Экология птиц антропогенного ландшафта : Биология

Экология птиц антропогенного ландшафта : Биология

Цели урока:

  • показать многообразие птиц Санкт-Петербурга и его окрестностей;
  • раскрыть биологические особенности, особенности “поведения”, наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактор;
  • выработать у учащихся убеждения о высокой значимости системы охраны птиц антропогенного ландшафта, как фактора выживания в биосфере, показать взаимосвязь живых организмов в природе.

Оборудование:

  • карта “Птицы Санкт-Петербурга”;
  • ноутбук, проектор; чучело птиц; фильм “Экологические группы птиц”; гнездо серой вороны; кассета с голосами птиц.

Тип урока: урок-конференция.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока, формулировка целей и задач урока.

3. Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.

От чего зависят экологические особенности птиц?

/Экологические особенности зависят от условий обитания и питания/

Какие экологические факторы оказывают воздействие на птиц? Приведите примеры.

/Абиотические факторы. Понижение температуры окружающей среды вызывает повышенный расход энергии для поддержания температуры тела. У мелких птиц более половины энергии, которую они получают от питания, уходит на терморегуляцию организма. Зимой при низкой температуре и при сокращении светового дня птицы могут погибнуть от истощения.

Биотические факторы. Исчезновение насекомых, уменьшение их количества, периодические изменения в жизни растений определяют пищевой режим птиц и влияют на их распределение. Кроме того, условия питания оказывают влияние на размножение и смертность птиц. Обилие пищи, благоприятные условия вызывают у птиц усиленное размножение. В эти годы число яиц в кладке больше, появляются дополнительные кладки. В неурожайные годы при уменьшении числа грызунов, птицы-хищники, питающиеся ими, имеют меньшее число яиц в кладках, а смертность среди птенцов выше.

Антропогенный фактор. Влияние человека может быть непосредственным на живые организмы и косвенным через изменение условий среды обитания./

/Учащиеся приводят примеры./

Что значит антропогенный ландшафт? Каких птиц, обитающих в пределах нашего города, вы знаете?

Санкт – Петербург, как всякий крупный город, имеет свою фауну птиц. Она похожа на фауну других крупных европейских городов, но в то же время имеет свой специфический облик. Эта специфика определяется ландшафтным окружением и исторически сложившимся обликом города. СПб и его ближайшие окрестности представляют собой комплекс различных ландшафтных участков: луга, леса, большие и маленькие парки, зелёные насаждения, пустыри, сады, свалки, реки, ручьи, озёра. Всё это даёт возможность птицам находить удобные места для устройства гнёзд, отдыха и питания. Поэтому и видовой состав очень разнообразен. Кроме того, Санкт-Петербург расположен на пути миграции птиц, поэтому во время осенних и весенних перелётов в городе и в ближайших окрестностях встречаются многие виды, которые не гнездятся ни в СПб, ни в области. В парках города гнездятся зяблики, серые мухоловки, синицы, пеночки, дрозды, соловьи, овсянки, камышевки. По берегам различных водоёмов, в поймах рек и озёр селятся утки пастушки и кулики. На полях и лугах – жаворонки и славки.

Птицы города. Серое утро. Ещё не скоро проедет по улицам первый транспорт, заспешат люди, и городские птицы изо всех сил стараются использовать короткие часы безлюдья: обеспечивают себя пищей. По газонным расхаживают вороны и галки, чайки с хозяйским видом гуляют по набережным, стаями перелетают утки, оглашая воздух громким кряканьем.

/Фотографии птиц показываются через проектор, места встречаемости указываются на карте “Экология птиц Санкт-Петербурга”./

Одной из обычных птиц антропогенного ландшафта является серая ворона. Эта птица редка в малонаселённой местности и, наоборот, вблизи человека встречается часто.

Почему?

/К человеку “жмётся” по одной причине – его бесхозяйственность создаёт ей оптимальный кормовой режим./

Серая ворона выделяется среди птиц не красотой, а умом. Вороны на редкость интересные птицы. Разве не удивительно то, что борясь за своё существование, они научились на расстоянии отличать мужчину от женщины. Первого, от которого они видели много зла, они облетают стороной, вторую – могут подпустить и вплотную. Более того, они отличают человека с ружьём от человека с палкой. Вороны являются своеобразными индикаторами чистоты города.

Объясните.

За зиму они “перерабатывают” 11 тонн отходов в городе. Эти птицы учатся не только на горьком опыте, но и перенимают полезные навыки у других птиц.

/Сообщение учащихся о наблюдениях за поведением серой вороны./

К какой миграционной группе относится ворона?

Оказывается, большинство из тех ворон, которых мы видим в городе зимой, не гнездятся здесь. Это в основном молодые птицы прошлого и позапрошлого года, которые ко времени образования пар улетят из Санкт-Петербурга и его окрестностей на северо-восток: в Карелию, Вологодскую и Архангельскую области. Население же наших ворон формируется лишь за счёт старых особей и молодых птиц, появившихся со стороны. Традиционные места гнездования сохраняются в большинстве случаев многие годы. Гнездо может функционировать в течение десятков лет. За это время его хозяева могут не раз смениться.

Кто видел гнездо вороны? Какие материалы используют вороны при строительстве гнезда?

/Сообщение учащихся/

Жизнь в городе оказала влияние на архитектурные способности птиц. При строительстве гнёзд пернатые архитекторы часто заменяют природные материалы искусственными: провода, проволока самого различного вида и различной длины, бумага. Вата стала универсальным строительным материалом. Её кусочки можно увидеть вмонтированными в стенки гнезда серой мухоловки, серой славки. Всевозможные нитки: хлопчатобумажные, шерстяные из искусственного волокна подбирают воробьи, коноплянки, зяблики, синицы и мухоловки.

/Фотографии гнезд птиц/

Нельзя сказать, что это вызвано отсутствием или нехваткой природного материала. Причины, по которым так поступают некоторые виды птиц, требуют специального изучения.

Многие недолюбливают ворон, ссылаясь на то, что они разоряют гнёзда других птиц.

А чем ещё питаются вороны?

/Сообщение учащихся/

Серая ворона интересна ещё и тем, что она своей простой, тихой и мелодичной песенкой, не похожей на карканье, раньше других предвещает приход весны. Но поистине певцом антропогенного ландшафта можно назвать зяблика. Зяблик – это “на все руки мастер”. Есть птицы – архитекторы гнёзд, но неумелые певцы (ремез). Есть чарующие певцы, но плохие строители (соловьи). Есть красавцы, но воры и безголосые (щурки).

/Фотографии птиц/

А зяблик – искусный зодчий – гнездовик, весёлый напевала, щеголь и насекомоед. Щеголяет зяблик разноцветной пестротой перьев: чёрных, белых, жёлтых, серых, светло-зелёных и вино-красных. Эти птички-жизнелюбы охотно поселяются вблизи жилья. Привыкают к людям и поют.

/По карте показываются места гнездования./

А какой природный материал используют эти птицы при строительстве гнезда?

Найти гнездо зяблика очень трудно. Так прилепит замысловатый полушар своего скрытого домика между стволом и сучьями, вблизи не заметишь, скорей подумаешь, что это наплыв на мшистой коре. Он отделывает свой домик кусочками мха и лишайников, которые тщательно укладывает и оплетает паутиной, а внутри – пух и шерсть. Гнёзда зябликов и многих других птиц в черте города перестали соответствовать тем описаниям, которые приведены в различных определителях. Практически не встречаются в отделке гнёзд лишайники. Почему?

/Лишайник является своеобразным биологическим индикатором, очень чутко реагирующим на загазованность воздуха./

Теперь же многие гнёзда зябликов украшены не чешуйками бересты и лишайниками, а шариками и кусочками пористого пенопласта. Бывший первоначально упаковочным материалом, он ломается и постепенно рассеивается везде и всюду. В этом виноваты мы с вами. Если мы меньше станем захламлять окружающую природную среду, то городские птицы вновь обратят внимание на ветки и мох. Искусственный материал иногда вредит птицам. Он часто является причиной травм и даже приводит к гибели птиц.

Среди пернатых, издревле связанных с человеком прочными нитями взаимных симпатий, деревенская ласточка занимает особое положение. Независимый характер прекрасно сочетается с трогательной привязанностью к людям.

/Фрагмент фильма о городской, деревенской ласточке./

Почему ласточек называют живым барометром?

/Низко ласточки летают – о дожде предупреждают.

А летают высоко – значит дождик далеко/

По ходу урока учащиеся заполняют таблицу:

Название птиц

Природный материал

Искусственный материал

Серая ворона
Зяблик
Ласточка деревенская
   

Необычные условия жизни в городе влияют и на наследственные свойства городских птиц. Например, среди сизых голубей всё больше появляется тёмных и чёрных.

Городские птицы чаще своих собратьев, живущих в природе, изменяют веками сложившимся формам поведения и “изобретают” новые. Синицы делают гнёзда в вертикальных полых предметах: чугунных трубах оград, столбах, вороны стали гнездиться на крышах, ласточки – в разбитых плафонах уличных фонарей. Всё другое у этих птиц: и сроки гнездования, и места устройства гнёзд, и гнездовые материалы, и корма, и укрытия, и “манера” себя вести, а подчас даже и внешний вид. /Фотографии необычных мест гнездований/

Мир птиц часто воспринимается человеком как мир радости. Да, радость бытия у птиц проявляется ярко и красочно. Но их жизнь отнюдь не похожа на идиллию. В пении птиц мы склонны улавливать лишь мажорные ноты, но…

У каждой птицы музыка своя,
Свой голос
И свои для пения сроки…
И не мешает пению соловья
Смешное бормотание сороки.

Шульжик Валерий

Какую информацию несёт пение птиц?

Мажорные ноты звучат очень редко, в песне преобладает другая тональность: озабоченность, беспокойство, тревога

Язык тревоги... Наверное, жизнь впервые заговорила на этом языке. Ее начальные звуки были выражением тревоги, опасности. У всего живого на Земле один страх, Одна эмоциональная реакция на ужас небытия. Вот почему язык тревоги стал универсальным языком биосферы. И громче всех – отчётливо и вразумительно – на нём говорят птицы. Язык тревоги – он понятен всем птицам. И не только им, но ещё и рептилиям, млекопитающим. Общение с его помощью осуществляется на межвидовом уровне. Он соединяет представителей различных классов. Единый язык жизни. Мы все – дети природы. Как научимся относиться к ней, так и жить станем, либо в добром согласии и здравии, либо в чёрных невзгодах.

/Фотографии природы/

Природа вынослива и терпелива. В отличие от нас, временных её обитателей, у прародительницы нашей огромный запас прочности, огромный, но не беспредельный.

Мы странно, неправильно живём на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не охраняем. Бриллианты, алмазы, золото охраняем, а озёра, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь Землян откуда-то со стороны.

Если мы по-сыновьи будем относиться к природе, то не умолкнет жаворонок над полем, и запоёт соловей в саду.

/Кассета с записью пения соловья./

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Фразеологизмы. 6-й класс :: Урок делового письма в 6–7-х классах на тему "Письмо другу" :: Обучение сочинению-рассуждению по плану-алгоритму :: Примеры из художественной литературы в рецензии на ЕГЭ по русскому языку :: Самореализация личности в условиях современного образования :: Манифесто ( Manifesto ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list22.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list22.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list22.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
За гранью реальности, 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD