Программа элективного курса по астрономии для 5-го класса по теме "Азбука созвездий" с применением информационных технологий : Астрономия

Элективный курс «Азбука созвездий» построен с опорой на получаемые знания по изучаемому предмету «Природоведение» в 5 классах, возможно повторение данного курса в 10–11 классах при изучении предмета «Астрономия».
Курс дает возможность  учащимся более глубоко удовлетворить познавательный интерес, расширить и углубить знания о звездном небе.

Цели и задачи курса:

  • удовлетворить и развить познавательные возможности учащихся о звездном небе;
  • рассказать историю названий созвездий и звезд;
  • научить  учащихся  астрономическим способам ориентирования по звездам на местности;
  • перевести знания теории в практику, в результате чего находить изучаемые созвездия на звездном небе;
  • дать представление о небесной сфере, основных ее линиях и точках;
  • рассказать о космических явлениях: обращении Земли вокруг Солнца и вращении Земли вокруг своей оси и об их следствиях – небесных явлениях: восходе, заходе, суточном и годичном видимом движении и кульминациях светил (звезд) и об условиях видимости светил в различных регионах Земли;
  • познакомить с особенностями движения планет по небосводу.

Формы занятий: комбинированный урок с применением информационных технологий обучения.

Оборудование: компьютер, компьютерные астрономические программы  планетарии Turbo sky, Red shift-5.
Программа предусматривает 17 – часовой курс, включающий теоретический и практический материал.

Содержание программы элективного курса (17 часов)

I. Введение (1 час)

На первом занятии учащиеся знакомятся  с возможностями астрономических  программ  планетариев Turbo sky, Red shift-5. Дается представление учащимся об установке программы  на   город наблюдения и функциях различных опций.
Для учащихся 5 классов подойдет более простая астрономическая программа  планетарий Turbo sky,  а 11- классникам будет более интересна  астрономическая программа  планетарий Red shift-5.

Практическое задание. Установить программы на город наблюдения.  Научиться  устанавливать программы на конкретные созвездия. Находить по программе планеты, Солнце, Луну.

II. Небесные координаты. Эклиптика. Ддвижение Солнца  и планет по небосводу (1 час)

Для лучшей ориентации по звездному небу необходимо преставление о небесных координатах, для этого устанавливается в программе сетка небесных координат. Дается  представление о склонении и прямом восхождении.
Учащимся показывается  эклиптика – область движения Солнца по небосводу в течение года и рассказывается о различии представлений на знаки зодиака в астрономии и астрологии и особенности движения планет по небосводу.

Практическое задание. Определить по эклиптике нахождение Солнца в данное время (созвездие и небесные координаты). Определить совпадает ли день рождения,  зная свой знак зодиака по астрологии,  с  астрономическими  наблюдениями движения Солнца по эклиптике. Установить, какие планеты видны в данное время, проследить за движением одной из планет в течение года.

III. Околополюсные созвездия (2 часа)

При рассказе о созвездиях нужно напомнить ученикам, что созвездие – это не " фигура из звезд", а участок небесной сферы со строго определенными границами и объекты созвездия физически никак не связаны между собой.
Рассказать о  правилах обозначения звезд греческими и латинскими буквами  и о собственных именах наиболее ярких звезд
Учащиеся готовят доклады (сообщения) о мифах, легендах и сказаниях связанных с происхождением названий созвездий – Большая и Малая Медведица, Цефей, Кассиопея, Дракон. Выделить значение Полярной звезды.
Выделить наиболее интересные звезды, галактики, туманности входящие в состав данных созвездий.

Практическое задание. На экране монитора найти  изучаемые созвездия.  Найти опции рисунков созвездий и линии, соединяющие звезды. В дальнейшем научиться находить созвездия при удалении всех подсказок. Показать наиболее интересные  объекты, находящиеся в этих созвездиях, определять их координаты – склонение, прямое восхождение.

IV. Осенние созвездия (2 часа)

Учащиеся выступают с докладами (сообщениями) о мифах, легендах и сказаниях связанных с происхождением названий созвездий осеннего неба  –  Персея, Андромеды, Пегаса, Рыбы, Водолей, Кит.
Необходимо обратить внимание на  наиболее интересные звезды, галактики, туманности входящие в состав данных созвездий.

Практическое задание. На экране монитора найти  изучаемые созвездия.  Найти опции рисунков созвездий и линии, соединяющие звезды. Научиться находить околополярные  и осенние созвездия при удалении всех подсказок. Показать наиболее интересные  объекты, находящиеся в этих созвездиях, определять их координаты – склонение, прямое восхождение.

V. Зимние созвездия (2 часа)

Зимнее небо выделяется среди прочих  наиболее яркими созвездиями и звездами.
Учащиеся выступают с докладами (сообщениями) о мифах, легендах и сказаниях связанных с происхождением названий созвездий зимнего неба – Возничий, Телец, Близнецы, Орион, Большой и Малый Пес.
Выделить наиболее интересные звезды, галактики, туманности входящие в состав данных созвездий.

Практическое задание. На экране монитора найти  изучаемые созвездия.  Найти опции рисунков созвездий и линии, соединяющие звезды. Научиться находить околополярные, осенние, зимние созвездия при удалении всех подсказок. Показать наиболее интересные  объекты, находящиеся в этих созвездиях, определять их координаты – склонение, прямое восхождение

VI. Весеннее небо (2 часа)

Учащиеся выступают с докладами (сообщениями) о мифах, легендах и сказаниях, связанных с происхождением названий созвездий весеннего неба – Лев, Дева, Волопас, Рак, Гидра, Весы, Чаша, Северная Корона, Геркулес.
Выделить наиболее интересные звезды, галактики, туманности входящие в состав данных созвездий.

Практическое задание. На экране монитора найти  изучаемые созвездия.  Найти опции рисунков созвездий и линии, соединяющие звезды. Научиться находить околополярные, осенние, зимние созвездия при удалении всех подсказок. Показать наиболее интересные  объекты, находящиеся в этих созвездиях, определять их координаты – склонение, прямое восхождение

VII. Летние созвездия (2 часа)

Учащиеся выступают с докладами (сообщениями) о мифах, легендах и сказаниях, связанных с происхождением названий созвездий летнего неба –  Лебедь, Орел, Лира, Треугольник, Стрела, Змееносец,  Стрелец, Скорпион.
Дать представление о нашей Галактике и ее центре – созвездии Стрелец. Выделить наиболее интересные звезды, галактики, туманности входящие в состав данных созвездий.
Практическое задание. На экране монитора найти  изучаемые созвездия.  Найти опции рисунков созвездий и линии, соединяющие звезды. Научиться находить  все созвездия  северного полушария при удалении всех подсказок. Показать наиболее интересные  объекты, находящиеся в этих созвездиях, определять их координаты – склонение, прямое восхождение.

VIII. Созвездия южного неба (2 часа)

Учащиеся выступают с докладами (сообщениями) о мифах, легендах и сказаниях, связанных с происхождением названий созвездий южного неба –.Парус, Корма,  Киль, Южный Крест, Скульптор, Живописец, Эридан, Южная Гидра, Центавр, Скорпион, Жертвенник, Павлин.
Показать особенности нахождения Южного Полюса.
Выделить наиболее интересные звезды, галактики, туманности входящие в состав данных созвездий.

Практическое задание. На экране монитора найти  изучаемые созвездия.  Найти опции рисунков созвездий и линии, соединяющие звезды. Научиться находить несколько наиболее ярких созвездия при удалении всех подсказок. Показать наиболее интересные  объекты, находящиеся в этих созвездиях, определять их координаты – склонение, прямое восхождение.

IX. Наблюдение звездного неба (солнечные и лунные затмения, метеоритные потоки) (2 часа)

Программы позволяют имитировать Солнечные и Лунные затмения, наблюдать полные или частные затмения.
Дать представление учащимся о причинах затмений и расчете их периодичности, рассказать о причинах возникновений метеоритных  дождей.

Практическое задание. С помощью «Школьного астрономического календаря» определить затмения, которые будут проходить в текущем году и  смоделировать ситуацию на компьютере. Найти координаты наиболее сильных метеорных потоков  и показать созвездия соответствующие данным потокам.
Продолжить изучение созвездий в «слепом» – без подсказок варианте. Предложить учащимся найти 3–4 созвездия по всему небосводу (например: найти созвездие Льва, Южный Крест, Пегаса)

X. Элементы исследований звездного неба (1 час)

Дать представление учащимся о  причинах изменения блеска звезд (атмосферные явления на Земле,  физические характеристики звезд  – переменность  кратных звезд, цефеиды, вспышки новых и сверхновых звезд). Научить определять звездную величину.

Практическое задание. Определить звездную величину некоторых звезд. Промоделировать изменение блеска при вспышке сверхновой.

XI. Ориентирование по звездам (1 час).

Определение сторон горизонта по небесным светилам Солнцу и Луне. Ориентирование по Полярной звезде. Ориентирование по по ручке ковша Большой Медведицы ( в полночь весной она направлена на восток, летом на юг, осенью на запад, зимой на север).
Ориентирование по другим созвездиям (над точкой юга в полночь бывает Волопас – в мае, Лебедь и Орел – в июле, Пегас – в сентябре).

Практическое задание. Найти указанные созвездия и определить правильность данных указаний по ориентированию на созвездия. Определить по Солнцу и Луне стороны горизонта (для Солнца в полдень осенью, зимой, весной, летом), для Луны определить фазу и сторон горизонта в момент зарождения, полнолуния, последней четверти.

XII. Заключительное занятие (1 час)

Провести тестирование учащихся на знание созвездий, истории названия созвездий.
Показать все созвездия без подсказок, т.е. убрать с экрана монитора линии, соединяющие звезды в созвездиях и рисунки созвездий.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • знать основные созвездия северного полушария (околополярные созвездия, зимние созвездия, весенние созвездия, осенние созвездия, летние созвездия) и уметь их находить на ночном небе;
  • знать яркие звезды, их звездную величину и уметь показать их на звездном небе в ночное время;
  • уметь ориентироваться по звездам, Солнцу и Луне;
  • знать небесные координаты и по ним ориентироваться  на карте   звездного неба;
  • иметь представление о  космических явлениях: обращении Земли вокруг Солнца и вращении Земли вокруг своей оси и об их следствиях – небесных явлениях: восходе, заходе, суточном и годичном видимом движении и кульминациях светил (звезд) и об условиях видимости светил в различных регионах Земли;
  • иметь  начальное представление о блеске светил и шкале звездных величин;
  • знать особенности движения планет по небосводу.

Литература для учителя и учащихся:

  1. Б.А.Воронцов-Вельяминов. Очерки о Вселенной. – М.Наука, 1986.
  2. А.А.Михайлов. Атлас звездного неба. Академия наук СССР. “Наука” 1978.
  3. Астрономические  компьютерные программы  планетарии Turbo sky 3, Red shift-5.
  4. Мини-энциклопедия «Космос» – Москва. ФСТ-Астрель 2001.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка по теме "Наречие", 4-й класс :: Компьютерные технологии в работе логопеда :: Эффективность использования информационных технологий в процессе преподавания филологических дисциплин :: Урок развития речи в 6-м классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы" :: Разработка урока "Сложные предложения с различными видами связи" :: 25 самых ожидаемых фильмов 2018 года: даты выхода :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и столики/Столы/Кухонные и обеденные/Деревянные столы / Трия / Стол Трия ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD