Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс : Биология

Цели:

  • получение знаний о разнообразии обитателей морей и океанов;
  • отработка биологических терминов и понятий: «сообщество», «сообщество поверхностных вод», «сообщество толщи воды», «планктон», «активно плавающие организмы», «сообщество кораллового рифа», «донное сообщество», «глубоководное сообщество», «приспособление (адаптация)»;
  • развитие визуальной и аудиальной памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления, эмоциональной сферы деятельности учащихся; привитие коммуникативных навыков.

Форма организации учебной деятельности:

  • урок – игра (комбинированный урок).

Методы обучения:

  • словесный (беседа),
  • наглядный (иллюстрации),
  • частично – поисковый (под руководством учителя учащиеся овладевают отдельными этапами научного познания),
  • метод фронтального контроля,
  • информационно – развивающий метод (работа с книгой, опорным конспектом).

Оборудование:

  • аппликации животных морей и океанов,
  • таблицы морских животных,
  • видеофильмы: «Акулы и баракуды», «Жить или не жить!»,
  • словарь терминов (Приложение 1),
  • опорный конспект.

I. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания.

- Ребята! Мы с вами изучили среды обитания живых организмов. Перечислите их.

(Водная, наземно – воздушная, почвенная.)

- И ещё одна среда – это организм как среда обитания.

- Какие условия характерны для этих сред?

(Водная: мало кислорода, изменение температуры с глубиной, изменение количества света; много воды.

Наземно – воздушная: резкое колебание температуры, нехватка влаги, наличие света и кислорода.

Почвенная: наличие кислорода, влаги хватает, нет света, прохладно.)

- Сегодня на уроке мы с вами посвятим своё внимание одной из этих сред – водной. Её обитателям и их приспособлениям к жизни.

III. Подготовка учащихся к самостоятельному усвоению нового материала.

- Закройте глазки, расслабтесь, сядьте поудобнее и представьте себе…

Релаксация: под шум океана учитель читает художественный текст, предложив ребятам сесть поудобнее и закрыть глаза. (Приложение 2)

-О какой среде обитания идёт речь?

IV. Усвоение новых знаний.

-Тема нашего урока «Жизнь морей и океанов».

-Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждый житель занимает свой этаж, свою экологическую нишу и приспособлен, адаптирован к жизни на этом этаже. Этажи, на которых живут живые организмы, называются сообществами. Давайте с вами дадим русское значение слову сообщество…

(Группа)

На доске у нас нарисован воображаемый океан. И сейчас мы с вами постараемся заполнить этот огромный дом и выяснить, какие сообщества характерны для морей и океанов, какие организмы их населяют?

Чтобы нам было легче заселить этажи нашего водного дома, воспользуемся текстом учебника на стр.132-133, рисунком и опорным конспектом, который лежит у вас на столах. (Приложение 3). Для отработки терминов и биологических понятий будем пользоваться словарём, данным на доске.

- Итак, начинаем наше погружение. И сразу наше внимание привлекает сообщество поверхностных вод.

- Организмы этого сообщества занимают верхние слои водного пространства, а иногда держатся на поверхности воды, как это делает португальский военный кораблик – родственник медузы.

Сообщение. (Приложение 4. Рисунок 1.)

Слушая, обратите внимание на приспособительные черты.

Если нам посмотреть на рисунок в учебнике на стр.132-133 вверху, то мы можем увидеть, что кроме португальского кораблика в поверхностных водах обитают рачки, водомерки, летучие рыбы. И все они имеют определённые приспособления, чтобы удержаться на поверхности воды. Какие это приспособления, вы увидите в опорном конспекте.

- А мы с вами спускаемся вглубь океана и попадём в сообщество толщи воды.

Водоросли очень разнообразны: красные, бурые, зелёные. Не имеют корней, а лишь прикрепляются ко дну выростами. Являются кормом для рыб, источником кислорода. Кроме водорослей в состав входят рачки, лучевики. У них тоже есть свои приспособления. А активно плавающие организмы? Кто они? Они ведь тоже адаптированы к жизни в сообществе толщи воды.

Сообщение о кальмарах. (Приложение 5. Рисунок 2)

- А вот после длительного пребывания на глубине кит выныривает, чтобы набрать воздух и пообедать.

Сообщение. (Приложение 6. Рисунок 3).

- Самое удивительное, что многие из китов питаются планктоном, т.к. настоящих зубов у них нет.

- Но вот навстречу нам устремляется гроза морей и океанов. Акула! Произнося это слово, у людей появляется панический страх. И сейчас мы посмотрим с вами фрагмент фильма об акулах.

(Просмотр фильма «Акулы и баракуды»)

- В опорном конспекте показаны адаптации этих животных в толще воды. Ещё раз посмотрите его.

- Опускаемся всё ниже и ниже. Итак, донное сообщество небольших глубин. Животные малоподвижны, имеют для защиты крепкие панцири, уплощённое тело в спиннобрюшном направлении, могут менять свою окраску под цвет окружающей среды.

- Вот тихо почивает морская звезда.

Сообщение. (Приложение 7. Рисунок 4).

- А вот по дну к нам движется «многорукий» житель моря – осьминог.

Сообщение. (Приложение 8. Рисунок 5).

- Скатов иногда в шутку называют расплющенными акулами. Это плоские рыбы, которые плавают с помощью боковых плавников. Скат-манта – самый большой скат в мире, но он потребляет планктон. У них очень хорошее обоняние, чувство равновесия и слух.

- Ну что же. Мы с вами заселили ещё один этаж. Но нам нельзя останавливаться и мы идём дальше.

- Рифы. Для моряков это большая опасность и люди стараются обойти их. А вот у живых организмов это самое райское место, это дом, убежище, питание.

- А знаете ли вы, что кораллы – это царство Животные. Ветвистые «деревья» подводного мира, которые когда-то были живыми организмами – коралловыми полипами. В морях и океанах в лоне коралловых рифов живёт много различных видов рыб, ракообразных и беспозвоночных животных.

Сообщение. (Приложение 9. Рисунок 6).

- По биологическому разнообразию сообщество коралловых рифов сравнивается с влажными тропическими лесами. Вот мы и опустились на самый нижний этаж. Здесь холодно, темно. и те, кто живёт здесь, кажутся холодными и страшными. Многие из них светятся.

Сообщение. (Приложение 10. Рисунок 7).

V. Закрепление нового материала.

- Вот теперь мы с вами полностью заселили наш водный дом. И подведём итоги изученного нового материала:

- живой мир морей и океанов разнообразен;

- выделяется пять сообществ. Каких?

  • сообщество поверхностных вод,
  • сообщество толщи воды,
  • донное сообщество,
  • сообщество коралловых рифов,
  • глубоководное сообщество;

- все организмы приспособлены к жизни в том или ином сообществе. Какие это приспособления?

  • воздушный пузырь,
  • выросты,
  • обтекаемая форма тела,
  • сильные мышцы,
  • плоское тело,
  • перемещение органов на одну сторону
  • и т.д.

- При этом все организмы в сообществах взаимосвязаны:

  • образуют сеть питания,
  • предоставляют уют, убежище, и т.д.

- Одним из видов животных на Земле является Человек разумный. К сожалению, он не всегда живёт в Гармонии с Природой, оказывая на неё прямое и косвенное влияние.

Об этом фрагмент видеофильма «Жить или не жить».

VI. Домашнее задание. 

  • стр.132-135, ответить на вопросы учебника, проработать термины;
  • описать по примеру пресноводный водоём;
  • предлагаю вам дома подумать и написать «Экологический кодекс жителей Земли», в котором будет отражено правильное поведение человека по отношению к водным богатствам Земли.

Фоторяд.

Читать еще:


Новые материалы:

Конференция "Роль и значение в письменной речи пунктуации" (внеклассное занятие по развитию устной и письменной речи) :: Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы :: Коррекционная работа на уроках русского языка при изучении темы "Безударные гласные корня" :: Учимся писать грамотно :: Открытый урок-тренинг "Разные чувства" (Внеурочная деятельность: "Жизненные навыки") :: Любовь прет-а-порте, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Комоды / Cilek (Magn) / Комод Cilek (Magn) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD