Программа элективного курса по астрономии для 5-го класса по теме "Азбука созвездий" с применением информационных технологий : Астрономия

Программа элективного курса по астрономии для 5-го класса по теме "Азбука созвездий" с применением информационных технологий : Астрономия

Элективный курс «Азбука созвездий» построен с опорой на получаемые знания по изучаемому предмету «Природоведение» в 5 классах, возможно повторение данного курса в 10–11 классах при изучении предмета «Астрономия».
Курс дает возможность  учащимся более глубоко удовлетворить познавательный интерес, расширить и углубить знания о звездном небе.

Цели и задачи курса:

  • удовлетворить и развить познавательные возможности учащихся о звездном небе;
  • рассказать историю названий созвездий и звезд;
  • научить  учащихся  астрономическим способам ориентирования по звездам на местности;
  • перевести знания теории в практику, в результате чего находить изучаемые созвездия на звездном небе;
  • дать представление о небесной сфере, основных ее линиях и точках;
  • рассказать о космических явлениях: обращении Земли вокруг Солнца и вращении Земли вокруг своей оси и об их следствиях – небесных явлениях: восходе, заходе, суточном и годичном видимом движении и кульминациях светил (звезд) и об условиях видимости светил в различных регионах Земли;
  • познакомить с особенностями движения планет по небосводу.

Формы занятий: комбинированный урок с применением информационных технологий обучения.

Оборудование: компьютер, компьютерные астрономические программы  планетарии Turbo sky, Red shift-5.
Программа предусматривает 17 – часовой курс, включающий теоретический и практический материал.

Содержание программы элективного курса (17 часов)

I. Введение (1 час)

На первом занятии учащиеся знакомятся  с возможностями астрономических  программ  планетариев Turbo sky, Red shift-5. Дается представление учащимся об установке программы  на   город наблюдения и функциях различных опций.
Для учащихся 5 классов подойдет более простая астрономическая программа  планетарий Turbo sky,  а 11- классникам будет более интересна  астрономическая программа  планетарий Red shift-5.

Практическое задание. Установить программы на город наблюдения.  Научиться  устанавливать программы на конкретные созвездия. Находить по программе планеты, Солнце, Луну.

II. Небесные координаты. Эклиптика. Ддвижение Солнца  и планет по небосводу (1 час)

Для лучшей ориентации по звездному небу необходимо преставление о небесных координатах, для этого устанавливается в программе сетка небесных координат. Дается  представление о склонении и прямом восхождении.
Учащимся показывается  эклиптика – область движения Солнца по небосводу в течение года и рассказывается о различии представлений на знаки зодиака в астрономии и астрологии и особенности движения планет по небосводу.

Практическое задание. Определить по эклиптике нахождение Солнца в данное время (созвездие и небесные координаты). Определить совпадает ли день рождения,  зная свой знак зодиака по астрологии,  с  астрономическими  наблюдениями движения Солнца по эклиптике. Установить, какие планеты видны в данное время, проследить за движением одной из планет в течение года.

III. Околополюсные созвездия (2 часа)

При рассказе о созвездиях нужно напомнить ученикам, что созвездие – это не " фигура из звезд", а участок небесной сферы со строго определенными границами и объекты созвездия физически никак не связаны между собой.
Рассказать о  правилах обозначения звезд греческими и латинскими буквами  и о собственных именах наиболее ярких звезд
Учащиеся готовят доклады (сообщения) о мифах, легендах и сказаниях связанных с происхождением названий созвездий – Большая и Малая Медведица, Цефей, Кассиопея, Дракон. Выделить значение Полярной звезды.
Выделить наиболее интересные звезды, галактики, туманности входящие в состав данных созвездий.

Практическое задание. На экране монитора найти  изучаемые созвездия.  Найти опции рисунков созвездий и линии, соединяющие звезды. В дальнейшем научиться находить созвездия при удалении всех подсказок. Показать наиболее интересные  объекты, находящиеся в этих созвездиях, определять их координаты – склонение, прямое восхождение.

IV. Осенние созвездия (2 часа)

Учащиеся выступают с докладами (сообщениями) о мифах, легендах и сказаниях связанных с происхождением названий созвездий осеннего неба  –  Персея, Андромеды, Пегаса, Рыбы, Водолей, Кит.
Необходимо обратить внимание на  наиболее интересные звезды, галактики, туманности входящие в состав данных созвездий.

Практическое задание. На экране монитора найти  изучаемые созвездия.  Найти опции рисунков созвездий и линии, соединяющие звезды. Научиться находить околополярные  и осенние созвездия при удалении всех подсказок. Показать наиболее интересные  объекты, находящиеся в этих созвездиях, определять их координаты – склонение, прямое восхождение.

V. Зимние созвездия (2 часа)

Зимнее небо выделяется среди прочих  наиболее яркими созвездиями и звездами.
Учащиеся выступают с докладами (сообщениями) о мифах, легендах и сказаниях связанных с происхождением названий созвездий зимнего неба – Возничий, Телец, Близнецы, Орион, Большой и Малый Пес.
Выделить наиболее интересные звезды, галактики, туманности входящие в состав данных созвездий.

Практическое задание. На экране монитора найти  изучаемые созвездия.  Найти опции рисунков созвездий и линии, соединяющие звезды. Научиться находить околополярные, осенние, зимние созвездия при удалении всех подсказок. Показать наиболее интересные  объекты, находящиеся в этих созвездиях, определять их координаты – склонение, прямое восхождение

VI. Весеннее небо (2 часа)

Учащиеся выступают с докладами (сообщениями) о мифах, легендах и сказаниях, связанных с происхождением названий созвездий весеннего неба – Лев, Дева, Волопас, Рак, Гидра, Весы, Чаша, Северная Корона, Геркулес.
Выделить наиболее интересные звезды, галактики, туманности входящие в состав данных созвездий.

Практическое задание. На экране монитора найти  изучаемые созвездия.  Найти опции рисунков созвездий и линии, соединяющие звезды. Научиться находить околополярные, осенние, зимние созвездия при удалении всех подсказок. Показать наиболее интересные  объекты, находящиеся в этих созвездиях, определять их координаты – склонение, прямое восхождение

VII. Летние созвездия (2 часа)

Учащиеся выступают с докладами (сообщениями) о мифах, легендах и сказаниях, связанных с происхождением названий созвездий летнего неба –  Лебедь, Орел, Лира, Треугольник, Стрела, Змееносец,  Стрелец, Скорпион.
Дать представление о нашей Галактике и ее центре – созвездии Стрелец. Выделить наиболее интересные звезды, галактики, туманности входящие в состав данных созвездий.
Практическое задание. На экране монитора найти  изучаемые созвездия.  Найти опции рисунков созвездий и линии, соединяющие звезды. Научиться находить  все созвездия  северного полушария при удалении всех подсказок. Показать наиболее интересные  объекты, находящиеся в этих созвездиях, определять их координаты – склонение, прямое восхождение.

VIII. Созвездия южного неба (2 часа)

Учащиеся выступают с докладами (сообщениями) о мифах, легендах и сказаниях, связанных с происхождением названий созвездий южного неба –.Парус, Корма,  Киль, Южный Крест, Скульптор, Живописец, Эридан, Южная Гидра, Центавр, Скорпион, Жертвенник, Павлин.
Показать особенности нахождения Южного Полюса.
Выделить наиболее интересные звезды, галактики, туманности входящие в состав данных созвездий.

Практическое задание. На экране монитора найти  изучаемые созвездия.  Найти опции рисунков созвездий и линии, соединяющие звезды. Научиться находить несколько наиболее ярких созвездия при удалении всех подсказок. Показать наиболее интересные  объекты, находящиеся в этих созвездиях, определять их координаты – склонение, прямое восхождение.

IX. Наблюдение звездного неба (солнечные и лунные затмения, метеоритные потоки) (2 часа)

Программы позволяют имитировать Солнечные и Лунные затмения, наблюдать полные или частные затмения.
Дать представление учащимся о причинах затмений и расчете их периодичности, рассказать о причинах возникновений метеоритных  дождей.

Практическое задание. С помощью «Школьного астрономического календаря» определить затмения, которые будут проходить в текущем году и  смоделировать ситуацию на компьютере. Найти координаты наиболее сильных метеорных потоков  и показать созвездия соответствующие данным потокам.
Продолжить изучение созвездий в «слепом» – без подсказок варианте. Предложить учащимся найти 3–4 созвездия по всему небосводу (например: найти созвездие Льва, Южный Крест, Пегаса)

X. Элементы исследований звездного неба (1 час)

Дать представление учащимся о  причинах изменения блеска звезд (атмосферные явления на Земле,  физические характеристики звезд  – переменность  кратных звезд, цефеиды, вспышки новых и сверхновых звезд). Научить определять звездную величину.

Практическое задание. Определить звездную величину некоторых звезд. Промоделировать изменение блеска при вспышке сверхновой.

XI. Ориентирование по звездам (1 час).

Определение сторон горизонта по небесным светилам Солнцу и Луне. Ориентирование по Полярной звезде. Ориентирование по по ручке ковша Большой Медведицы ( в полночь весной она направлена на восток, летом на юг, осенью на запад, зимой на север).
Ориентирование по другим созвездиям (над точкой юга в полночь бывает Волопас – в мае, Лебедь и Орел – в июле, Пегас – в сентябре).

Практическое задание. Найти указанные созвездия и определить правильность данных указаний по ориентированию на созвездия. Определить по Солнцу и Луне стороны горизонта (для Солнца в полдень осенью, зимой, весной, летом), для Луны определить фазу и сторон горизонта в момент зарождения, полнолуния, последней четверти.

XII. Заключительное занятие (1 час)

Провести тестирование учащихся на знание созвездий, истории названия созвездий.
Показать все созвездия без подсказок, т.е. убрать с экрана монитора линии, соединяющие звезды в созвездиях и рисунки созвездий.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • знать основные созвездия северного полушария (околополярные созвездия, зимние созвездия, весенние созвездия, осенние созвездия, летние созвездия) и уметь их находить на ночном небе;
  • знать яркие звезды, их звездную величину и уметь показать их на звездном небе в ночное время;
  • уметь ориентироваться по звездам, Солнцу и Луне;
  • знать небесные координаты и по ним ориентироваться  на карте   звездного неба;
  • иметь представление о  космических явлениях: обращении Земли вокруг Солнца и вращении Земли вокруг своей оси и об их следствиях – небесных явлениях: восходе, заходе, суточном и годичном видимом движении и кульминациях светил (звезд) и об условиях видимости светил в различных регионах Земли;
  • иметь  начальное представление о блеске светил и шкале звездных величин;
  • знать особенности движения планет по небосводу.

Литература для учителя и учащихся:

  1. Б.А.Воронцов-Вельяминов. Очерки о Вселенной. – М.Наука, 1986.
  2. А.А.Михайлов. Атлас звездного неба. Академия наук СССР. “Наука” 1978.
  3. Астрономические  компьютерные программы  планетарии Turbo sky 3, Red shift-5.
  4. Мини-энциклопедия «Космос» – Москва. ФСТ-Астрель 2001.
Читать еще:


Новые материалы:

Непосредственно образовательная деятельность "Буквы, звуки, числа" :: Проект "Перелетные птицы" :: Логопедическое занятие с детьми подготовительной группы "Как тигр научился читать" :: Интегрированное занятие "Охота – осеняя забава" :: Перевод чисел из двоичной системы в десятичную и обратно как важнейший элемент изучения информатики в школе :: Сирано де Бержерак ( Cyrano De Bergerac ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list13.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list13.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list13.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Bad Times at the El Royale, 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD