Предпрофильный курс по астрономии "Астрономия - это мир, открытий полный и «парадоксов друг»" : Астрономия

Пояснительная записка

Основой для данного курса стали - материалы «Федерального компонента государственного стандарта общего образования, « В которых стандарт ориентирован не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет, повысит мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей, которые совпадают с целями курса:

формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Вторым нормативным документом, использованным при составлении программы курса, была программа базисного курса по астрономии под редакцией Е.К. Страут.
Мною был выбран курс по астрономии потому, что из базисного курса школа была исключена астрономию, как предмет. Но во многих темах курса физики идёт опора на материал из курса астрономии:
в материале курса физики 11 класса для создания единой картины мира необходимы знания по астрономии;
в ряде тем предмета «физика» 10 и 9 класса для эффективного их усвоения и понимания, так же необходимы сведения из астрономии (например, при изучении закона всемирного тяготения).
Курс является элективным для учащихся 10 или 9 класса и рассчитан на 12 часов.

Целью курса является создание условий для:

  • развития познавательной мотивации в области астрономии;
  • для становления у учащихся ключевых компетентностей;
  • развития способности к самообучению и самопознанию.
  • ситуации успеха, радости от познания.

Задачами курса для учителя является следующее:

  • реализация гуманно личностного подхода через:
  • создание демократического, гуманистического стиля взаимоотношений учителя с учеником;
  • организация личностно-значимого образовательного процесса, посредством развития внутренней
  • мотивации учащихся, приданию личностного смысла обучению и становлению их субъективной позиции. Тогда первая задача решает проблему удовлетворения тенденции " выживания", а вторая "самоактуализации"

Предметной задачей курса является приобретение учащимися знаний по следующим вопросам:
формирование современной научной картины мира, через развитие представлений о строении Вселенной, как одной из сторон длительного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней;
систематизация обширных сведений о природе небесных тел
объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной в солнечной системе и на земле явлений с ними связанных;
осуществить связь с уже имеющимися знаниями по физике у учащихся и через них перейти к пониманию процессов во вселенной:

  1. закона всемирного тяготения, как фактора формирования солнечной системы,
  2. постоянство гравитационной постоянной для любой точки во вселенной,
  3. исследование излучения небесных тел, проводимых в диапазоне шкалы электромагнитных волн, изученных в 9 классе,
  4. изучение таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недоступны в земных условиях (плазма);

В ходе изучения тем курса предполагается сформулировать представления об эволюции неорганической природы, как главном достижении современной астрономии;
рассмотреть опытную и наблюдательную основу астрономии, позволяющую с помощью различных астрономических приборов, получать знания о окружающем нас мире;
формирование знаний о строении и составе солнечной системы геоцентрическая и гелиоцентрическая;
пополнить знания учащихся по теме: ядерная физика, рассмотрев процессы, происходящие на солнце, эволюцию звёзд.
при формировании представления о планетах солнечной системы и её строении, рассмотреть вопросы связанные с улучшением экологической обстановки на земле.

Ожидаемый результат.

Формирование у учащихся следующих способов эффективной деятельности:

  • научиться добывать знания для себя и окружающих, т.е. работающих в одной группе, пользуясь различными источниками;
  • умение работать в группе, в команде, индивидуально;
  • развитие умений критически мыслить, выдвигать гипотезы, не бояться их доказывать;
  • умение производить мысленный эксперимент, подходя к нему творчески;
  • умение вести диалог и слушать окружающих
  • приобрести навыки в предоставлении информации в разных знаковых системах;
  • умение конструировать свой учебный текст;
  • умение конструировать прибор;
  • научить пользоваться компьютерной техникой (работа с диском: «Физика. Библиотека наглядных пособий 7-10»);
  • создать такие условия при изучении курса, что после
    него у обучающегося возникнет желание изучать астрономию самостоятельно.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

В основу курса положены лабораторные работы из компьютерного диска: физика 7-11 классы (практикум).

1. Вводное занятие . - 1час.

Знакомство с содержанием курса через выбор темы по 10 бальной системе из 10 предложенных тем.
Форма занятия и вид деятельности: диалог, вводная анкета, обзор лабораторных работ по астрономии (компьютерная версия.)

2. Солнечные и лунные затмения - это страшно, когда не понятно.
Форма занятия: практическая работа из диска лабораторных работ по теме причины затмения.
Работа по группам, с последующим обсуждение результатов.

3. Время и календарь. Сейчас успеваем или отстаём?
Форма занятия: дискуссия по материалу лабораторной работы компьютерного диска: «Времена года» и сообщений ребят по темам: история календаря, календари разных стран, солнечный и лунные календари.

4. Строение, структура, масштабы солнечной системы.
Как мы об этом узнали?
Форма занятия: диалог на основе просмотренного фильма-фрагмента: «Строение солнечной системы и малые тела солнечной системы».

5. Планеты солнечной системы. Зачем их изучать?
Форма занятия: групповая работа по созданию портрета планеты в любой форме. (Материал каждой из групп заранее готовит учитель).

6. Движение небесных тел под действием силы тяготения на примере движения планет и комет.
Форма занятия: практическая работ из компьютерногодиска: « Вращение галактик».
Работа в группах с последующим общим обсуждением результатов.

7. Солнце, ближайшая к нам звезда, солнечная активность.
Как она влияет на жизнь на нашей планете?
Форма занятия: групповая. Просмотр фильма: «Солнце ближайшая к нам звезда» - фрагментально. Составление вопросов к просмотренному и обмен ими между группами.

8. Эволюция звёзд. Наша Галактика. Они меняются?!
Форма занятия: Урок - лекция с решением проблемных
вопросов следующего типа: Что произойдёт, если Солнце погаснет? Почему мы видим Галактику?

9. Человек и вселенная. Мы главное или песчинка?
Форма занятия: урок дискуссия по материалам, найденным каждым учащимся самостоятельно.

10. Жизнь, наука.... Астрономия!!!?
Форма проведения: работа в группах с заранее подготовленным учителем и учениками материалом для составления коллажа, отражающего эмоциональное отношение к изучаемому материалу.
На заключительном этапе составление эссе каждым учеником,

11.12. Заключительные занятия: Ракета познания.

Форма проведения: конференция, в конце которой каждый ученик прикрепит к общей ракете свой отсек с названием выступления, в выбранной заранее форме. Заключительная анкета.
Курс построен на основе практических работ из диска: «Физика. Практикум 7-11 класс ».

Приложение

ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  1. Атаманская М.С. Возможности конструирования содержания образования учителем физики. Ростов на Дону, 2006 .
  2. Атаманская М.С. Технология графических образов. Ростов на Дону, 2006.
  3. Преподавание физики, развивающее ученика, книга 3,1, Ассоциация учителей физики, 2006.
  4. Штурбина Н.А. Диссертация по теме: гуманно-личностный подход в образовании, как фактор успешного обучения детей. Ростов на Дону 2006.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. Народное образование. 1998.
  6. Браверманн Э.М. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. М. Просвещение. 1993.
  7. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. Ростов на Дону. 2006.
  8. Программа для общеобразовательных учреждений. 2005.
  9. Глушнева И.Н. Солнечная система. М. Издательство Мир. 2001.
  10. Климишин И.А. Астрономия наших дней. М. Наука. 1996.
  11. Дагаев М.М. Методика преподавания астрономии в средней школе. М. 1990.
  12. Разинов И.М. Уроки астрономии. Краснодар. Перспективы образования. 1997.
  13. Компьютерный диск. Физика 7-10 практикум.
  14. Фильмы из школьной видеотеки.
  15. Плакаты из школьного кабинета, серия Астрономиею
  16. Распечатки из интернета.
Читать еще:


Новые материалы:

Комбинированный урок (литературное чтение + ИЗО) на тему "Род и родословная" :: Проект урока окружающего мира по теме "Кто такие рыбы?". 1-й класс :: Тест по окружающему миру (3-й класс, 1-е полугодие) :: Адаптационное занятие для пятиклассников "Планета моего класса" :: Конкурс чтецов "Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце" :: Я и ты ( Sage femme ), 2017 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Двуспальные / Karna / Комплект двуспальный TUDELA ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Программа для качалки на рельеф

Программа тренировок на рельеф Программа тренировок на рельеф – это тренировочная программа, которая предполагает наличие мышц, которые атлет пытается сохранить,...

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как похудеть и избавиться от целлюлита

Как избавиться от целлюлита на попе, ногах и животе в домашних условиях Современные женщины, порой даже и девушки, усердно борются с ненавистным для них...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD