Рабочая программа внеурочной деятельности по астрономии "Звездная азбука". 1-4 класс : Астрономия

Рабочая программа внеурочной деятельности по астрономии "Звездная азбука". 1-4 класс : Астрономия

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Звездная азбука» в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте 04 февраля 2011 г. № 19707).

4. Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707).

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Бездонность и необъятность звездного неба необъяснимым образом притягивает к себе взгляды людей, завораживает, гипнотизирует, наполняет душу тихой и нежной радостью, ощущением единства со всей Вселенной. И если даже взрослое воображение порой рисует удивительные картины, то что же говорить о детях, фантазерах и выдумщиках, которые летают во сне и мечтают о космических путешествиях и встречах с инопланетным разумом…

Если ребенок дорос до возраста «почемучек» и спрашивает о том, почему звезды светятся, кто придумал лето, далеко ли до солнца и что такое комета, необходимо в доступной форме познакомить его с азами астрономии, помочь понять устройство окружающего мира, поддержать познавательный интерес.

Наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей. Поэтому возникает необходимость  давать учащимся начальные знания по астрономии в начальной школе.

Цель программы «Звездная азбука»

  • Образовательные:
    • расширить и углубить основы знаний, приобретаемые на уроках окружающего мира;
    • получить дополнительные знания из области астрономии;
    • повысить эрудицию и расширить кругозор.
  • Воспитательная:
    • воспитывать самостоятельность и ответственность;
    • воспитывать нетерпимое отношение к невежественным суждениям об окружающем мире;
    • воспитывать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу.
  • Развивающая:
    • развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;
    • развивать навыки самостоятельной работы;
    • развивать стремление к получению новых знаний в неизведанных областях;
    • развивать умение работать в коллективе, слушать и объективно оценивать суждение товарища;
    • развивать внимательность, усидчивость, пунктуальность.

Реализация курса «Звездная азбука» предполагает решение следующих задач обучения:

  • приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
  • овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельности;
  • освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Выделенная цель программы «Звездная азбука» не противоречит Положению о программе курса внеурочной деятельности педагога, реализующего федеральные государственные стандарты в МКОУ СОШ № 3, в котором заявляется, что цель программы курса внеурочной деятельности – создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по определенному курсу внеурочной деятельности.

Задачи программы «Звездная азбука»

  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  • Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
    • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
    • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
    • формирование социально адекватных способов поведения.
  • Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
    • воспитание целеустремленности и настойчивости;
    • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
    • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
    • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
  • Формирование умения решать творческие задачи.
  • Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Выделенные задачи совпадают с задачами программы внеурочной деятельности из Положения о программе курса внеурочной деятельности педагога, реализующего федеральные государственные общеобразовательные стандарты в МКОУ СОШ № 3.

Содержание программы

Программа «Звездная азбука» рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы). Количество часов – по 34 в год в 1-4 классах. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Материал, предлагаемый для изучения в каждом классе, разбит на 4 модуля:

  1. Вселенная в прошлом, настоящем и будущем.
  2. Планета Земля.
  3. Звездное небо.
  4. Солнечная Система.

С каждым годом обучения содержание модулей усложняется и расширяется, углубляется и конкретизируется, что соответствует концентрическому принципу построения учебной программы.

Содержание предлагаемой программы внеурочной деятельности тесно связано с курсом начальной школы «Окружающий мир», разработанным на основе ведущих идей уважения к миру, его целостности и многообразия, что обеспечивает единство учебной и внеурочной деятельности. Курс астрономии расширяет следующие темы «Окружающего мира»: «Что у нас над головой?», «На что похожа наша планета?», «Когда наступит лето?», «Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?», «Почему Луна бывает разной?», «Зачем люди осваивают космос?».

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

1) Обучающийся в процессе изучения модуля «Вселенная в прошлом, настоящем и будущем» должен приобрести следующие знания и умения:

Знания о Вселенной в прошлом: какой представляли себе Вселенную древние народы; о Вселенной в настоящем: актуальные проблемы, касающиеся космического пространства; о Вселенной в будущем: расширение Вселенной; знания из истории космонавтики; о технических устройствах, работающих в космосе (космические корабли, искусственные спутники Земли).

Умения рассказать о древних представлениях Вселенной; выражать свое мнение и искать пути решения поставленных проблем; самостоятельно поставить эксперимент; проявлять творческую активность при разработке лэпбука, поделки.

2) Обучающийся в процессе изучения модуля «Планета Земля» должен приобрести следующие знания и умения:

Знания о внутреннем строении нашей планеты и её спутника Луны, о смене времен года, дня и ночи, о днях равноденствия и солнцестояния, знания о сумерках, белах ночах и темных днях, закатах и рассветах.

Умения продемонстрировать с помощью моделей и объяснить смену дня и ночи, времен года. Умение объяснять с точки зрения науки необычные явления на небе (радуга, гало, мираж, северное сияние). Умение выражать свое мнение и искать пути решения поставленных проблем; самостоятельно поставить эксперимент; проявлять творческую активность при разработке лэпбука, собственной поделки.

3) Обучающийся в процессе изучения модуля «Звездное небо» должен приобрести следующие знания и умения:

Знания о строении и эволюции звезд, о видах звезд, о сезонной смене созвездий, зодиакальных созвездиях, незаходящих созвездиях.

Умения работать с атласом звездного неба, умение ориентироваться по звездам, находить на небосводе ярчайшие созвездия. Умение выражать свое мнение и искать пути решения поставленных проблем; самостоятельно поставить эксперимент; проявлять творческую активность при разработке лэпбука, собственной поделки.

4) Обучающийся в процессе изучения модуля «Солнечная Система» должен приобрести следующие знания и умения:

Знания о месте Солнечной Системы в Млечном Пути, о больших и малых телах Солнечной Системы, о планетах земной группы и планетах гигантах, о карликовых планетах.

Умение рассказать о больших и малых телах Солнечной системы, осуществлять поиск информации по основным астрономическим явлениям, наблюдаемым с Земли в текущем году: затмения солнечные и лунные, метеорные потоки, видимость некоторых планет и комет. Умения выражать свое мнение и искать пути решения поставленных проблем; самостоятельно поставить эксперимент; проявлять творческую активность при разработке лэпбука, собственной поделки.

В процессе освоения обучающимися программы формируются такие качества личности как самоуважение, доброжелательность и чуткость, способность к организации деятельности, целеустремленность и настойчивость, самостоятельность, целеустремленность в работе, творческое отношение к делу, внимательность, усидчивость, пунктуальность, эрудиция.

Формы учета знаний и умений

1. Проведение диагностического занятия в игровой форме после изучения каждого модуля, с целью определения уровня астрономических знаний детей.
2. Подготовка детьми своих результатов работы в виде портфолио в конце учебного года, изготовление различных моделей на занятиях, которые далее, к концу учебного года перерастают в проект, присуждение звания «Юного астронома года».
3. В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развитие мировоззрения, повышение эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его успехами.
4. При проведении занятий практикуется коллективное обсуждение трудностей, совместный поиск способа их преодоления.

Формы проведения занятий

Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, видеоаппаратуры и видеозаписей.

Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях, Луны, планет, звезд, использовании астрономических приборов, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений, изготовлении лэпбуков (особая форма организации учебного материала по определенной теме в виде буклета с плотной картонной основой содержащего внутри кармашки с обучающим материалом, либо вклеенные книжки, развертки), изготовлении поделок, рисунков, разработке собственных проектов.

Используются следующие формы уроков: беседа, урок-игра,  практические наблюдения, подготовка и представление творческих проектов. Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Энциклопедия для детей. [Том 8]. Астрономия / ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, А. Элиович, В. Цветков и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. – 688 с.
  2. Перельман, Я.И. Занимательная астрономия / Я.И. Перельман. – М.:АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 284, [4] с.: ил. – (Занимательная наука).
  3. Многие учебные материалы и модели учащиеся выполняют непосредственно на занятиях и используют их далее в учебном процессе.

Учебно-тематическое планирование

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Приложение 2

Литература

  1. Перельман, Я.И. Занимательная астрономия / Я.И. Перельман. – М.:АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 284, [4] с.: ил. – (Занимательная наука).
  2. Николов, Н., Харалампиев, В. Звездочеты древности / Н. Николов, В. Харалампиев. – М.: Мир, 1991. – 286с.
  3. Энциклопедия для детей. [Том 8]. Астрономия / ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, А. Элиович, В. Цветков и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. – 688 с.
  4. Порцевский, К.А. Моя первая книга о Космосе / К.А. Порцевский. – М.: Росмен, 2005. – 96 с.
  5. http://kosmokid.ru
Читать еще:


Новые материалы:

Мировой океан и его части :: Внеклассное мероприятие "Хоровод дружбы" – "Русский народ" :: Внутренние воды России. Реки :: Австралия :: Повторение изученного о глаголе в 5-м классе :: Невеста Франкенштейна ( Bride of Frankenstein ), 2019 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Письменные столы/Столы для дома / Компасс-мебель / Стол письменный С 113 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD