О духовном воспитании и о методах преподавания истории изобразительного искусства в ДШИ и ДХШ : МХК и ИЗО

О духовном воспитании и о методах преподавания истории изобразительного искусства в ДШИ и ДХШ : МХК и ИЗО

Согласно ст.75 «Закона об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых. Основной целью учреждений дополнительного образования является образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам в области искусств. Готовясь к уроку, преподаватель задается вопросом- каким образом выстроить урок, чтобы он был интересен детям?

Педагогическая практика показывает, что урок, построенный только лишь на последовательном перечислении фактов биографии, творческих заслуг и демонстрации репродукций того или иного художника малоинтересен обучающимся. Эффективность такого преподавания урока низкая, соответственно, интерес к предмету падает, а вместе с ним и общий уровень культурного развития детей - нашего будущего.

В данной статье пойдет речь о тех методах, которые, на наш взгляд, могут не только значительно повысить интерес учащихся к предмету «История изобразительного искусства», но и в целом поднять планку образовательно-культурного уровня обучающихся.

В целях повышения качества урока предлагаю использовать следующие методы преподавания предмета «История изобразительного искусства»:

  • Метод «оживления персоны» (здесь: авторское название метода)

Начиная рассказ о художнике, расскажите о нем так, как будто Вы лично с ним знакомы:

- используйте не только общеизвестные факты биографии, список творческих заслуг, но и подготовьте фрагменты личной переписки художника с родными, друзьями, коллегами(конечно, в той уместной степени, какая приемлема для аудитории слушателей)

- факты биографии, не связанные с художественной деятельностью (так, например, Клод Моне, французский импрессионист, был увлеченным садоводом)

- расскажите о художнике не как о «готовом гении», а как о живом человеке, испытавшем взлеты, падения, разочарования, но и познавшем успех. Все это позволит привлечь внимание детей к излагаемому материалу.

  • Метод сравнительно-художественного анализа.

- рассказывая детям о направлении или художественном стиле, следует изложить не только суть художественного направления, особенности техники, но и сравнить их с работами других художников этого же направления.
Например, обсудить сходства и различия в понимании сути направления французских импрессионистов (К.Моне, Э.Дега, К.Писсарро) и русских импрессионистов (К.Коровин, И.Грабарь, Ф.Малявин)

- отметьте наличие элементов другого стиля либо направления в деятельности, которую вел конкретный художник. Так, обсуждая творчество Ильи Ефимовича Репина, сделайте акцент не только на его приверженности реализму с острой социальной направленностью - «Бурлаки на Волге», «Нищая из Веля» и др., но и отметить такую работу, как «Какой простор!» (1903 г), где особенно заметно влияние французских импрессионистов на творчество И.Репина.

  • Пространственно-временной метод.

- рассказывая о стилях и направлениях в искусстве, например о барокко или рококо, для полноты картины обсудите проявление стиля (направления) не только в живописи, но и других видах искусства.

- расскажите о скульптуре, архитектуре сначала в искусстве одной страны - например, барокко Лоренцо Бернини (собор Св.Петра и площадь перед ним в Риме), а потом отметьте специфику стиля в другой стране – России – барокко Франческо Бартоломео Растрелли, т.н. «растреллиевское барокко» в Зимнем дворце, Смольном монастыре, Екатерининском дворце Санкт-Петербурга), не имеющему аналогов на Западе. [1, 76].

- используйте «технику временного переноса», т.е. поместите обсуждаемую тему во временной период, актуальный для этой темы; расскажите о вопросах престижа, материальных и духовных ценностях периода (что было приято в обществе, а что запрещено), только при таком подходе можно ощутить ценность тех или иных действий художников. (например, расскажите о проблемах импрессионистов - борьбе романтиков с академистами, об антагонизме Энгра и Делакруа, об исканиях барбизонцев и т.д.).

Этот метод позволит оценить ситуацию как реально ощущаемую, а соответственно, интерес к ней возрастет.

  • Метод интеграции явлений искусства в полотно жизни.

- рассказывая о стилях и направлениях в искусстве, следует отметить условность периодизации в плане указания четких временных рамок. Каждое явление , в том числе и явление искусства, прежде, чем родиться, зреет в умах и сердцах общества. Оно, как любое живое явление, «рождается», «живет», т.е. влияет на окружающий мир, и «умирает», порождая новое направление или стиль,т.е. существование одного явления обусловливает появление другого.

  • Метод двустороннего взаимодействия, или метод обратной связи.

Урок - это комплекс мероприятий, это время общения преподавателя и детей, питание общей эмоциональной атмосферой.
Начиная любую тему, следует выяснить осведомленность детей в предлагаемой теме и выслушать их мнение по кругу вопросов.
Далее, как «капитан урока», преподаватель, завязав диалог, переходит к:

- подробному обсуждению темы с детьми;

- корректирует явно ошибочные позиции с учетом достоверных сведений по предмету «История изобразительного искусства» и искусствоведения в целом;

- делает вместе с детьми вывод по теме.

И, наконец, хочется сказать от себя лично: помните, что на время урока именно Вы - проводник для детей в мир искусства, от Вас зависит,чему научится ребенок, что останется в его сердце и душе, когда он выйдет за порог Вашего класса, и чем он потом поделится с Миром. Все зависит от Вас.

Список использованной литературы

  1. Мировая художественная культура (базовый уровень): учебник для 11 класса: среднее общее образование/ Л.Г.Емохонова.-М.; Издательский центр «Академия», 2014. 240с.:ил., [32] с.цв.вкл.
  2. Лукреция, "О природе вещей", 1, 146-158:
Читать еще:


Новые материалы:

Методические указания для проведения учебных занятий по предмету "Техническая механика" в помощь молодому педагогу :: Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности :: Эссе на тему "Урок глазами учителя" :: Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников :: Турнир по истории средних веков :: Он и Она ( Mr & Mme Adelman ), 2017 :: Мебель/Столы / Etagerca / Стол Leontina lavanda с ящиком ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD