Предпрофильный курс по астрономии "Астрономия - это мир, открытий полный и «парадоксов друг»" : Астрономия

Предпрофильный курс по астрономии "Астрономия - это мир, открытий полный и «парадоксов друг»" : Астрономия

Пояснительная записка

Основой для данного курса стали - материалы «Федерального компонента государственного стандарта общего образования, « В которых стандарт ориентирован не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет, повысит мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей, которые совпадают с целями курса:

формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Вторым нормативным документом, использованным при составлении программы курса, была программа базисного курса по астрономии под редакцией Е.К. Страут.
Мною был выбран курс по астрономии потому, что из базисного курса школа была исключена астрономию, как предмет. Но во многих темах курса физики идёт опора на материал из курса астрономии:
в материале курса физики 11 класса для создания единой картины мира необходимы знания по астрономии;
в ряде тем предмета «физика» 10 и 9 класса для эффективного их усвоения и понимания, так же необходимы сведения из астрономии (например, при изучении закона всемирного тяготения).
Курс является элективным для учащихся 10 или 9 класса и рассчитан на 12 часов.

Целью курса является создание условий для:

  • развития познавательной мотивации в области астрономии;
  • для становления у учащихся ключевых компетентностей;
  • развития способности к самообучению и самопознанию.
  • ситуации успеха, радости от познания.

Задачами курса для учителя является следующее:

  • реализация гуманно личностного подхода через:
  • создание демократического, гуманистического стиля взаимоотношений учителя с учеником;
  • организация личностно-значимого образовательного процесса, посредством развития внутренней
  • мотивации учащихся, приданию личностного смысла обучению и становлению их субъективной позиции. Тогда первая задача решает проблему удовлетворения тенденции " выживания", а вторая "самоактуализации"

Предметной задачей курса является приобретение учащимися знаний по следующим вопросам:
формирование современной научной картины мира, через развитие представлений о строении Вселенной, как одной из сторон длительного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней;
систематизация обширных сведений о природе небесных тел
объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной в солнечной системе и на земле явлений с ними связанных;
осуществить связь с уже имеющимися знаниями по физике у учащихся и через них перейти к пониманию процессов во вселенной:

  1. закона всемирного тяготения, как фактора формирования солнечной системы,
  2. постоянство гравитационной постоянной для любой точки во вселенной,
  3. исследование излучения небесных тел, проводимых в диапазоне шкалы электромагнитных волн, изученных в 9 классе,
  4. изучение таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недоступны в земных условиях (плазма);

В ходе изучения тем курса предполагается сформулировать представления об эволюции неорганической природы, как главном достижении современной астрономии;
рассмотреть опытную и наблюдательную основу астрономии, позволяющую с помощью различных астрономических приборов, получать знания о окружающем нас мире;
формирование знаний о строении и составе солнечной системы геоцентрическая и гелиоцентрическая;
пополнить знания учащихся по теме: ядерная физика, рассмотрев процессы, происходящие на солнце, эволюцию звёзд.
при формировании представления о планетах солнечной системы и её строении, рассмотреть вопросы связанные с улучшением экологической обстановки на земле.

Ожидаемый результат.

Формирование у учащихся следующих способов эффективной деятельности:

  • научиться добывать знания для себя и окружающих, т.е. работающих в одной группе, пользуясь различными источниками;
  • умение работать в группе, в команде, индивидуально;
  • развитие умений критически мыслить, выдвигать гипотезы, не бояться их доказывать;
  • умение производить мысленный эксперимент, подходя к нему творчески;
  • умение вести диалог и слушать окружающих
  • приобрести навыки в предоставлении информации в разных знаковых системах;
  • умение конструировать свой учебный текст;
  • умение конструировать прибор;
  • научить пользоваться компьютерной техникой (работа с диском: «Физика. Библиотека наглядных пособий 7-10»);
  • создать такие условия при изучении курса, что после
    него у обучающегося возникнет желание изучать астрономию самостоятельно.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

В основу курса положены лабораторные работы из компьютерного диска: физика 7-11 классы (практикум).

1. Вводное занятие . - 1час.

Знакомство с содержанием курса через выбор темы по 10 бальной системе из 10 предложенных тем.
Форма занятия и вид деятельности: диалог, вводная анкета, обзор лабораторных работ по астрономии (компьютерная версия.)

2. Солнечные и лунные затмения - это страшно, когда не понятно.
Форма занятия: практическая работа из диска лабораторных работ по теме причины затмения.
Работа по группам, с последующим обсуждение результатов.

3. Время и календарь. Сейчас успеваем или отстаём?
Форма занятия: дискуссия по материалу лабораторной работы компьютерного диска: «Времена года» и сообщений ребят по темам: история календаря, календари разных стран, солнечный и лунные календари.

4. Строение, структура, масштабы солнечной системы.
Как мы об этом узнали?
Форма занятия: диалог на основе просмотренного фильма-фрагмента: «Строение солнечной системы и малые тела солнечной системы».

5. Планеты солнечной системы. Зачем их изучать?
Форма занятия: групповая работа по созданию портрета планеты в любой форме. (Материал каждой из групп заранее готовит учитель).

6. Движение небесных тел под действием силы тяготения на примере движения планет и комет.
Форма занятия: практическая работ из компьютерногодиска: « Вращение галактик».
Работа в группах с последующим общим обсуждением результатов.

7. Солнце, ближайшая к нам звезда, солнечная активность.
Как она влияет на жизнь на нашей планете?
Форма занятия: групповая. Просмотр фильма: «Солнце ближайшая к нам звезда» - фрагментально. Составление вопросов к просмотренному и обмен ими между группами.

8. Эволюция звёзд. Наша Галактика. Они меняются?!
Форма занятия: Урок - лекция с решением проблемных
вопросов следующего типа: Что произойдёт, если Солнце погаснет? Почему мы видим Галактику?

9. Человек и вселенная. Мы главное или песчинка?
Форма занятия: урок дискуссия по материалам, найденным каждым учащимся самостоятельно.

10. Жизнь, наука.... Астрономия!!!?
Форма проведения: работа в группах с заранее подготовленным учителем и учениками материалом для составления коллажа, отражающего эмоциональное отношение к изучаемому материалу.
На заключительном этапе составление эссе каждым учеником,

11.12. Заключительные занятия: Ракета познания.

Форма проведения: конференция, в конце которой каждый ученик прикрепит к общей ракете свой отсек с названием выступления, в выбранной заранее форме. Заключительная анкета.
Курс построен на основе практических работ из диска: «Физика. Практикум 7-11 класс ».

Приложение

ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  1. Атаманская М.С. Возможности конструирования содержания образования учителем физики. Ростов на Дону, 2006 .
  2. Атаманская М.С. Технология графических образов. Ростов на Дону, 2006.
  3. Преподавание физики, развивающее ученика, книга 3,1, Ассоциация учителей физики, 2006.
  4. Штурбина Н.А. Диссертация по теме: гуманно-личностный подход в образовании, как фактор успешного обучения детей. Ростов на Дону 2006.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. Народное образование. 1998.
  6. Браверманн Э.М. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. М. Просвещение. 1993.
  7. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. Ростов на Дону. 2006.
  8. Программа для общеобразовательных учреждений. 2005.
  9. Глушнева И.Н. Солнечная система. М. Издательство Мир. 2001.
  10. Климишин И.А. Астрономия наших дней. М. Наука. 1996.
  11. Дагаев М.М. Методика преподавания астрономии в средней школе. М. 1990.
  12. Разинов И.М. Уроки астрономии. Краснодар. Перспективы образования. 1997.
  13. Компьютерный диск. Физика 7-10 практикум.
  14. Фильмы из школьной видеотеки.
  15. Плакаты из школьного кабинета, серия Астрономиею
  16. Распечатки из интернета.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок немецкого языка "Рождественские символы Германии" :: Модульная технология на уроках английского языка :: Cinema :: Урок-игра (английский язык) во 2–3-м классе по теме "В мире животных" :: За границей учебника физики :: Колесо чудес ( Wonder Wheel ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мягкая мебель/Кресла/Мебель для гостиной/Мягкая мебель/Кресла / Рокенгчэирс / Кресло Рокенгчэирс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD