Урок изобразительного искусства по теме "Изображение пространства. Правила воздушной перспективы" : МХК и ИЗО

Программа Б.М.Неменского, 4 четверть, урок №3 в теме “Человек и пространство. Пейзаж”

Цели и задачи: расширить и систематизировать знания учащихся о перспективе в изобразительном искусстве, познакомить с историей возникновения и развития понятия перспектива, научить изображать пространство, используя правила линейной и воздушной перспективы.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку (Приложение 1. Слайд 1).

II. Беседа по теме урока

Сегодня мы продолжаем изучение пейзажа как жанра изобразительного искусства и правил изображения пространства в пейзаже. Обратимся к страницам учебника. В тексте на с.146 найдите определении понятия “Перспектива” (учение о способах передачи пространства на плоскости изображения). Прокомментируйте иллюстрации. Размещённые на с.146, для чего они приведены (данные иллюстрации демонстрируют низкое и высокое расположение линии горизонта, схему построения пространства в пейзаже).

Продолжим изучение правил перспективы, посмотрите на экран. Постарайтесь быстро ответить на следующие вопросы:

Пейзаж – это .. (жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является природ, Слайд 2).

Перспектива – это ... (изображение пространства в изобразительном искусстве, Слайд 3).

Перечислите правила линейной перспективы.

(Правила линейной перспективы:

- предметы по мере удаления становятся меньше;

- линии, уходящие вдаль, сходятся на линии горизонта в точке схода. Слайд 4).

Перед вами автопортрет Леонардо да Винчи, что вам известно об этом человеке? (Леонардо да Винчи - великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример “универсального человека”, человека, который во многом опередил своё время ... ) (Слайд 5, Леонардо да Винчи “Автопортрет”).

Вот, что писал Леонардо да Винчи в так называемом “Трактате о живописи”: “Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии... не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы”.

“...А самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха...” Слайд 6.

Что вам известно об этом произведении великого мастера эпохи Высокого Возрождения? (Это картина кисти Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (Джоконда), она написана маслом на холсте, и находится в музее Лувр в Париже во Франции) Слайд 7.

Это самое известное полотно мастера. Картине уже 500 лет, а она до сих пор волнует зрителя, манит к себе и не отпускает. Она таит в себе много загадок. А нас сегодня интересует пейзаж этого шедевра живописи, который мастерски написан художником в качестве фона к портрету.

Леонардо да Винчи путём нанесения лессировок - многочисленных тончайших слоев краски художник добивался эффекта плавного перехода между цветами, смягчения контуров, окутывания дымкой. Леонардо ввёл в живопись термин сфумато дымка между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. Слайд 8.

Этой техникой Леонардо да Винчи воспользовался одним из первых, он сделал фон картины неясным, слегка затуманенным, тем самым увеличив акцент на очертаниях переднего плана.

Такой же эффект пейзажа – фона в другом шедевре великого художника “Мадонна Литта”. Слайд 9.

Кроме линейной перспективы в изобразительном искусстве существует понятие воздушная перспектива. Дело в том, что воздух окутывает все предметы на поверхности Земли и даёт эффекты иллюзии, которые надо учитывать при изображении предметов и пространства.

Попробуем сформулировать правила воздушной перспективы: Слайд 10

  • По мере удаления цвет и тон предметов меняют свою насыщенность, контрастность, светлеют;
  • Контуры предметов становятся менее чёткими, смягчаются и постепенно сливаются в единое целое.
  • По мере удаление, окутанная воздухом даль голубеет, тёплые цвета уступают место холодным.

Таким образом, делаем вывод, что тёплые и контрастные цвета применяются на первом плане картины, а на дальнем плане цвета становятся более холодными и более сближенными, менее яркими. Вот пример композиции с применением правил линейной и воздушной перспективы (Слайд 11. И.Шишкин “Лесные дали”)

III. Практическая работа учащихся

Сегодня на уроке мы попробуем свои силы в цвете. С помощью кистей и гуаши, без использования карандаша, учитывая правила линейной и воздушной перспективы создадим композицию “Маки” Слайд 12.

Эта композиция хороша тем, что для её выполнения не требуется много времени; при работе закрепляется изученный теоретический материал, а при проработке деталей композиции можно вносить различные изменения, преобразуя образец, создать оригинальную композицию.

IV. Итоговая часть урока

Импровизированная выставка, творческое обсуждение работ.

V. Домашнее задание:

  • Закончить работу над композицией.
  • Прочитать текст учебника на с.146–147, ответить на вопросы с. 147:

Найди среди картин, представленных в учебнике, примеры высокой и низкой линии горизонта. Чем обоснован, по твоему мнению, выбор художником именно такой точки зрения? Вспомни случаи из твоей жизни, когда можно было рассматривать пейзаж сверху или, наоборот, когда природа представала перед тобой увиденная с низкой точки зрения.

Подумай и объясни, как влияет на изображение природы выбор формата — горизонтального или вертикального, удлинённого или квадратного. Найди в учебнике соответствующие примеры картин.

Продолжить работу над проектом “Мой любимый художник – пейзажист”, по окончании работы должен быть создан продукт – мультимедийная презентация или реферат для публичной защиты через два урока. В послеурочное время можно прийти к учителю на консультацию.

Для подготовки урока были использованы следующие интернет-ресурсы.

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%EE%ED%E0%F0%E4%EE_%E4%E0_%C2%E8%ED%F7%E8 (О Леонардо да Винчи);
  2. http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/435-shishkin.html (галерея живописи).

Читать еще:


Новые материалы:

Урок литературного чтения. А.Куприн. "Слон" :: Классный час "Чтобы помнили" :: Интегрированный урок (ИЗО + литературное чтение) по теме "Голубая Гжель". 3-й класс :: Урок-игра по русскому языку "Найди клад". 3-й класс :: Конспект урока по теме "Алфавит". 1-й класс :: Париж подождет ( Paris Can Wait ), 2017 :: Шкафы / MOON TRADE / Шкаф однодверный Техас 320 Модель 908 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD