Урок биологии по теме "Внутреннее строение стебля". 6-й класс : Биология
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стебля". 6-й класс : Биология

Цели урока для учителя:

  • Сформировать понятия “кора, кожица, пробка, чечевички, луб, древесина, сердцевина, камбий, годичное кольцо прироста, восходящий и нисходящий ток”.
  • Разъяснить внутреннее строение стебля.
  • Показать взаимосвязь функции и строения.
  • Показать на живых растениях нисходящий и восходящий токи.
  • Изучить по каким тканям происходит передвижение веществ.
  • Продолжать формирование навыков работы с микроскопами и микропрепаратами.
  • Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем ботаники.
  • Продолжать формировать умения работать с текстом учебника.
  • Формировать у учащихся умение сравнивать, анализировать и делать выводы.

Цели урока для ученика:

  • Закрепить темы: “почка, побег вегетативный генеративный, виды почек, узел, междоузлие, пазуха листа, стебель, функции стебля, виды стеблей, конус нарастания, ветвление”.
  • Изучить тему урока “внутреннее строение стебля”.
  • Вникнуть в понятия: “кора, кожица, пробка, чечевички, луб, древесина, сердцевина, камбий, годичное кольцо прироста, восходящий и нисходящий ток”.
  • Воспроизвести навыки правильной работы с микроскопами и микропрепаратами.
  • Учиться практически применять полученные знания на уроке.

Оборудование: сайт с учебными рисунками, проектор, таблица, микроскопы, микропрепараты, живые растения, спилы дерева.

Этапы урока:

  1. Блиц-опрос по теме “Развитие побега, стебель, ветвление побега”.
  2. Изучение темы: “Внутреннее строение стебля”.
  3. Обсуждение домашних лабораторных работ.
  4. Закрепление изученного материала в форме лабораторной работы, работы с проектором.
  5. Задание на дом.

Ход урока

Организация класса:

  • Запись отсутствующих в журнал.
  • Запись темы урока в тетрадь.
  • Запись домашнего задания (параграф 22, рисунок 49, записи в тетради).

I. Повторение темы “Развитие побега, стебель, ветвление побега”.

Проверка знаний:

Биологическая игра “Удивительные орган растения – побег”.

II. Изучение нового материала:

Изучение темы: “Внутреннее строение стебля”.

История изучения стебля.

Рассказ учителя:

Стебли лозы и стволы деревьев, служившие человеку поделочным материалом, всегда были предметом его самого пристального внимания и изучения. Неудивительно поэтому, что уже на первых шагах развития ботанических знаний, в древнегреческой науке, мы встречаем довольно обстоятельные сведения о строении стебля.

Теофраст в структуре стебля растений различает кору, древесину и сердцевину. Пытаясь разобраться в деталях каждого из этих трех структурных элементов стебля, Теофраст приходит к выводу, что они состоят из волокон, жил и мяса. Волокна и жилы, по Теофрасту, представляют собой в сущности одно и то же, но волокнами или нервами он называл тонкие волокноподобные пучки, а жилами – более крупные тяжи (по-видимому, сосудистые пучки).

“Волокна и жилы, – говорит Теофраст, – расщепляются только вдоль и не иначе, между тем как мясо растений можно легко делить во всех направлениях подобно кому земли”.

Теофрасту были уже известны различия внутреннего строения тех двух больших групп растений, которые мы теперь называем однодольными и двудольными.

Внутреннее строение стебля:

Беседа с использованием технологии критического чтения:

Ребята сегодня мы с вами изучим внутреннее строение стебля. Для начала давайте вспомним стебель это какая часть побега? (осевая). Давайте посмотрим на рисунке 49 стр. 67, какие выделяют основные части стебля? (кора, камбий, древесина и сердцевина). Наружный слой коры покрыт кожицей, которая с возрастом заменяется более толстым слоем – пробкой. Как вы думаете какую функцию эти слои выполняют? (Защитная). В пробковом слое есть чечевички. Что это такое ответ в тексте стр. 68. Пробка защищает внутренние слои стебля от испарения влаги, предохраняет от резких колебаний температуры, от проникновения пыли и болезнетворных микроорганизмов, от механических повреждений. По мере формирования пробки зеленый цвет побегов сменяется бурым – так происходит подготовка побегов к зиме. Под пробкой в коре находится луб. Давайте найдем в тексте что является составной частью луба (чтение отрывка из абзаца на стр. 68). Луб состоит из лубяных волокон, которые выполняют механическую (опорную) функцию, и ситовидных трубок, которые проводят органические вещества к различным органам растения.

Проводящие и механические элементы древесины и луба расположены вдоль стебля, а в поперечном направлении через древесину и луб проходят сердцевидные лучи, состоящие из ряда живых клеток.

Древесина – основная часть стебля. Найдите в тексте стр. 68 из чего состоит древесина? - Механическая ткань в виде древесных волокон и проводящих элементов – сосудов и трахеид.

А что же занимает центральную часть стебля? (стр. 68). Сердцевина. Переверните страничку 67 и посмотрите какую функцию выполняет сердцевина – запасающую.

Между древесиной и лубом залегает камбий – однорядной слой клеток образовательной ткани. Я уже на предыдущих уроках рассказывала вам о росте стебля. Мы говорили, что стебель растет в длину и в толщину. В длину стебель растет за счет вставочного роста, вспомним, что это за рост? В толщину стебель растет за счет деятельности клеток камбия. Давайте найдем в учебнике на стр. 68 как откладываются клетки камбия.

Клетки древесины, образовавшиеся за весну и лето, составляют прирост, называемый годичным кольцом прироста. Годичные кольца появляются в результате того, что весной с началом сокодвижения камбий крупные клетки с тонкими оболочками. В конце лета у большинства деревьев образуются более мелкие клетки древесины с более толстыми оболочками. С глубокой осени и до весны следующего года деятельность камбия прекращается, а весной снова возобновляется. По годичным кольцам древесины можно определить возраст дерева (Показ спилов дерева).

В строении стеблей травянистых и древесных растений много общего, но есть и различия. Давайте найдем эти отличия в учебнике стр. 68

Внутреннее строение стебля:

  1. Наружный слой коры покрыт кожицей, которая с возрастом заменяется толстым слоем – пробкой, они выполняют защитную функцию. В пробковом слое находятся чечевички через них происходит газообмен.
  2. Луб состоит из лубяных волокон, которые выполняют механическую (опорную) функцию, и ситовидных трубок, которые проводят органические вещества к различным органам растения.
  3. Древесина состоит из древесных волокон, которые выполняют механическую функцию, и сосудов и трахеид, которые выполняют проводящую функцию.
  4. Центральную часть стебля занимает сердцевина, в которой запасаются органические вещества.
  5. Между древесиной и лубом залегает камбий, который обеспечивает рост стебля в толщину.

III. Обсуждение домашних лабораторных работ.

Передвижение веществ по стеблю

Обсуждение домашних лабораторных работ.

Лабораторные работы “Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю”.

Цель: Познакомится с транспортом веществ внутри растительного организма.

Оборудование: ветка любого дерева, простоявшая 2-4 суток в подкрашенной в воде, таблица строение стебля.

  1. Что же мы делали:
  2. Что же получили:

Вывод:

Ребят какой же мы можем сделать вывод? (по стеблю происходит передвижение веществ). Теперь давайте разберемся какие вещества и в каком направлении они передвигаются.

Работа с учебником стр. 70. Прочитали. Ну что отвечаем на мой вопрос - какие вещества и в каком направлении они передвигаются?

Передвижение веществ по стеблю

По сосудам древесины и трахеидам, которые представляют собой мертвые клетки, от корней к листьям (в направлении снизу вверх) поднимаются растворенные минеральные вещества из почвы. Это восходящий ток. По ситовидным трубкам луба, состоящим из живых клеток, соединяющихся между собой тонкими тонкими перегородками с отверстиями, передвигаются органические вещества, образовавшиеся в листьях ко всем органам растения. Это нисходящий ток.

IV. Закрепление изученного материала (лабораторная работа, работа с проектором).

Ребята у вас на столах стоят микроскопы, с микропрепаратами. Как они называются? Вы сейчас посмотрите, сравните микропрепарат с рисунком 49 в учебнике.

Не забудьте про технику безопасности при работе с микроскопами и микропрепаратами. Будьте осторожны, не порежетесь о предметное и покровные стекла. И аккуратно двигаете винтами, не разбейте микропрепарат.

Посмотрели, сравнили, и дома зарисуйте рисунок 49.

Теперь по слайду давайте вспомним про движение веществ по растению.

Давайте проверим усвоенные знания с помощью моих вопросов.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

  1. Наружный слой коры у молодых стеблей представлен тонкой ...(кожицей).
  2. С возрастом кожица заменятся ... (пробкой), которая состоит из мертвых клеток, заполненных воздухом.
  3. ... и ... (кожица и пробка) относятся к покровной ткани, которая защищает растение от пыли и микроорганизмов, излишнего испарения влаги и промерзания.
  4. Газообмен в кожице осуществляется через ... (чечевички).
  5. Внутренний слой коры представлен ... (лубом), в состав которого входят волокна, ситовидные трубки, и клетки основной ткани.
  6. ...(Древесина) – механическая ткань, которая образована, вытянутыми клетками, с утолщенными одревесневшими оболочками, обеспечивающими гибкость и прочность стебля.
  7. За лубом следует тонкий слой образовательной ткани ...(камбий), клетки которой мелкие, узкие, они обеспечивают рост стебля в толщину.
  8. По ... ... (сосудам древесины) от корня к листьям передвигаются вода и растворенные в ней минеральные соли.
  9. ... (Сердцевина) занимает центральную часть ствола дерева, к летках которой откладываются в запас питательные вещества.

Задание 2. Верно ли утверждение?

  1. По сосудам древесины передвигаются органические вещества от листьев ко всем органам растения. (-)
  2. По ситовидным трубкам от корня к побегу передвигаются минеральные вещества, растворенные в воде. (-)
  3. Проводящей тканью растения являются сосуды древесины и ситовидные трубки луба.(+)
  4. В стебле существует только восходящий ток жидкости.(-)
  5. Стебель выполняет только функцию проведения веществ по растению.(-)

Рефлексия.

V. Задание на дом – параграф 22 и рисунок 49.

Работа по учебнику Д.И. Трайтак “Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники 6 класс:

Читать еще:

Новые материалы:

Урок-размышление "А что есть красота?" (по сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда"), 5-й класс :: Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" :: Урок литературы в 6-м классе "Этические нормы взаимоотношений по рассказу М.М. Зощенко "Золотые слова" :: Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Здравствуй, страна Литературия!" :: Урок – творческий конкурс "Лучшая фирма – 2006" по теме: "Объектно-ориентированное программирование" :: My Little Pony в кино ( My Little Pony: The Movie ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Российские студенты продолжают сходить с ума. Теперь и в Орле!

Не успел один несчастный влюбленный студент из Бауманки угробить сначала предмет своей влюбленности, а потом и себя, как в Орле уже, наоборот, девушка поступает со своим возлюбленным еще круче, и тоже исключительно из романтических чувств. Правда, на себя ей решимости уже не хватило.

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru