Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс : Биология

Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс : Биология

Цель: закрепить знания, полученные на уроках в ходе изучения тем, развивать коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации.

Оформление: влажные препараты – ящерица, уж, гадюка, медиапроектор, компьютер.

Предварительная подготовка: учащиеся заранее (за 1-1,5 недели до проведения мероприятия) получают перечень вопросов, определяют состав участников команды 5-6 человек.

Продолжительность мероприятия: 60 минут

Вопросы для подготовки учащихся к проведению конкурса

  1. Кто такие «невесты Нила»? Объясните значение словосочетания.
  2. С какими животными класса пресмыкающиеся связано возникновение Земли?
  3. Назовите тотемных животных классов Земноводные и Пресмыкающиеся.
  4. Кому принадлежат слова «Животные, большей частью яйцеродные, иногда живородные, четвероногие или безногие, часть покрытые чешуями»? Как они называются в настоящее время?
  5. С какой целью австралийские аборигены, очутившись в пустыне, разыскивают пустынную австралийскую жабу?
  6. Одна из сидящих на берегу лягушек, заметив приближающуюся к водоему собаку, прыгнула в воду. Следом за ней прыгнули в воду и другие лягушки, хотя собаку они видеть не могли. Объясните поведение лягушек в этой ситуации.
  7. В террариум с голодной лягушкой положили большое количество умерщвленных насекомых. Однако лягушка их есть не стала. Как вы думаете почему?
  8. Сравните уровень обмена веществ у рыб и земноводных, используя следующие показатели: у рыб пища переваривается за 60-80 часов, сердце сокращается примерно 20 раз в минуту; а у лягушки пища переваривается за 8-10 часов, а сердце совершает 50 сокращений в минуту. В чем причина таких различий?
  9. На Руси издавна существовал надежный способ сохранения молока свежим. Для этого в сосуд с молоком помещали лягушку. В чем секрет такого способа?
  10. Ядом этой лягушки индейцы смазывали наконечник стрел. У животного, раненого такой стрелой, наступает паралич, и оно погибает. Вырезав кусок мяса вокруг стрелы, его выбрасывают. Остальное можно употреблять в пищу. Как называется эта лягушка?
  11. Какой вывод в ходе опыта с лягушкой с удаленными легкими сделал в 1785 году Л.Спалланцани ?
  12. В какой класс объединяли класс Амфибии и класс Рептилии? Кто из ученых предложил их разделить на амфибии и рептилии?
  13. Кто такой филобус?
  14. Что такое серпентарий? Где и кем он впервые был создан?
  15. Какое животное изображено на эмблеме медицины?
  16. Объясните закономерность: чем голоднее ядовитая змея, тем быстрее погибает её жертва при укусе.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим конкурс любознательных. Как вы думаете, что означает слово «любознательный».

В словаре Ожогова «любознательный» - склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

В соответствии с условиями конкурса каждая команда получила одинаковые вопросы для подготовки, используя разные источники информации, вы могли найти ответы на эти вопросы. Были сформированы команды по 5 человек. Командам необходимо придумать себе название, связанное с темой конкурса. Путем жеребьевки мы определим команду, которая начнет игру первой.

В ходе игры вы, по очереди, будете вытягивать шары, внутри каждого из которых находится фишка с номером вопроса, на который вы должны максимально точно и быстро ответить. За каждый правильный (полный ответ) команда получает 10 баллов

В ходе конкурса мы определим, насколько была любознательна каждая из команд.

Ход конкурса: члены команды вытягивают по очереди шары с вопросами. Фишка с номером вопроса соответствует нумерации вопросов для предварительной подготовки. Учащиеся должны максимально быстро вспомнить и сформулировать ответ на вопрос, который им достался (использовать заранее подготовленные письменные ответы запрещается). Если команда затрудняется ответить на вопрос, право ответа переходит команде соперника.

Примерные ответы на вопросы к конкурсу любознательных

1. Кто такие «невесты Нила»? Объясните значение словосочетания.

Во время разливов великого Нила, питающего водой эту земледельческую страну и приносящую плодородный ил, в его низовьях появилось много крокодилов. В связи с этим древние обитатели нижнего Нила пришли к парадоксальному выводу, что именно крокодил вызывает паводок. Так, безудержная человеческая фантазия превратила крокодила в «управителя» водами реки. Во время богослужения в храме крокодилов в день праздника Нила прекрасную девушку древние египтяне приносили в жертву. Если в реке её настигал крокодил, это считалось верным предзнаменованием того, что жертва принята и будет большой разлив. Если же девушка плыла и не тонула, а крокодил её не настигал, считалось, что она, «нехорошая», чем-то не угодила божеству, тогда полагалось выловить её и замуровать живой в стене храма крокодилов. Когда люди, жившие по берегам Нижнего Нила, поняли, что разлив реки зависит от бурного таяния снегов в горах и поэтому крокодилы к нему никакого отношения не имеют, страшный обычай принесения в жертву крокодилу «невесты Нила» ушел в прошлое. (Приложение 1, рисунок 1)

2. С какими животными класса пресмыкающиеся связано возникновение Земли?

По мнению многих народов именно земноводные и пресмыкающиеся немало потрудились, чтоб сотворить мир, сделать его таким, каков он есть сегодня. Некоторые австралийские племена считают, что Землю никто не создавал, просто то, что мы называем Землей, это спина огромной змеи Унгуд, существовавшей испокон веков. Другие племена и народы были уверены, что Земля все-таки была кем-то создана. Так, например, по преданьям эвенков Землю создала змея по имени Дебдяр вместе с мамонтом. Жили они в воде так, как суши не было. Мамонту и змее надоело мокнуть, мамонт запустил свои бивни в воду и стал вытаскивать оттуда землю. Змея принимала её и разравнивала. Таким же образом мамонт достал из воды небо, воздух и вместе со змеёй сотворил мир. В священной книге древних иранцев тоже говорится, что землю создала змея, вместе с черепахой. Аборигены Австралии были уверены, что черепаха Бедал высидела Землю. Североамериканские индейцы, племени гуронов считали черепаху созидательницей Земли и верили, что она держит Землю на себе. ( рисунок 2)

3. Назовите тотемных животных классов Земноводные и Пресмыкающиеся.

Тотемизм- комплекс верований в первобытном обществе, связанный с представлением о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом, явлением живой и неодушевленной природы, обычно видом животного или растения.

Тотем- предок, от которого якобы ведет свое происхождение племя.(происхождение от животных). Тотемы вовсе не обязательно могучие или красивые, сильные или ловкие животные, происхождением от которых можно было бы гордиться. Тотемизм состоит не только в том, что люди провозглашают себя потомками какого-либо животного, не охотятся или не трогают его, охраняют и выкупают, если оно попалось в руки человека из другого племени. Тотемизм- система обрядов, иногда очень трудных и жестоких, иногда - длительных и сложных. Змею считали своим предком многие племена на разных материках: аборигены Австралии и пигмеи центральной Африки, индейские племена пуэбо, живущие в Северной Америке и фессамейцы- жители одной из областей Древней Греции. Некоторые австралийские племена считали своим предком ящериц. Черепахи были тотемными животными у индейцев племени гуронов («люди черепахи», «люди змеи», «люди ящерицы,» «люди лягушки», немало было «людей крокодилов»). Жители островов Торресова пролива почитали крокодила (изображение на стенах, обрядовые пляски). Полинезийцы своими предками считали крокодилов и черепах. Тотем запрещалось не только убивать, но даже прикасаться

4. Кому принадлежат слова «Животные, большей частью яйцеродные, иногда живородные, четвероногие или безногие, часть покрытые чешуями»? Как они называются в настоящее время?

Аристотель-«отец всех наук» заложил основы зоологии. Систематика животных, предложенная Аристотелем, состояла из двух категорий: животные, имеющие кровь и животные, не имеющие крови. В первой категории он особо выделил группу животных, которых характеризовал так «Животные, большей частью яйцеродные, иногда живородные, четвероногие или безногие, часто покрытые чешуями». Сейчас мы называем их земноводными и пресмыкающимися. (рисунок 3)

5. С какой целью австралийские аборигены, очутившись в пустыне, разыскивают пустынную австралийскую жабу?

Лягушка-водонос, или пустынная австралийская жаба, в период дождей запасает в больших подкожных "мешках" и полостях тела так много воды, что раздувается и становится похожей на шишковатый теннисный мяч. После этого она прячется под землю. Сидя на глубине 30-35 см, жаба выделяет специальную слизь, которая дополнительно защищает животное от потери влаги. Благодаря таким приспособлениям, лягушка-водонос может выдержать засуху целый год и даже больше! Зная особенности местных квакушек, с давних времен аборигены Австралии, очутившись в пустыне, разыскивают их, чтобы утолить жажду. Обнаружив пустынную жабу, они слегка сжимают её, в результате чего из тела амфибии выливается немного солоноватая, но вполне пригодная для питья вода, запасенная в её подкожных полостях и мочевом пузыре. После этого жабу отпускают на волю. Что после этого происходит с самой «спасительницей» никто как-то не уточняет. Так или иначе, но эта удивительная жаба занесена в Красную книгу. (Рисунок 4, рисунок 5).

6. Одна из сидящих на берегу лягушек, заметив приближающуюся к водоему собаку, прыгнула в воду. Следом за ней прыгнули в воду и другие лягушки, хотя собаку они видеть не могли. Объясните поведение лягушек в этой ситуации.

Примером использования звука как сигнала бедствия у земноводных может служить подражательная реакция лягушек на звук шлепка, который раздается, когда одна из них в случае опасности прыгает в воду. Лягушки, сидящие в стороне и непосредственно не подвергающиеся нападению, заслышав этот звук, реагируют на него, как на сигнал тревоги. Они тотчас прыгают в воду и ныряют, как будто сами заметили приближение опасности.

7. В террариум с голодной лягушкой положили большое количество умерщвленных насекомых. Однако лягушка их есть не стала. Как вы думаете почему?

Лягушка получает сообщение (информацию) об окружающем её мире главным образом с помощью глаз. Глаз лягушки действует в высшей степени избирательно. Он фиксирует только форму и движение предметов. Лягушка, смотрящая на муху, не различает ног, крыльев, глаз. Она видит просто движущийся предмет- пищу.

8. Сравните уровень обмена веществ у рыб и земноводных, используя следующие показатели: у рыб пища переваривается за 60-80 часов, сердце сокращается примерно 20 раз в минуту; а у лягушки пища переваривается за 8-10 часов, а сердце совершает 50 сокращений в минуту. В чем причина таких различий?

Обмен веществ у земноводных по сравнению с рыбами происходит несколько интенсивно; пища переваривается за 8-10 часов, сердце сокращается около 50 раз в минуту. В чем выражается замедленность обмена веществ: 1) в непостоянной температуре тела: 2) в зимней спячке в умеренных широтах; 3) в большем распространении земноводных в теплых и влажных тропиках. В чём причины замедленности обмена веществ: 1) в снабжении большинства органов смешанной, бедной кислородом кровью; 2) в испарении влаги через кожу, снижающем температуру тела.

9. На Руси издавна существовал надежный способ сохранения молока свежим. Для этого в сосуд с молоком помещали лягушку. В чем секрет такого способа?

Во многих селах Украины и России был обычай летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Молоко с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие их размножение) вещества. Они и мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.

10. Ядом этой лягушки индейцы смазывали наконечник стрел. У животного, раненого такой стрелой, наступает паралич, и оно погибает. Вырезав кусок мяса вокруг стрелы, его выбрасывают. Остальное можно употреблять в пищу. Как называется эта лягушка?

В тропических лесах Колумбии водится крошечная лягушка кокоа длиной 2—3 см, массой чуть более 1 г. Только здесь, в жарком и влажном климате, в траве болотистых джунглей, обитают эти черные, украшенные желтыми полосами лягушки. Несмотря на маленькую величину, они обладают сильным ядом, выделяемым кожными железами. Яда, полученного из слизи одной лягушки, достаточно, чтобы убить более тысячи мышей. Чтобы поймать кокои, индейцы чоко, превосходно владеющие искусством звуковой имитации, долго и терпеливо ее выманивают. Они раздувают щеки, похлопывают по ним пальцами, издавая жалобные звуки: «Фью-фью-фью», и одновременно прислушиваются, не раздается ли слабый ответный посвист. По звуку сразу же засекают место, где прячется лягушка, и ловят ее. Но для чего нужно кокои индейцам? У чоко нет огнестрельного оружия, они и по сей день пользуются духовыми ружьями, стреляя из них отравленными стрелами. А маленькая, кажущаяся безобидной лягушка кокои – «сырье» для получения… смертоносного яда. Индейцы не дотрагиваются до кокои, не защитив предварительно руку листьями. Правда яд кокои через кожу не действует, но предосторожность не излишня: при малейшей царапине на руке дело может принять печальный оборот. Выманив и поймав несколько кокои, индейцы отправляются домой готовить на костре яд. Под действием высокой температуры на коже кокои появляется жидкость молочного цвета. Это и есть яд. Концы стрел смазывают этой жидкостью, а затем высушивают в тени. Яда, собранного от одной лягушки, достаточно для того, чтобы сделать смертоносными около 50 стрел. Животное, пораженное ядом кокои, оказывается моментально парализованным, и через некоторое время погибает. Индейцы вырезают из тела убитого животного стрелу вместе с кусочком мяса, окружающим ее. Это тоже мера предосторожности: яд кокои, как и знаменитый кураре, абсолютно безвреден, если принять его внутрь. Однако при малейшей царапине во рту, в горле, в кишечнике или при язве желудка человек погибает. Никакого противоядия от кокои индейцы чоко не знают. (рисунок 6)

11. Какой вывод в ходе опыта с лягушкой с удаленными легкими сделал в 1785 году Л.Спалланцани?

В один прекрасный день 1785 года знаменитый итальянский биолог Спалланцани вынул у лягушки пару легких - посмотреть, что произойдет. Но ничего не произошло. Лягушка, лишенная легких, продолжала скакать и ловить мух, как ни в чем не бывало. Он повторил опыт с другими лягушками - тот же эффект. И многомудрый экспериментатор сделал сенсационный вывод: "У лягушек поглощение кислорода происходит через кожу!"(рисунок 7)

12. В какой класс объединяли класс Амфибии и класс Рептилии? Кто из ученых предложил их разделить на амфибии и рептилии?

В 1735 году Карл Линней объединил пресмыкающихся и земноводных в один класс – Гады, а в 1818 году французский ученый Анри Бленвиль впервые предложил разделить класс «Гадов» на классы амфибий и рептилий. (Рисунок 8, рисунок 9)

13. Кто такой филобус?

Самая маленькая лягушка на свете — лягушка-карлик (филобус), которая встречается на Кубе, в длину она едва достигает 12 мм. Из всех лягушек в мире самая маленькая — филобус, обнаруженная в 1910 г. на Кубе. Она свободно может уместиться на ногте большого пальца. (рисунок 10)

14. Что такое серпентарий? Где и кем он впервые был создан?

Серпентарий (от лат. serpens, родит. падеж serpentis — змея) — помещение или пространство (например, парк) для содержания змей с целью получения от них яда; разновидность террариума. В большинстве серпентариев есть змеи, которых посетители могут подержать в руках, не опасаясь вреда. Старейший серпентарий Бутантан был открыт в Бразилии в 1899 году. В 1899 году южноамериканский зоолог В.Бразиль недалеко от города Сан-Паулу создал первый питомник ядовитых змей (серпентарий,. здесь же было налажено производство противозмеиных сывороток на основе полученного от змей яда.

15. Какое животное изображено на эмблеме медицины? Современная эмблема медицины - змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая голову над самой чашей, - утверждена в нашей стране еще в 1924 году, а затем получила широкое распространение и за ее пределами. А каково же происхождение этого знака? Змея сопровождает медиков с древних времен. Легендарный греческий врач Асклепий (в римской транскрипции - Эскулап) всегда изображался со змеей, поскольку благодаря змеям он стал не просто великим врачом, а даже врачом-богом, покровителем медицины. Уже будучи весьма известным, Асклепий был приглашен критским царем Миносом, чтоб воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, как вдруг посох обвила ядовитая змея. В страхе, Асклепий ударом посоха убил ее, но появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Трава воскресила убитую. Гениальный врач смекнул, в чем тут дело, разыскал такую траву, которую принесла змея, и собрав ее отправился на Крит, где воскресил ею сына царя Миноса. Многие исследователи считают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит потаенный страх человека перед змеями, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид ядовитой змеи. В древних преданиях нередко встречаются упоминания о различных мифических змееподобных существах, несших смерть человеку. При этом, части их тела и яд считались также сильными и универсальными лекарствами. Плиний Старший в «Естественной истории» писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») — змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «... словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд». Змея символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, характерно для символов, пришедших к нам из глубокой древности. Другой пример этого противоречия — чаша. Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше. Первые изображения подобного символа медицины были датированы 800-600 гг. до н.э. Правда, в те времена змея и чаша существовали отдельно – в правой и левой руке богини здоровья Геи. Эмблему с сочетанием чаши и змеи, которую мы привыкли видеть, была предложена в XVI веке знаменитым врачом Парацельсом. По мнению российского историка Ф.Р. Бородулина, чаша символизирует сосуд, где хранятся познания природы, которые из него должен черпать мудрый врач. Официально чаша со змей как отличительный признак военной медицины была введена Петром I. Но чаша со змеей - это не единственный используемый символ медицины, есть и другие достаточно популярные. Например ,Посох Асклепия и Кадуцей (жезл Меркурия ). (рисунок 11).

16. Объясните закономерность: чем голоднее ядовитая змея, тем быстрее погибает её жертва при укусе. Существует закономерность: чем голоднее ядовитая змея, тем быстрее погибает её жертва при укусе, так как голодная змея выделяет больше яда. Ведь яд – это измененная слюна, а ядовитые железы, не что иное, как околоушные слюнные железы.

В конце конкурса подсчитывается итоговое количество баллов, определяется любознательная команда-победитель. Вручаются грамоты ( приложение 2) и сладкие призы всем участникам конкурса.

Приложение 1

Приложение 2

Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка в 5-м классе. Методическая разработка "Простые и сложные предложения" :: Берегите красоту художественного слова :: Урок русского языка для 4-го класса "Образование прилагательных" :: Комплексный анализ текста и информационные технологии :: Внеклассное занятие по русскому языку для 3– 4-х классов (1—4) :: Про любовь. Только для взрослых, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Riva / Стеллаж-колонка Рива А.УС-2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD