Защита проекта по теме "Малые тела Слнечной системы". 11-й класс : Астрономия
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Защита проекта по теме "Малые тела Слнечной системы". 11-й класс : Астрономия

Цель урока: создание условий для осознания практической значимости и полезности приобретаемых знаний и умений; развитие познавательного интереса  в вопросе изучения малых тел Солнечной системы через использование мультимедийных средств обучения.

Задачи:

  • сформировать представления об астероидах, метеоритах, кометах и метеорных телах; изучить природу малых тел; рассмотреть их сходства и отличия;
  • способствовать развитию творческих способностей, умений самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
  • способствовать формированию коммуникативных качеств личности (умения работать в коллективе, выражать свое мнение, выслушивать мнение окружающих.

Тип урока: защита проекта с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Виды деятельности: групповая, индивидуальная.

Подготовка к уроку. Классу заранее сообщается тема урока и вопросы для изучения. Ученики делятся на четыре группы по интересам. В каждой группе выбирается ответственный за подготовительную работу и эксперт. В ходе подготовки к уроку учащиеся  изучают дополнительную литературу по выбранной теме, определяют круг вопросов для представления в проекте, составляют план. Эксперт изучает материал самостоятельно, готовит 3-4 вопроса по своей теме. За несколько дней до урока ученики обсуждают с учителем круг вопросов, которые будут раскрыты в презентации группы, готовят компьютерную презентацию.

ХОД УРОКА

I. Мотивация и целеполагание

– Сегодня урок по теме «Малые тела Солнечной системы» будет проходить в форме защиты проекта.

План урока:

  1. Астероиды – малые планеты Солнечной системы.
  2. Загадки метеоритов.
  3. Кометы крупным планом.
  4. Метеоры – падающие звезды. Так ли это?

– Предлагаю на уроке найти ответ на вопросы: «В чем сходство и различие малых тел Солнечной системы? Какое научное значение в астрономии имеет изучение малых тел Солнечной системы?».

После представления проекта эксперты задают вопросы группе, что позволит выяснить глубину знаний по данной теме. При оценивании проектов используем следующие критерии:

  • содержание (полнота работы, раскрытие темы, ясность изложения);
  • оформление (соответствие содержанию, единство стиля, наглядность);
  • организация (творческий подход и оригинальность).

В конце урока назовем лучший проект в следующих номинациях: «Самый научный», «Самый интересный», «Самый оригинальный», «Самый иллюстрированный».

II. Презентация проекта по теме «Астероиды – малые планеты Солнечной системы».

Рассмотрены вопросы:

  • Открытие первого астероида Цереры.
  • Движение астероидов, их орбиты, пояс астероидов.
  • Физические характеристики астероидов.
  • Астероиды вблизи Земли.
  • Связь между астероидами и метеоритами.

Эксперт предлагает ответить на следующие вопросы:

  • Что означает слово астероид в переводе на русский язык? Соответствует ли это физическому смыслу понятия? (Звездоподобный)
  • Где находится пояс астероидов? (Между орбитами Марса и Юпитера)
  • Долгое время считали, что пояс астероидов образовался в результате разрушения ранее существовавшей еще одной планеты из-за сильного влияния близлежащего гиганта Юпитера. Как называли эту планету? (Фаэтон)
  • Сколько астероидов известно в настоящее время? (Общее число астероидов с поперечником более 1 км превышает 1 млн.)

III. Презентация проекта по теме «Загадки метеоритов» включает в себя следующие вопросы:

  • Происхождение метеоритов.
  • Виды метеоритов. Химический состав.
  • Самые известные метеориты (Аризонский, Сихотэ-Алинский и др.)
  • Сбор метеоритов и их научное значение.

Вопросы для обсуждения.

  • В чем заключается связь между астероидами и метеоритами?
  • Какие метеориты преобладают среди падений? (Каменные) Среди находок? (Железные)
  • Что является характерным признаком основного типа каменных метеоритов-хондритов? (Хондры)
  • Что можно определить, изучая метеориты? (Возраст планет, первичное вещество Солнечной системы)

IV. Презентация проекта «Кометы крупным планом»:

  • Открытие комет. Самые известные кометы.
  • Строение комет.
  • Природа комет.
  • Движение комет. Орбиты комет. Облако Оорта.
  • Современная гипотеза решения Тунгусской проблемы.

Вопросы эксперта для обсуждения:

  • В чем сходство и отличие комет и других небесных тел Солнечной системы?
  • Какие суеверия связаны с появлением кометы на небе в прошлом?
  • Что происходит с веществом кометы при приближении ее к Солнцу? (Сублимация – переход вещества из твердого состояния в газообразное)
  • Как направлен хвост кометы по отношению к Солнцу и почему?

V. Презентация проекта «Метеоры – падающие звезды. Так ли это?»:

  • Метеорные тела. Метеоры.
  • Физический смысл понятия «болид».
  • Явления, связанные с движением метеорного тела в атмосфере Земли.
  • Метеорные потоки. Радиант метеорного потока.

Вопросы эксперта:

  • С чем связано название метеорного потока? Назовите известные вам метеорные потоки.
  • Почему иногда происходят метеорные дожди?
  • Какова связь метеоров с кометами?

VI. Итог урока

Учащиеся делают следующие выводы:

  • Изучение малых тел Солнечной системы имеет большое научное значение.
  • Все рассмотренные малые тела взаимосвязаны: метеориты – осколки астероидов, некоторые астероиды – ядра бывших короткопериодических комет, а явление метеора при некоторых условиях может закончиться выпадением метеорита.
  • Метеориты являются образцами внеземного вещества. Некоторые метеориты (углистые хондриты) представляют собой слабоизмененное первичное вещество Солнечной системы.  Исследование этого вещества позволяет определить возраст планет и условия в ранний период существования Солнечной системы.
  • Кометы позволяют получить ценные сведения о свойствах космического пространства  на различных расстояниях от Солнца.
  • Изучая астрономию, мы учимся опровергать суеверия, существовавшие в прошлом, связанные с появлением комет, метеоров, падением метеоритов.

После просмотра всех презентаций проводится рейтинговое сравнивание, и выбирается лидер, набравший самое большое количество баллов (см. таблицу*).

Качество выполнения презентации

Макс. кол-во баллов

Оценка
Содержание

 

 
Раскрытие  темы

15

 
Логика изложения

10

 
Ясность изложения

10

 
Оформление
Соответствие содержанию

10

 
Единство стиля

10

 
Наглядность

10

 
Использование графических изображений

10

 
Организация
Логическая последовательность слайдов

5

 
Использование достоверных источников

5

 
Творческий подход и оригинальность

15

 
Общие баллы

100

 

В заключении эксперты знакомят с результатами конкурса проектов по номинациям: самый научный, самый интересный, самый оригинальный, самый иллюстрированный.

VII. Рефлексия

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Что интересного запомнилось вам на уроке?
  • Что оказалось для вас полезным?
  • Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
  • На какие вопросы вы не получили ответа?

* За основу взята таблица,  разработанная учителем русского языка и литературы Давыдовой Е.В.

Читать еще:

Новые материалы:

Авторская программа "Городецкая роспись" :: Образ художественной культуры Японии. Штрихи к портрету :: Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии) :: Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся :: Тесты по окружающему миру для УМК "Гармония". Тема урока: "Осень в природе" :: Аквамен ( Aquaman ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru