О духовном воспитании и о методах преподавания истории изобразительного искусства в ДШИ и ДХШ : МХК и ИЗО

Согласно ст.75 «Закона об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых. Основной целью учреждений дополнительного образования является образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам в области искусств. Готовясь к уроку, преподаватель задается вопросом- каким образом выстроить урок, чтобы он был интересен детям?

Педагогическая практика показывает, что урок, построенный только лишь на последовательном перечислении фактов биографии, творческих заслуг и демонстрации репродукций того или иного художника малоинтересен обучающимся. Эффективность такого преподавания урока низкая, соответственно, интерес к предмету падает, а вместе с ним и общий уровень культурного развития детей - нашего будущего.

В данной статье пойдет речь о тех методах, которые, на наш взгляд, могут не только значительно повысить интерес учащихся к предмету «История изобразительного искусства», но и в целом поднять планку образовательно-культурного уровня обучающихся.

В целях повышения качества урока предлагаю использовать следующие методы преподавания предмета «История изобразительного искусства»:

  • Метод «оживления персоны» (здесь: авторское название метода)

Начиная рассказ о художнике, расскажите о нем так, как будто Вы лично с ним знакомы:

- используйте не только общеизвестные факты биографии, список творческих заслуг, но и подготовьте фрагменты личной переписки художника с родными, друзьями, коллегами(конечно, в той уместной степени, какая приемлема для аудитории слушателей)

- факты биографии, не связанные с художественной деятельностью (так, например, Клод Моне, французский импрессионист, был увлеченным садоводом)

- расскажите о художнике не как о «готовом гении», а как о живом человеке, испытавшем взлеты, падения, разочарования, но и познавшем успех. Все это позволит привлечь внимание детей к излагаемому материалу.

  • Метод сравнительно-художественного анализа.

- рассказывая детям о направлении или художественном стиле, следует изложить не только суть художественного направления, особенности техники, но и сравнить их с работами других художников этого же направления.
Например, обсудить сходства и различия в понимании сути направления французских импрессионистов (К.Моне, Э.Дега, К.Писсарро) и русских импрессионистов (К.Коровин, И.Грабарь, Ф.Малявин)

- отметьте наличие элементов другого стиля либо направления в деятельности, которую вел конкретный художник. Так, обсуждая творчество Ильи Ефимовича Репина, сделайте акцент не только на его приверженности реализму с острой социальной направленностью - «Бурлаки на Волге», «Нищая из Веля» и др., но и отметить такую работу, как «Какой простор!» (1903 г), где особенно заметно влияние французских импрессионистов на творчество И.Репина.

  • Пространственно-временной метод.

- рассказывая о стилях и направлениях в искусстве, например о барокко или рококо, для полноты картины обсудите проявление стиля (направления) не только в живописи, но и других видах искусства.

- расскажите о скульптуре, архитектуре сначала в искусстве одной страны - например, барокко Лоренцо Бернини (собор Св.Петра и площадь перед ним в Риме), а потом отметьте специфику стиля в другой стране – России – барокко Франческо Бартоломео Растрелли, т.н. «растреллиевское барокко» в Зимнем дворце, Смольном монастыре, Екатерининском дворце Санкт-Петербурга), не имеющему аналогов на Западе. [1, 76].

- используйте «технику временного переноса», т.е. поместите обсуждаемую тему во временной период, актуальный для этой темы; расскажите о вопросах престижа, материальных и духовных ценностях периода (что было приято в обществе, а что запрещено), только при таком подходе можно ощутить ценность тех или иных действий художников. (например, расскажите о проблемах импрессионистов - борьбе романтиков с академистами, об антагонизме Энгра и Делакруа, об исканиях барбизонцев и т.д.).

Этот метод позволит оценить ситуацию как реально ощущаемую, а соответственно, интерес к ней возрастет.

  • Метод интеграции явлений искусства в полотно жизни.

- рассказывая о стилях и направлениях в искусстве, следует отметить условность периодизации в плане указания четких временных рамок. Каждое явление , в том числе и явление искусства, прежде, чем родиться, зреет в умах и сердцах общества. Оно, как любое живое явление, «рождается», «живет», т.е. влияет на окружающий мир, и «умирает», порождая новое направление или стиль,т.е. существование одного явления обусловливает появление другого.

  • Метод двустороннего взаимодействия, или метод обратной связи.

Урок - это комплекс мероприятий, это время общения преподавателя и детей, питание общей эмоциональной атмосферой.
Начиная любую тему, следует выяснить осведомленность детей в предлагаемой теме и выслушать их мнение по кругу вопросов.
Далее, как «капитан урока», преподаватель, завязав диалог, переходит к:

- подробному обсуждению темы с детьми;

- корректирует явно ошибочные позиции с учетом достоверных сведений по предмету «История изобразительного искусства» и искусствоведения в целом;

- делает вместе с детьми вывод по теме.

И, наконец, хочется сказать от себя лично: помните, что на время урока именно Вы - проводник для детей в мир искусства, от Вас зависит,чему научится ребенок, что останется в его сердце и душе, когда он выйдет за порог Вашего класса, и чем он потом поделится с Миром. Все зависит от Вас.

Список использованной литературы

  1. Мировая художественная культура (базовый уровень): учебник для 11 класса: среднее общее образование/ Л.Г.Емохонова.-М.; Издательский центр «Академия», 2014. 240с.:ил., [32] с.цв.вкл.
  2. Лукреция, "О природе вещей", 1, 146-158:
Читать еще:


Новые материалы:

Организация исследовательской деятельности на уроках информатики при изучении темы "LogoWriter" :: Информационные технологии на уроках информатики :: Внеклассное мероприятие по информатике. Сказка "Про царя Пня 4 и дочку его Клаву" :: Поиск информации с помощью Internet и ее обработка ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list6.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list6.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list6.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Факультативное занятие "Компьютерный дизайн" по теме: "Все работы хороши – выбирай на вкус" :: Уедем к чёртовой бабушке ( Andiamo a quel paese ), 2014 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Столы и стулья/Растущие / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD