Урок биологии по теме "Зрительный анализатор" : Биология

Цели урока:

Личностные:
содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни;
– способствовать формированию бережного отношения к органу зрения, использование знаний для наблюдений за состоянием собственного здоровья

Метапредметные:
– развить навыки работы учащихся с учебником;
– развивать умение сравнивать, анализировать, соотносить делать выводы;
– развивать умение давать оценку результатам деятельности;
– коммуникативные навыки.

Предметные:
создание условий для формирования понятий о строении и функционировании зрительного анализатора.

Ход урока

Организационный этап (этап мотивации).

– Добрый день, ребята!. Сегодня у нас очередной урок анатомии, на котором вы продолжите раскрывать секреты строения и функционирования своего организма.

Этап проверки усвоения пройденного учебного материала.

Учащиеся выполняют задания в индивидуальных рабочих картах урока, заносят туда свои результаты.

Задание 1. Соотнесите органы чувств и раздражители, которые они воспринимают:

Орган чувств Раздражитель.
1. Орган зрения.
2. Орган слуха.
3. Орган вкуса.
4. Орган обоняния.
5. Орган осязания.
А. Красный сигнал светофора.
Б. Гладкий шелк.
В. Горькое лекарство.
Г. Пожарная сирена.
Д. Аромат духов.

Задание 2. Расположите части анализатора по порядку.

а) Ассоциативная зона коры головного мозга, 
б) рецепторы, 
в) проводящие пути.

Задание 3. Соотнесите понятие и определение.

Определение. Понятия.
А – Системы, состоящие из рецепторов, проводящих
путей и центров в коре больших полушарий.
Б – Способ получения информации.
В – Возникновение в сознании образов которых нет.
Г – Кажущиеся, ошибочные изображения.
1 – Иллюзии. 
2 – Анализаторы.
3 – Галлюцинации.
4 – Модальность.

 Самопроверка. Учащиеся осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы.

Задание 1. 1-А; 2-Г; 3-В; 4-Д; 5-Б

Задание 2. Б, В, А

Задание 3. А-2; Б-4; В-3; Г-1

Все правильно – 1 балл; 2 ошибки – 0,5 балла;

Все верно – 1 балл; 1 ошибка – 0,5 балла;

Все верно – 1 балл; 1 ошибка – 0,5 балла.

Этап актуализации опорных знаний и умений.

Назовите, какие вы знаете анализаторы: (Зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный.)

Как вы считаете, какой из анализаторов дает нам больше всего информации о окружающем нас мире?

(Более 95 % информации человек получает с помощью зрительного анализатора.)

Недаром говорят “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”

Этапы: Постановка учебной проблемы.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Поэтому вы наверно уже можете сформулировать тему нашего урока.

Учащиеся формулируют тему. “Зрительный анализатор, его строение и функционирование”.

В курсе изучения зоологии мы рассматривали особенности органов зрения различных животных: простые и фасеточные глаза членистоногих, удивительно совершенные органы зрения головоногих моллюсков, феноменальную остроту зрения птиц.

Так, коршун с высоты 2000 метров заметит падаль, лежащую на земле. Глаза хищной птицы по праву можно назвать уникальным биноклем. Если принять остроту зрения орла за 100 процентов, то зрение человека составляет всего 52 процента от орлиного зрения.

Мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов. Но способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. На эту особенность обратили внимание еще ученые в Древнем Мире. Так Платон утверждал, что самыми первыми из всех органов боги устроили светоносные глаза. Действительно, именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.

Что значат подобные цифры для человека XXI века, привыкшего оперировать двузначными степенями, и миллиардами? И все же они для нас очень важны.

Какова цель, задачи урока? Учащиеся формулируют цель урока. Ставят задачи.

Этапы: Открытие нового знания. Первичная проверка понимания.

Мы можем видеть лица своих родных людей, красоту природы. – “Это надо видеть”, – говорим мы друг другу. Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз.

Серые глаза – рассвет,
Пароходная сирена,
Дождь, разлука, серый след
За винтом бегущей пены.

Черные глаза – жара,
В море сонных звезд скольженье,
И у борта до утра
Поцелуев отраженье.

Синие глаза – луна,
Вальса белое молчанье,
Ежедневная стена
Неизбежного прощанья.

Карие глаза – песок,
Осень, волчья степь, охота,
Скачка, вся на волосок
От паденья и полета.
Р. Киплинг

Посмотри мне в глаза”, – просим мы любимых. Ведь еще В. Гюго сказал о том, что “глаза – зеркало души”. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое. О, глаза – значительная вещь. Вроде барометра. Все видно – у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится. (Михаил Афанасьевич Булгаков. Собачье сердце.)

А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, вулканы под белым покрывалом, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нас, точнее, вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть...
Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.
“Береги как зеница око”, – говорят о самом дорогом.

Как же устроены наши глаза, в чем состоит принцип их работы? Сегодня на уроке вам приоткроется эту тайна.

Просмотр видеофильма “Строение глаза”.

Задание 1. Прочитайте статью учебника “Положение и строение глаза” стр. 244, рассмотрите рис. 102.

Сделайте подписи к рис. 1. (Всего 9 баллов.)

1 – ресничное тело,
2 – роговица,
3 – хрусталик,
4 – радужная оболочка.
5 – зрительный нерв,
6 – сетчатка,
7 – сосудистая оболочка,
8 – белочная оболочка,
9 – стекловидное тело.

Работа в парах. Учащиеся осуществляют взаимопроверку и выставляют себе баллы в рабочую карту урока.

Работа группы учащихся с моделью глаза.

Задание: собрать модель глаза.

Объяснение строения глаза.

Задание 2. (Всего 6 баллов.)

Каждой функции подберите соответствующую оболочку или вспомогательные структуры глаза.

Название. Функции.
Слезная железа. 1. Выделяют слёзы, увлажняют, промывают, защищают глаза.
Веки, ресницы, брови. 2. Защищают глаз от внешних воздействий: пыль, повреждения; отводят пот от глаз.
Белочная оболочка. 3. Защищает поверхность глаза, впереди переходит в роговицу.
Сосудистая оболочка. 4. Питает глазное яблоко, свет внутри не рассеивается, впереди переходит в радужную оболочку.
Хрусталик. 5. Хрусталик, меняя форму, участвует в построении изображения, пропускает световые лучи.
Сетчатка. 6. Содержит зрительные рецепторы (палочки, колбочки), на ней строится изображение увиденного.

Работа в парах. Учащиеся осуществляют взаимопроверку и выставляют себе баллы в рабочую карту урока.

Задание 3. Все правильно – 3 балла; 2 ошибки – 1 балл.

Как видит глаз? 

Составьте схему прохождения лучей используя термины: хрусталик, зрачок, роговица, сетчатка, стекловидное тело.

Учащиеся осуществляют самопроверку, результаты фиксируют в рабочей карте урока.

Сетчатка.

Именно она обеспечивает нам зрение. На сетчатке отображаются предметы, которые мы видим. Информация о них затем передается по зрительному нерву в головной мозг.

 Фоторецепторы:

а) палочки – воспринимают свет;
б) колбочки – цвет; 
Желтое пятно (макула) – место наилучшего видения (много колбочек)
Слепое пятно – место выхода зрительного нерва (нет фоторецепторов).

 Задание 4. Работа в группах.

Выполнить лаб. работу: обнаружение слепого пятна рис 103 с. 247

Объяснить результаты.

Задание 5. Работа в группах.

Выполнить лаб. работу: “Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением” стр. 249.

Объяснить результаты.

Задание 6. Просмотр видеоролика.

Сделайте подписи к рис. 2. (Всего 3 балла.)

1 – глаза,
2 – зрительный нерв.
3 – зрительная зона коры больших полушарий.

Учащиеся осуществляют самопроверку, результаты фиксируют в рабочей карте урока.

Этап эмоциональной и физической разгрузки.

Глаза обладают великолепными свойствами, отражающими почти безошибочно психоэмоциональное и физическое состояние человека. Без всякого преувеличения можно сказать, что глаза, как никакие другие органы характеризуются самыми красочными эпитетами.

А знаете ли вы, какие глаза у вашего соседа по парте?

Я предлагаю Вам посмотреть друг другу а глаза и описать их. Какие они? Подобрать к ним эпитеты.

Эпитеты к глазам.

Бархатные
Бегающие
Бездонные
Блестящие
Быстрые
Жгучие
Сверкающие
Печальные
Влюбленные
Вдохновенные
Выразительные
Веселые

Насмешливые
Сияющие
Холодные
Горящие
Гордые
Грозные
Грустные

Нахальные
Сонные
Радостные
Добрые
Доверчивые
Зоркие
Задорные
Задумчивые
Озорные
Юркие
Умные
Искрящиеся
Колючие
Кроткие
Красивые
Ледяные
Потухшие
Жалостные
Томные

 

Этап: Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итоги, подсчитаем баллы.

Подписи к рис.1 – 9 баллов;

Соотнесение функций и структур – 6 баллов;

Схема прохождения лучей – 3 балла;

Подписи к рис.2 – 3 балла;

Успешно выполненные лабораторные работы – 2 балла.

Оценка “5” – 23-22 балла.

Оценка “4” – 21-18 баллов.

Оценка “3” – 18-12 баллов.

Оценка своей работы, урока.

(Учащиеся отмечают свое отношение к уроку, своей работе на древе знаний.)

Домашнее задание: параграф 49, вопрос 1 – 5 устно.

Сообщение по теме “Иридодиагностика”, Гущин, Решу ЕГЭ А-34 “Человек”.

Глаза умеют говорить,
Кричать от счастья или плакать,
Глазами можно ободрить,
С ума свести, пуститься в драку...

Словами можно обмануть,
Глазами это-невозможно.
Во взгляде можно утонуть,
Если смотреть неосторожно...

Не знают устали глаза,
Что видят всюду, то внимают,
Пусть не коснется их слеза,
Лишь счастьем пусть они сияют.

Их взгляд, как меч, пронзает все,
Они – как древний врачеватель,
Они-с душою заодно,
Так сотворил их наш создатель

Читать еще:


Новые материалы:

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук [о]. Путешествие к бабушке Оле" :: Логопедическое заниятие по обучению грамоте в старшей группе ОНР на тему "Звук [ы]" :: Интегрированный урок по теме: "История развития общества, становление науки. Теорема Виета" :: Урок по алгебре в 9-м классе по теме "Решение алгебраических задач геометрическим способом" :: Интегрированный урок "Математика + материаловедение и древесиноведение" в группе ТД-21 :: Лунный свет ( Moonlight ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Платяные / Арника / Шкаф платяной Ирис ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как мужчине убрать талию

...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как легко накачать пресс

Как легко накачать пресс в домашних условиях: лучшие упражнения на нижний пресс Природой специально задумано накопление жировой прослойки в нижней части живота...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD