Открытый урок по композиции для учащихся 1-го класса изобразительного отделения детской школы искусств на тему "Сказочное дерево" : МХК и ИЗО

Открытый урок по композиции для учащихся 1-го класса изобразительного отделения детской школы искусств на тему "Сказочное дерево" : МХК и ИЗО

Вид урока: рисование по представлению, с использованием изображений наглядного материала.

Тип урока: комбинированный урок

Тема: Фантазийное рисование

Цель урока: развитие образного мышления у детей, посредством знакомства с творчеством художников различных направлений, существующих во Франции в конце XIX – начале XX века.

Задачи:

  • развитие наблюдательности у детей и умений анализировать увиденное;
  • формирование навыков изображения на основе объективного восприятия окружающего мира;
  • развитие воображения, художественного вкуса;
  • развить эстетическое восприятие действительности;
  • научить последовательно вести работу;
  • приобрести навыки работы  гуашью, путем смешивания различных оттенков;
  • формирование интереса к изучению произведений искусства и классической музыки.

Задание: Придумать и нарисовать фантазийное  осеннее дерево, используя, различные приемы нанесения красочного слоя на бумагу, посредством знакомства с творческой манерой исполнения пейзажных композиций французскими художниками.

Материалы:

  • Для учащихся: листы белой бумаги  (формат А-3), краски гуашь 12 цветов, кисти тонкие и средние  круглые и плоские ( можно щетина или синтетика), палитра ,карандаш В-2 или  В., ластик, баночка для воды, салфетки для рук, мольберты.
  • Для  преподавателя: наглядный ряд – репродукции произведений художников Франции конца. 19 века. (Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог, Поль Синьяк, Эдуард Мане); музыкальный ряд: П.И. Чайковский отрывки из произведений и из цикла  «Времена года»; стол, компьютер.

План  урока:

1. Организационный момент (5 мин.)

2. Знакомство с новым теоретическим и наглядным материалом – просмотр репродукций работ художников, и объяснение творческого задания (15 мин.)

3. Подготовительный этап работы нанесение рисунка карандашом,  композиция в листе (20 мин.)

4. Творческая (индивидуальная)  практическая деятельность учащихся красками на заданную тему, используя палитру и различные приемы нанесения краски на бумагу  (40мин)

5. Просмотр и обсуждение работ (5 мин.)

Занятие в соответствии с расписанием, рассчитано на 2 учебных часа по 40 минут с одним 10 минутным перерывом.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Подготовить ребят к работе на уроке.

– Здравствуйте ребята!  Расставьте мольберты так, чтобы было видно изображение на мониторе компьютера. Подготовьте краски, наберите воду и  приготовьтесь слушать!

2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала

– Сегодня Мы с вами познакомимся с одним очень известным персонажем, которого Вы все хорошо знаете и видите каждый день, но может быть даже не подозреваете какое это загадочное и удивительное, и, конечно же сказочно-волшебное существо! Как Вы думаете, Кто это? И как это не удивительно звучит, объектом знакомства для нас будет всем известное «дерево». Деревья окружают нас повсюду  всю жизнь, но они имеют свой характер и свои особенности.  Об этом сегодня у нас и пойдет разговор. Вы знаете много литературных произведений, где герой дерево!  Но сегодня мы с Вами будем рисовать дерево – вашего давнего друга:  мимо которого быть может Вы ходите в школу или ветки которого стучат в окно каждый день, или то, которое встречает Вас каждый день у калитки дома.  Приготовьте бумагу, краски, палитру кисти и начнем рисовать.

3.  Знакомство с новым теоретическим и наглядным материалом, объяснение сути задания

Ребятам показываются репродукции картин некоторых французским художников 19 века, где главным героем в их произведениях стало дерево! Это репродукции с картин К. Моне, П. Сезанна, Ван Гога, П. Синьяка. (Приложение 1).  Рассматривая эти картины, мы замечаем, что особенно красивы деревья осенью, когда присутствуют разнообразные желто-оранжевые, бордово-коричневые, красноватые  краски и  каждый художник по- своему решает для себя красоту дерева. И цветовое решение может быть очень разное – это может быть насыщенная цветовая гамма, или приглушенная, лирично-грустная или мажорно – веселая. Вы знаете, что краски делятся на теплые и холодные, а еще они могут или дружить между собой или сориться и эти непростые отношения мы с Вами попробуем нарисовать, исследуя наше дерево.
Рассматривая картины художников, обращаем внимание на пластическое решение деревьев. Так, у Сезанна – (рисунок 1) это могучее кряжистое дерево, нарисованное продольными и квадратными мазками,  которые создают перетекание одного цвета в другой;
 – у Ван  Гога (рисунок 2) дерево витиеватое,  колышущееся на ветру с наклоненными  ветками и мазки у него – это линии, которые прерываются, создавая нервный ритм, мятущееся движение передает состояние неустойчивости, какой-то зыбкости, а цвет контрастный, звонкий и радостный;
– у Поля Синьяка (рисунок 3)спокойное, величавое дерево, которое представляет свою красоту всеми цветами радуги, чем – то напоминает сложную мозаику ( «пуантилизм» так называют это течение в живописи);
– у Клода Моне, (рисунок 4) рисунок дерева это перетекание  одного цвета в другой, при помощи вибрирующего мазка, который  создает сиюминутное впечатление необыкновенную игру цвета и света, показывает нам удивительно тонкие и романтичные сочетания красок в изображении деревьев – олив
Можно подвести итог:
Породы деревьев разные: тополя и оливы, кипарисы и дубы, липы и сосны , каждый художник в своей картине пытается через нарисованное дерево передать свое отношение к миру, к миру прекрасному, который его окружает, передать свое любование окружающей его природой  поделиться этой красотой с нами зрителями.

4. Самостоятельная  работа

Предлагается вспомнить какие породы деревьев ребята знают – дети называют: береза, дуб, клен, яблоня, тополь, липа, ветла, сосна, ива, ель и др., так же вспоминаем как деревья  растут – снизу вверх, начиная с корней, могучего ствол  ветки и еще маленькие веточки и листья.  Выстраиваем композицию, так чтобы дерево не было слишком крупным, но и не мелким,  все размещаем в листе, прорисовывая линию соединения земли и неба – горизонт. Приступаем к работе сначала карандашом, намечая композицию, а потом,  вымешивая краски,  пишем сначала небо, а потом на его фоне дерево, ведя работу с верхнего края листа, последним пишется земля с упавшими на нее разноцветными листьями.
Начинается творческий процесс. Звучит тихая мелодия, которая создает определенную атмосферу для работы в классе.

5. Этап усвоения новых знаний

Учащиеся придумывают свое дерево, используя свои наблюдения от прогулок по лесу, парку, скверу, но и добавляя собственно придуманные элементы, размещая дерево в пространстве, намечая линию горизонта,  землю и небо.
Формат работ А-3. Время исполнения работы – (55 мин.) после 40 минут работы – перемена 10 минут.
Работа выполняется гуашевыми красками, с использованием палитры. Этап закрепления навыков работы с палитрой, смешивая различные оттенки, используя  белую краску.
Выбрана техника исполнения гуашью, так как ее проще исправить, если возникают какие-либо  неточности и ошибки при выполнении работ, и именно гуашь дает возможность составления различных оттенков цвета, придумывая многочисленные варианты.
Прослушивание музыки создает определенное настроение, и в рисунках возникает волшебство и очарование, различные цветовые настроения. А просмотр репродукций художников настроил учащихся на различные стилистические поиски в решении композиции,  в передаче цветового строя работы, использование разных приемов нанесения мазков на бумагу, используя разнообразные фактуры.

6. Этап обобщения и систематизации новых знаний

В конце занятия проводим просмотр с обсуждением  работ с подведением  итогов.  На просмотре, особенно ярко виден разный характер  и сказочность деревьев на рисунках  ребят. Работы получились яркими, нарядными, выразительными и очень разными по колористическому решению, очень индивидуальными, с особым настроением в каждом рисунке. Каждый постарался выразить свое отношение к изображению на рисунке, свое видение красоты изображаемого дерева, попробовал определенный тип смешения красок, разную фактуру мазка, выбрал свое придуманное собственное колористическое решение, и все вместе сложилось в определенную мозаику цветовых находок от светлых голубых, нежно желтых до фиолетово-красных звучных и мажорных! И выстроился хоровод удивительно прекрасных деревьев. Ребят охватило радостное настроение от полученного результата. (Приложение 2)

Читать еще:


Новые материалы:

Урок английского языка по теме "Современные научные достижения". 7-й класс :: Формирование грамматических навыков на уроках английского языка :: "Лес – природное сообщество: значение, влияние человека, охрана". 4-й класс :: Разработка урока с использованием современных технологий по теме "Наша драгоценная планета" :: Некоторые вопросы изучения раздела "Морфология. Орфография" :: Пианистка ( La Pianiste ), 2001 :: Товары для новорожденных/Комоды / MnogoMeb / Комод пеленальный ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок окружающего мира на тему Когда придет суббота и когда наступит лето?

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тест по экономике для 10–11-х классов общеобразовательного учреждения с социально-экономическим профилем

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD