Использование УМК для учителя физики и астрономии : Астрономия

В эпоху глобальных изменений климата, небесных явлений, развития науки и техники, интерес учащихся к изменениям велик, потому отсутствие уроков астрономии не самым лучшим образом сказывается на развитии учащихся.Интересным является и тот факт, что при отсутствии уроков, олимпиады по астрономии в масштабах города и региона проводятся. Участие в этих олимпиадах для учащихся не везде является обязательным, но для учителя – желательно.

В школах, где мне приходилось до недавнего времени работать, четко продумана система подготовки к олимпиадам по физике и астрономии. Выделяются часы в рамках факультативов или спецкурсы, которые учитель может использовать как часы для работы с одаренными детьми. Городское управление образования и методический центр оказывает мощную методическую поддержку, как молодым, так и учителям со стажем.

Подготовку учителя начинают в 8 классе, так как на олимпиаду по астрономии приглашают учащихся с 8класса. При подготовке учащихся я использую такие пособия:

  1. «Астрономия. Книга для учащихся» автор Дина Моше, перевод с англ.Н.В. Мамуны и М.Ю. Шевченко, М Просвещение
  2. «Книга для чтения по астрономии», автор М.М. Дагаев, М. Просвещение.
  3. «Астрономический калейдоскоп: Вопросы и ответы», Б.И. Фесенко, М, Просвещение, 1992.
  4. «Астрономия» Е.П. Левитан, «Высшая школа» 1988 и далее,
  5. «Сборник вопросов и качественных задач по астрономии» Е.Б. Гусев, М. Просвещение, 2002.
  6. «Для преподавателей. Задания для подготовки к олимпиадам. Физика и астрономия, 9-11 классы, автор-составитель В.Т. Оськина, Волгоград, «Учитель»
  7. «Основы обучения астрономии»,Ю Е.П. Левитан, М.Высшая школа,
  8. «Поурочные планы. Астрономия», по учебнику Е.П. Левитана, «Астрономия 11 класс», составитель Е.А. Демченко, Волгоград, Учитель, 2003,
  9. «Дидактический материал по астрономии» Г.И. Малахова, и Е.К. Страут, М. Просвещение 1989,
  10. «Дидактические материалы по астрономии, 11 класс» Е.К. Страут, Москва, Владос, 2000.
  11. «Сборник задач по астрономии», М.М. Дагаев, М, Просвещение»

Для подготовки к олимпиада более высокого уровня приходилось использовать следующие пособия:

  1. «Астрономические олимпиады. Задачи с решениями», В.Г. Сурдин, Москва, 1995, МГУ.
  2. «Звездный мир. Сборник задач по астрономии и космической физике. Олимпиады ННЦ», М.Г. Гаврилов, Москва, Черноголовка.
  3. «Общий курс астрономии» Э.В. Кононович, В.И. Мороз, УРСС, Москва, 2001,
  4. Методическое пособие «Подготовка к олимпиадам по астрономии и физике космоса», (2 части). Л.П. Бельская, Набережные Челны, 2006.

В этом учебном году приходится работать совершенно в другом регионе, где стартовые условия иные, никто с учениками не готовился и никогда не принимал участия в городских олимпиадах по астрономии, тем не менее, нашлись желающие принять участие в подготовке. На весь курс подготовки я выделила 7 занятий внеурочных по 1.5 часа, неоценимую помощь при подготовке кроме выше перечисленных пособий мне оказало : «Методическое пособие «Подготовка к олимпиадам по астрономии и физике космоса», Л.П. Бельская, Набережные Челны, 2006.

Это пособие претерпело 3 издания с изменениями, состоит из 2 частей, само пособие с компактно изложенными темами по курсу астрономии, красочно иллюстрировано, к каждой теме составлены упражнения. Вторая часть «Приложение к методическому пособию «Подготовка к олимпиадам по астрономии и физике космоса» Л.П. Бельская Набережные Челны, 2010, где ко всем заданиям упражнений даны ответы рекомендации.

На первом занятии всего курса подготовки мы с учениками изучили целый раздел учебника «астрономии» 11 класс, благодаря этому пособию.

Занятие 1

Тема: Практические основы астрономии. Небесные координаты. Законы Кеплера.

Цели:

  • сформировать представление учащихся о небесных координатах и движении Солнца,
  • изучить Законы Кеплера,
  • закрепить приобретенные знания учащихся решениями задач,
  • способствовать самостоятельному труду учащихся при объяснении конкретных задач,
  • развивать мыслительную деятельность , умение анализировать, сравнивать, обобщать, умения работать с таблицами, подвижной картой звездного неба (ПКЗН), изучить армиллярную сферу.

Приборы и пособия:

  • Армилярная сфера, подвижная карта звездного неба, (ПКЗН), «Пособие…» Л.П. Бельской.
  • Учебник «Астрономии», Е.П. Левитан учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2000 год .
  • «Астрономия» 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений.
  • Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. Москва Дрофа 2005.

Сообщаю учащимся тему занятия и знакомлю с учебными целями, затем знакомлю с двумя видами координат звездного неба: горизонтальной системой координат и экваториальной системой координат, объясняю связь между координатами небесных тел в 2 различных системах отсчета ними. Затем, совместно с учащимися изучаем краткое пособие и по ярким рисункам звездного неба еще раз закрепляем учебный материал, далее решаем задачи из пособия Бельской.

Второй урок посвящаем изучению законов Кеплера. Законы не вызывают затруднения. Решив задачи из пособия по 3 законам Кеплера, переходим к изучению движения Солнца, что для учеников оказывается наиболее сложным, так как необходимо мысленно перенести себя в другую систему отсчета, движение Солнца относительно Земли и движение Солнца относительно звезд. Рассмотрев все законы и примеры в пособии Бельской, изучив в учебнике «Астрономии» соответствующий материал, переходим к.решениям задач. Учащиеся быстро усваивают работу с картой звездного неба, решают задачи из «Дидактического материала…» Страут, за длительное время работы в школе накоплен огромный банк олимпиадных задач по астрономии и физике космоса.

Так за непродолжительный промежуток времени можно получить неплохие результаты на олимпиаде по астрономии и испытать удовольствие от общения с мотивированными на успех детьми.

Читать еще:


Новые материалы:

Прикладное программное обеспечение :: Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему "Информационные процессы и информационные технологии". 5-й класс :: Урок социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Уход за волосами" :: Конспект коррекционного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения в старшей группе :: Тема: «Осень». Автоматизация звука [Ш]. Дифференциация звуков [Т–Д] в словах :: Жил-был кот ( Rudolf The Black Cat ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / ОГОГО Обстановочка / Кровать Play ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD