Интегрированный урок (литература + астрономия) по теме "Звезды на небе — звезды на земле". 11-й класс : Астрономия

Цель: показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.

Оформление

  • видеокассеты с записями концертов Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, И. Талькова, В. Цоя.
  • портреты бардов.

Стол, на нем зажженная свеча, рядом на стуле гитара. Выставка книг о жизни и творчестве бардов. Столы в зале расставлены, как в кафе.

Ведущий: Звезды бывают новорожденными, молодыми, среднего возраста и старыми. Новые звезды постоянно образуются, а старые постоянно умирают. Самые молодые, которые называются типа Т. Тельца, похожи на Солнце, но гораздо моложе его. Фактически они все находятся в процессе формирования и являются примерами протозвезд (первичных звезд).

Звезды более массивные, чем Солнце, существуют всего несколько миллионов лет; причина в том, что они сжимают свое ядерное топливо с гораздо большей скоростью. Самые массивные звезды одновременно и самые горячие, и самые яркие. Выглядят они белыми или голубоватыми. Несмотря на свои огромные размеры, эти звезды производят такое колоссальное количество энергии, что все их запасы ядерного топлива перегорают за какие-нибудь миллионов лет.

Ведущий начинает вечер на фоне звучащей музыки. Добрый день, дорогие друзья! В нашей гостиной звучит музыка, и мы приглашаем вас на вечер авторской песни. Сегодня мы вместе с гостями заглянем во времена, когда этот своеобразный жанр только зарождался, познакомимся с творчеством наиболее ярких его представителей.

Ведущий:

Что общего между солнцем и людьми, пришедшими к нам в гости? Солнце – звезда, обладающая огромным запасом энергии. Звезда, отдающая свое тепло нам людям, живущим на земле. Солнце отдает свое тепло, людям ничего, не требуя взамен, согревая наши тела и души.

На небе человек без телескопа может увидеть лишь 6 звезд, а ведь только в созвездии Медведицы их 210. Мы не видим звезд не потому, что их нет, а потому, что мы их не видим и не знаем об их существовании. Это происходит и на земле. Есть люди, чье творчество согревает души людей, живущих в разных концах света. Они живут, согревая нас своим теплом, но чтобы согревать нужно, гореть, а горя сгорать. Это закон физики – закон жизни.

Сегодня мы познакомимся с творчеством людей, занимающихся авторской песней, песней, которая, идя из самого сердца, заставляет думать, плакать, смеяться. Наши гости расскажут о людях, ставшими легендами, расскажут о своем творчестве и возможно на вашем небосклоне зажжется не одна звезда, и эти люди своим творчеством будут освещать ваш жизненный путь.

Ведущий: Мне кажется, что авторская песня была всегда. В разное время таких певцов называли по-разному: бардами, ашугами, менестрелями. Чем же было вызвано появление менестрелей в России XX века? Начало истории авторской песни относят к концу 1950-х годов. Кончилась война. Пора прекрасных военных песен миновала. В эфир и на концертные подмостки выплеснулась мутная волна низкопробных песенок, ничего не дающих ни уму, ни сердцу слушателей. Образовался “песенный вакуум”. Этот вакуум стали заполнять песни, сочиняемые молодыми людьми для узкого круга друзей. Эти молодежные песни звучали в походах, в стройотрядах, в студенческих общежитиях, геологических экспедициях. (Звучит авторская песня)

Ведущий: Первая передача об авторской песне, прозвучавшая на радиостанции “Юность”, была названа “Барды и менестрели”. Это был первый случай, когда эти средневековые слова применили к поющим поэтам второй половине 20 века. Название передачи носило шутливый характер, однако с тех пор и укоренилось в нашей речи слово “бард”, обозначающее теперь самый широкий круг исполнителей авторской песни.

Ведущий: Популярность авторской песни росла. Из большого числа исполнителей выделилась группа авторов, имевших постоянный успех. Это песни Б.Окуджавы, А. Городницкого, А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю. Клима, И. Талькова и В. Цоя и многих других.

Авторская песня обращена каждому, и она про каждого. В лучших авторских песнях тесно переплелись “вечные” темы любви и красоты родной природы. (Звучит авторская песня)

Ведущий: Очень скоро авторская песня превратилась в широкое движение. В столице и в других российских городах возникли клубы самодеятельной песни. В разное время фестивали авторской песни прошли в Москве, в Домбае, на берегу Волги. Наиболее известным в наши дни стал фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. Авторская песня так прочно вошла в нашу жизнь, что порой бывает очень непросто определить, где песня, написанная профессиональным композитором, а где – авторская.

Ведущий: Широкое распространение авторской песни сделало лучшие ее образцы поистине народными – авторов не помнили, несколько изменялся, “обкатывался” текст. Все эти признаки делают авторскую песню близкой к городскому фольклору.

Булат Окуджава (1924-1997)

Сказать что-то новое о творчестве Б.Окуджавы трудно. Всё, что надо было сказать о себе, он сказал, всё, что надо было спеть, - спел. Нам только остается любить и беречь то, что создано им.

Выступление Артемьева И.И. (автор-исполнитель) о творчестве Б. Окуджавы

Ведущий: Юрий Визбор (1934-1983)

Юрий Визбор – личность в нашем искусстве значимая и на удивление многогранная. За свою жизнь он испытал себя во многом: был учителем, горнолыжником, живописцем, киноартистом и даже летчиком, писал рассказы, повести, стихи и песни. Ю. Визбор любил родину, ее поля, реки, горы. Любил людей, рабочих, колхозников, студентов, водителей. Для них писал и пел он свои песни. Песни Ю.Визбора охотно включают в свой репертуар профессиональные певцы. Юрий Визбор живет среди нас, живет в ролях, сыгранных в кино, в повестях, стихах и песнях, которые успел написать, в новой звезде, открытой астрономами и названной его именем, в горных вершинах, тоже носящих его имя. (Звучит песня “Милая моя, солнышко лесное” в исполнении Артемьева И.И. и несколько песен Ю. Визбора).

Ведущий: С. Царев – автор-исполнитель. Его стихи: “Как не любить тебя, Россия?” он живет в нашем городе – человек, влюбленный в свою малую родину.

Как не любить тебя, Россия?
Моя ты нежная краса
Ведь стоит раз тебя увидеть, -
И катит по щеке слеза.
Ты чистота, и умиленье,
Моя ты боль, и – наслажденье,
Люблю тебя за ширь твою,
За красоту и доброту!
Твои и реки, и поля
Дают нам жить, и жить любя,
И все мы – отпрыски твои,
Тебя мы любим! Ты пойми,
Что без тебя, моя Россия,
Мы жить не сможем! Твоею силой
И мы сильны, твои мы дети!
Пусть колесница лихолетий
Промчит быстрее над тобой!
А мы останемся с мечтой,
Чтоб жить счастливо и спокойно,
А умереть, так уж достойно!
Но мы не будем умирать!
Мы будем сеять и пахать
Назло всем силам зла и тьмы,
Ведь для того мы и пришли,
Чтоб строить жизнь и жить счастливо,
Жить по-хозяйски, жить красиво!
Жить для тебя, моя страна!
Жить для тебя, моя Россия!
Музыка и слова Сергея Царева
Город Усть-Кут

Россия – родина моя!

Россия – родина моя!
Тобой горжусь, люблю тебя,
За чистоту и красоту,
За песню нежную и доброту!
Ты научила нас всех жить,
Любовью, правдой дорожить,
Врагов и татей не щадить,
А просто их умело бить!
А в час покоя, тишины,
Петь песни дивной красоты
И про моря и про луга,
И про тебя, и про меня.
Откуда столько сил в тебе?
Я поражаюсь широте
Твоих мечтаний и любви
Тому, как любим мы одни!
Мы любим просто и забвенно,
Пою тебе я откровенно.
И про сыновнюю любовь,
Пою про радость и про боль.
Я не могу тебе солгать
Ведь ты – Россия, моя мать!
И если нужно, жизнь отдам!-
Отдам ее, тебе отдам!
Чтоб процветала Русь моя,
Растила хлеб, была жива!
Была жива и весела,
Россия – родина моя!

Музыка и слова С. Царева

(автор-исполнитель)

Город Усть-Кут

Приложения.

Читать еще:


Новые материалы:

Лесные опасности. 2-й класс :: Образовательный проект внеурочной деятельности по предметам "Первооткрыватель" для учащихся общеобразовательных и специальных (коррекционных) классов VIII вида в системе работы методического объединения учителей начальных классов :: Развитие умения писать слова с разделительным твердым знаком. 2-й класс :: Интеграция семьи и школы в нравственном воспитании младших школьников :: Умножение многозначного числа на однозначное. 3-й класс :: Охотник с Уолл-стрит ( The Headhunter's Calling ), 2016 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Тумбы/Каталог/Тумбы/Тумбы для обуви / HomeMe / Тумба для обуви Харви вариант №1 (венге/дуб молочный) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD