О духовном воспитании и о методах преподавания истории изобразительного искусства в ДШИ и ДХШ : МХК и ИЗО

Согласно ст.75 «Закона об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых. Основной целью учреждений дополнительного образования является образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам в области искусств. Готовясь к уроку, преподаватель задается вопросом- каким образом выстроить урок, чтобы он был интересен детям?

Педагогическая практика показывает, что урок, построенный только лишь на последовательном перечислении фактов биографии, творческих заслуг и демонстрации репродукций того или иного художника малоинтересен обучающимся. Эффективность такого преподавания урока низкая, соответственно, интерес к предмету падает, а вместе с ним и общий уровень культурного развития детей - нашего будущего.

В данной статье пойдет речь о тех методах, которые, на наш взгляд, могут не только значительно повысить интерес учащихся к предмету «История изобразительного искусства», но и в целом поднять планку образовательно-культурного уровня обучающихся.

В целях повышения качества урока предлагаю использовать следующие методы преподавания предмета «История изобразительного искусства»:

Начиная рассказ о художнике, расскажите о нем так, как будто Вы лично с ним знакомы:

- используйте не только общеизвестные факты биографии, список творческих заслуг, но и подготовьте фрагменты личной переписки художника с родными, друзьями, коллегами(конечно, в той уместной степени, какая приемлема для аудитории слушателей)

- факты биографии, не связанные с художественной деятельностью (так, например, Клод Моне, французский импрессионист, был увлеченным садоводом)

- расскажите о художнике не как о «готовом гении», а как о живом человеке, испытавшем взлеты, падения, разочарования, но и познавшем успех. Все это позволит привлечь внимание детей к излагаемому материалу.

- рассказывая детям о направлении или художественном стиле, следует изложить не только суть художественного направления, особенности техники, но и сравнить их с работами других художников этого же направления.
Например, обсудить сходства и различия в понимании сути направления французских импрессионистов (К.Моне, Э.Дега, К.Писсарро) и русских импрессионистов (К.Коровин, И.Грабарь, Ф.Малявин)

- отметьте наличие элементов другого стиля либо направления в деятельности, которую вел конкретный художник. Так, обсуждая творчество Ильи Ефимовича Репина, сделайте акцент не только на его приверженности реализму с острой социальной направленностью - «Бурлаки на Волге», «Нищая из Веля» и др., но и отметить такую работу, как «Какой простор!» (1903 г), где особенно заметно влияние французских импрессионистов на творчество И.Репина.

- рассказывая о стилях и направлениях в искусстве, например о барокко или рококо, для полноты картины обсудите проявление стиля (направления) не только в живописи, но и других видах искусства.

- расскажите о скульптуре, архитектуре сначала в искусстве одной страны - например, барокко Лоренцо Бернини (собор Св.Петра и площадь перед ним в Риме), а потом отметьте специфику стиля в другой стране – России – барокко Франческо Бартоломео Растрелли, т.н. «растреллиевское барокко» в Зимнем дворце, Смольном монастыре, Екатерининском дворце Санкт-Петербурга), не имеющему аналогов на Западе. [1, 76].

- используйте «технику временного переноса», т.е. поместите обсуждаемую тему во временной период, актуальный для этой темы; расскажите о вопросах престижа, материальных и духовных ценностях периода (что было приято в обществе, а что запрещено), только при таком подходе можно ощутить ценность тех или иных действий художников. (например, расскажите о проблемах импрессионистов - борьбе романтиков с академистами, об антагонизме Энгра и Делакруа, об исканиях барбизонцев и т.д.).

Этот метод позволит оценить ситуацию как реально ощущаемую, а соответственно, интерес к ней возрастет.

- рассказывая о стилях и направлениях в искусстве, следует отметить условность периодизации в плане указания четких временных рамок. Каждое явление , в том числе и явление искусства, прежде, чем родиться, зреет в умах и сердцах общества. Оно, как любое живое явление, «рождается», «живет», т.е. влияет на окружающий мир, и «умирает», порождая новое направление или стиль,т.е. существование одного явления обусловливает появление другого.

Урок - это комплекс мероприятий, это время общения преподавателя и детей, питание общей эмоциональной атмосферой.
Начиная любую тему, следует выяснить осведомленность детей в предлагаемой теме и выслушать их мнение по кругу вопросов.
Далее, как «капитан урока», преподаватель, завязав диалог, переходит к:

- подробному обсуждению темы с детьми;

- корректирует явно ошибочные позиции с учетом достоверных сведений по предмету «История изобразительного искусства» и искусствоведения в целом;

- делает вместе с детьми вывод по теме.

И, наконец, хочется сказать от себя лично: помните, что на время урока именно Вы - проводник для детей в мир искусства, от Вас зависит,чему научится ребенок, что останется в его сердце и душе, когда он выйдет за порог Вашего класса, и чем он потом поделится с Миром. Все зависит от Вас.

Список использованной литературы

  1. Мировая художественная культура (базовый уровень): учебник для 11 класса: среднее общее образование/ Л.Г.Емохонова.-М.; Издательский центр «Академия», 2014. 240с.:ил., [32] с.цв.вкл.
  2. Лукреция, "О природе вещей", 1, 146-158:
Читать еще:


Новые материалы:

Библиотечный урок в 4-м классе "О книге и библиотеке" :: Проблема детского чтения :: Урок-исследование в 11-м классе "Сатира Булгакова, или Почему не была издана повесть "Собачье сердце"?" :: Разработка урока по литературе в 11-м классе.«Нравственная проблематика романа И.Шмелёва "Лето Господне"» :: Литературный вечер "Диалоги о В.М. Шукшине" :: О теле и душе ( Testről és Lélekről ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 24-01-Д ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD