Урок по природоведению "Суша". 5-й класс : Биология

Тип урока: урок изучение новой темы.

Вид: комбинированный.

Оборудование: презентация "Суша", компьютер, проектор, интерактивная доска, рабочая тетрадь, глобусы, карта полушарий.

Продолжительность урока: 80 минут (2 урока)

Дата проведения: Урок № 24-25 в тематическом планировании

Класс: 5

Литература:

1. Природоведение. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 174,с.: ил.

2. Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина/авт.-сост. Т.В. Козачек. - 2-е изд., испр. - Волгоград: Учитель, 2010. - 124 с.

3. Единая коллекция образовательных ресурсов.

Цели урока:

1. Повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясения и вулканы;

2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

3. Развитие у школьников умения излагать мысли, в подготовленной заранее презентации;

4. Повторение и закрепление основного программного материала;

5. Показать, что природоведение интегрированный курс на примере данной темы и знания, полученные, на уроке пригодятся при изучении географии;

6. Воспитать уважение, умение работать в команде.

Задачи урока:

  • обучающая: способствовать осознанию нового материала по теме суша планеты Земля -различать материки и части света, острова и архипелаги, дать общую характеристику материков.
  • воспитательная - воспитывать у учащихся навыков самопрезентации, воспитывать навыки работы в группе, ответственное отношение к окружающему миру, своим действиям и поступкам.
  • развивающая - развивать коммуникативную и информационную компетенции учеников, целостное восприятие окружающего мира, исследовательского труда, умения анализировать, сравнивать и делать выводы.

Ход урока

1. Организационный этап - 1-2 минуты.

2. Повторение пройденного материала - 10 минут.

3. Новая тема - 52 минут.

4. Закрепление изученного материала урока - 15 минут.

5. Домашнее задание - 1 минута.

6. Подведение итогов урока - 1 минута.

1. Организационный этап.

Учитель говорит слова приветствия. (слайд №1,2) На прошлых уроках мы с вами познакомились с внутренним строением Земли, рассмотрели, из чего состоит земная кора. Грозные природные явления, связанные со строением земной коры.

Презентация.

Как устроена поверхность Земли рассмотрим сегодня.

2. Повторение пройденного материала (опрос, письменная работа по карточкам)

1 вопрос. Что такое землетрясения, каковы причины их происхождения? Что называют очагом и эпицентром землетрясения? Как измеряется сила землетрясения?

2 вопрос. Каково строение вулкана? Какие бывают вулканы? (подписать строение вулкана на доске) (слайд №3)

(письменно по карточкам) Задание: соотнесите понятие и определение. Образец:  1-Б
1. Кратер А  Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана
2. Жерло Б  Углубление в верхней части вулкана
3. Очаг магмы                 В  Вулкан с густой лавой и крутыми склонами
4.Лава Г  Самый высокий действующий вулкан России
5.Конический вулкан Д  Вулкан, извержения которого прекратились
6. Щитовой вулкан Е  Канал, по которому поднимается магма
7.Вулканические бомбы Ж  Магма, излившаяся на поверхность
8.Действующий вулкан З  Вулкан, извержения которого повторяются
9.Потухший вулкан И  Вулкан с жидкой лавой и пологими склонами
10.Ключевская  Сопка К  Расплавленная мантия в глубинах Земли

3. Объяснение новой темы

На прошлых уроках мы с вами познакомились с внутренним строением Земли, рассмотрели, из чего состоит земная кора.

Как устроена поверхность Земли рассмотрим сегодня.

Люди с древности интересовались, как устроена поверхность Земли, есть ли конец света. Первый человек, который увидел, Землю из космоса был Гагарин Ю.А., и, увидев, ее воскликнул: "Какая она красивая!" (слайд №4)

Площадь поверхности земного шара составляет 510 млн. км2. Общая площадь суши составляет примерно 29 % поверхности Земли, остальная часть Земли покрыта Мировым океаном - 71%. (слайд №5)

- Как вы думаете, чем представлена суша?

Суша - часть земной поверхности, не покрытая океанами и морями (материки и острава).

- Сколько материков на Земле? Назовите их. (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).

- А всегда ли было на Земле 6 материков? (нет, 180 млн лет назад существовал единый материк Пангея, который раскололся на 2 материка. 135 млн лет Лавразия и Гондвана. Это связано с движением плит.) (слайд №6)

- Что такое материк?

Материк - это крупнейший массив суши, со всех сторон окруженный водами Мирового океана. (слайд №7)

- Что такое остров?

Остров - участок суши, со всех сторон окруженный водами океана или моря. (слайд №7)

- Чем отличается материк от острова?

Острова отличаются от материков относительно небольшими размерами и происхождением.

Архипелаг - группа островов расположенных близко друг от друга и имеющих обычно одно и тоже происхождение и сходное геологическое строение. (слайд №8)

В отличие от географический понятий "материк" и "океан" понятие "часть света" - историческое. Части света сформировались за долгий период открытия и изучения новых земель разными народами. Части света, кроме территории материков, включают и относящиеся к ним острова. Различают следующие части света: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида. (слайд №9)

В тетради записывают материки и части света (слайд №10).

Интерактивное задание: материки на карте полушарий - расположите правильно материки (у доски 1 ученик)

А теперь отправляемся в путешествие по материкам! (слайд №11)

Каждая группа учащихся представляет материк по самостоятельно подготовленной презентации.

По ходу показа презентаций учащиеся заполняют таблицу (слайд №12) (см. приложение1)

После выступления каждой группы подводим итог и проверяем, что учащиеся занесли в таблицу (слайды №13-18).

4. Закрепление изученного материала урока

(слайд №19) Соотнесите материк и географический объект:

1) Евразия а) Гималаи
2) Австралия б) Сахара
3) Африка в) Кордильеры
4) Северная Америка г) Муррей
5) Южная Америка д) Анды
е) Байкал
ж) Миссисипи
з) Янцзы
и) Амазонка

(слайд №20,21) Какие утверждения верны?

1. Суша Земли составляет от всей поверхности земного шара 49%.

2. Самое глубокое озеро мира - Эйр.

3. Самый большой остров мира - Гренландия.

4. Миссисипи - самая длинная река планеты.

5. Российская Федерация расположена на территории Евразии.

6. Нил - самая длинная река Австралии.

7. Самым влажным континентом Земли является Южная Америка.

8. Анды - горы, расположенные в Северной Америке.

9. Льды Антарктиды содержат от всех запасов пресной воды Земли около 90%.

10. Австралия - это континент, на котором нет крупных и полноводных рек.

11. Самый большой остров в мире - Сахалин.

(слайд №22) Самостоятельно в рабочей тетради на оценку стр. 37-38 упр. 1-4.

5. Домашнее задание.

(слайд №23) Стр. 78-84, "подумайте" - 1,4

6. Подведение итогов урока.

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок "Географические координаты: широта и долгота" с использованием модульной технологии :: Урок "Географическое положение Южной Америки", 7-й класс :: Практическая работа "Определение атмосферного давления температуры количества осадков и влажности с помощью приборов" :: Итоговый урок "Океаны Земли" 7-й класс :: Урок-путешествие по теме "Южные материки" :: Гонка века ( The Mercy ), 2017 :: Мебель/Мебель для дома/Столы/Обеденные столы / Gramercy / Стол Alford ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD