Урок изобразительного искусства по теме "Изображение пространства. Правила воздушной перспективы" : МХК и ИЗО

Программа Б.М.Неменского, 4 четверть, урок №3 в теме “Человек и пространство. Пейзаж”

Цели и задачи: расширить и систематизировать знания учащихся о перспективе в изобразительном искусстве, познакомить с историей возникновения и развития понятия перспектива, научить изображать пространство, используя правила линейной и воздушной перспективы.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку (Приложение 1. Слайд 1).

II. Беседа по теме урока

Сегодня мы продолжаем изучение пейзажа как жанра изобразительного искусства и правил изображения пространства в пейзаже. Обратимся к страницам учебника. В тексте на с.146 найдите определении понятия “Перспектива” (учение о способах передачи пространства на плоскости изображения). Прокомментируйте иллюстрации. Размещённые на с.146, для чего они приведены (данные иллюстрации демонстрируют низкое и высокое расположение линии горизонта, схему построения пространства в пейзаже).

Продолжим изучение правил перспективы, посмотрите на экран. Постарайтесь быстро ответить на следующие вопросы:

Пейзаж – это .. (жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является природ, Слайд 2).

Перспектива – это ... (изображение пространства в изобразительном искусстве, Слайд 3).

Перечислите правила линейной перспективы.

(Правила линейной перспективы:

- предметы по мере удаления становятся меньше;

- линии, уходящие вдаль, сходятся на линии горизонта в точке схода. Слайд 4).

Перед вами автопортрет Леонардо да Винчи, что вам известно об этом человеке? (Леонардо да Винчи - великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример “универсального человека”, человека, который во многом опередил своё время ... ) (Слайд 5, Леонардо да Винчи “Автопортрет”).

Вот, что писал Леонардо да Винчи в так называемом “Трактате о живописи”: “Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии... не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы”.

“...А самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха...” Слайд 6.

Что вам известно об этом произведении великого мастера эпохи Высокого Возрождения? (Это картина кисти Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (Джоконда), она написана маслом на холсте, и находится в музее Лувр в Париже во Франции) Слайд 7.

Это самое известное полотно мастера. Картине уже 500 лет, а она до сих пор волнует зрителя, манит к себе и не отпускает. Она таит в себе много загадок. А нас сегодня интересует пейзаж этого шедевра живописи, который мастерски написан художником в качестве фона к портрету.

Леонардо да Винчи путём нанесения лессировок - многочисленных тончайших слоев краски художник добивался эффекта плавного перехода между цветами, смягчения контуров, окутывания дымкой. Леонардо ввёл в живопись термин сфумато дымка между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. Слайд 8.

Этой техникой Леонардо да Винчи воспользовался одним из первых, он сделал фон картины неясным, слегка затуманенным, тем самым увеличив акцент на очертаниях переднего плана.

Такой же эффект пейзажа – фона в другом шедевре великого художника “Мадонна Литта”. Слайд 9.

Кроме линейной перспективы в изобразительном искусстве существует понятие воздушная перспектива. Дело в том, что воздух окутывает все предметы на поверхности Земли и даёт эффекты иллюзии, которые надо учитывать при изображении предметов и пространства.

Попробуем сформулировать правила воздушной перспективы: Слайд 10

  • По мере удаления цвет и тон предметов меняют свою насыщенность, контрастность, светлеют;
  • Контуры предметов становятся менее чёткими, смягчаются и постепенно сливаются в единое целое.
  • По мере удаление, окутанная воздухом даль голубеет, тёплые цвета уступают место холодным.

Таким образом, делаем вывод, что тёплые и контрастные цвета применяются на первом плане картины, а на дальнем плане цвета становятся более холодными и более сближенными, менее яркими. Вот пример композиции с применением правил линейной и воздушной перспективы (Слайд 11. И.Шишкин “Лесные дали”)

III. Практическая работа учащихся

Сегодня на уроке мы попробуем свои силы в цвете. С помощью кистей и гуаши, без использования карандаша, учитывая правила линейной и воздушной перспективы создадим композицию “Маки” Слайд 12.

Эта композиция хороша тем, что для её выполнения не требуется много времени; при работе закрепляется изученный теоретический материал, а при проработке деталей композиции можно вносить различные изменения, преобразуя образец, создать оригинальную композицию.

IV. Итоговая часть урока

Импровизированная выставка, творческое обсуждение работ.

V. Домашнее задание:

  • Закончить работу над композицией.
  • Прочитать текст учебника на с.146–147, ответить на вопросы с. 147:

Найди среди картин, представленных в учебнике, примеры высокой и низкой линии горизонта. Чем обоснован, по твоему мнению, выбор художником именно такой точки зрения? Вспомни случаи из твоей жизни, когда можно было рассматривать пейзаж сверху или, наоборот, когда природа представала перед тобой увиденная с низкой точки зрения.

Подумай и объясни, как влияет на изображение природы выбор формата — горизонтального или вертикального, удлинённого или квадратного. Найди в учебнике соответствующие примеры картин.

Продолжить работу над проектом “Мой любимый художник – пейзажист”, по окончании работы должен быть создан продукт – мультимедийная презентация или реферат для публичной защиты через два урока. В послеурочное время можно прийти к учителю на консультацию.

Для подготовки урока были использованы следующие интернет-ресурсы.

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%EE%ED%E0%F0%E4%EE_%E4%E0_%C2%E8%ED%F7%E8 (О Леонардо да Винчи);
  2. http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/435-shishkin.html (галерея живописи).
Читать еще:


Новые материалы:

Из опыта работы "На перекрестке наук" :: Урок физики по теме "Электрический ток. Действия электрического тока" :: «Значение питания в жизни человека». 5-й класс :: Переходные процессы в электрических цепях постоянного тока ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list2.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Испарение и конденсация :: Отцы и дочери ( Fathers & Daughters ), 2014 :: Дом и дача/Освещение/Новый Год/Праздничный стол/Светильники для кухни / ST-Luce / Подвесной светильник Percetti SL567.553.01 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как пить чай с имбирем для похудения

Как использовать имбирь для похудения Как использовать имбирь для похудения? Целебные свойства имбиря были открыты еще в давние времена, когда эта жгучая пряность...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как не набирать вес после похудения

Как не набрать лишний вес 02.06.2014 Как не набрать лишний вес 1 4  Наконец-то ваши усилия увенчались успехом – упрямая стрелка весов отклонилась влево и показала...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD