Авторская программа изостудии «Очарование» для детей 3–5 лет «Волшебный карандаш» : МХК и ИЗО

Всякий изобретатель, даже гений, является растением своей среды. 

Л.С. Выготский

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность  образоваться и развиться.

А. Бебель

Программа ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ ориентирована на развитие у детей дошкольного возраста эстетического восприятия мира, эмоционально–ценностного опыта, художественных способностей и склонностей, и имеет художественную направленность.

Актуальность программы обусловлена значимостью художественно-эстетического воспитания детей, которое является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей. На занятиях по изобразительной деятельности дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. (Приложение 2. Рисунок 1)

В настоящее время отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном художественном образовании детей дошкольного возраста. Во-первых, изобразительная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства поможет дошкольникам в будущем при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения к себе, окружающим людям, природе, искусству и культуре в целом.
Во-вторых, проблема творческих способностей детей всегда была одной из актуальных. Современное общество заинтересовано в творческой личности. Многие способности и чувства остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Однако успешность любого вида профессиональной деятельности обусловлена наличием развитого воображения в зрелые годы. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью выявления и развития у дошкольников творческих способностей, а также приобщения к миру искусства через адекватные возрасту формы и методы обучения. Программа построена на игровой деятельности, в которой формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план действия, умение подчиняться правилу и др.
Кроме того, художественно-творческая деятельность, по мнению отечественных и зарубежных специалистов, выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. А также вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.
Во-первых, программа построена на активном использовании различных игр – это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игровые ситуации, способствующие систематическому формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству. Чтобы направить внимание детей на определенные особенности изображаемых предметов и персонажей используются игры-сказки, т. е. игровые ситуации с использованием сказочного сюжета. На занятиях с детьми могут фигурировать сказочные герои: карандаши и кляксы как художники (Н.В. Дубровская), злые и добрые волшебники (О.А. Белобрыкина), самовары и чайники как живые существа (Н.А. Курочкина), разные игры-загадки (Е.Л. Зеленина). (Рисунок 2)
В обучение изобразительной деятельности могут включаться сказочные сюжеты (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон), сказочные драматизации (В.В. Брофман), игровые задачи и игровые действия с элементами сказок (Г.Г. Григорьева). В таких играх-сказках целенаправленное действие достигается благодаря переходу в иную, «волшебную» реальность, где действиями ребенка руководит логика сказочного сюжета, нацеленная именно на выполнение определенного произвольного действия. При этом считается, что ребенок может рисовать более целенаправленно в позиции воображаемого сказочного персонажа, нежели в условиях просто данного задания
Использование игр позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов предметов, используя изобразительные средства – цвет, линию, форму, композицию и различные материалы – краски, бумагу, карандаши, фломастеры, пластилин, семена и т.д. (Рисунок 3)
Во-вторых, особенностью программы является использование больших форматов (А3, А2) при создании работ. (Рисунок 4) При работе с большим форматом, ребенок вместе с педагогом создает к каждой работе свою историю, используя сложные многофигурные композиции, интересные по цвету, фактуре, материалу, сюжету. (Рисунок 5) Творческие работы, как правило, выполняются на протяжении нескольких занятий. Среди эффектов такой методики стоит отметить: во-первых, что дети не теряют интерес к данной теме; во-вторых, у педагога появляется возможность по уже сделанному в работе, повторять пройденный материал, что способствует развитию произвольного внимания и памяти.
В-третьих, особый акцент в программе сделан на использовании разных способов и смешанных техник рисования. (Рисунок 6) Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Как правило, ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии, разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. В одной работе могут быть использованы различные материалы (бумага, картон, кусочки тканей, веревка, природные материалы и др.) и техники. (Рисунок 7)  Это позволяет ребенку с интересом закончить свое произведение и не устать от работы.
В-четвертых, особое внимание в программе уделяется коллективным работам детей. Благодаря созданию коллективных композиций развиваются умения общаться и взаимодействовать со сверстниками, педагогом, договариваться и при необходимости уступать друг другу, радоваться общим успехам. Многие коллективные картины, как и самостоятельные, могут создаваться в течение нескольких занятий. (Рисунок 8)
Интересными для детей являются и такие формы создания коллективных композиций, в которых вместе с детьми работают и взрослые (педагог, родители). Они выполняют ту часть работ, которую дети не могут выполнить, в силу своего возраста (ровно, по контуру, вырезать свой рисунок, прочно приклеить объемные детали к картине, работать с фигурными дыроколами и другое). В таком виде работы педагог, дети и родители объединены одной целью, заинтересованы в общем результате.
Такой комплексный подход в обучении изобразительному искусству детей в возрасте от 3 до 5 лет дает много эффектов. Меняется отношение детей к занятиям – им не только интересен сам процесс творчества, появляется ценностное отношение к самой работе. Родители проявляют больший интерес к содержанию занятий, выполняемым заданиям, замечают, что по мере прохождения программы работы детей отличаются усложнением сюжета, количеством и качеством применяемых техник, аккуратностью. (Рисунок 9)

Цель программы: Развитие и реализация творческих способностей детей 3-5 лет через изобразительное и декоративно-прикладное творчество.

Задачи программы

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей 3-5 лет. Этот период – очень важный в развитии дошкольника, потому что закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.. Происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Данный возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Детям 3-4 лет сложно удерживать внимание на одном предмете, поэтому постоянная смена деятельности будет способствовать лучшей концентрации внимания. Период дошкольного детства является периодом сенсорного развития ребенка: развитие органов чувств, овладение сенсорными эталонами и способами обследования предметов. В процессе сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями по обследованию предметов, их свойствами, отношениями. Это происходит наиболее эффективно в продуктивных видах деятельности. При этом у ребенка развивается острота зрения, точность цветоразличия, рука превращается в орган активного осязания.

Условия реализации программы:

Форма организации занятий

Комбинированные формы организации деятельности детей: групповые занятия, индивидуально-групповое.

Формы проведения занятий: занятие-игра, сказка, практическое занятие.

Методы и приемы, используемые на занятиях

Словесный – при объяснении нового материала и самостоятельной работе: устное изложение-рассказ педагога в форме сказки или игры, диалог и беседа с использованием поэтических и музыкальных фрагментов, анализ произведений искусства, обсуждение работ обучающихся;
Наглядный – показ приемов работы с изобразительными средствами, демонстрация слайдов и видеоматериалов, репродукций и реальных объектов; восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения (пейзажей, портретов, натюрмортов и т.д.). рекомендуемые для занятий произведения искусства представлены в приложении 3;
Практический – выполнение упражнений на моторику, дидактических упражнений и игр, самостоятельных творческих заданий и коллективных работ.
Эвристический метод – самостоятельная творческая работа детей на основе пройденного материала по выбору формата работы и техники исполнения.

Ожидаемые результаты по программе

По окончании 1-го года обучения обучающийся:

По окончании 2-го года обучения обучающийся:

Формы текущего контроля:

Формы подведения итогов реализации программы:

Программа успешно реализуется во Дворце детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга. Обучающиеся студии изобразительного искусства «Очарование» регулярно принимают участие в творческих конкурсах разного уровня, и показывают хорошие результаты.
Опыт работы по программе был успешно представлен автором в 2014 году на конкурсе педагогических достижений «Сердце отдаю детям» Московского района (победитель в номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество»).

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по математике и ПДД. Тема: "Повторение изученного". 2-й класс :: Урок литературного чтения по теме "Саша Черный "Слон"". 3-й класс :: Обобщающий урок литературного чтения по теме "Природа для поэтов и художников ‒ любимая и живая " :: Урок русского языка по теме "Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе". 4-й класс :: Внеклассное занятие по русскому языку. Тема: "Час занимательного русского языка". 3-й класс :: Хэппи-энд ( Happy End ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Шкафы/Шкафы-купе / Компасс-мебель / Шкаф-купе Ассоль АС-16 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD