Урок-путешествие по природоведению "Вселенная глазами пятиклассника" : Астрономия

Урок-путешествие по природоведению "Вселенная глазами пятиклассника" : Астрономия

Цели.

Образовательная: формирование творческой активности через наглядно-иллюстративные, интегрированные и коррекционно-развивающие задания.

Коррекционно-развивающая: развитие мыслительной деятельности на основе коррекции зрительного и слухового восприятии через сопоставления и умозаключения учебных понятий.

Воспитательная: создание коллективного успеха в адаптационный период.

Форма урока: Урок-путешествие.

Оформление доски: Плакат “Солнечная система”; “Земное дерево”; название команды “Галактическая миссия”; цифра “Семь”; буква “Я”; колба; презентация

Оборудование.

1. Проектор, компьютер, презентация PowerPoint.

2. Разноцветные листья оформления плаката “Земное дерево”.

3. Колба.

4. Индивидуальные карточки с буквами: А, Б, В, С.

5. Бумажный клей.

6. Диск. Классическая музыка для детей.

7. Ватман с рисунками созвездий северного полушария; линейка; фломастеры.

Ход урока

I. Организационный этап урока. Слайд №1. Слайд №2. Презентация

Участники экипажа космического корабля “Галактическая миссия”.

Приветствуют гостей.

Учитель: Наш космический корабль!

Учащиеся: “Галактическая миссия!”.

Учитель: Наш девиз!

Учащиеся: “В познании – истина!”. Слайд №3. Слайд №4.

II. Мотивационный этап урока.

Учитель:

Здравствуйте! Вас приветствует экипаж космического корабля “Галактическая миссия”. Наш сверхзвуковой корабль, оснащен необходимыми приборами исследования звезд, небесных тел и галактических систем. На корабле работает экипаж из 12 человек (количество учащихся в классе).

Члены команды самые образованные дети Галактики – Млечный путь. На корабле постоянно находятся в качестве гостей корабля, ученые с разных звездных систем – Туманность Андромеды, Магеллановы облака, Туманность Ориона. Наша команда искателей приветствует гостей!

Учитель.

Каждый день здесь кипит работа,
Биологи, географы, химики –
Пионеры звездных путей,
Ищут ответ искатели,
Истинных ждут друзей!

Представление команды “Галактическая миссия”. Задания на развитие слухового восприятия.

Капитан корабля.

Вперед, вперед, к свершениям звездным,
Мы дружный галактический отряд!

Первый помощник капитана.

Звездная пыль нам не страшна,
Наш корабль крепкая броня!

Второй помощник капитана.

Мы команда звездных летчиков,
Мы дружбою прославились своей!

Учитель:

Отвага и честность, важные качества любой команды.

Какими качествами обладают члены экипажа “Галактическая миссия”?

Команда перечисляет качества, которые способствуют сплочению экипажа корабля - честные, добросовестные, верные делу, добрые, справедливые, бережливые, умные, отзывчивые, красивые и т.д.

III. Ориентировочно-нацеливающий этап урока.

Представление членов экипажа корабля “Космическая миссия”.

Первый ученик.

Кометы, метеориты, астероиды - небесные тела,
Холодные пути!
Вдали от Солнечной системы,
Летят как метеоры на платформах,
Звездные земные корабли!

Второй ученик.

Закружились в звездном вихре,
Мы поверили в успех!
Что нас ждет?
Никто не знает…
Звездный путь завет нас всех!

Третий ученик.

Тот, кто любит звезды, тот поймет,
Наш корабль “Галактическая миссия”,
Мы – спасатели,
Мы движемся вперед,
В разные системы Галактики!

Четвертый ученик.

Корабль-спасатель,
Корабль-хранитель,
Для тех, кто попал в беду,
Мы будем, успеем, найдем и поможем,
Отправь телеграмму, быстрей!

Пятый ученик.

Что за чудо, что за звук,
Телеграммы – стук да стук,
Телеграммный бум сегодня,
Сообщения нас ждут!

IV. Операционно-исполнительный этап урока.

Учитель:

Спасибо, нашему звуковому голографическому проектору, который поможет прочитать полученные сообщения, из разных уголков необъятной Вселенной.

Коррекция речи и развитие внимания.

Первая телеграмма. Интересный вопрос прислали жители из Туманности Ориона. Чем занимаются члены экипажа в свое свободное время, и есть ли у них любые занятия, увлечения? Слайд №5.

Капитан корабля:

Члены нашей команды не бездельники,
У каждого есть дело по душе,
И сейчас, очень кратко, каждый расскажет о себе!
Экипаж команды характеризует свое любимое занятие.
Примерные ответы учащихся во время мероприятия.
Люблю животных.
Люблю читать книги.
Люблю создавать букеты из цветов.

Вторая телеграмма.

Учитель:

Удивительно, этот вопрос поступил из Крабовидной туманности. Слайд №6.

Команда “Галактическая миссия” прославилась открытиями в науке. Какими учебными дисциплинами интересуются члены экипажа?

Первый помощник капитана.

Команда звездного корабля,
Знает много интересного,
О планетах, о Галактике,
О разных веществах,
Каждый из членов экипажа,
Интересуется наукой,
Оперирует сложными понятиями и применяет их на практике.

Члены экипажа корабля “Космическая миссия”.

Астроном.

Свет далеких галактических миров,
Манит блеском и сиянием звездным!
Млечный Путь как ниточка тонкая,
Соединяет нас всех!

Физик.

Наука о природных, физических явлениях,
Ответит на вопросы: что и почему?
Радуга, молния, гром - замыкание,
Физику все не почем!

Химик.

Колбы, пробирки и много спиртовок,
Вот реактивы и опыт готов,
Цвет изменил, газ получился,
Химик на подвиг готов!

Географ.

Материки и океаны,
Реки и моря,
Географ определит по карте без труда!

Биолог.

Биологический размер,
Клетки, органы и ткани,
Организмов целый “рой”,
Чтобы наши друзья не скучали!

Эколог.

Моря и озера, болота и реки,
Что вены на теле, пульсируют, бьют,
Живой организм - это наша планета,
Земля – мы!

Учитель: Спасибо, за очень четкие ответы команды, но телеграммный бум продолжается.

Третья телеграмма из галактики Треугольника, но там очень сложная система взаимодействия планетного вещества. Они хотят подробнее узнать о наших планетах Солнечной системы. Слайд №7.

На этот вопрос ответит капитан корабля с помощником капитана. Задание на коррекцию слухового и зрительного восприятия.

Капитан корабля.

Я – командир корабля,
Звездный корабль – моя семья,
Кто из вас попадет в беду,
“Галактическая миссия”
Всегда на посту!

Второй помощник капитана.

Стихотворение-подсказка

Меркурий в загаре,
Венера в тумане,
Земля как всегда хороша!
Марс красный от злости
К Юпитеру в гости напрашивался неспроста!
Сатурн благородный салфеточки носит
Уран и Нептун не пришли
Плутон обижался, но так и остался
Маленьким навсегда!

Учитель:

Участникам предстоит подписать планеты Солнечной системы в порядке ударения от Солнца. Слайд №8.

Учитель:

Четвертая телеграмма с очень коротким посланием и неразборчивым почерком. На этикетке нарисовано созвездие “Большая медведица” и убедительная просьба найти “маленькую дочку”. Задание на развитие воображения. Слайд №9.

Член экипажа: Астроном.

Нам сказали две медведицы
Что по ночам на небе светятся,
Ночью в небо
Мы взглянули - увидали
Две кастрюли.

Учитель:

Команда дружный даст ответ.

Какой?

Ответ. На ватмане отображены два созвездия, необходимо соединить 7 отрезками.

Капитан корабля.

Как гласит народная пословица “Семь раз отмерь, один раз отрешь”.

Первый помощник капитана. Задание для экипажа.

Соедините цифру “7” с личным местоимением, и вы получите, слово, способное соединить два созвездия в Северном полушарии.

Члены экипажа:

На доске большая цифра “7”. Если к цифре семь поставить букву “Я”, то получится одна большая и дружная “Семья”.

Учитель:

Задание для неунывающей команды, пришло по голографическому проектору. В пятой телеграмме из спиральной галактики, которая в созвездии Волосы Вероники, вопрос, как дружно члены экипажа делают зарядку. Слайд №10.

Задание на развитие мелкой моторики рук и координации движений.

Член экипажа: Эколог.

Физминутка.

Раз, два, три – пальчик к носу подними;

Четыре, пять, шесть – цапля ногу замочила;

Семь, восемь, девять – зайчик прыгает весь день;

Десять, одиннадцать, двенадцать – вот такая дребедень целый день, каждый день.

Учитель:

Шестая телеграмма. Жители из Туманности Андромеды интересуются, хорошо ли спасатели знают земную фауну? Слайд №11. Задание на развитие памяти.

Биолог: Слайд №12.

Самый быстрый зверь на свете, обгоняет даже ветер.0
Не барс, не лев, не леопард,
Он родич их
Зовут ….(гепард).

Слайд №13.

Клубок, да не пушистый,
Колючий да ершистый,
Когда дотронешься, поймешь,
Что это не клубок, а ….(еж).

Слайд №14.

С тем животным нам, друзья, ростом мерится нельзя;
Шея, ноги так длинны,
Что длинней других они. (Жираф)

Слайд №15.

У него нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от холода – кора? (Заяц)

Учитель:

Седьмая телеграмма. Вопрос поступил из галактики Сомбреро. Какие профессии осваивают члены экипажа? Развитие произвольного восприятия. Слайд №16.

Астроном.

Астероидный пояс,
Комет появление,
Препятствий не миновать,
Астроном - навигатор,
Вам путь проложит,
На картах звездных путей!

Врач.

Врач – терапевт,
Чистота и порядок,
Ведь экипаж доверил мне себя,
Мы одна большая и дружная семья!

Механик.

Шурупы, гайки и отвертка,
Штурвал, мотор и крыло корабля!
Готов починить не исправность машины,
Готов помогать везде и всегда!

Инженер.

Я – инженер, строительного дела,
Ошибку исправить, мне по плечу,
Чертеж – это карта, здесь нужно,
Старательно, все сосчитать,
Точки, и строчки – все это работа,
Работа – труд – результат!

Капитан корабля.

Восьмая телеграмма. Вызывает Солнечная система, членам экипажа полная готовность, так как земляне обнаружили на “красной” планете живые организмы, и просят оказать помощь в определение степени разумного интеллекта.

Учитель: Члены экипажа готовы выполнить задание с Земли? Слайд №17.

Задания по формированию вербально-логического мышления.

Вопрос. Что означают эти слова? Слайды. Подобрать слова, используя понятийные ассоциации. Слайд №18.

1. Солнце - (звезда).

2. Сатурн - (планета).

3. Луна - (естественный спутник Земли).

4. Млечный Путь – (Галактика).

5. Хвостатая гостья – (комета).

6. Между Марсом и Юпитером находится (пояс астероидов).

7. “Эта планета колыбель человечества” (Земля).

Учитель: Наша дружная команда “Галактическая миссия” успешно преодолела препятствия на пути к Земле, смогла ответить на вопросы, с разных звездных систем.

Задание на коррекцию невербального восприятия.

Эта девятая телеграмма пришла последней с планеты Земля, в ней говорится, что на корабль поступили два “неопознанных объекта”.

Первый неопознанный объект. “Колба” и непонятные цифры, что они могут означать?

78%; 21%; 1%

Ответ членов экипажа:

Воздух – это смесь газов: азот, кислород и прочие газы. На корабле состав воздуха в норме, это подтверждают датчики корабля.

Слайд №19.

Второй неопознанный объект. “Дерево”. Экипаж корабля не даст погибнуть дереву, для этого воспользуемся “живительными листьями”. Учащиеся приклеивают листья на ствол дерева.

Дерево оживает – спасибо нам говорит!

И наш день подходит к концу, как и урок- путешествие!

V. Рефлексивно-оценочный этап урока.

Слайд №20.

Задание на развитие мотивационно-корректирующих умозаключений.

Вопросы. Поднимите букву А – понравилось путешествие!

Поднимите букву Б – понравилась команда “Галактическая миссия”!

Поднимите букву В – не понравилось команда корабля!

Поднимите букву С - воздержался от ответа!

Слайд №21. Слайд №22.

Учитель: Последний аккорд, звенит звонок, и наш корабль растаял в дымке звездных грез! До новых встреч! До свидания! Спасибо всем за урок!

Литература

1. Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – 5-е изд. стереотип. –М.: Дрофа, 2010.-174 с.: ил.

2. Цветков В.И. Полная энциклопедия по астрономии/ Ил. Н.Красновой. –М.:Эксмо, 2008. – 248 с.: ил.

3. Край родной. Азбука краеведения /автор-составитель О.Н.Гаврилова. –Екатеринбург: ООО “СВ-96”, 2001. – 392 с.

Читать еще:


Новые материалы:

Исследовательская работа по теме " Влияние смысложизненных и ценностных ориентаций на формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" :: Пособие для детей со сниженным интеллектом "Графические диктанты" :: Влияние материнской депривации на развитие ребенка :: Занятия психолога с детьми из цикла "Азбука эмоций" :: Урок английского языка: "Рождество в Великобритании" :: Трансформеры: Последний рыцарь ( Transformers: The Last Knight ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Столы и стулья/Растущие / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD