Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры" : Биология

Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры" : Биология

Цели:

  • формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры” для установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов;

  • расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды; развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний; стимулирование творческой мыслительной деятельности.

Задачи:

  • устанавливать зависимость между современными формами рельефа и тектоническим строением анализируя физическую и тектоническую карты;

  • определять климатические условия изучаемой территории по климатической карте;

  • определять типы почв и их размещение по территории;

  • выявлять многообразие растительного и животного мира данной территории, их приспосабливаемость к условиям этой территории и распространение по ней, используя при этом карту растительности и зоогеографическую;

  • определить основные черты Мещерского края , проблемы охраны и преобразования природы;

  • определять полученные знания на основе межпредметных связей.

  • форма проведения урока: межпредметная групповая творческая работа.

Оборудование урока:

Физическая карта Владимирской области, географические атласы, карточки-задания, гербарии, картины с изображением пейзажей природы Мещерского края, классическая музыка, справочные пособия по географии и биологии, компьютер, интерактивная доска, презентации мини-проектов учащихся.

Ход урока

Учитель: Ребята! Сегодня мы проводим урок посвященный необычной красоте природы Мещерского края”. Как вы себе представляете себе Мещерский край? Какие зрительные образы у вас возникают при упоминании о нем? (ответы учащихся).

Поэт Роман Кудрявцев- наш земляк написал о Мещере такие проникновенные строки. Я уверена, что все вы будете согласны с ним.

Иду к болотам и озерам,
К прохладе серебристых рек,
И мне становится Мещера
Родной и близкою навек.

Мещерский край- земля, где жили наши предки: весь, мещера, мурома. Среди дремучих лесов поднимались крепостные стены еще редких тогда поселений и городов.

Нашествие монголо-татар. Вы слышите как гудит земля от топота многочисленной конницы татарских захватчиков.

Многое видела Мещерская земля. Многие писатели обращались к ней, поэты воспевали ее в своих стихах, художники изображали на картинах ее поля, леса, реки, озера.

…Звенит над полем птичья песня,
Шумит от ветра мудрый лес.
И все в природе необычно
От заколдованных чудес.
Шепнула ласково березка,
Слегка нагнув свой гибкий стан:
Бродил здесь где-то Паустовский,
Писал этюды Левитан…
Плывут в лесу густые тени,
И кажется под звук шагов
Сейчас появится Есенин,
Творец волнующих стихов!

(идет показ репродукций И.И.Левитана, Васнецова, И.И.Шишкина ) такой Мещеру изображали художники. А сейчас посмотрите какая она реальная (идет показ слайдов “природа Мещеры”).

Еще древнегреческий философ Цецерон сказал:- “Все элементы мироздания гармонично связаны между собой”. Поэтому , “Определенная территория, заселенная определенными растениями и животными называется сообществом”.

Вопрос к вам. Как вы считаете, какие науки наиболее тесно взаимосвязаны между собой? (варианты ответов: география, биология, история, физика, химия).

Но одни из самых близких наук это география и биология. Поэтому мы хотим предложить вам создать главу совершенно нового учебника для совместного изучения географии и биологии и назвать ее “Взаимосвязь растений, животных в пределах Мещеры”. (на классной доске и в тетрадях учащиеся делают запись темы урока).

(учитель географии на карте Владимирской области показывает Мещерскую низменность).

Учитель: Взаимосвязь растительного и животного мира, которая складывается на протяжении всей истории развития органического мира, называется биологическими факторами (факторы живой природы), а природные условия, которые позволили сложиться такой взаимосвязи, называются абиотическими факторами (факторы неживой природы).

Писатель Солоухин писал:- “Так же как птицы созданы летать, а рыбы жить в воде, так и человек создан жить среди природы и постоянно с ней общаться”. Взаимодействие человека с природой, с окружающей средой называется антропогенным фактором. Теперь и вы в своей работе можете пользоваться этой новой терминологией.

Наша основная работа на сегодняшнем уроке составить картосхему природного сообщества Мещеры.

Вопрос вам.

  • Как вы думаете, одинаковы ли абиотические факторы в Мещере? (предполагаемый ответ уч-ся. Нет.)
  • Одинаковы ли растения и животные взаимосвязанные между собой и образующие биотические факторы? (предполагаемый ответ уч-ся. Нет.)

Мещера- это одно сообщество и находится в одной природной зоне, но с разными местными климатическими условиями. Поэтому здесь формируются различные абиотические факторы, которые позволили сформировать свои растения и животных, дающие во взаимосвязи биотические факторы.

Давайте посмотрим, какие природные комплексы можно выделить в Мещере. (предполагаемые ответ уч-ся. Озера, болота, рощи, дубравы, луга и т.д.). Идет демонстрация презентаций растения и животные Мещеры Приложение 1

Учитель: Для работы над созданием главы учебника мы предлагаем вам объединиться в группы. Каждая группа будет рассматривать свой природный комплекс и группа экспертов, которая даст заключение о готовности материала к печати: Вывешивается схема работы специалистов в группе.

(Приложение 2)

В каждой группе будет картограф, геолог, климатолог, ботаник, почвовед, зоолог, эколог. Я думаю, что вы знаете чем занимаются эти специалисты? (ответы учащихся).

Картограф- определяет географическое положение рассматриваемого объекта.

Геолог- изучает строение земной коры.

Климатолог- определяет климатические условия территории.

Ботаник- изучает растительный мир.

Зоолог- специалист по животному миру.

Эколог- изучает взаимоотношения живых организмов с окружающей средой.

На столах для работы каждой группы разложены карточки-инструкции в конвертах.

(Приложение 3)

Изучите дидактический материал  (Приложение 4) . Достаньте материалы из конвертов, в них содержится материал для всех специалистов.

Для:

Геолога- профили рельефа Мещеры.

Климатолога- график хода температуры и таблица осадков.

Почвоведа- почвенные профили. Таблица мощности почвенного слоя и слоя гумуса.

Ботаника- гербарии, фото растений.

Зоолога- картины животных. Образец основы пищевой цепи.

Эколога- изображение знаков по охране природы.

При ответе на карточки- задания (Приложение 5) используйте текстовый материал: “Впечатление о Мещере”; Большая энциклопедия животных и растений; Физическая география; справочник по биологии; и др.

На карточках- заданиях приведены источники информации, которые вы будете использовать.

  • Распределите задания в группе.
  • Выполните задания и совместно выполните картосхему.
  • Подготовьтесь к докладу.

На работу в группах дается 30 минут. Оцениваться работа групп будет по сумме баллов, набранных за работу каждого специалиста. Результатом нашей совместной работы будет создание картосхемы, где будет дана полная наглядная характеристика природных комплексов Мещеры.

1.Выступление представителей групп с результатами работы.

2.Подведение итогов группой экспертов по сумме баллов. Во время подведения итогов эксперты отмечают положительные и отрицательные качества работы.

Домашнее задание: Подготовить творческие проекты на тему “Мещера- моя маленькая Родина, Гусь-Хрустальный район- жемчужина Мещеры”: альбом- презентация “Растительный и животный мир Мещеры”; эссе “Какой останется Мещера нашим потомкам”.

Читать еще:


Новые материалы:

Технология "проблемного диалога" образовательной области "Окружающий мир" ОС "Школа–2100" :: Первые шаги младших школьников в познании своей Родины :: Урок обучения грамоте в первом классе :: Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС :: Урок-праздник в 6-м классе "Масленица"по теме: "Блины, блинчики, оладьи" :: Я худею, 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list12.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list12.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list12.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Плохие парни 3 ( Bad Boys for Life) (боевик, триллер, комедия ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Девочка / Жакеты и жилеты / 64122_OLG Жакет для девочки

Деловой стиль подчиняется ускоряющемуся ритму жизни и меняется вместе с нами. В школьной коллекции 2016 года мы предлагаем актуальный укороченный жакет приталенного силуэта с застежкой на пуговицы. Жакет прослужит не один сезон благодаря возможности регул...

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD