Исследование электромагнитного излучения небесных тел : Астрономия

Исследование электромагнитного излучения небесных тел : Астрономия

Цель: Познакомить учащихся с методами астрономических исследований.

Задачи обучения:

  • формирование понятий о видах астрономических наблюдений и указать на особенности проведения некоторых астрономических наблюдений,
  • формирование умений анализировать информацию и обрабатывать ее.

ЗУН:

  • принцип работы и назначение оптического телескопа
  • принцип работы и назначение радиотелескопа
  • определять увеличение школьного телескопа и наводить его на заданный объект
  • анализировать компьютерную спектрограмму школьного радиотелескопа

Оборудование:

  • конспекты для учащихся,
  • телескоп-рефрактор,
  • телескоп-рефлектор,
  • модель радиотелескопа,
  • компьютер с программным обеспечением.

1. Введение

Научно-технический прогресс способствовал развитию методов астрономических наблюдений. Изобретение и применение телескопа с начала 17 века, открытие спектрального анализа и фотографии в XIX веке, возникновении радиоастрономии в XX веке. К середине XX века астрономия становится практически всеволновой. Любой диапазон спектра электромагнитных излучений приносит информацию от удаленных космических объектов. До середины XIX века астрономия была исключительно оптической, т.к. регистрировался преимущественно только диапазон видимого света. Затем исследования распространились на инфракрасный и ультрафиолетовый диапазоны. В настоящее время анализ электромагнитного излучения дает астрономам свыше 90% информации о процессах происходящих на космических телах.

2. Оптические телескопы

Рассказ об оптических телескопах удобно проводить с помощью конспекта.

(См приложение № 1) Рисунки телескопов в конспекте сопровождаются демонстрацией телескопа соответствующего типа.

3. Радиотелескопы

Радиоизлучение от космических тел принимаются специальными устройствами, называемыми радиотелескопами, которые состоят из антенны и высокочувствительного приемника – радиометра. Указывается на возможные типы антенн, не забывая о том, что хорошая антенна – лучший усилитель. Что антенна не примет – уже не усилишь, не преобразуешь и не покажешь на экране. Рассказ о радиотелескопах лучше всего пояснить презентацией. (См приложение № 2)

Радионаблюдения по сравнению с оптическими визуальными наблюдениями имеют ряд преимуществ. Радиоволны практически не задерживаются облаками, поэтому наблюдения на радиотелескопах ведутся в любую погоду, а дневной солнечный свет не мешает приему радиоизлучения от небесных объектов.

4. Закрепление материала и решение задач

Вопросы:

  1. Для чего предназначен оптический телескоп?
  2. Назовите основные виды оптических телескопов и укажите на их главные отличия?
  3. От каких факторов зависит увеличение телескопа? Какими параметрами определяется увеличение телескопа?
  4. Чем оптические телескопы отличаются от радиотелескопов?
  5. Каким способом можно повысить разрешающую способность радиотелескопа?
  6. В чем состоит преимущество внеатмосферной астрономии по сравнению с земной?

Задачи:

1. Какое увеличение можно получить с помощью школьного телескопа, в котором установлен объектив с фокусным расстоянием 800 мм и окуляром с фокусным расстоянием 10 мм?

Г = F / f , Г = 800 / 10 = 80.

2. Определить разрешающую способность школьного телескопа с диаметром объектива 60 мм.

= 140 \'\' / D , = 140 \'\' / 60 = 2,3\'\'.

3. На какой спектрограмме видно характерное радиоизлучение удаленных объектов

 

4. Определить проникающую способность (силу) школьного оптического телескопа с диаметром объектива 60 мм.

m = 2,1 + 5 lg D , m = 2,1 + 5 lg 60 = 11,0

Теоретически доступны объекты 11 звездной величины.

Невооруженным глазом только 6 звездной величины.

5. Вычислить разрешающую способность радиотелескопа, если длина волны 0,68 м, а эквивалентный диаметр зеркала антенны 6,8 м.

= / D радиан = · 57,30 / D , = 0,68 · 57,30 / 6,8 = 5,70.

Такая примерно и точность координат источника излучения.

Буквально пальцем в небо.

Домашнее задание: Записи в тетрадях, конспект. Продолжить заполнение следующей таблицы, используя материалы сайта www.astrolab.ru

Область спектра Длина волны Влияние атмосферы Земли Приемник излучения
Видимое излучение 390-760 нм слабое поглощение глаз,

астрографы,

фотоэлементы

Радиоволны более 1 мм наблюдается избирательность

прозрачности различных длин волн

радиотелескопы
ИК излучение   молекулярное поглощение  
УФЛ излучение     фотоэмульсии и фотоэлектронные умножители
Рентгеновское излучение 0,01-10 нм    
Гамма излучение   поглощение молекулами воздуха  
Нейтринная и гравитационно-волновая астрономия      
Читать еще:


Новые материалы:

Слушание на уроках музыки :: Программа элективного курса "Современные музыкальные жанры" :: Урок музыки по теме "П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»" (3-й класс) :: Вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Ф.Шопена "Великий гений гармонии" :: Метод Монте-Карло вычисления площадей фигур и его реализация в среде Delphi :: Валериан и город тысячи планет ( Valerian and the City of a Thousand Planets ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Банкетки и скамьи/Мебель/Прихожие/Банкетки, Пуфы, Сундуки/Банкетки / DG-Home / Банкетка Narcissus DG-F-TAB38 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD