Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование : Биология

Учение – один из видов деятельности школьника. Организуя этот процесс, учитель не может игнорировать особенности и закономерности его деятельности. Чаще всего, человек начинает действовать только тогда, когда у него появится желание действовать. Хочет ли школьник учиться, стремится ли он изучать именно то, что предлагает ему учитель, как вызывать и усиливать его стремление к познанию, от чего зависит его работоспособность и как ее укрепить – всю его учебную деятельность надо рассматривать с позиции психологии и на этом основании строить методическую конструкцию преподавания предмета.

Важную роль в обучении играет мотивация: если дети не хотят учиться, если никакими способами не удается это желание у них вызвать, подлинное обучение окажется невозможным. Таким образом, мы не обеспечим успеха учебно-воспитательного процесса. Следовательно, ключевую роль в обучении играет педагогическое стимулирование. Под его действием школьник постоянно стремится активно участвовать в многообразной деятельности, процесс обучения становится эффективным. При отсутствии таковой возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению.

Как же сформировать у школьника положительную мотивацию учения?

Для решения этой проблемы используются различные приемы активизации познавательной деятельности: привлечение интересной и занимательной информации, самостоятельность работы учащихся, творческие задания, дидактические игры, атаки мыслей, Коноп, диспуты, конференции, аукционы. Контроль возможен не только со стороны учителя, но и самоконтроль, взаимоконтроль. Отметку возможно заменить на психологическую оценку с целью полной рефлексии деятельности ученика на уроке.

Чтобы реальные возможности ученика совпадали с видом задания, необходимо использовать дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика, например: функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, типа темперамента, мышления и типа нервной деятельности. Тогда ученик чувствует себя успешным, уверенным в своих силах, осознает то, чему ещё надо научиться.

Существует множество причин современной школы вызывающие ослабление и возникновение отклонений в здоровье ученика –“школьные болезни”. Чаще всего главной причиной является малая мышечная активность, высокая личностная тревожность.

Проблемы здоровья и его сохранения можно решать через использование приёмов здоровьесберегающих, трансформационных технологий.

Через творческие работы (самостоятельные, групповые, проекты) идёт формирование качеств личности так необходимых современному выпускнику: коммуникативности, когнитивности, конструктивности, компетентности.

Наглядность, доступность, компактность материала, совершенствование памяти и навыков общения с компьютером (информатизация) – эти задачи помогают решать технологии ИКТ.

Цели и задачи: познакомить учащихся с новыми фактами; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека. Продолжить формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнетивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека. Способствовать профориентационному выбору учащихся.

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающие – физминутка, психологический тренинг, методы дифференцированного подхода в обучении с учетом мозговой организации познавательных процессов и факторов, влияющих на восприятие информации учащимися;
  • ИКТ – работа с тестом, слайдами презентаций, выполненных учащимися и учителем;
  • Коноп – проверка знаний по теме.

Оборудование:

компьютеры (компьютерный кабинет), видеопроектор, экран, мультимедийный материал (тест, задания, слайды), возможен печатный вариант заданий, презентации работ учащихся (самостоятельные, творческие работы), доска, цветные мелки, атрибуты для проведения аукциона, магнитофон, запись “звуки сердцебиения”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Психологический тренинг “Мудра Земли”.

2. Постановка задач урока для учащихся:

Музыкальный фон “Звуки сердцебиения”

На экране слайд (№1) (См. приложение):

“Песня красных кровяных шариков” Ларисы Рейснер.

Мы принесли, кровеносные пчёлы, из потаённых глубин

На розовый простор альвеолы жаждущих соков рубин.

Вечно гонимый ударом предсердий наш беззаботный народ

Из океана вдыхаемой тверди солнечный пьет кислород.

Но, как посол, торопливый и стойкий, радости долгой лишен,

Мы убегали на пурпурной тройке, алый надев капюшон.

Там, где устали работать волокна, наш окрыленный прыжок

Бросит, как ветер, в открытые окна свой исступленный ожог.

- Что такое кровь? (ответы учащихся)

- Какие у вас возникают вопросы по понятию “кровь”?

(множество разных вопросов)

- Сегодня мы и займёмся на уроке поиском ответов на все поставленные вами вопросы.

3. Закрепление и углубление полученных знаний прошлых уроков:

1). Презентация творческой работы учащейся 8 кл. “Путешествие Алисы”,

(работа выполнена самостоятельно, выбор материала для реферата и его презентация – индивидуальный подход ученицы, учитель оказывает помощь только при неточностях теоретического содержания материала и по просьбе самого школьника).

Презентация сопровождается дополнением материала, содержащемся в реферате по теме “Кровь”.

Вопросы, возникшие у одноклассников в ходе демонстрации слайдов, есть защита творческой работы.

Оценка творческой работы – мнение всех учащихся, выраженное в позитивной корректной форме.

- Давайте отправимся в путешествие и мы. Чтобы добраться до конечного пункта, вам необходимо будет показать свои знания и умения, а также найти ответы на вопросы, которые возникли. Для начала разомнем тело для похода.

Физ. минутка

Упражнение для глаз и “соло для позвоночника”.

2). Коноп.

Оформление: слайды “Контроль знаний по теме “Кровь” (слайд № 2)

  • Станция “Аукцион понятий” (слайд № 3). Форма проведения – аукцион.

(Каждый имеет возможность накопления своего “капитала”. На одно понятие учащиеся могут дать 3 варианта ответа. За каждый точный, научно сформулированный ответ учащийся получает балл).

 

  • Станция “Отвечайкино” (слайд № 4). На компьютерах и в печатном варианте - задания для 3-х групп. Вопросы заданий составлены на основании метода дифференцированного подхода в обучении с учётом мозговой организации познавательных процессов и факторов, влияющих на восприятие информации учащимися:

тест по теме – группа 1 (левополушарные, аудиалы);

вопросы задания - группа 2 (левополушарные, кинестетики);

письменные ответы - группа 3 (правополушарные, визуалы).

Проверка: самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем. Правильный ответ - балл в копилку.

  • Станция “Решайкино” (слайд № 5). Решение задач. Задачу выбирает каждый сам. Если возникает проблема с решением, можно купить “подсказку учителя” (она дороже!) или “подсказку друга”, затратив при этом свой “капитал”. При правильном ответе, без подсказки, пополняется личный “капитал”.

Игра или психологический тренинг.

Цель: разделить класс на две группы.

  • Станция “Размышляйкино” (слайд № 6-9). Каждая группа выбирает жетон с номером слайда для работы. Задание: описать и назвать процесс, изображённый на слайде. Можно также купить “подсказку”, но уже на общие, командные баллы, или правильным ответом без подсказки пополнить банк.
  • Станция “Скорая помощь” (слайд № 10) - игра “Снежный ком”. Выбрав листок ромашки с правилом, необходимо объяснить, почему именно так необходимо поступать во время какого-либо инфекционного заболевания? (без баллов). Кто быстрее доберётся до финиша и даст объяснение полнее, тот приносит дополнительные баллы своей команде.
  • Станция “Финишная” (слайд № 11) – подсчет “финансов”. Самоанализ своей работы на уроке - оценка подготовки каждого ученика по данной теме. Итоговая оценка урока.

Психологический тренинг “Пожелай соседу…”.

Домашнее задание (на выбор ):

1. Творческая работа по теме “Кровь” (кроссворд, сканворд, ода или др.);

  1. Карточки – задания (логические задачи).

Индивидуальные задания для учащихся, показавших недостаточные знания по теме.

Читать еще:


Новые материалы:

Домашнее чтение на английском языке по мотивам сказки "Goldilocks and the three bears" :: Урок английского языка по теме "Времена года". 3-й класс :: Проблемно-тематический день "Потомки войны 1812 года" :: Тест для внутришкольного итогового контроля по английскому языку в 8-м классе к учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English" :: Урок английского языка по теме "Любимое время года. Погода". 4-й класс :: Три биллборда на границе Эббинга, Миссури ( Three Billboards Outside Ebbing, Missouri ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Стулья и табуреты / Столлайн / Стул Жаклин 02.06 0090020600011 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Эффективный способ убрать жир с боков и живота

Как убрать жир с живота и боков: комплексный подход Здравствуйте, дорогие читатели! Если вам иногда кажется, что идеальное тело — это что-то нереальное и...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Можно ли убрать растянутый после родов живот

Как избавиться от живота после родов и почему он стал растянутым - причины и упражнения Рождение ребенка для каждой женщины — незабываемый момент в жизни. Однако...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD