Программа элективного курса "Учимся понимать архитектуру" : МХК и ИЗО
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Программа элективного курса "Учимся понимать архитектуру" : МХК и ИЗО

Пояснительная записка

Сегодняшний человек существует в насыщенном и изменившемся визуальном пространстве. Знакомство с искусством архитектуры происходит не из путешествий, не в музеях, а на экранах кино и телевидения, со страниц глянцевых популярных журналов. Зрительные образы обступают человека со всех сторон, активно формируя его сознание и духовный мир, неся с собой не только истинное искусство, но и антиискусство, антигуманность, безвкусицу, китч. Подросток должен войти в этот  мир духовно и эстетически подготовленным, умеющим противостоять этому потоку, выделять в нем достойное и художественное. Данный курс отвечает этой потребности. Именно в архитектуре особенно ярко, наглядно  устойчиво выражаются характерные черты определенной стилевой эпохи.

Архитектура – это не только система зданий и сооружений, организующих пространствен­ную среду, но и само искусство создавать здания и сооружения по законам красоты.Как утверждал Оноре де Бальзак, «архитектура –  это выразительница нравов». Элективный курс «Учимся понимать архитектуру» – путеводитель в мир архитектуры – одна из форм углубления интересов обучающихся, развития творческих способностей, природной одаренности, обогащения их знаний по теории и истории архитектуры.  Особенно это важно в преддверии юности, когда складываются вкусы и идеалы, более зримые очертания приобретают склад личности и мировоззрения школьников. Предлагаемая программа призвана оказать помощь обучающимся в выборе будущей профессии (архитектора или дизайнера, инженера – строителя  и др.).

Интегративность курса «Учимся понимать архитектуру»  предполагает  активное использование  знаний, умений и навыков, полученных школьниками  на уроках черчения, изобразительного искусства, истории, географии, информатики.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся, развития их интереса к архитектуре организовывается  экскурсия в город Усть-Кут  к памятникам архитектуры города и  в Городской отдел архитектуры, широко применяются современные информационные технологии.

По окончании изучения курса  обучающиеся организуют выставку творческих работ или проектов, которые могут быть выполнены группой, индивидуально или коллективно. Коллективное выполнение проектов, макетов, эскизов всегда рождает повышенный интерес и творческий настрой, желание качественно выполнить работу.

Актуальность программы

Практический курс «Учимся понимать архитектуру» позволит разгадать тайну архитектурного образа, научит подбирать ключи к пониманию любого строения, созданного человеком; научит различать архитектурные стили и направления. Все это будет способствовать более глубокому, качественному усвоению курса мировой художественной культуры в старшем звене (10-11 классах),  поможет обучающимся постичь  обязательный минимум основных образовательных программ (стандартов). Занятия по данной программе предполагают широкое использование компьютера, его возможностей: создание трехмерного(3D) изображения архитектурного сооружения; интерактивные упражнения по реконструкции памятника архитектуры в определенном стиле; интерактивный «Архитектурный словарь»; интерактивный диагностический тест «Архитектурный пасьянс», интерактивное тестирование по темам курса;  видеоэкскурсии, аудифайлы, интерактивный видеоряд.

Цель курса:  

  • Научить понимать «язык» архитектуры, ее стилей и направлений.
  • Обогатить  познавательный и эмоционально-смысловой личный опыт восприятия окружающего архитектурного пространства путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы.

Задачи  курса:

  • Обучающие:
    • дать обучающимся основные знания об архитектуре как специфической художественно-пространственной, конструкторской деятельности человека-творца;
    • научить понимать  основные законы градостроительства, ландшафтной архитектуры и архитектуры объемных сооружений;
    • научить видеть в сооружениях архитектуры композицию, пропорцию, пластику объемов;
    • научить различать архитектурные стили и направления;
    • ознакомить обучающихся с историей архитектуры  в России и за рубежом;
    • способствовать осмыслению богатейшего исторического опыта и архитектурного наследия;
    • научить работать с определенными компьютерными программами;
    • показать обучающимся возможность развития их творческих способностей, побудить их к творческой активности, в результате помочь подросткам сформировать  соответствующие стойкие интересы и  шагнуть от гармонии среды и пространства  к гармонии в  душе.
  • Развивающие:
    • развивать чувство гармонии  между человеком, природой и памятником архитектуры;
    • способствовать эстетическому  воспитанию, формированию у обучающихся трехмерного воображения  и вкуса, чувства гармонии;
    • сформировать простейшие умения и навыки в архитектурном проектировании;
    • научить применять полученные знания на практике;
  • Воспитывающие:
    • формировать мировоззрение обучающихся;
    • воспитывать осознанное усвоение материала;
    • расширять  кругозор обучающихся;
    • способствовать профориентационному выбору обучающихся;
    • воспитывать в обучающихся чувство ответственности, коллективизма;

Методологические положения программы

  • обучение обучающихся навыкам исследования, классификации;
  • использование метода  анализа;
  • использование метода проектирования;

Программа рассчитана на 34 часа в учебном году  (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 8-9 классов.
         
Краткое описание структуры программы

Программа состоит из трёх  разделов и рассчитана на 34 часа.
Раздел 1. Введение в курс. Тайна архитектурного образа. (2 часа)
Раздел 2. Учимся понимать архитектуру. (30 часов)
Раздел 3. Архитектура как связь времен. (2 часа)

Описание разделов и тем программы

Раздел 1. Введение в курс. Тайна архитектурного образа.

Цель раздела: дать представление о курсе, его задачах и структуре; дать первоначальное представление об архитектуре, о тайне архитектурного образа, об архитектурном стиле.

Задачи:

  • Ознакомить обучающихся с понятиями  «архитектура», «архитектурный образ»; «архитектурный стиль»
  • Ознакомить обучающихся с тремя основными видами архитектуры
  • Ознакомить с законом Витрувия «Польза, красота, прочность»
  • Ознакомить с функциями, задачами архитектуры.
  • Развить эстетические вкусы обучающихся.

Тема 1 «Тайна архитектурного образа»

Основное содержание темы 1:

  • Архитектурный образ.
  • Что такое архитектурный стиль.
  • На каких «трех китах» стоит архитектура.
  • Кто такой архитектор?
  • Какой тип конструкции применяли древние египтяне.
  • Как архитекторы используют природные формы.
  • Почему архитектору так важно быть наблюдательным.
  • Как архитектор воздействует на зрителя.
  • Бетон, кирпич, стекло и пластик.

Ключевые слова темы 1:  архитектура, дольмен, ордер, «золотое сечение», балочно-стоечная конструкция, закон Витрувия «Польза, красота, прочность»,  архитектурный стиль, ландшафтная архитектура, архитектура объемных сооружений, градостроительная архитектура, зодчий, архитектор.

Виртуальные экскурсии (видео): «Храм в Корнаке», «Эйфелева башня», «Усыпальница любви Тадж-Махал», «Боробудур», «Церковь Саграда Фамилия  Антонио Гауди», «Великая китайская стена», «»Лестница в небо».

Знакомство с «Дневником достижений» обучающегося.

 Диагностический тест «Архитектурный пасьянс»: «Проверим чувство стиля»

Практическая работа № 1 (интерактивное упражнение, по желанию обучающегося можно это задание выполнить на бумаге): «Раскрасьте эскиз к картине».

Раздел 2. Учимся понимать архитектуру.

Цель раздела: научить понимать «язык» архитектуры, ее стилей.

Задачи раздела:

  • Познакомить с ключами к пониманию архитектурного образа;
  • Раскрыть связь архитектуры со скульптурой, с живописью (синтез искусств);
  • Познакомить с творческой лабораторией архитектора
  • Познакомить с великолепными сооружениями людей древности – архитектурой первобытной эпохи; познакомить с легендарными чудесами света;
  • Показать синтез искусств;
  • Познакомить обучающихся с различными архитектурными стилями;
  • Раскрыть основные особенности и характерные черты архитектурных стилей во взаимосвязи с мифологическими, религиозными и философскими взглядами, с самобытной культурой;
  • Показать красоту и непостижимость духовного мира, познакомив  обучающихся с шедеврами мировой и русской архитектуры;
  • Познакомить обучающихся с конструктивными и декоративными  элементами архитектурных сооружений;
  • Научить применять полученные знания на практике;
  • Познакомить с традициями русского деревянного зодчества, наложившего отпечаток на последующее развитие всей русской культуры;
  • Выделить особенности архитектурных стилей и их влияние на современную архитектуру;
  • Научить выполнять несложное архитектурное  проектирование;
  • Научить создавать трехмерное изображение архитектурного сооружения;
  • Научить анализировать формы архитектурных сооружений по фотографиям, рисункам, с натуры;
  • Научить различать виды архитектурных композиций;
  • Научить находить стилевое единство внешнего облика здания с его интерьером;
  • Научить использованию компьютера для получения новых знаний и закрепления изученного материала.
  • Развивать эстетический вкус, чувство гармонии;
  • Развивать творческие способности и активность обучающихся;
  • Воспитывать в обучающихся чувство ответственности, коллективизма.

                Тема 2 «Ключи к пониманию архитектурного образа»

Основное содержание  темы 2:

  • Ключ 1. Чертеж и макет.
  • Ключ 2. Композиция здания.
  • Ключ 3. Масса и пространство сооружения.
  • Ключ 4. Цвет в архитектуре.
  • Ключ 5. Идеальные пропорции  здания.
  • Ключ 6. Симметрия и асимметрия.
  • Ключ 7. Масштаб.
  • Ключ 8. Ритм в архитектуре.
  • Ключ 9. Свет и текстура сооружения.
  • Ключ 10. Колоссальное в архитектуре.
  • Ключ 11. Синтез искусств.
  • Ключ 12. Современные материалы.

 

Ключевые слова темы 2:  композиция, масса, пространство, пропорции, симметрия, масштаб, ритм, пластика объемов, фактура, чертеж, макет, форма, синтез, дольмен, ордер.

Практическая работа № 2: раскрасить эскиз к картине

Интерактивные упражнения «Восстановить  памятник древнегреческой архитектуры» и «Создать трехмерное изображение памятника архитектуры»

Диагностический тест «Архитектурный пасьянс»: разложить карточки по сходству с заданными изображениями архитектурных памятников.

                Тема 3 «Архитектура Древнего мира. Семь чудес света»

Основное содержание  темы 3:

  • Первые мегалитические постройки
  • Менгиры.
  • Города Харапской цивилизации.
  • Вавилон. Стоунхендж.
  • Дольмены – прообраз архитектурного ордера.
  • Искусство Древнего Египта
  • Архитектура Нового Царства
  • Столица майя – Чичен-Ица.

Ключевые слова темы 3: мегалиты, менгиры, культовое сооружение, дольмены, тектоника,  палетка, ступенчатая пирамида, зиккурат, перестиль, гипостиль, арка, аркада, миф,

Видеоэкскурсии: «Города Харапской цивилизации», «Ворота Иштар. Вавилон», «Загадки Стоунхенджа», «Первая ступенчатая пирамида Джосера», «Пирамиды в Гизе», «Кносский дворец», «Столица майя – Чичен-Ица», «Александрийский маяк»,

Аудиофайлы: «Храм царицы Хатшепсут. Долина царей. Египет», «Висячие сады Семирамиды», «Колосс Родосский»,  «Галикарнасский мавзолей»

Интерактивное упражнение «Постройте здание в греческом стиле»

Практическая работа № 3 «Раскрасьте эскиз к картине».

Диагностический тест  «Архитектурный пасьянс»: разложить карточки по сходству с заданными изображениями архитектурных памятников.

Тема 4 «Каменные сказки  Древнего Востока»

Основное содержание темы 4:

  • Гармония с природой.
  • Садово-парковое искусство Японии и Китая.
  • Сад камней Рёандзи.
  • Пагода Даяньта
  • Золотой павильон в Киото
  • Культура Индии
  • Ступа.
  • Чайтьи.
  • Индуистские храмы.
  • Храмы пещеры Аджанта
  • Истоки арабской архитектуры
  • Мечеть
  • Медресе
  • Минарет аль-Мальвия
  • Дворец эмира

Ключевые слова темы 4:  пагода, павильон, сад камней, сад воды, буддизм, индуизм, джайнизм, ислам, христианство, ступа, чайтьи, неф, галереи, мозаика, минарет, мечеть, медресе, айван, михраб, арочный портал, арочная ниша, арка, пандус, гарем,

Видеоэкскурсия «Большая мечеть в г. Кордова. Испания»

Диагностический тест  «Архитектурный пасьянс»: разложить карточки по сходству в заданными изображениями архитектурных памятников.

Тема 5 «Античность – вечная колыбель»

Основное содержание темы 5:

  • Искусство гомеровского периода.
  • Храмы архаического периода.
  • Рождение архитектурного ордера.
  • Дорический и ионический ордера.
  • Образ человека в монументальной скульптуре.
  • Культура Древнего Рима.
  • Завоевания римлян в архитектуре.
  • Где жили богатые и бедные римляне.
  • Знаменитая усыпальница – храм Пантеона.
  • Храм Аполлона в Помпеях.
  • Дороги и ворота древних римлян.
  • Деловые встречи в Древнем Риме.
  • Как боролись римляне за здоровый образ жизни.
  • Что такое «базилика».

Ключевые слова темы 5: стилобат, каннелюры, архитрав, триглифы, тимпан, метопы, капитель, вазопись, мегарон, микенские архитектурные образцы, акрополь, наос, анты, простиль, амфипростиль, святилище, периптер, база, фриз, карниз, антаблемент, дорический ордер, ионический ордер, коринфский ордер, эхин, абака, волюта, ззофор, кариатиды, аканта, орхестр, театрон, акрополь, полисы, «гипподамова система», горельеф, этруски, акведуки, инсули, домусы, свод, арка, периптер, Гомер, Фидий, Иктин, Калликрат, Антиной, Дионисий, форум, термы, базилика, неф.

Видеоряд: «Греческий Акрополь».

Видеоэкскурсии: «Колизей», «Помпеи».

Интерактивные упражнения: «Архитектурный словарь», «Создать трехмерное (3D) изображение архитектурного памятника».

Диагностический тест  «Архитектурный пасьянс»: разложить карточки по сходству в заданными изображениями архитектурных памятников.

Тема 6 «Деревянный рай древнерусских мастеров»

Основное содержание темы 6:

  • Почему на Руси первые дома строили из дерева.
  • Секрет гармонии древнерусской архитектуры.
  • Древнерусская система мер.
  • Типы кровель.
  • Почему в Древней Руси не нужны были гвозди.
  • Подклеты, амбары, мельницы.
  • Коломенский деревянный дворец.
  • Мосты.
  • Первые деревянные храмы.
  • Ярусные храмы.
  • Многоглавые храмы.
  • Храмовые ансамбли.

Ключевые  слова темы 6: срубы, посады, модуль, венец, древнерусские меры длины (маховая сажень, косая сажень, простая сажень, малая пядь, нога, локоть, большой локоть, стопа шага, сажень-локоть), фронтоны, слеги, скат, тес, лемех, типы кровли, стропила, фронтоны, водотечник, сени, подклетамбар (житница), типы мельниц («шатровки» и «столбовки»), кремль, острог, детинец, вежа, смотрильня, опоры – ряжи, первые деревянные храмы, алтарь, апсида, притвор, восьмерик, четверик.

Видеоэкскурсии:  «Музей деревянного зодчества. Суздаль», «Музей деревянного зодчества. Кижи».

Интерактивные  упражнения: «Восстановите памятник  архитектуры (теремок)», «Постройте здание в указанном стиле (русское деревянное зодчество)».

Диагностический тест  «Архитектурный пасьянс»: разложить карточки по сходству в заданными изображениями архитектурных памятников.

Тема 7 «Феномен русско-византийского стиля»

Основное содержание темы 7:

  • Феномен русско-византийского стиля.
  • Какой была архитектура Византии в XI веке.
  • Иконоборческое движение.
  • Феномен русско-византийского стиля.
  • Что переняли у византийцев православные зодчие.
  • Купола.  Количество куполов.
  • Значение храма.
  • Главный храм Киевской Руси.
  • Устройство православного храма изнутри.
  • Порядок украшения православного храма.
  • Как называли иконы в Древней Руси?
  • Иконостас.

Ключевые слова темы 7: Византия, купольная базилика, крестово-купольный тип храма, купол, барабан, каталикон (кафаликон), Священное писание,  апсида, паруса, мозаика, фреска, каноны, , шатровая конструкция,  притвор (нартекс), наос (неф), алтарь, иконостас, престол, горнее место, жертвенник, дьяконник (ризница), солее, клиросы, амвон, формы куполов (шлемовидная, луковичная, яйцевидная), галерея, плинфа, хоры, оглашенныеикона, иконопись, иконостас, чины.

Виртуальные экскурсии: «Церковь  Сан-Витале в Равенне. Италия», «Церковь Святой Софии в Константинополе», «Золотые ворота. Киев», «Где святая София, ту Новгород…»

Интерактивное упражнение «Постарайтесь запомнить изображение  и восстановить по памяти»

Диагностический тест  «Архитектурный пасьянс»: разложить карточки по сходству в заданными изображениями архитектурных памятников.

Тема 8 «Устремления романской архитектуры»

Основное содержание темы 8:

  • Романское искусство.
  • Романская базилика.
  • Отличительные черты романского стиля.
  • Резной декор романских храмов
  • Принцип иерархии в средневековой архитектуре
  • В каких домах жили ландграфы.
  • Романские окна. Роза.
  • Совершенство  романской архитектуры.
  • Что изображали на рельефах средневековых церквей.
  • Романский стиль в Италии.

Ключевые слова темы 8: Средние века, романский стиль, замок, крепость, базилика, арка, монументальная скульптура, рельефы, иерархия,  аркада, средокрестие, апсида, аркада, карликовые галереи, колонны, дорический ордер, полуциркульное окно, роза, собор, аркатура, тимпан, Страшный суд, предтеча.
 
Видеоряд: «Резной декор романских храмов», «Монастырь Клюни», «Церковь Святых Апостолов в Кельне»

Виртуальная  экскурсия «Замок крестоносцев в Сирии»

Интерактивные упражнения: «Постарайтесь запомнить изображение и восстановить по памяти», «Постройте здание в романском стиле»

Диагностический тест  «Архитектурный пасьянс»: разложить карточки по сходству в заданными изображениями архитектурных памятников.

Тема 9 «Крепости и замки»

Основное содержание темы 9:

  • Главная башня замка.
  • Замки-крепости в Западной Европе.
  • Замки в Испании.
  • Кастильо и алькасары.
  • Как строили крепости в Древней Руси?
  • Владимиро-суздальское зодчество.
  • Где продолжались традиции владимирских мастеров.
  • Московский Кремль.

Ключевые слова темы 9: замок, крепость, донжон, бойницы,  романская замковая архитектура, кастильо, алькасар, цитадель, стиль мудехар, кремль, Кремль, посад,

Видеоряд: «Замок Кока», «Замок Фриас», «Замок Мон Сен-Мишель (Франция)», «Панорама Кремля в Нижнем Новгороде», «Московский Кремль».

Виртуальные  экскурсии: «Средневековый донжон», «Мариенбург – город рыцарей Тевтонского ордена», «Замок Нойшванштейн, Бавария, Германия», «Крак-де-Шевалья, Сирия»

Интерактивное упражнение: «Создать 3D-изображение замка или крепости».

Диагностический тест  «Архитектурный пасьянс»: разложить карточки по сходству в заданными изображениями архитектурных памятников.

Тема 10 «Белокаменное чудо России»

Основное содержание темы 10:

  • Белокаменное чудо России
  • Успенский собор во Владимире
  • Храм  Покрова на Нерли
  • Дмитриевский собор во Владимире
  • Что изображено на фасадах Дмитриевского собора во Владимире.
  • Георгиевский собор. Юрьев-Порльской.

Ключевые слова темы 10: портал, прясла, пилястры, барабан, купол, Юрий Долгорукий, хоры, притвор, иконостас, Андрей Рублев, фасад, рельеф,

Видеофайлы:  «Реконструкция храма Покрова на Нерли»,  «Дмитриевский собор во Владимире», «Георгиевский собор. Юрьев-Рольской»

Интерактивные упражнения: «Архитектурный словарь», «Строение церкви», «Восстановите памятник архитектуры – Дмитриевский собор во Владимире».

Диагностический тест  «Архитектурный пасьянс»: разложить карточки по сходству в заданными изображениями архитектурных памятников.

Тема 11 «Готический гений человечества»

Основное содержание темы 11:

  • Готический стиль, периоды готики.
  • Что такое «магдебургское право».
  • Чему или кому служили рыцари.
  • Что помогало средневековому человеку философски смотреть на мир.
  • Основные характеристики готической архитектуры.
  • Собор Парижской Богоматери.
  • Шартрский собор.
  • Витражи.
  • Собор в Реймсе
  • Капелла Сен Шапель в Париже.
  • Как выглядело готическое здание изнутри.
  • Узоры готических окон.

Ключевые слова темы 11: готический стиль, готика, рыцарство, карнавал, ранняя готика,  высокая (зрелая) готика, поздняя готика, пилястры,  контрфорсы,  роза, витражи,  портал, аркада, шпили, табернакли, «магдебургское право», феодал, вассал, сюзерен, крестовые походы, система фортификации, рыцарский турнир,  Фома Аквинский, дуализм, мироощущение готического человека, монашеские ордена, стрельчатые арки, нервюра, аркбутан, неф, арка, «строительные ложи»,  собор, трансепт, капитель, кровля, карниз, свод, консоль, скульптура, апостол, пророк, пластика, витражи, хоры, капелла, интерьер

Видеоряд: «Готическая архитектура», «Шартский собор», «Собор Нотр-Дам. Париж»

Интерактивные упражнения: «Архитектурный словарь», «Постарайтесь запомнить изображение и восстановить его по памяти», «Постройте здание в готическом стиле»

Практическая работа № 4 «Раскрасьте эскиз к картине»

Диагностический тест  «Архитектурный пасьянс»: разложить карточки по сходству в заданными изображениями архитектурных памятников.

Тема 12. «Возрождение – величайшая из культурных революций»

Основное содержание темы 12:

  • Возрождение.
  • Этапы развития культуры эпохи Возрождения.
  • Как выглядели общественные здания в итальянских городах.
  • Ратуши.
  • Жилые дома.
  • Донато Браманте.
  • Гений Леонардо да Винчи.
  • Рафаэль.
  • Микеланджело.
  • Сикстинская капелла.
  • Альберти.
  • Как Бурнеллески строил городские дома.
  • Главный архитектор Венеции.
  • Гармония архитектуры и живописи.
  • Эскориал – «дворец для Бога и келья для короля»

Ключевые слова темы 12: Возрождение, гуманизм, проторенессанс (дученто), раннее Возрождение (треченто),  Высокое Возрождение (чинквеченто),  позднее Возрождение, палаццо, ратуша, собор, эркер, башенки-фиалы, аркады, центрально-купольное здание, Браманте,  Леонардо да Винчи,  Рафаэль, вилла, Микеланджело,капелла, Альберти,  Брунеллески, Сансовино, ротонда, портик, фронтон, подиум, ионический ордер

Видеоряд: «Вилла «Ротонда». Венеция».

Интерактивные упражнения: «Восстановите памятник архитектуры – собор», «Постройте здание в стиле ренессанс»

Диагностический тест  «Архитектурный пасьянс»: разложить карточки по сходству в заданными изображениями архитектурных памятников.

Тема 13. «Жемчужина неправильной формы. Барокко. Рококо»

Основное содержание темы 13:

  • Барокко – жемчужина неправильной формы.
  • Что характерно для архитектуры барокко.
  • Украшение сада.
  • Дворцовая архитектура.
  • Фонтаны и памятники.
  • Купол, порталы храмов и церквей, окна барокко.
  • Орнамент стиля барокко.
  • Использование скульптуры.
  • Интерьеры Версаля.
  • Монастырские комплексы Австрии.
  • Лестницы и террасы барокко.
  • Стиль барокко в России.
  • Русский итальянец Бартоломео.
  • Московское барокко.
  • Искусство иллюзий и обмана. Рококо.
  • Изысканная элегантность в интерьерах рококо.
  • Скульптуры Петродворца.
  • Печи, столы, стулья, часы рококо.

Ключевые слова темы 13: барокко, Л.Бернини, Луи Лево, А. Ленотр, Клод Перро, волюты, скульптура, ордер, фронтон, синтез,  декор, нимфы, наяды, купол, ратуша, портал, картуш, полуциркульные окна, коробчатые окна, орнамент, акант, интерьер, декорация, галерея, монастырь, террасы, Бартоломео Франческо Растрелли, Д.В.Ухтомский, московское («нарышкинское») барокко, рококо, коллаж, интерьер, анфилада, принцип анфиладности

Видеоряд «Интерьер отеля Субиз. Франция»

Интерактивное упражнение «Постройте здание в стиле барокко»

Диагностический тест  «Архитектурный пасьянс»: разложить карточки по сходству в заданными изображениями архитектурных памятников.

Тема 14 «Архитектура классицизма и ампира»

Основное содержание темы 14:

  • Классицизм
  • Какие уже известные сложившиеся формы использовал классицизм.
  • Мастера классицизма.
  • Как украшались крыши в период классицизма.
  • Как выглядели  купола и башни культовых сооружений.
  • Какие памятники сооружались в эпоху классицизма.
  • Монументальная скульптура и обелиски на улицах.
  • Городские сооружения классицизма. Ратуша.
  • Орнаменты классицизма.
  • Скульптура классицизма.
  • Русский классицизм.
  • Академия  художеств – образец нового стиля.
  • Постройки А.Ринальди.
  • Творчество Ю.М.Фельтена, Ч. Камерона, М.Ф.Казакова, Н.А.Львова, В.П.Баженова.
  • Ампир – логическое  продолжение классицизма.
  • Чем русский ампир отличается от французского.
  • «Сталинский» ампир.

Ключевые слова темы 14: классицизм, ампир, канон, ордер, купол, ратуша, храм, Л.Луи, А.Ленотр, К.Перро, стиль нео-Ренессанса, купольная башня, симметрия, ордерная система, коринфские колонны, обелиск, триумфальная арка, триумфальная колонна, медальоны,  триглифы, антаблемент, фриз, рельефный орнамент ионика, яйцеобразный орнамент овы, лента пальметт (антемион), ленточный орнамент меандра, лиственный орнамент, ленточный орнамент букрании, скульптура, ротонда,  Кристофер Рен, А.Ф.Кокоринов, А.Ринальди, Ю.М .Фельтен, И.Е.Старов, Ч.Камерон, М.Ф.Казаков, В.И..Баженов, Н.А.Львов, стилизация, эклектизм, ионический ордер, лепнина, «сталинский» ампир.

Видеоряд «Усадьба Кусково»

Интерактивное упражнение «Постройте здание в стиле классицизма»

Диагностический тест  «Архитектурный пасьянс»: разложить карточки по сходству в заданными изображениями архитектурных памятников.
                     
Тема 15. «Модерн»

Основное содержание темы 15:

  • Рождение стиля модерн.
  • Синтез искусств.
  • Какие архитекторы творили в эпоху модерна.
  • Кто был предвестников «нового стиля».
  • Антонио Гауди.
  • Собор Саграда Фамилия.
  • «Линия Орта» или «удар бича».
  • Стиль «ар нуво» («стиль метро» или «стиль Гимар»).
  • Московский модерн.
  • Природные формы в особняке Рябушинского.
  • Как украшались общественные здания.
  • Богатырский модерн.
  • Функциональная архитектура в России.

Ключевые слова темы 15: модерн, «сецессион», «либерти», «игендстиль», «арт нуво», эркер, интерьер, экстерьер, майоликовые или мозаичные панно,  С.В.Малютин, Ф.О.Шехтель,  богатырский модерн, функциональная архитектура.

Видеоряд: «Каса Батло», «Каса Мила», «Парк Гуэль», «Церковь Саграда Фамилия», 

Виртуальные экскурсии: «Московский модерн», «Особняк Рябушинского»

Интерактивное упражнение «Постройте здание в стиле модернизм»

Диагностический тест  «Архитектурный пасьянс»: разложить карточки по сходству в заданными изображениями архитектурных памятников.

Тема 16 «Сталь, стекло и железобетон»

Основное содержание темы 16:

  • Сталь, стекло и железобетон.
  • Эстетика хай-тека.
  • Архитектура начала ХХ века.
  • «Баухауз».
  • Принципы конструктивизма.
  • Распространение идей функциональной архитектуры в Америке.
  • Конструктивизм в России.
  • Новый подход к строительству зданий.
  • Конструктивизм во Франции.
  • Пять пунктов функционализма.
  • Модулор.
  • Стиль прерий,  или «органическая архитектура».
  • Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке.
  • Современные течения в архитектуре.

Ключевые слова темы 16: экспрессивная форма, эстетика хай-тека, В.Орт, А.Гауди, школа «Баухауз», каркас, конструктивизм, В.Гропиус,  функционализм, Л.Салливен, небоскреб, фундамент, «внутренний скелет», функциональная архитектура, модерн, фасад, майоликовое или мозаичное панно, рационализация, И.Рерберг, лаконизм геометрических форм, М.Гинзбург, И.Голосов, Ш. Корбюзье, ленточные окна, плоская кровля, город-сад, модулор, Ф.Л.Райт, органическая архитектура, «стиль прерий», мощная пластика, закрученная спираль, абстрактная скульптура,  необрутализм, структурализм, неоэкспрессионизм, Н. Фостер,

Видеоряд «Архитектура Франка Ллойда Райта», «Небоскребы в Ганновере»

Видеофайл «Эстетика хай-тека»

Диагностический тест  «Архитектурный пасьянс»: разложить карточки по сходству в заданными изображениями архитектурных памятников.

Раздел 3.  Архитектура как связь времен.

Тема 17 «Архитектура как связь времен»

Цель: показать значение архитектуры – «информационного послания» из прошлого.

Задачи:

  • Показать влияние архитектурных стилей на современную архитектуру;
  • Показать значение архитектуры как связи времен;
  • Подвести итог работе по программе элективного курса;

Основное содержание темы 17:

  • Архитектура как связь времен
  • Место для Бога и для молитвы
  • Жилые дома
  • Жилища народов мира

Виртуальная экскурсия «Праздник в африканской деревне»

Интерактивное упражнение «Постройте здание в романском стиле»

Итоговое контрольное тестирование по программе элективного курса.

Ожидаемые результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  • что такое архитектура, ее функции и задачи;
  • виды архитектуры;
  • стили и направления архитектуры;
  • особенности современной архитектуры;
  • основные свойства архитектурно-пространственных форм;
  • законы архитектуры градостроительства, ландшафтной архитектуры и архитектуры объемных сооружений;
  • что такое архитектурное проектирование;
  • конструктивные и декоративные элементы зданий;
  • знать историю мировой и русской архитектуры.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать архитектурные стили и направления
  • видеть в сооружениях архитектуры композицию, пропорцию, пластику объемов;
  • чувствовать гармонию соотношения между человеком, природой и памятником архитектуры;
  • выполнять несложное архитектурное  проектирование;
  • создавать трехмерное изображение архитектурного сооружения;
  • выполнять на компьютере реконструкцию памятников архитектуры в определенном стиле;
  • анализировать формы архитектурных сооружений по фотографиям, рисункам, с натуры;
  • различать виды архитектурных композиций;
  • находить стилевое единство внешнего облика здания с его интерьером;
  • применять  полученные знания на практике.

Формы контроля

После каждого занятия учащиеся выполняют диагностические тесты «Архитектурный пасьянс», результаты прохождения которых будут заноситься в «Дневник достижений» обучающегося.
Текущий контроль  осуществляется в виде интерактивных упражнений «Восстановите памятник архитектуры», «Постарайтесь запомнить изображение», «Построить здание в указанном архитектурном стиле», «Архитектурный словарь», «Строение церкви»; интерактивных и обычных («бумажных») тестов (см. Приложения 1 и 2); устных и письменных анализов памятников архитектуры (см. Приложения 3).

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

 

Раздел 1.

2 часа

1

Вводное занятие. Что такое архитектура и архитектурный образ?

1 час

2

Тайна архитектурного образа

1 час

 

Раздел 2. Учимся понимать архитектуру.

30 часов

3,4

Ключи к пониманию архитектурного образа

2 часа

5,6

Архитектура Древнего мира. Семь чудес света.

2 часа

7,8

Каменные сказки Древнего Востока.

2 часа

9, 10

Античность – вечная колыбель.

2 часа

11, 12

Деревянный рай древнерусских мастеров.

2часа

13, 14

Феномен  русско-византийского стиля.

2 часа

15, 16

Устремления романской архитектуры.

2 часа

17, 18

Крепости и замки.

2 часа

19, 20

Белокаменное чудо России.

2 часа

21, 22

Готический гений человечества

2 часа

23, 24

Возрождение – величайшая из культурных революций.

2 часа

25, 26

Жемчужина неправильной формы. Барокко. Рококо.

2 часа

27, 28

Архитектура классицизма и ампира.

2 часа

29, 30

Модерн.

2 часа

31

Сталь, стекло и железобетон.

1час

32

Экскурсия в город Усть-Кут к памятникам архитектуры города и
 в Городской отдел архитектуры

1 час

 

Раздел 3. Архитектура как связь времен.

2 часа

33

Архитектура как связь времен. Выставка творческих работ или проектов.

1 час

34

Итоговое занятие. Итоговое тестирование.

1 час

Литература, использованная для составления программы:

  1. Кильпе Т.Л. Основы архитектуры. –  М.: Высшая школа,1984.
  2. Мировая художественная культура: дополнительные материалы к урокам. Автор-составитель О.Е. Наделяева. – Волгоград: Учитель, 2013.
  3. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура, живопись, скульптура, декоративное искусство. – М., 2002.
  4. Практический курс «Учимся понимать архитектуру» из серии «Школа развития личности Кирилла и Мефодия» – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», CD-диск, 2013.

Литература, необходимая для освоения программы:

  1. Грубе Г., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. – М., Стройиздат,  2001.
  2. Интерактивный тест «Архитектурные стили».
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Кильпе Т.Л. Основы архитектуры. –  М.: Высшая школа,1984.
  5. Мировая художественная культура. Мультимедийное учебное пособие. – М.: ЗАО «Новый диск», 2003.
  6. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура, живопись, скульптура, декоративное искусство. – М., 2002.
  7. Овсянников Ю.М. Рассказы об архитектуре. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Практический курс «Учимся понимать архитектуру» из серии «Школа развития личности Кирилла и Мефодия» – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», CD-диск, 2013.
  9. Россия: фотоколлекция. 2 CD. – М.: ЗАО «Новый диск», 2004.
Читать еще:

Новые материалы:

Когда наступит лето? :: Выступление на родительском собрании "Психологические особенности детей младшего школьного возраста" :: Правописание безударных гласных в корне слова. 1-й класс :: Экологические проблемы планеты Земля :: Специфика формирования учебного плана лицея естественных наук :: Губка Боб 3 ( SpongeBob SquarePants 3 ), 2019 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru