Урок изобразительного искусства по теме "Изображение пространства. Правила воздушной перспективы" : МХК и ИЗО

Урок изобразительного искусства по теме "Изображение пространства. Правила воздушной перспективы" : МХК и ИЗО

Программа Б.М.Неменского, 4 четверть, урок №3 в теме “Человек и пространство. Пейзаж”

Цели и задачи: расширить и систематизировать знания учащихся о перспективе в изобразительном искусстве, познакомить с историей возникновения и развития понятия перспектива, научить изображать пространство, используя правила линейной и воздушной перспективы.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку (Приложение 1. Слайд 1).

II. Беседа по теме урока

Сегодня мы продолжаем изучение пейзажа как жанра изобразительного искусства и правил изображения пространства в пейзаже. Обратимся к страницам учебника. В тексте на с.146 найдите определении понятия “Перспектива” (учение о способах передачи пространства на плоскости изображения). Прокомментируйте иллюстрации. Размещённые на с.146, для чего они приведены (данные иллюстрации демонстрируют низкое и высокое расположение линии горизонта, схему построения пространства в пейзаже).

Продолжим изучение правил перспективы, посмотрите на экран. Постарайтесь быстро ответить на следующие вопросы:

Пейзаж – это .. (жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является природ, Слайд 2).

Перспектива – это ... (изображение пространства в изобразительном искусстве, Слайд 3).

Перечислите правила линейной перспективы.

(Правила линейной перспективы:

- предметы по мере удаления становятся меньше;

- линии, уходящие вдаль, сходятся на линии горизонта в точке схода. Слайд 4).

Перед вами автопортрет Леонардо да Винчи, что вам известно об этом человеке? (Леонардо да Винчи - великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример “универсального человека”, человека, который во многом опередил своё время ... ) (Слайд 5, Леонардо да Винчи “Автопортрет”).

Вот, что писал Леонардо да Винчи в так называемом “Трактате о живописи”: “Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии... не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы”.

“...А самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха...” Слайд 6.

Что вам известно об этом произведении великого мастера эпохи Высокого Возрождения? (Это картина кисти Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (Джоконда), она написана маслом на холсте, и находится в музее Лувр в Париже во Франции) Слайд 7.

Это самое известное полотно мастера. Картине уже 500 лет, а она до сих пор волнует зрителя, манит к себе и не отпускает. Она таит в себе много загадок. А нас сегодня интересует пейзаж этого шедевра живописи, который мастерски написан художником в качестве фона к портрету.

Леонардо да Винчи путём нанесения лессировок - многочисленных тончайших слоев краски художник добивался эффекта плавного перехода между цветами, смягчения контуров, окутывания дымкой. Леонардо ввёл в живопись термин сфумато дымка между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. Слайд 8.

Этой техникой Леонардо да Винчи воспользовался одним из первых, он сделал фон картины неясным, слегка затуманенным, тем самым увеличив акцент на очертаниях переднего плана.

Такой же эффект пейзажа – фона в другом шедевре великого художника “Мадонна Литта”. Слайд 9.

Кроме линейной перспективы в изобразительном искусстве существует понятие воздушная перспектива. Дело в том, что воздух окутывает все предметы на поверхности Земли и даёт эффекты иллюзии, которые надо учитывать при изображении предметов и пространства.

Попробуем сформулировать правила воздушной перспективы: Слайд 10

  • По мере удаления цвет и тон предметов меняют свою насыщенность, контрастность, светлеют;
  • Контуры предметов становятся менее чёткими, смягчаются и постепенно сливаются в единое целое.
  • По мере удаление, окутанная воздухом даль голубеет, тёплые цвета уступают место холодным.

Таким образом, делаем вывод, что тёплые и контрастные цвета применяются на первом плане картины, а на дальнем плане цвета становятся более холодными и более сближенными, менее яркими. Вот пример композиции с применением правил линейной и воздушной перспективы (Слайд 11. И.Шишкин “Лесные дали”)

III. Практическая работа учащихся

Сегодня на уроке мы попробуем свои силы в цвете. С помощью кистей и гуаши, без использования карандаша, учитывая правила линейной и воздушной перспективы создадим композицию “Маки” Слайд 12.

Эта композиция хороша тем, что для её выполнения не требуется много времени; при работе закрепляется изученный теоретический материал, а при проработке деталей композиции можно вносить различные изменения, преобразуя образец, создать оригинальную композицию.

IV. Итоговая часть урока

Импровизированная выставка, творческое обсуждение работ.

V. Домашнее задание:

  • Закончить работу над композицией.
  • Прочитать текст учебника на с.146–147, ответить на вопросы с. 147:

Найди среди картин, представленных в учебнике, примеры высокой и низкой линии горизонта. Чем обоснован, по твоему мнению, выбор художником именно такой точки зрения? Вспомни случаи из твоей жизни, когда можно было рассматривать пейзаж сверху или, наоборот, когда природа представала перед тобой увиденная с низкой точки зрения.

Подумай и объясни, как влияет на изображение природы выбор формата — горизонтального или вертикального, удлинённого или квадратного. Найди в учебнике соответствующие примеры картин.

Продолжить работу над проектом “Мой любимый художник – пейзажист”, по окончании работы должен быть создан продукт – мультимедийная презентация или реферат для публичной защиты через два урока. В послеурочное время можно прийти к учителю на консультацию.

Для подготовки урока были использованы следующие интернет-ресурсы.

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%EE%ED%E0%F0%E4%EE_%E4%E0_%C2%E8%ED%F7%E8 (О Леонардо да Винчи);
  2. http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/435-shishkin.html (галерея живописи).
Читать еще:


Новые материалы:

Преподавание в начальной школе. Урок по литературному чтению :: Урок литературного чтения в 4-м классе по программе "Школа России". П.П. Ершов. "Конек-горбунок". Составление портрета главного героя :: Права человека в обществе. Организации Объединенных Наций (Международный день ООН – 24 октября) :: Урок по математике во 2-м классе "Порядок действия в выражениях" :: Урок: "Деловая игра" :: SuperАлиби ( Alibi.com ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / МСТ / Стеллаж Прованс-17 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD