Различные графические техники исполнения, применяемые на занятиях графической композицией в художественной школе (из личного опыта преподавателя) : МХК и ИЗО

Различные графические техники исполнения, применяемые на занятиях графической композицией в художественной школе (из личного опыта преподавателя) : МХК и ИЗО

Главной задачей обучения в художественной школе является приобщение учеников к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, воспитание их эстетического вкуса, а также выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в специальных учебных заведениях.

Разрабатывая тематические планы по композиции, я опиралась на действующие программы обучения, но при этом существенно их изменяя, перерабатывая, делая интересней, разнообразней, богаче.

Я предлагаю детям заняться графической композицией. Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывают в человеке способность искать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения.

Учебный предмет “Графическая композиция” является одним из предметов вариативной части и реализуется при 5-летнем сроке обучения в 1-3 классах. Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия – 1-3 классы – 1,5 часа в неделю; самостоятельная работа – 1-3 классы – 1,5 часа в неделю.

В каждом деле должна быть система, а в графике она тем более необходима. Система неизмеримо ускорит путь к свободному владению материалом, к радости удачных оттисков, предохранит от многих неудач. Весь курс графической композиции рассчитан так, что из класса в класс усложняются не только задания, но и техники исполнения (Приложение 1), (Приложение 2). В первом классе, наряду с традиционными техниками (акварель, гуашь), знакомим детей с рядом необычных, очень эффектных графических техник (монотипия, граттаж, акватушь). Это тем более необходимо сделать по ряду причин: детей нужно привлечь к длительному обучению в художественной школе, заинтересовать творческим процессом. В связи с тем, что у школьников в первом классе нет должных навыков в рисовании, как говорят “рука не набита”, их могут не удовлетворять конечные результаты собственной работы и, что хуже- разочаровать. А это недопустимо! Нужно очень бережно относиться к детской ранимой душе, вселить в детей уверенность в своих силах. А предлагаемые мною техники очень благодарные с этой точки зрения. И учебный процесс в первом классе, где преподаются основы теории художественных дисциплин, становится более увлекательным, не таким утомительным. Эти графические техники помогут скрыть недостатки еще неопытных рисовальщиков, а благодаря своим неожиданным эффектам, обогатить работу и, даже, превратить недостатки в достоинства.

На примере этих графических техник знакомим детей и с понятием “оттиска”. Особое внимание учащихся обратить на то, как форма отпечатка зависит от формы предмета, незаметно подвести к понятиям “прямого” и “зеркального” отображения предметов. Это необходимо для дальнейшего знакомства с гравюрой.

Одна из графических техник, которые я предлагаю на уроках графической композиции в первом классе, – граттаж (от французского слова gratter - скрести, царапать), напоминает непосредственно гравюру. Это способ выполнения рисунка путем процарапывания изображения каким-либо острым предметом. В некоторых источниках эта техника появляется под названием “граттография” или “воскография”.

Описание техники “граттаж”.

Плотную бумагу покрывают слоем воска или парафина (можно натереть свечой). Затем, на всю поверхность широкой кистью наносят слой туши (гуаши). Когда тушь высохнет, острым предметом – скребком, ножом, гвоздем – процарапывают рисунок, образуя тонкие линии, штрихи (Рисунок 1). Именно контраст белых линий и черного фона делает эту технику похожей на гравюру.

Рисунок 1

Другая, не менее наглядная и эффектная техника – акватушь (от латинского слова aqua– вода).

Описание техники “акватушь”.

На листе плотной бумаги выполняется рисунок гуашью, крупными, широкими мазками. Затем весь лист покрывается черной тушью. После того, как тушь высохнет, рисунок “проявляется” в емкости с водой (Рисунок 2). Процесс напоминает проявление фотографии, когда под руками на черном фоне начинает появляться интересный светлый рисунок со слегка размытыми контурами. Это вызывает со стороны учащихся кучу положительных эмоций, они с восторгом наблюдают за происходящим.

Рисунок 2

Следующая графическая техника - монотипия (от греческого слова monos – один), так как отпечаток в этой технике получается всегда только один.

Описание техники “монотипия”.

На гладкой поверхности – стекле, выполняется рисунок краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности стекла с рисунком. Можно прокатать фотоваликом. Получается оттиск в зеркальном отображении (Рисунок 3). Существуют разновидности монотипии: диатипия (штриховая монотипия), монотипия масляными или гуашевыми красками, “свободная печать”. С этими вариантами монотипий я знакомлю учащихся последовательно в течение всего курса (Рисунок 4).

Рисунок 3

Рисунок 4

Во втором классе дети знакомятся непосредственно с гравюрой, которая выполняется на картоне. Можно разнообразить эту технику, выполнив одно задание методом аппликации на картоне, другое – методом прорезывания.

В третьем классе, когда дети уже обладают достаточными умениями и навыками, я знакомлю учащихся с линогравюрой, в том числе и с цветной, и с офортом - гравюрой на металле в технике “сухая игла” (металл можно заменить пластиком).

На всех этапах знакомства учащихся с графическими техниками особое внимание уделяю технике безопасности.

Но не нужно гнаться только лишь за внешними эффектами. Основные понятия курса композиции – замысел и картина. И все должно быть подчинено этому. Роль преподавателя – направлять на разумный выбор той или иной техники для данного задания.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Читать еще:


Новые материалы:

Классный час "Крепкие-крепкие зубы" для учащихся 1-2-х классов :: "Московская битва". Урок мужества :: Классный час на тему "Братья наши меньшие" :: Праздник "День рождения семейного клуба «Солнечный круг»" :: Разноуровневые учебные задания как условие организации самостоятельной работы учащихся :: Форма воды ( The Shape of Water ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list16.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list16.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list16.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Без тормозов ( À fond ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD