Урок ИЗО. Раздел "Декоративно-прикладное искусство". Крестьянская роспись по дереву "Обвинская роспись" : МХК и ИЗО

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний и их применение).

Вид: урок учебно-творческой деятельности.

Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).

Цель: Приобщение школьников к истокам народного творчества малой Родины.

Задачи:

Оборудование: выставка детских работ (предыдущих лет), презентация, слайды, прялка, раздаточный материал, гуашь, беличьи кисти, альбом, баночка для воды.

УУД,  формируемые на уроке:

План урока:

  1. Повторение изученного материала «Декоративно-прикладное искусство».
  2. Беседа об истории развития «Обвинской росписи» и основных элементов росписи.
  3. Постановка художественной цели.
  4. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов обвинской розы: серединка цветка и ланцетовидный листок.
  5. Подведение итогов урока. Демонстрация и обсуждение выполненных работ.

Ход урока:

Организационный момент

Здравствуйте,  дорогие ребята!
Посмотрите на свои рабочие места. Всё ли у вас есть на рабочем столе? Напоминаю о технике безопасности.
Вы уже познакомились с такими видами росписи как: Хохлома, Гжель, Городец. А знаете ли вы, что и у нас в Пермском крае, есть мастера по росписи? А роспись эта называется – «Обвинская».
Весь класс поделён на четыре группы. У всех групп на столах находится лист с перечнем  видов росписи  (Приложение 1) и текст «История обвинской росписи» (Приложение 2).

Задание 1.

Учитель:  Найдите в листе с перечисленными видами росписи  ту роспись, которую мы ещё не изучали.
Учащиеся: Обвинская роспись.
Учитель: Правильно!

Задание 2.

Все группы работают с текстом (Приложение 2). Каждой группе дано своё задание.

1 группа – выбирают из текста всё об истории «Обвинской росписи»;
2 группа – выбирают из текста всё об обвинской розе;
3 группа – делают сравнительную характеристику, сравнивают с другими видами росписи;
4 группа – эксперты: проверяют ответы у групп и добавляют то, о чём не сказали.
От  1 и 2 группы выступает представители по заданной теме. 3 группа анализирует, даёт сравнительную характеристику. 4 группа  добавляют не сказанную информацию, исправляют ошибки.

Ученик: Выступает с подготовленным материалом (Приложение 3).
Учитель: Итак, что является основным мотивом обвинской росписи?
Учащиеся: Обвинская роза!
Учитель: Молодцы! Записываем тему нашего урока: «Обвинская роза». (Презентация, слайд 1 «Обвинская роза).
Учащиеся записывают тему в тетради.
Учитель: На какой территории развивалась «Обвинская роспись»? И почему Обвинская?
Учащиеся: В Пермском крае! На реке Обва!
Учитель: Правильно! Молодцы! (слайд 7 «Сокровища Ильинского села).
Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы обвинской росписи так, как это делают народные мастера (слайд 13 «Ланцетовидный листок). чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Ответ: Подмастерья.
Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья.
Прежде чем начать нашу работу напоминаю приёмы работы с кистью. Все элементы росписи пишутся сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом. Кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа (слайды 10, 11 «Приёмы работы с кистью»)

Самостоятельная работа

Учащиеся могут придумать свой цвет и свои элементы росписи обвинской розы  (слайд 14 «Обвинская роза»).
В дальнейшем, после освоения техники письма, дети самостоятельно пишут обвинскую розу.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята располагают свои работы на доске и вместе с учителем выбирают лучшие. Учитель не забывает похвалить каждого ученика  (слайды 15,16 «Детские работы»).

Итог работы

Учитель: С каким народным промыслом  мы сегодня познакомились?
Ученики: С обвинской  росписью.
Учитель: Какие элементы обвинской росписи мы научились расписывать?
Ученики: элементы обвинской розы: центр цветка, ланцетовидный листок и обвинскую розу.
Учитель: На каких изделиях выполняется роспись?
Ученики: Она выполняется на деревянных изделиях (прялках, мебели, предметах домашнего быта, посуде, игрушках) (слайд 2 «Роспись по дереву»).
Учитель: Какие изделия обвинских мастеров больше всего понравились?
Ученики: Прялки. Игрушки.
Учитель: Молодцы! На доске висят три шарика: красный, желтый, зеленый. Если вы узнали что-то новое, то расположите свою розу под красным шариком. Если вы узнали новое и научились писать розу, то прикрепите свою розу под жёлтым шариком, а если вы узнали, научились и вам понравился урок, то расположите свои розы  под зелёным шариком.
Говоря о росписи, хочется отметить, что каждая вещь особенная, неповторимая, в единственном экземпляре. Возможно, по этой причине роспись никогда не уйдет из обращения. Нельзя заменить ручную работу, сделанную с душой, на поточную промышленную штамповку (слайды 17,18 «Обвинская роспись в современном мире»).

Домашнее задание

– Бондарная посуда, что это за посуда?
– По возможности посетить удивительный музей в посёлке Ильинское Пермского края.

Учитель: Всем большое спасибо за урок! Вы Молодцы! Все очень старались! Всем ставлю оценку «отлично»!

Литература:

1. Барадулин В.А. «Народные росписи Урала и Приуралья» Ленинград, «Художник РСФСР» 1988.
2. Бородулин В.А. «Народная роспись по дереву» Периь,1987.
3. Бородулин В.А. «Уральская народная живопись» Свердловск, 1982.
4. Калашникова Е.М. «Страницы истории художественной культуры Прикамья» Пермь, «Книжный мир» 2006.
5. Мизгулина М.П. «Обвинская роза» Методический альбом-пособие. Пермь, 1991.
6. Сомойлов И.Д. «Крестьянская роспись». Уральское литературное агентство, 1999.
7. Шилова Т.М. Из коллекции. Пермь, 2006.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок обучения грамоте со здоровьесберегающими технологиями (УМК "Школа-2100") :: Урок литературного чтения "В.А.Осеева "Почему?". Учимся читать, думать, говорить." :: Урок по теме "Решение уравнений. Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого". 4-й класс :: Урок русского языка по теме "Однокоренные слова". 2-й класс :: Слова, которые обозначают одушевленные и неодушевленные предметы :: Статус Брэда ( Brad's Status ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Стулья и Кресла/Компьютерные кресла/Детские кресла / Бюрократ / Стул компьютерный CH-204NX/DINO-Y ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD