Исследование электромагнитного излучения небесных тел : Астрономия

Исследование электромагнитного излучения небесных тел : Астрономия

Цель: Познакомить учащихся с методами астрономических исследований.

Задачи обучения:

  • формирование понятий о видах астрономических наблюдений и указать на особенности проведения некоторых астрономических наблюдений,
  • формирование умений анализировать информацию и обрабатывать ее.

ЗУН:

  • принцип работы и назначение оптического телескопа
  • принцип работы и назначение радиотелескопа
  • определять увеличение школьного телескопа и наводить его на заданный объект
  • анализировать компьютерную спектрограмму школьного радиотелескопа

Оборудование:

  • конспекты для учащихся,
  • телескоп-рефрактор,
  • телескоп-рефлектор,
  • модель радиотелескопа,
  • компьютер с программным обеспечением.

1. Введение

Научно-технический прогресс способствовал развитию методов астрономических наблюдений. Изобретение и применение телескопа с начала 17 века, открытие спектрального анализа и фотографии в XIX веке, возникновении радиоастрономии в XX веке. К середине XX века астрономия становится практически всеволновой. Любой диапазон спектра электромагнитных излучений приносит информацию от удаленных космических объектов. До середины XIX века астрономия была исключительно оптической, т.к. регистрировался преимущественно только диапазон видимого света. Затем исследования распространились на инфракрасный и ультрафиолетовый диапазоны. В настоящее время анализ электромагнитного излучения дает астрономам свыше 90% информации о процессах происходящих на космических телах.

2. Оптические телескопы

Рассказ об оптических телескопах удобно проводить с помощью конспекта.

(См приложение № 1) Рисунки телескопов в конспекте сопровождаются демонстрацией телескопа соответствующего типа.

3. Радиотелескопы

Радиоизлучение от космических тел принимаются специальными устройствами, называемыми радиотелескопами, которые состоят из антенны и высокочувствительного приемника – радиометра. Указывается на возможные типы антенн, не забывая о том, что хорошая антенна – лучший усилитель. Что антенна не примет – уже не усилишь, не преобразуешь и не покажешь на экране. Рассказ о радиотелескопах лучше всего пояснить презентацией. (См приложение № 2)

Радионаблюдения по сравнению с оптическими визуальными наблюдениями имеют ряд преимуществ. Радиоволны практически не задерживаются облаками, поэтому наблюдения на радиотелескопах ведутся в любую погоду, а дневной солнечный свет не мешает приему радиоизлучения от небесных объектов.

4. Закрепление материала и решение задач

Вопросы:

  1. Для чего предназначен оптический телескоп?
  2. Назовите основные виды оптических телескопов и укажите на их главные отличия?
  3. От каких факторов зависит увеличение телескопа? Какими параметрами определяется увеличение телескопа?
  4. Чем оптические телескопы отличаются от радиотелескопов?
  5. Каким способом можно повысить разрешающую способность радиотелескопа?
  6. В чем состоит преимущество внеатмосферной астрономии по сравнению с земной?

Задачи:

1. Какое увеличение можно получить с помощью школьного телескопа, в котором установлен объектив с фокусным расстоянием 800 мм и окуляром с фокусным расстоянием 10 мм?

Г = F / f , Г = 800 / 10 = 80.

2. Определить разрешающую способность школьного телескопа с диаметром объектива 60 мм.

= 140 \'\' / D , = 140 \'\' / 60 = 2,3\'\'.

3. На какой спектрограмме видно характерное радиоизлучение удаленных объектов

 

4. Определить проникающую способность (силу) школьного оптического телескопа с диаметром объектива 60 мм.

m = 2,1 + 5 lg D , m = 2,1 + 5 lg 60 = 11,0

Теоретически доступны объекты 11 звездной величины.

Невооруженным глазом только 6 звездной величины.

5. Вычислить разрешающую способность радиотелескопа, если длина волны 0,68 м, а эквивалентный диаметр зеркала антенны 6,8 м.

= / D радиан = · 57,30 / D , = 0,68 · 57,30 / 6,8 = 5,70.

Такая примерно и точность координат источника излучения.

Буквально пальцем в небо.

Домашнее задание: Записи в тетрадях, конспект. Продолжить заполнение следующей таблицы, используя материалы сайта www.astrolab.ru

Область спектра Длина волны Влияние атмосферы Земли Приемник излучения
Видимое излучение 390-760 нм слабое поглощение глаз,

астрографы,

фотоэлементы

Радиоволны более 1 мм наблюдается избирательность

прозрачности различных длин волн

радиотелескопы
ИК излучение   молекулярное поглощение  
УФЛ излучение     фотоэмульсии и фотоэлектронные умножители
Рентгеновское излучение 0,01-10 нм    
Гамма излучение   поглощение молекулами воздуха  
Нейтринная и гравитационно-волновая астрономия      
Читать еще:


Новые материалы:

Математика 5-й класс. Кружок "Наглядная геометрия" :: Урок-обобщение "Треугольники и четырехугольники" :: Методическая разработка урока в 7-м классе по теме "Формула разности квадратов" :: Решение иррациональных уравнений :: Интегрированный урок по физике и информатике по теме: "Магнитное поле" :: Полуночный человек ( The Midnight Man ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Вешалки/Напольные / Мебелик / Вешалка для костюма В 21Н средне-коричневая ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD