Итоговый урок по теме "Зодиакальные созвездия" в рамках авторского курса по астрономии с применением ИКТ : Астрономия

Тип урока: Комбинированный.

Цели урока:

  • подведение итогов по теме «Зодиакальные созвездия».
  • отработки приёмов работы с подвижной картой, которую можно использовать при обучении начинающих астрономов любого возраста.
  • развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать коммуникативные качества учащихся.

Наглядные пособия и демонстрации: Интерактивная карта звездного неба.

Программное обеспечение: Программа Stellarium.

План урока:

Этапы урока Содержание Методы работы Время, мин.
1 Введение Инструктаж. Разделение на команды 5
2 Выполнение заданий по группам Практическая деятельность в группах 30
3 Кроссворд Практическая деятельность в группах 5
4 Подведение итогов. Награждение участников Практическая работа 5

В начале урока, учитель делит учащихся на 4 группы.

«Сегодня мы с вами будем участвовать в викторине. Сейчас мы разделимся на 4 команды. Задача каждой команды, как можно быстро и правильно (это самое главное) выполнить задание. За каждое задание можно получить 2 балла: 1 – за скорость; 1 – за правильность»

Задание 1.

Прочитаем стихотворение Алексеевой Е [4]

Тайная темная ночь наступила,
Вселенную звездами тихо накрыла,
Вышел охотиться дед Орион,
Вышел Телец и Скорпион.
Звездная Дева по небу гуляет,
Звезды на Млечном пути собирает.
С маленьким мишкой по темному небу,
Большая медведица ходит по следу,
Ищет для сына созвездие Рыб,
Чтоб медвежонок был весел и сыт.
А мишка-проказник от Рака бежал –
На Млечном Пути все звезды слизал.

Что неправильно в стихотворении с астрономической точки зрения?

Задание 2.

Прочитаем стихотворение Березиной З. [6]

Небо в звёздах – красотища!
Ни за что не сосчитать!
Их, наверное, здесь тыща,
А, быть может, целых пять!
Мне сказали, что медведи,
Львы и тигры там живут,
Скорпионы, раки, лебедь...
Только где все – не пойму.
Мама мне: – Смотри вот тут!-
Тычет пальцем в небо.
– Вот, над нами Млечный путь,
Здесь – Дракон, там – Лебедь.
Я не вижу, хоть убей!
Одни звёзды вроде...
Ни зверей, ни лебедей,
Никакой дороги!
Этих взрослых не понять,
Аж до слёз обидно!
Разве можно показать
То чего не видно?
Небо в звёздах – красота
Прямо неземная!
Скоро вырасту, тогда –
Всё сама узнаю!

Зарисуйте те зодиакальные созвездия, которые упоминаются в стихотворении

Задание 3.

Прочитаем стихотворение Аркадия Хайта [2]

Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.

Возможна ли ситуация, описанная в стихотворении? Если нет, найдите ошибки и исправьте их.

Задание 4.

Стихотворение Якова Козловского "В чебуречной" [5] начинается так:

Когда от станции конечной
Мы направлялись к чебуречной,
Мерцал на небе Водолей,
И голубой, хоть был он млечный,
Летел со стороны заречной
К нам пух июньских тополей.

Задание: установить время наблюдения.

Задание 5.

Прочитаем стихотворение Надежды Шемякиной [10]

Шьет портной несмело
Наряд для звездной Девы.
Вздыхает: «Материала Земного будет мало».
– Какой же звездный Ваш размер?
Звезд сколько ваших, например?
– Такого нет и в мире.
Сто шестьдесят четыре.
Размерами я радуюсь,
Во мне так много градусов.

Каковы размеры созвездия Девы? Верно ли в стихотворении указано количество звезд в созвездии?

Задание 6.

Прочитаем стихотворение Надежды Шемякиной [10]

Стрелец – кентавр непревзойденный,
По небу скачет разъяренный,
Из лука поразить готов
Скопление звездное шаров.
Почти что в центре Мирозданья,
В нем зимнего солнцестоянья
Невидимая глазом точка.
Смогу найти ее я точно.

О какой точке говорится в стихотворении? О каком шаровом скоплении идет речь?

Задание 7.

В рассказе Уильяма Теннесси "Поле голубых детей" [3] есть такое описание июньского ночного неба:

"В ту же ночь, когда общежитие погрузилось во тьму... торопливо шагала она по залитым луной улочкам... А подняв голову, увидела над западным крылом каркасного дома семь сбившихся в кучу звёзд – Плеяды".

Могла ли героиня увидеть плеяды ночью? Часть какого созвездия плеяды?

Задание 8.

Прочитаем стихотворение Игоря Васильева [7]

Не слышно Гончих Псов
и лишь краснеет Марс,
(увидев этот фарс)
один краснеет Марс
в созвездье Близнецов.

Возможна ли такая ситуация? Если да, укажите время наблюдения

Задание 9.

Прочитаем стихотворение Ивана Бунина [8]:

Враждебных полон тайн на взгорье спящий лес.
Но мирно розовый блистает Антарес
На южных небесах, куда прозрачным дымом
Нисходит Млечный Путь к лугам необозримым.
С опушки на луга гляжу из-под ветвей,
И дышит ночь теплом, и сердце верит ей, -
Колосьям божьих нив,
на гнёздах смолкшим птицам,
Мерцанью кротких звёзд и ласковым зарницам,
Играющим огнём вокруг немой земли
Пред взором путника, звенящего вдали
Валдайским серебром, напевом беззаботным
В просторе полевом, спокойном и дремотном.

Установите по тексту дату наблюдения.

Задание 10.

В детском стишке говорится [9]:

Глянешь на небо в ночные часы -
В небе Медведица, Гончие Псы,
Ворон и Рыбы, Рак и Дракон...
Сколько созвездий, столько имён...

Можно ли наблюдать все перечисленные созвездия в нашей местности одновременно?

Задание 11.

Что неправильно с астрономической точки зрения в стихотворении Анатолия Полякова "Ноябрь" [1]?

Не сетуй все ночи подряд
на трезвую грусть в ноябре.
Красиво деревья стоят
в дешёвом своём серебре...

Ноябрь безжалостно мудр.
А ты ни в кого не влюблён.
Повсюду блестит перламутр.
А в небе висит Скорпион...

Задание 12.

В конце, команды выполняют задания из кроссворда (каждой команде свои задания). Надо как можно быстрее и, конечно же, ПРАВИЛЬНО – отгадать свои слова.

Итоговый интерактивный кроссворд по теме «Зодиакальные созвездия» (9 класс). См. Приложение.

Список литературы:

  1. cat.convdocs.org/docs/index-23119.html
  2. echo.msk.ru/users/zeev_mo/liked/comments/68.html
  3. geum.ru/doc/work/14901/3-ref.html
  4. www.galactic.name/articles/astronomical_lecture_0026_literature.php
  5. www.myastronomy.ru/PAGE/Articles/Starmap.html
  6. www.stihi.ru/2010/02/10/1297
  7. www.stihi.ru/2010/09/03/1216
  8. www.stihi-xix-xx-vekov.ru/ivanbunin102.html
  9. docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.myastronomy.ru%2FPAGE%2FLesson%2FStarMapTask.rtf&name=StarMapTask.rtf&lang=ru&c=56d21449f80b
  10. vk.com/topic-38690508_27144149
  11. Бабаджанов П.Б. Метеоры и их наблюдение. — М.: Наука, 1987. — С.167. — (Библиотека любителя астрономии).
  12. В.Г. Сурдин, Созвездие Весы
  13. Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции
  14. Рыбы, зодиакальное созвездие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. 1890—1907.
  15. Словарь русского языка XI—XVII вв. Выпуск 1 (А—Б) / Гл. ред. С. Г. Бархударов. — М.: Наука, 1975. — С.241.— 371с.
  16. Словарь русского языка XI—XVII вв. Выпуск 28 / Гл. ред. В. Б. Крысько. — М.: Наука, 2008. — С.154–155.
  17. Телец// Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд.— М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
Читать еще:


Новые материалы:

Словарная работа на уроках русского языка :: Торжественное мероприятие, посвященное памятному событию в российской истории, победе советского народа в ВОВ :: Урок обучения грамоте по учебнику В.Г. Горецкого "Русская азбука" по теме "Согласные звуки [х], [х'], буквы Х, х" :: Урок-путешествие по математике на тему "Сложение и вычитание в пределах 100" (2-й класс) :: Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение знаний об имени существительном" :: Смолфут ( Smallfoot ), 2018 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Двуспальные / Karna / Комплект двуспальный ERA ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD