Элективный курс по астрономии (10–11-й классы) "Астрономический калейдоскоп" : Астрономия

Элективный курс по астрономии (10–11-й классы) "Астрономический калейдоскоп" : Астрономия

1. Аннотация для учащихся

Предлагаемый элективный курс называется "АСТРОНОМИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП" из-за многообразия затронутых тем из астрономии, обилия источников информации и различных форм обучения.

Астрономия одна из древнейших наук. А вы в начале XXI века, возможно, мало, что знаете о ней или хотите знать больше. Тогда этот элективный курс будет для вас познавательным.

Астрономия изучает небесные тела и их системы, явления и процессы, происходящие во Вселенной. Обо всём этом вы узнаете на занятиях этого элективного курса.

Астрономия - одна из фундаментальных наук о природе, тесно связанная с физикой, математикой, космонавтикой. И вы согласить с этим после занятий этого элективного курса.

Астрономия необходима для развития геодезии, картографии, мореплавании, авиации, исследованиях. И в этом вы убедитесь на занятиях этого элективного курса.

Элективный курс базируется на знаниях, полученных вами при изучении "Окружающего мира" в начальной школе, естествознании, физической географии, химии, физики и преемственно связан с ними.

Предлагаемый элективный курс будет способствовать получению знаний по астрономии, расширению вашего кругозора, формированию представлений о научной картине мира и, наконец, поможет сориентироваться вам с выбором конкретного места профиля обучения и дальнейшей специализации.

Презентация.

2. Пояснительная записка

Профильное обучение в старших классах стало требованием времени, но переход к нему для учащихся достаточно труден. Как выбрать нужный профиль и что поможет старшекласснику сделать более осознанный выбор? Это элективные курсы, проводимые в 10-11-х классах, которые призваны помочь им оценить свои способности к обучению по различным профилям, осуществить свой выбор профиля, соответствующего способностям и интересам.

Так получилось, что при комплектовании в нашей школе старших классов по профилю, в программе базового стандарта не нашлось места для астрономии. А, ведь такой предмет может быть интересен каждому. Помимо просто того факта, что астрономия является частью общечеловеческой культуры, и исключение астрономии из изучаемых предметов обедняет учащихся. Также следует отметить, что Санкт-Петербург является уникальным городом по концентрации астрономических учреждений: Главная астрономическая обсерватория (Пулковская), Институт теоретической астрономии, Институт прикладной астрономии, Астрономический институт С.-Петербургского университета.

Астрономия является областью знаний, в которой объединяются все предметы естественнонаучного цикла в применении к исследованию Вселенной. В последние годы астрономия претерпевает настоящую революцию, связанную с новыми методами наблюдений: радиоинтерферометрия, космическая астрономия. Очень много нового принесли такие проекты, как космический телескоп имени Хаббла, миссии Pathfinder (марсоход) и Galileo (искусственный спутник Юпитера), только что завершенный проект Hipparcos (точнейший каталог 100 000 звезд). Появились новые математические методы обработки наблюдений. Для доступа к информации широко используется компьютерная сеть Internet.

Особый интерес представляет вопрос развития Вселенной как с точки физики и астрономии, так и с философской стороны. Новые наблюдательные данные начинают приоткрывать завесу над этой загадкой, однако, в этом вопросе до сих пор много неясного. Значит, ещё есть профессии, где можно быть первооткрывателем и принести труды свои на пользу всего человечества. Может быть, именно этот элективный курс поможет кому-нибудь в выборе профессии и для кого-то окажется самым важным в жизни, хотя автор подразумевает сделать его ориентационным и просто познавательно-интересным.

Преподавание данного курса связано с хорошим владением учащимися компьютером, поскольку при проведении уроков активно используется компьютерный класс для просмотра изображений на сайтах Интернета, работы с демонстрационными и обучающими программами на мультимедийных дисках ("Открытая астрономия", "Уроки открытого колледжа. Астрономия").

Цели курса

  • развитие пространственного мышления учащихся;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;
  • расширение знания учащихся по астрономическим вопросам естествознания;
  • получение целостное представление о современной естественнонаучной картине мира;
  • реализация задачи предпрофильной подготовки для ориентации учащихся в выборе профиля обучения.

Задачи курса

  • научить учащихся пользоваться школьным астрономическим календарём (ШАК) и подвижной картой звёздного неба (ПКЗН);
  • познакомить с природой планет и звёзд, строением Солнечной системы и звёздных систем;
  • учить правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления;
  • объяснить, как астрономы определяют расстояния до небесных тел, их размеры, массу, температуру, химический состав;
  • помочь понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений и процессов;
  • объяснить, как, опираясь на достижения современной физики, формируется представление об астрономической картине мира;
  • познакомить с некоторыми предположениями и гипотезами, которые связаны с увлекательными, но пока ещё не решенными научными проблемами;
  • увлечь предметом так, чтобы учащимся захотелось обратиться к научно-популярной литературе по астрономии и расширить свои знания в этой области.

Методические требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения программы элективного курса "АСТРОНОМИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП" учащиеся получают возможность

знать, что:

  • в систему астрономии положены наблюдения, выполняемые с помощью современных наземных и космических радио- и оптических телескопов;
  • созвездие - это участок неба, включающий в себя звёзды и другие постоянно находящиеся в нём астрономические объекты, в пределах строго определённых границ;
  • небесная сфера - это воображаемая сфера, в центре которой находится наблюдатель, на
  • небесной сфере возможны угловые измерения;
  • суточное вращение небесной сферы - следствие вращения Земли вокруг оси;
  • изменение вида неба в течение года - результат обращения земли вокруг Солнца;
  • видимое суточное вращение небесной сферы и годичное движение Солнца по эклиптике убеждают нас в том, что наблюдаемые явления природы надо тщательно изучать, чтобы понять их истинную причину;
  • в основу составления каталогов, построения звёздных карт и атласов положены экваториальные координаты звёзд и ;
  • введение различных систем счёта времени вызвано потребностями жизни и производственной деятельности людей;
  • календарь представляет собой систему счёта для промежутков времени, в настоящее время мы живём по Григорианскому календарю;
  • на протяжении многих веков господствовали геоцентрические системы мира, поддерживающие церковью;
  • в ХVI в. Николай Коперник обосновал гелиоцентрическую систему мира, которая правильно отражает строение Солнечной системы и лежит в основе научного мировоззрения;
  • Меркурий и Венера - нижние планеты, остальные - верхние;
  • законы Кеплера и закон всемирного тяготения - основа небесной механики; по этим же
  • законам происходит движение искусственных небесных тел;
  • астрономическая единица - основная единица расстояний в Солнечной системе (1 а. е. = 149,6 млн. км);
  • по каким именно характеристикам планеты делятся на две основные группы, что представляют собой их атмосферы, что известно об их поверхностях и внутреннем строении, какие сведения о планетах и их спутниках были получены с помощью космической техники;
  • Луна - спутник Земли и ближайшее к Земле небесное тело;
  • астероиды, кометы, метеорные тела и метеориты образуют комплекс малых тел Солнечной системы; какова природа этих небесных тел;
  • Солнце - единственная звезда в Солнечной системе, источник энергии на Земле, это довольно обычная звезда Вселенной, которая не является уникальной по своим физическим характеристикам;
  • Солнце расположено вблизи галактической плоскости на расстоянии 10 кпк от центра Галактики, оборот вокруг которого оно совершает примерно за лет (при скорости 250 км/с);
  • звезды находятся от нас на различных расстояниях и движутся в пространстве, среди них есть сверхгиганты, гиганты и карлики, которых очень много во Вселенной;
  • многие звезды образуют двойные (и кратные) системы;
  • основываясь на знании физических характеристик Солнца и звезд и законах физики, установленных на Земле, можно построить модели внутреннего строения Солнца и звезд;
  • звезды - раскаленные плазменные шары, равновесие обычных звезд обеспечивается равенством сил тяготения и сил внутреннего давления плазмы;
  • в отличие от практически стационарных звезд, сходных с Солнцем, существуют пульсирующие звезды (например, цефеиды) и взрывающиеся (сверхновые);
  • в состав Галактики входят звёзды, звёздные скопления, туманности, в пространстве между звёздами есть очень разреженная диффузная материя (преимущественно водород), магнитные и гравитационные поля, межзвездное пространство пронизывают потоки космических лучей и электромагнитное излучение;
  • в охваченной астрономическими наблюдениями части Вселенной существуют миллиарды галактик;
  • мир галактик чрезвычайно разнообразен: он далеко не исчерпывается спиральными, эллиптическими и неправильными галактиками;
  • самые далёкие объекты Вселенной - квазары, находятся от нас на расстоянии в несколько миллиардов световых лет;
  • Вселенная расширяется, чем дальше от нас внегалактические объекты (галактики, квазары), тем с большей скоростью они удаляются (закон Хаббла);
  • в ХХ в. впервые в истории человеческой цивилизации был достигнут такой уровень развития науки и техники, что появилась возможность с позиции науки подойти к исследованию проблемы жизни и разума во Вселенной, но пока никаких признаков внеземной жизни не обнаружено.

уметь:

  • пользоваться ПКЗН и по ней узнавать, какие созвездия видны в данный момент времени; определять и звёзд и Солнца, а также по заданным координатам этих светил находить их место на карте;
  • определять по ШАК и ПКЗН какие планеты, и в каких созвездиях видны на небе в данное время;
  • отыскивать на небе созвездия и наиболее яркие звёзды в них;
  • объяснять: а) смену времен года на Земле и других планетах; б) смену фаз Луны; в) почему с Земли видна одна сторона Луны; г) как происходят солнечные и лунные затмения;
  • находить планеты на небе, отличая их от звёзд;
  • работать с таблицами, содержащими важнейшие сведения о Земле, Луне и планетах;
  • на основе анализа многообразия условий на планетах делать вывод о возможности существования жизни в пределах Солнечной системы;
  • опровергать на основе научных данных суеверия, связанные с Луной, затмениями, появлением комет и метеоров;
  • используя материал темы, приводить примеры взаимосвязи явлений природы и познаваемости окружающего нас мира;

обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами.

Основной метод преподавания - лекции, семинары, видеоуроки в компьютерном классе и немного практических занятий. Организуются экскурсии в Пулковскую обсерваторию, в Астрономический институт С.-Петербургского университета и в Планетарий.

Программа элективного курса рассчитана на 35 часов: 10 часов лекционного материала, 3 часа практических занятий, 9 часов семинара, 9 часов на просмотр документального видеоматериала и 4 часа отведено на экскурсии.

Содержание курса состоит из основных трёх разделов: Звёздное небо, Солнечная система, Эволюция Вселенной.

Результатом освоения программы курса является проверочная работа с элементами тестирования на итоговом занятии, а также выступление на тему "В XXI веке астрономы ......." или показ своей презентации в Power Point по любой теме изученного курса.

В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы.

Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале.

Данная программа может быть эффективно использована в классах любого профиля, способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению учащихся, расширению их кругозора, и предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

3. Учебно-тематический план

№ п/п Тема занятий Всего часов В том числе
Лекция-беседа Практикум Семинар Экскурсия Видеоурок
1 Вводное занятие (1ч).

Предмет Астрономия.

1 1        
2 Раздел I. Звёздное небо (10ч).

Созвездия.

3 0,5 0,5 1 1  
3 Небесная сфера и её координаты. 2 1 1      
4 Видимое движение небесных тел их законы. 4 1   1 2  
5 Время и календарь. 1 0,5 0,5      
6 Раздел II. Солнечная система (18ч).

Строение и эволюция солнечной системы.

 

2

 

1

       

1

7 Планеты земной группы. 5 1   2   2
8 Планеты-гиганты. 5 1   2   2
9 Малые тела Солнечной планеты. 2 1       1
10 Наша Звезда - Солнце. 2 1       1
11 Звёзды. 2 1       1
12 Раздел III. Вселенная (4ч).

Млечный путь и другие Галактики.

2 0,5     1 0,5
13 Эволюция Вселенной. 2 0,5   1   0,5
14 Итоговое занятие (2ч). 2     2    

4. Содержание программы

(1 ч в неделю, всего 34 ч)

Введение (1 ч).

1. Предмет Астрономии (1 ч).

Цели и задачи элективного курса. Вопросы, рассматриваемые в курсе и его структура. Знакомство с литературой. Требования, предъявляемые к участникам курса.

Что изучает Астрономия. История астрономии. Этапы развития астрономии.

Роль наблюдений в астрономии. Астрономические обсерватории. Современные телескопы.

Разделы современной астрономии: астрометрия, теоретическая астрономия, небесная механика, астрофизика, космогония, космология, внегалактическая астрономия.

Значение астрономии. Связь астрономии с другими науками: физика, география, геофизика, геометрия, биология, химия, медицина, космонавтика, философия.

Астрономические учреждения Санкт-Петербурга.

Формы проведения: лекция.

Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов.

Формы контроля: тест (нулевой замер).

Учебное оборудование:

  • демонстрационная карта звездного неба;
  • презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Расстояние до звёзд".

РАЗДЕЛ 1. ЗВЁЗДНОЕ НЕБО (10 ч)

1. Созвездия (3 ч).

Звездное небо над нами. Звёздные карты - азбука астрономии. Весеннее, летнее, осеннее и зимнее небо в средних широтах. Что такое созвездие? Границы на небе: деление неба на созвездия.

88 созвездий. Деление их на три группы:

а) созвездия, которые носят имена древнегреческих мифов;

б) созвездия, носящие названия животных;

в) созвездия, носящие названия неодушевлённых предметов.

Знакомство с некоторыми из них: Гидра - самое большое по размеру созвездие; Южный Крест - самое маленькое по размеру созвездие; Большая Медведица - самое большое созвездие по размеру из видимых в северном полушарии, служит хорошим помощником для запоминания ярчайших звезд Северного полушария; Орион - созвездие содержит самое большое число звезд ярче второй звездной величины; Андромеда, Возничий, Волопас, Волосы Вероники, Геркулес, Гончие Псы, Дельфин, Дракон, Жираф, Кассиопея, Лебедь, Лира, Малая Медведица, Персей, Северная Корона, Треугольник, Цефей - созвездия северного полушария.

Знакомство с созвездиями осуществляется по схеме: латинское название; координаты для поиска; занимаемая площадь (в квадратных градусах); ярчайшие звёзды и их собственные названия; интересные в нём объекты; происхождения названия.

Пояс из 12 зодиакальных созвездий: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Знаки зодиака. Астрология.

Формы проведения: беседа, практикум, семинар, экскурсия в Планетарий.

Методы обучения: показ видеофрагментов, практическая и исследовательская работа со звёздными картами.

Формы контроля: сообщение на тему "Моё зодиакальное созвездие".

Учебное оборудование:

  • демонстрационная и ученическая подвижная карта звездного неба (ПКЗН);
  • глобус и атлас звездного неба;
  • школьный астрономический календарь (ШАК);
  • демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

2. Небесная сфера и её координаты (2 ч).

Небесная сфера. Вращение Земли. Полярная звезда. Ось мира. Полюса мира. Платонический год.

Важные круги небесной сферы: математический горизонт, небесный экватор, эклиптика, небесный меридиан.

Горизонтальная система координат. Отвесная линия, зенит, надир. Истинный горизонт. Горизонтальные координаты: высота и азимут. Угловое расстояние: радиан, градус, час.

Кульминация светил. Высота светила в кульминации.

Экваториальная система небесных координат. Экваториальные координаты: склонение и восхождение. Точки летнего и зимнего солнцестояния. Точки весеннего и осеннего равноденствия.

Годичное движение Солнца и вид звёздного неба.

Географические координаты: широта и долгота. Точки севера, юга, востока и запада.

Суточное движение звёзд на разных широтах.

Формы проведения: лекция, практикум.

Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов, практическая работа с рисунками и схемами небесной сферы, выполнение тренировочных упражнений.

Формы контроля: взаимопроверка выполненных практических заданий.

Учебное оборудование:

  • демонстрационная и ученическая подвижная карта звездного неба (ПКЗН);
  • схемы небесной сферы;
  • географический глобус;
  • глобус звездного неба;
  • школьный астрономический календарь (ШАК);
  • презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Способы определения географической широты";
  • демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

3. Видимое движение небесных тел их законы (4 ч).

Видимое движение Солнца по небесной сфере. Смена времен года. Дни весеннего и осеннего равноденствия. Дни летнего и зимнего солнцестояния.

Солнечные затмения: полные, кольцеобразные, частные. Фаза затмения. Причины солнечных затмений. Лунный путь.

Видимое движение Луны.Фазы Луны: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Сидерический и синодический месяц.

Лунные затмения. Фаза затмения. Полутеневые затмения. Узлы лунной орбиты. Предсказание затмений. Драконический месяц и год. Период повторяемости затмений - сарос.

Оптические явления на небе: мираж, радуга, гало, паргелии, венец, полярное сияние.

Видимое движение планет. Петлеобразное движение планет. Перигелий, афелий, большая полуось. Три закона Кеплера - законы движения небесных тел. Обобщение Ньютоном законов Кеплера.

Формы проведения: лекция, семинар, экскурсия в Пулковскую Обсерваторию.

Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов.

Формы контроля: краткое сообщение "Это интересно" по содержанию темы № 4.

Учебное оборудование:

  • презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного
  • диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Видимое движение планет",
  • "Изменение вида неба в течение суток и года", "Законы Кеплера - законы движения небесных тел";
  • презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из диска "Мультимедиа-библиотека по астрономии": "Редкие явления на небе";
  • демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

4. Время и календарь (1 ч).

Время. Измерение времени: день, месяц, год, час, минута, секунда. Звёздные и солнечные сутки. Местное, поясное, часовое, гринвичское, декретное и летнее время. Международная линия смены дат. Часовые пояса.

Календарь. Тропический год. Типы календарей: солнечный, лунный, лунно-солнечный. Високосный год. Юлианский и Григорианский календари.

Формы проведения: лекция, практикум.

Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов, решение задач.

Формы контроля: взаимопроверка выполненных практических заданий.

Учебное оборудование:

  • презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Основы измерения времени";
  • демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

РАЗДЕЛ II. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА (18 ч)

1. Строение и эволюция солнечной системы (2 ч).

Большая солнечная семья, состоящая из Солнца, планет и их спутников, комет, астероидов, большого количества пыли, газа и мелких частиц.

Развитие представлений об образовании Солнечной системы: геоцентрическая система Птолемея, гелиоцентрическая система Коперника. Научные открытия других учёных.

Вращение Солнечной системы. Современная космогония.

Планеты и их спутники. Планеты нижние: Меркурий и Венера и планеты верхние. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Планеты гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Формы проведения: лекция, видеоурок.

Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов и видеофильма.

Формы контроля: контрольный опрос "Что нового я узнал сегодня".

Учебное оборудование:

  • презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного
  • диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Определение расстояний до тел Солнечной системы";
  • презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из диска "Мультимедиа-библиотека по астрономии": "Основные сведения о Солнечной системе";
  • показ видеофильмов на DVD диске "Другие миры" - коллекционное издание BBC, документальный сериал;
  • демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

2. Планеты земной группы (5 ч)

Общая характеристика планет земной группы: имеют небольшие размеры и массы, наличие литосферы, средняя плотность планет в несколько раз превосходит плотность воды, они медленно вращаются вокруг своих осей.

Меркурий - Вторая Луна. Самая ближайшая планета к Солнцу. Изучение Меркурия. Физические характеристики. Поверхность планеты. Калорис - самый крупный бассейн. Эскарп - необычная деталь рельефа. Внутреннее строение. Атмосфера.

Венера - Утренняя звезда. Самая прекрасная и близкая к Земле планета. Изучение Венеры. Физические характеристики. Поверхность планеты. Два венерианских континента - Земля Иштар и Земля Афродиты. Внутреннее строение. Атмосфера.

Земля - Колыбель человечества. Физические характеристики. Недра Земли. Строение атмосферы. Поверхность планеты. Эволюция Земли и гипотеза дрейфа континентов. Луна - единственный спутник. Изучение Луны. Физические характеристики Луны. Поверхность Луны. Лунные моря и кратеры. Внутреннее строение Луны. Атмосфера Луны. Нейл Армстронг - первый человек на Луне.

Марс - Красная планета. Самая загадочная планета, порождающая фантазии человека. Изучение Марса. Физические характеристики. Поверхность планеты. Внутреннее строение. Атмосфера. Марсианские загадки: Олимп - крупнейшая гора Солнечной системы; Долина Маринера - грандиозная система каньонов; Меандровые долины; Пылевые бури; Загадочный сфинкс. Спутники - Фобос и Деймос.

Заполнение таблиц физических и динамических характеристик планет земной группы, наличие спутников. Выводы о различии и сходстве планет земной группы между собой.

Формы проведения: лекция-беседа, семинар, видеоурок.

Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов и видеофильмов.

Формы контроля: краткое сообщение "Планета земной группы", используя энциклопедии по астрономии или сайты Интернета.

Учебное оборудование:

  • презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного
  • диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Планеты земной группы", "Система Земля - Луна";
  • показ видеофильмов на DVD диске "Другие миры", "Твёрдая земля", "Луна" - коллекционное издание BBC, документальный сериал;
  • демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий;
  • снимки с наземного телескопа и с космических аппаратов "МАРИНЕР 9-10", "ЛУНА", "ВЕНЕРА 13-16", "ВИКИНГ-2" и "ВОЯДЖЕР", снимки с радара "МАГЕЛЛАН".

3. Планеты - гиганты. Плутон (5 ч)

Общая характеристика планет-гигантов группы: далеко находятся от Солнца, на них всегда господствуют низкие температуры, нет времён года, имеют большие размеры и массы, очень быстро вращаются вокруг своих осей, у них большое количество спутников.

Юпитер - Владыка неба. Самая большая планета. Изучение Юпитера. Физические характеристики. Внутреннее строение. Атмосфера. Большое Красное пятно. 28 спутников. Вулканы Ио. Океан на Европе. Ганимед - самый большой спутник Солнечной системы. Ледяная Каллисто - третий по величине спутник. Тройное кольцо Юпитера.

Сатурн - Планета бурь. Самая красивая планета. Изучение Сатурна. Физические характеристики. Внутреннее строение. Атмосфера. 30 спутников. Титан - самый крупный спутник. Кольца.

Уран - Голубой шар. Самая голубая планета. Изучение Урана. Физические характеристики. Внутреннее строение. Атмосфера. 31 спутник. Кольца.

Нептун - Планета ураганов. Открытие Нептуна на кончике пера. Изучение Нептуна. Физические характеристики. Внутреннее строение. Атмосфера. Большое тёмное пятно. 8 спутников. Тритон - самый большой по массе спутник. Кольца - арки.

Плутон - Двойная планета. Самая холодная планета. Изучение Нептуна. Физические характеристики. Атмосфера. Харон - единственный спутник.

Заполнение таблиц физических и динамических характеристик планет-гигантов. Перечисление их спутников и наличие колец. Выводы о различии и сходстве планет-гигантов между собой.

Формы проведения: лекция-беседа, семинар, видеоурок.

Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов и видеофильмов.

Формы контроля: краткое сообщение "Планеты-гиганты", используя энциклопедии по астрономии или сайты Интернета.

Учебное оборудование:

  • презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Планеты-гиганты";
  • показ видеофильмов на DVD диске "Гиганты" - коллекционное издание BBC, документальный сериал;
  • демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий;
  • снимки с телескопа им. Хаббла и с АМС "ВОЯДЖЕР" и с АМС "КАССИНИ".

4. Малые тела Солнечной планеты (2 ч)

Астероиды (звёздоподобные) - малые планеты между орбитами Марса и Юпитера, их размеры, масса, отсутствие атмосферы. Пояс астероидов. Церера, Веста, Юнона, Паллада, Фаэтон, Икар, Хирон, Ида, Дионис. Орбиты астероидов. Группы астероидов: Греки, Троянцы. Ближайшие к Земле семейства астероидов: Амур, Аполлон, Атон.

Пояс Койпера и облако Оорта.

Небесные странницы - кометы (хвостатые звёзды). Их природа, вид, строение, орбита. Комета Галлея. Комета Хейла-Боппа. Комета Шумейкеров-Леви-9.

Метеоры (падающие звёзды) - явление вспышки метеорного тела, вторгшегося в земную поверхность; высота возгорания.

Метеорные потоки. Их характеристики и названия. Радиант.

Болиды. Их характеристики.

Метеориты, их виды и химический состав. Тунгусский метеорит.

Межпланетная пыль. Зодиакалный свет. Что нужно делать, если нашёл метеорит.

Формы проведения: лекция-беседа, видеоурок.

Методы обучения: объяснение (в т.ч. что нужно делать, если нашёл метеорит или увидел болид), показ видеофрагментов.

Формы контроля: тест "Найди меня" (на столе разложены иллюстрации по теме № 3 и отдельно написаны их названия, нужно правильно их соединить).

Учебное оборудование:

  • презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Астероид и метеорит", "Кометы";
  • демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

5. Наша Звезда - Солнце (2 ч).

Общие сведения. Физическая характеристика. Солнечный спектр. Солнце - мощный источник радиоизлучения. Положение Солнца в Галактике.

Внутреннее строение. Термоядерные реакции на Солнце. Химический состав.

Атмосфера. Фотосфера. Хромосфера. Солнечная корона.

Солнечная активность. Вспышки и протуберанцы. Солнечные пятна. Солнечный ветер.

Формы проведения: лекция, видеоурок.

Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов и видеофильмов.

Формы контроля: Заполнить предложенную таблицу о Солнце, используя учебники и дополнительную литературу.

Учебное оборудование:

  • презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Общие сведения о Солнце", "Строение атмосферы Солнца", "Источники энергии и внутреннее строение Солнца";
  • показ видеофильмов на DVD диске "Звезда" - коллекционное издание BBC, документальный сериал;
  • демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

6. Звезды (2 ч).

Жизненный путь рядовой звезды. Звездные величины. Блеск, светимость звезды. Яркие звёзды.

Расстояние до звезд и способы его определения. Пространственные скорости звёзд: тангенциальная и лучевая.

Характеристики звезд. Спектры, температура, цвет звёзд. Диаграмма Герцшпрунга - Рассела. Размеры звезд. Сверхгиганты, красные гиганты, белые карлики. Масса звезд. Плотность звезд.

Классификация звезд. Эволюция звезды на диаграмме спектр-светимость. Диаграмма масса-светимость.

Виды звёзд. Двойные звезды. Переменные звезды. Цефеиды. Новые звёзды. Сверхновые звёзды. Нейтронные звезды. Пульсары. Черные дыры.

Формы проведения: лекция, видеоурок.

Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов.

Учебное оборудование:

  • презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Расстояние до звёзд", "Физическая природа звёзд", "Двойные звёзды", "Новые и сверхновыезвёзды";
  • демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

РАЗДЕЛ III. ВСЕЛЕННАЯ (4 ч)

1. Млечный Путь и другие Галактики (2 ч).

Млечный Путь - наш галактический дом. Состав Галактики: одиночные звёзды, двойные и кратные звёзды, звездные скопления, межзвёздный газ и межзвёздная пыль, туманности, космические лучи.

Самые известные звездные скопления: шаровое скопление в созвездии Геркулеса и рассеянное звездное скопление Плеяды в созвездии Тельца.

Межзвездное вещество. По температуре и плотности межзвездные облака делят на четыре разных типа: диффузное, молекулярное, тёмное, глобула.

Межзвёздная пыль. Источники пыли в Галактике: красные гиганты, взрывы новых, взрывы сверхновых, протозвезды, планетарные туманности звезды. Диффузная туманность в созвездии Ориона и крабовидная в созвездии Тельца.

Строение Галактики. Ядро, спиральные рукава.

Материя нашей Галактики. Вещество: плазма, из которой состоят звёзды, межзвёздный газ, космические лучи и твёрдая фаза, из которой состоит большинство планет и межзвёздная пыль. Поля: электромагнитные и гравитационные.

Вращение Галактики и движение звёзд в ней. Центр Галактики в созвездии Стрельца. Гравитационные линзы. Кресты и кольца Эйнштейна.

Другие галактики. Звездные Острова. Многообразие Галактик. Классификация Галактик по Хабблу. Спиральная галактика - Туманность Андромеды. Эллиптическая галактика в созвездии Девы. Неправильная галактика - Большое и Малое Магеллановы Облака в созвездиях Золотой Рыбы и Тукана. Пересеченная спиральная галактика. Морфологические типы галактик. Линзовидная галактика. Галактический каннибализм. Взаимодействующая Галактика Колесо. Квинтет Стефана - пять близко расположенных взаимодействующих галактик.

Активные Галактики. Квазары.

Формы проведения: лекция, видеоурок, экскурсия в Институт Астрономии.

Методы обучения: показ видеофрагментов,

Учебное оборудование:

  • демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

2. Эволюция Вселенной (2 ч).

Эволюция Вселенной. Метагалактика. Состав: Галактики всех типов и Квазары. Свойства: эволюционирующее и нестационарное.

Масштабы Вселенной. Единицы измерения расстояния: парсек, световой год.

Расширяющаяся Вселенная. Большой взрыв. Скопления галактик. Скопление в созвездии Девы. Сверхскопление галактик в созвездии Геркулеса. Закон Хаббла.

Современная космология. Жизнь и разум во Вселенной. Проблемы поиска внеземных цивилизаций. Межзвездные полеты.

Учения и открытия астрономов.

Формы проведения: лекция, видеоурок, семинар.

Методы обучения: показ видеофрагментов и видеофильма.

Формы контроля: сообщение об ученом астрономе.

Учебное оборудование:

  • показ видеофильмов на DVD диске "Жизнь" - коллекционное издание BBC, документальный сериал;
  • демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

Итоговое занятие (2 ч)

Проверочная работа в форме тестирования (итоговый замер), который был на 1 занятии. Подведение итогов изучения элективного курса.

Выступление на тему "В XXI веке астрономы ......." или показ своей презентации в Power Point по любой теме изученного курса.

Формы проведения: круглый стол.

5. Литература для учителя

  1. Агекян Т.А. "Звёзды, галактики, Метагалактики". - М.: Наука, 1982.
  2. Александрович Н. "Основы астрономии": Учебный курс на базе основ физики и математики. - М.: Просвещение, 1990.
  3. Амбарцумян В.А. "Загадки Вселенной". - М.: Педагогика, 1987.
  4. Астронет http://www/astronet.ru
  5. АстроТоп http://www/astrotop.ru
  6. Белонучкин В.Е. "Кеплер, Ньютон и все, все, все". - М.: Наука, 1986.
  7. Бондаренко Ю.Я. "Ветряная дочь астрономии?" - М.: Знание, 1991.
  8. Бронштэн В.А. "Метеоры, метеориты, метеороиды". - М.: Наука, 1987.
  9. Вуд Дж. "Солнце, Луна и древние камни". - М.: Мир, 1981.
  10. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. "Астрономия": Учебник для общеобразовательных учреждений - 11 класс. - М.: Дрофа, 2004.
  11. Воронцов-Вельяминов Б.А. "Очерки о Вселенной". - М.: Наука, 1980.
  12. Гуревич Л.Э., Чернин А.Д. "Происхождение галактик и звёзд". - М.: Наука, 1983.
  13. Гурштейн А.А. "Извечные тайны неба". - М.: Просвещение, 1991.
  14. Дагаев М.М. "Книга для чтения по астрономии"". - М.: Просвещение, 1980.
  15. Дагаев М.М. "Наблюдение звёздного неба". - М.: Наука, 1983.
  16. Дубкова С.И., Засов А.В. "Атлас звёздного неба". - М.: Росмэн, 2005.
  17. Дубкова С.И. "Волшебный мир звёзд". - М.: Белый город, 2002.
  18. Дубкова С.И. "История астрономии". - М.: Белый город, 2002.
  19. Дубкова С.И. "Прогулки по звёздному небу". - М.: Белый город, 2002.
  20. Еремеева А.И. "Астрономическая картина мира и её творцы". - М.: Наука, 1984.
  21. Ефремов Ю.Н. "В глубины Вселенной". - М.: Наука, 1980.
  22. Жуков Л.В., Соколова И.И. "Рабочая тетрадь по астрономии для 11 класса. Учебное пособие". - СПб.: Паритет, 2003
  23. Завельский Ф.С. "Время и его измерение". - М.: Наука, 1987.
  24. Зигель Ф.Ю. "Астрономы наблюдают". - М.: Наука, 1985.
  25. Зигель Ф.Ю. "Лунные горизонты". - М.: Просвещение, 1976.
  26. Зигель Ф.Ю. "Сокровища звёздного неба". - М.: Наука, 1981.
  27. Карпенко Ю.А. "Названия звёздного неба". - М.: Наука, 1985.
  28. Кирик Л.А., Бондаренко К.П. "Астрономия": Разноуровневые самостоятельные работы. - М.: Илекса, 2005.
  29. Климишин И.А. "Астрономия наших дней". - М.: Наука, 1986.
  30. Климишин И.А. "Календарь и хронология". - М.: Наука, 1985.
  31. Климишин И.А. "Элементарная астрономия". - М.: Наука, 1991.
  32. Кононович Э.В. "Солнце - дневная звезда". - М.: Просвещение, 1982.
  33. Куликов К.А., Сидоренков Н.С. "Планета Земля". - М.: Наука, 1972.
  34. Куликовский П.С. "Справочник любителя астрономии". М.: УРСС, 2002.
  35. Левитан Е.П. "Астрономия": Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2005.
  36. Левитан Е.П. "Как открывали Вселенную". - М.: Аргументы и факты, 2003.
  37. Левитан Е.П. "Книга для учителя. Астрономия-11". - М.: Просвещение, 2005.
  38. Лейзер Д. "Создавая картину Вселенной". - М.: Мир, 1988.
  39. Моше Д. "Астрономия". - М.: Просвещение, 1985.
  40. Навашин М.С. "Телескоп астронома любителя". - М.: Наука, 1979.
  41. Новиков И.Д. "Как взорвалась Вселенная". - М.: Наука, 1988.
  42. Оськина В.Т. "Астрономия". 11 класс. Поурочные планы по учебнику Е.П. Левитана. Для преподавателей. - Волгоград: Учитель, 2007.
  43. Перельман Я.И. "Занимательная астрономия". - Д.: ВАП, 1994.
  44. Пещеров А.В. "Шпаргалка по астрономии". - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  45. Порфирьев В.В. "Астрономия": Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2003.
  46. Псковский Ю.П. "Новые и сверхновые звёзды". - М.: Наука, 1985.
  47. Рандзини Д. "Космос: Справочник". - М.: АСТ, Сатрель, 2002.
  48. Российский Астрономический портал - http://www/astrolab.ru
  49. Стивен П. Маран "Астрономия для чайников". Полное руководство по исследованию Вселенной. Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2006.
  50. Сурдин В.Г. "Рождение звёзд. Учебно-научная монография". М.: УРСС, 1997.
  51. Фесенко Б.И. "Астрономический калейдоскоп: вопросы и ответы". - М.: Просвещение, 1992.
  52. Хокинг С. "Краткая история времени". - СПб.: Амфора, 2001.
  53. Хоровиц Н. "Поиски жизни в Солнечной системе". - М.: Мир, 1988.
  54. Цесевич В.П. "Что и как наблюдать на небе". - М.: Наука, 1984.
  55. Чурюмов К.И. "Кометы и их наблюдение". - М.: Наука, 1980.
  56. Шевченко М.Ю. "Школьный астрономический календарь". - М.: Дрофа.
  57. Шкловский И.С. "Вселенная, жизнь, разум". - М.: Наука, 1987.
  58. Шкловский И.С. "Звёзды: их рождение, жизнь и смерть". - М.: Наука, 1984.
  59. Школьная астрономия Петербурга - http://www/school.astro.spbu.ru
  60. Щеглов П.В. "Отраженные в небе мифы Земли". - М.: Наука, 1986.

6. Литература для учащихся

  1. Астронет http://www/astronet.ru
  2. АстроТоп http://www/astrotop.ru
  3. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. "Астрономия": Учебник для общеобразовательных учреждений - 11 класс. - М.: Дрофа, 2004.
  4. Жуков Л.В., Соколова И.И. "Рабочая тетрадь по астрономии для 11 класса. Учебное пособие". - СПб.: Паритет, 2003
  5. Журналы "Земля и вселенная".
  6. Журналы "Звездочёт" http://www/astronomy.ru
  7. Куликовский П.С. "Справочник любителя астрономии". М.: УРСС, 2002.
  8. Левитан Е.П. "Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия". - М.: Аргументы и факты, 1999.
  9. Левитан Е.П. " Астрономия": Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2005.
  10. Навашин М.С. "Телескоп астронома любителя". - М.: Наука, 1979.
  11. Перельман Я.И. "Занимательная астрономия". - Д.: ВАП, 1994.
  12. Пещеров А.В. "Шпаргалка по астрономии". - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  13. Порфирьев В.В. "Астрономия": Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2003.
  14. Российский Астрономический портал - http://www/astrolab.ru
  15. Шевченко М.Ю. "Школьный астрономический календарь". - М.: Дрофа.
  16. Школьная астрономия Петербурга - http://www/school.astro.spbu.ru
  17. Школьная энциклопедия "Естественные науки", - М.: Росмэн, 2005.
  18. Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия. - М.: Аванта +, 2003.
  19. Энциклопедический словарь юного астронома. - М.: Педагогика, 1986.
Читать еще:


Новые материалы:

Музыкальные образы в творчестве М.И. Глинки. Фантастический образ в балладе М.И. Глинки "Ночной смотр" :: Освоение и развитие специфических особенностей вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения хоровому пению :: Театрализованный концерт "Учителям в День музыки" :: Интонации и ритмы марша :: Johann Sebastian Bach. Leben und Werk :: Шерлок Гномс ( Gnomeo & Juliet: Sherlock Gnomes ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Столы обеденные / Avanti / Стол обеденный Oasis ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD