Элективный курс по биологии "Невидимые" : Биология

Элективный курс по биологии "Невидимые" : Биология

Пояснительная записка

Курс “Невидимые” предназначен для учащихся 10-11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным.

Курс “Невидимые” предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению микроорганизмов и предоставляет широкие возможности для саморазвития учащихся, что соответствует идее исследовательского обучения.

Основной целью курса является создание условий для развития умений учащихся в формулировании проблем и нахождении путей их решения.

Задачи курса:

  • раскрытие и углубление ведущих биологических понятий;
  • развитие мышления и речи посредством выполнения творческих заданий;
  • формирование представлений о таких профессиях как микробиолог, эпидемиолог, лаборант, учитель, технолог и другие;
  • создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся.

Базовая часть курса включает 17 занятий. Курс может быть использован педагогами вариативно в зависимости от решаемых педагогических задач. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о многообразии и особенностях микроорганизмов, практическом применении знаний в области микробиологии. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне.

В качестве УМК используются “Учебно-методические материалы к занятиям”, “Рабочая тетрадь обучающегося”. “Учебно-методические материалы к занятиям” выполняют роль одного из источников информации для учащихся. Для успешного усвоения материала курса необходимы так же: учебники, словари, энциклопедии, научно-популярная литература, Интернет-ресурсы.

В процессе освоения программы учащиеся знакомятся с такими направлениями биологической науки, как бактериология, генная инженерия, биотехнология. Курс позволяет развивать межпредметные связи, поскольку тесно связан с экологией, химией, математикой, гигиеной, медициной и другими науками.

Использование проблемного подхода в обучении позволяет не передавать знания учащемуся в готовом виде, а научить его получать их в процессе учебной деятельности. Учитель выполняет роль проблемизатора, то есть обеспечивает у учащихся рождение собственных информационных запросов, помогает в формулировке познавательных проблем.

Лабораторный практикум включает 8 практических работ. Для их выполнения достаточно оборудования, входящего в типовой комплект кабинета биологии.

В ходе обучения школьники должны научиться:

  • планировать свою учебную деятельность;
  • формулировать и решать познавательные проблемы;
  • выполнять элементарные лабораторные исследования;
  • оперировать предметной терминологией;
  • работать с научными источниками, справочной литературой, Интернет-ресурсами.

Данный курс апробирован в МОУ СОШ №-2 г. Мичуринска и сертифицирован.

Содержание.
(0,5 часа в неделю. 17 часов)

Тема 1. Введение (2 ч.).

Невидимые. Кто они? (о многообразие микроорганизмов). Проблемы изучения микроорганизмов. Развитие микроскопической техники. Микробиология как наука. Вклад отечественных ученых в развитие микробиологических знаний. Микроскопические методы. Перспективы развития микробиологии.

Практическая работа №-1 “Использование микроскопа. Подготовка материала для работы с микроскопом”

Практическая работа №-2 “Приготовление накопительной среды”.

Тема 2. Бактерии. Морфология и физиология бактерий (2 ч.).

Строение бактерий. Форма клетки (микрококки, диплококки, стрептококки, тетракокки, сарцины, стафилококки, бактерии, бациллы, клостридии, вибрионы, спириллы). Обмен веществ. Рост. Размножение. Генетически модифицированные организмы. Флуоресцирующий белок (GFP) бактерий.

Практическая работа №-3 “Микроскопирование сенной палочки (Bacillus subtilis)”.

Тема 3. Распространение бактерий в природе и значение в жизни человека (6 ч.).

Распространение бактерий в природе (вода, воздух, почва, живые организмы). Роль микроорганизмов в почвообразовании. Определение чистоты воды (коли-индекс, коли-титр). Заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем (туберкулез, дифтерия, коклюш и др.) и их профилактика. Факторы, влияющие на жизнедеятельность микроорганизмов. Симбиоз бактерий с другими организмами. Влияние употребления кисломолочных продуктов на здоровье человека.

Практическая работа №-4 “Прямой счет микроорганизмов почвы под микроскопом”.

№-5 “Контрольная закупка. Определение наличия бактерий в молочнокислых продуктах”.

№-6 “Контрольная закупка. Микроскопирование бактерий молочнокислого брожения”.

Семинар “Невидимые земледельцы” по выявлению роли микроорганизмов в почвообразовании.

Семинар (Заочная экскурсия в N-скую городскую больницу) по выявлению особенностей патогенных бактерий, путей заражения бактериальными заболеваниями, мер по их профилактике.

Тема 4. Вирусы (3 ч.).

История открытия вирусов. Вклад Д.И. Ивановского в развитие вирусологии. Морфология вирусов. Фаги. Использование фагов человеком. Заболевания, вызываемые вирусами (грипп, герпес, гепатит А, В, С и др.). Профилактика вирусных заболеваний. Меры предупреждения заболевания СПИДом.

Семинар (Научный симпозиум по проблемам заболеваний, вызываемых вирусами) по профилактике вирусных заболеваний.

Семинар (Молодежный форум “ СПИД – болезнь века”) по профилактике заболевания СПИДом.

Тема 5. Грибы (2 ч.).

Уникальность строения грибов. Питание грибов. Размножение. Использование грибов в медицинских и хозяйственных целях. Патогенные грибы. Профилактика грибковых заболеваний человека. Использование человеком генетически модифицированных микроорганизмов для производства вакцин, фармацевтических препаратов, продуктов органического синтеза.

Практическая работа №-7 “Приготовление культуры дрожжей и их микроскопирование”.

Практическая работа №-8 “Контрольная закупка. Определение сорта хлеба наиболее устойчивого к плесени”.

Экскурсия в ферментный цех Мичуринского спиртзавода.

Тема 6. Простейшие (1 ч.).

Морфологические особенности представителей типа Простейшие. Характеристика классов простейших. Болезни, вызываемые простейшими, их профилактика.

Семинар (Творческая лаборатория) по изучению простейших.

Тема 7. Заключение (1 ч.).

Представление исследовательских проектов.

Подведение итогов.

План семинара “СПИД – болезнь века” в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Страница из “Рабочей тетради учащихся” к семинару “СПИД – болезнь века” в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

Учебно-тематический план занятий по элективному курсу “Невидимые”

10 – 11-е классы

№ п/п Наименование тем курса Всего часов

В том числе

Форма контроля
Лекция Практическая работа Семинар Экскурсия            
Введение.
1. Предмет и задачи микробиологии. 1 час 1 1     педагогическое наблюдение
2. Таксономия и классификация микроорганизмов. 1 час 1 1      
Бактерии. Морфология и физиология бактерий.
3. Бактерии. Морфология и ультраструктура бактерий. 1 час 1 1     тестовый контроль
4 Физиология бактерий. 1 час 1      
Бактерии. Распространение бактерий в природе и в жизни человека.
5. “Невидимые земледельцы”. 1 час   1 1   сообщения
6. Микрофлора воды. 1 час 1      
7. Микрофлора воздуха. 1 час 1        
8. Влияние внешних факторов на микробы. 1 час 1        
9. Контрольная закупка (практическая работа). 1 час   1      
10. Патогенные бактерии. 1 час     1   круглый стол
Вирусы.
11. Морфология. Ультраструктура вирусов. 1 час 1        
12. Заболевания, вызываемые вирусами. 1 час     1    
13. СПИД – болезнь века.       1    
Грибы.
14. Классификация. Строение грибов. Патогенные грибы. 1 час 1 1     тестовый контроль
15. Экскурсия в ферментный цех Мичуринского спиртзавода. 1 часа       1 отчет об экскурсии
Простейшие
16. Классификация. Морфология простейших Болезни, вызываемые простейшими. 1 час 1   1   тестовый контроль
Заключение
17. Заключительное занятие. 1 час         представление исследовательских проектов, подведение итогов конкурса на лучший словарь терминов

Литература

  1. Артамонов В.И. “Зеленые оракулы”. – М.: Мысль, 1989.
  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология т.1, М. “Мир”, 1990.
  3. Иникеев В.В., Лукомская К.А. “Руководство к практическим занятиям по микробиологии”, М. “Просвещение”, 1983.
  4. Илларионов Э.Ф. “Поурочные разработки по биологии” М. “Вако”, 2003.
  5. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу, Л.1973.
  6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М. Педагогика, 1972.
  7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика, 1977.
  8. Мишустин Е.Н., Емцев В.Т “Микробиология” М. “Колос”, 1978.
  9. Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. “Микробиология” (с вирусологией и иммунологией), М. “Медицина”, 1981.
  10. Самсонов С.К. “Невидимые земледельцы” – М.: Мысль, 1987.
  11. Скок Г.Б., Лыгина Н.И. Как спроектировать учебный процесс по курсу. М., 2003.
Читать еще:


Новые материалы:

Окружающий мир. 2-й класс. "Луна. Фазы луны" :: "Будь природе другом!" :: Природоведение. "Растения летом и осенью" :: Урок русского языка в 3-м классе по образовательной программе "Школа-2100" "Повторяем изученные орфограммы. Обобщение знаний" :: Урок русского языка в 6-м классе: "Способы словообразования. Конфиксация" :: Дорога чести ( Road to Paloma ), 2014 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Комоды и Тумбы/Тумбы / Мебель Трия / Тумбочка Ривьера ТД 241.03.01 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD