудничеству с педагогом и одноклассниками в процессе творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • создание своего неповторимого художественного образа в рисунках по нетрадиционному рисованию;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
  • умение преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать;

Предметные результаты:

  • знание особенностей языка основных видов изобразительного искусства: живописи, графики;
  • знание основных жанров изобразительного искусства и их отличий;
  • знание различных нетрадиционных техник рисования и способность использовать их в художественно – творческой деятельности;
  • способность передавать в художественно - творческой деятельности характер, эмоциональное состояния и своё отношение к природе, человеку.
Читать еще:


Новые материалы:

Активизация учебной деятельности учащихся на уроках географии посредством информационных технологий :: Антарктида - континент мира и науки :: Информационные проекты на уроках географии :: Население мира (10-й класс) ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list5.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list5.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list5.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Личностно-коммуникативное обучение в преподавании географического краеведения :: Ветреная река ( Wind River ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Полки и Стеллажи/Полки/Полки настенные / Mebelson / Полка комбинированная Челси MDC-04 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD