«Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс : Биология

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.

Цель: Приведение усвоенных учащимися единичных знаний, в стройную систему.

Форма организации образовательного процесса: урок, практическая работа.

Методы: рассказ учащихся, презентация, элементы дискуссии, беседа, поощрение, создание ситуаций новизны, успеха.

Умения и навыки, которые учащиеся должны приобрести и закрепить в итоге урока:

1. Работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами по вопросам, заранее поставленным учителем.

2.Подготовка к выступлению (презентация, сообщение, оформление выставки по рекламе чая, театрализованное представление).

3.Умение обобщать знания полученных средствами разных учебных дисциплин и делать выводы.

4.Участие в обсуждении, выступлении, дискуссии, ответы на вопросы.

5.Освоение элементов самостоятельной творческой работы по подготовке и в ходе урока.

6.Соблюдение техники безопасности при работе с бытовой техникой.

7.Приобретение навыков сервировки стола.

Мотивация урока:

Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. С неё начинается и завершается трудовой день. Она может снять усталость монотонной работы, собрать за одним столом несколько возрастных групп – от детей до прадедушек и прабабушек. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с использованием исторического материала имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета. Изучая информацию, ученики осмысливают события, анализируют и сравнивают.

Задачи урока:

- образовательные:

  • Выявлять и закреплять исторические знания учащихся о традиции чаепития на Руси, а также русской культурой в целом.
  • Систематизировать знания о строении и свойствах растения – чайного куста.
  • Освоить последовательность действий при выполнении практической работы по приготовлению (завариванию) чая и сервировки стола для чайной церемонии.
  • Систематизировать знания о видах чая и его лечебных свойствах.

- воспитательные:

  • Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения учащихся при коллективной работе.
  • Способствовать эстетическому воспитанию при оформлении выставки творческих работ, приготовлении чая, сервировки стола, показе фрагментов чаепития в произведениях русских классиков.
  • Прививать чувство уважения к русским народным традициям, культуре общения, поведению за столом.
  • Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни.

- развивающие:

  • Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению истории, культуры русского народа и его традициям.
  • Развивать умение структурировать и оформлять результаты учебной деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Развивать творческие способности ребят, раскрывать организаторские, ораторские качества учащихся.
  • Развивать потребность в системном подходе изучения традиций своего народа.

Общий план интегрированного урока

I. Подготовительный этап (учителя, учащиеся: индивидуальное планирование, подготовка выставки по рекламе чая, предпочитаемого в семье, работа над презентациями, подбор текстового материала, анкетирование, изготовление элементов русского костюма, исследоватние)

II. Основной этап урока

1. Вступительное слово учителя (3-4 мин.)

2. Исторический экскурс от момента появления чая на Руси до настоящего времени (60-70 мин.)

- Традиции чаепития в историческом прошлом России

- Морфологическое строение и особенности возделывания чайного куста

- Виды и лечебные свойства чая

- Чаепитие в классической литературе (театрализованное представление)

- Способы заваривания чая (мастер – класс)

- Тонкости сервировки стола и культура поведения за столом.

III. Итоги урока (5-6 мин.)

IV. Дегустация чая

На столе самовар, красивый чайный сервиз, румяные пирожки, связка баранок, кренделя, конфеты. Оформлен стенд творческих работ учащихся “Любимый чая моей семьи”. Участники чайной церемонии – учащиеся 6 класса.

Урок начинается вступительным словом учителя:

Чай был и остаётся популярным напитком, без которого невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека. Чай полезен, он может бодрить и успокаивать, согревать и очищать. Горячий чай хороший попутчик в далёких и трудных путешествиях по России. Многовековая традиция употребления чая на Руси, способствовала формированию чайного этикета, а также русской культурой в целом.

С чашкой чая мы начнём сегодня путешествие по историческому прошлому нашей страны.

Группа ребят в национальных русских костюмах в течение всего урока ведут знакомство с хронологией важнейших событий в истории чаепития на Руси.

1638 год – первое упоминание о появление чая в России в качестве ханского подарка царю Михаилу Фёдоровичу в количестве четырёх пудов.

Мода на чай, как “изрядное лекарство” при дворе во времена царствования Алексея Михайловича.

Грек Николай Спафарий описал растение “чайная трава” и способ его приготовления “ради варенья чая”.

Знакомство с морфологическим строение и особенностями возделывания чайного куста. Презентация “Чайный куст” Приложение 1

Русское слово “чай” происходит от китайского (ча); растение Camellia sinensis китайцы называют (ча шу). Примерно до VIII в.до н.э. для чая не было особого слова; вместе с другими горькими травами его называли (ту).

Чайный куст или камелия китайская (Camellia sinensis), род Камелия, семейства Чайные. Родина - тропические и субтропические горные леса Юго-Восточной Азии. Вечнозелёный кустарник, листья кожистые, цветки душистые. Цветёт с августа до поздней осени. Плодоносит в октябре - декабре.

Размножают чайный куст семенами и черенками, выращивают на специальных плантациях с тёплым климатом с достаточным количеством влаги. В диком виде чайный куст произрастает в долинах горных рек Индии, Китая и Вьетнама.

Наиболее ценятся чаи первых двух урожаев. Листья чая собираются и сортируются вручную: для чаёв наиболее высокой сортности используются нераспустившиеся почки и самые молодые листья, более “грубые” чаи делают из зрелых листьев.

Во времена Петра Великого чай – распространённый товар московской торговли.

В царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II чай становился всё более излюбленным напитком.

При Александре II в Москве возникли первые чайные. Открывались они в 5 часов для рабочего люда чайные стали популярным местом отдыха и встреч. Сидевшие за длинными столами могли вести общую беседу, делиться новостями.

Отличалась наша страна и несколькими национальными “изюминками” в деле чаепития. Во-первых, это самовар. В толковом словаре В.И. Даля сказано: “Самовар – водогрейный для чаю сосуд, медный с трубою и жаровнею внутри”. Оригинальный и невероятно удачный прибор для приготовления чая, делающий его ароматным, крепким, каким-то особым на вкус, да ещё и сопровождающий чаепитие неповторимой музыкой – шумом и “пением” закипающего самовара.

Презентация “История самовара” Приложение 2

Во всём мире самовар признан таким же русским сувениром, как матрёшки, балалайка и деревянные ложки с хохломской росписью. Когда он появился на Руси, сказать трудно. Однако было это ещё до появления чая, так как самовары изначально служили для приготовления горячего напитка – сбитня, появившегося у нас задолго до чая. Во второй половине XVIII века производство самовара было налажено в Москве, Петербурге, Ярославле и Архангельске, а “самоварной столицей” стала Тула. И вскоре они стали неотъемлемой частью русского быта. Формы самоваров разнообразны. Многие из них являются подлинными шедеврами русского декоративно – прикладного искусства.

Кроме того, в России был изобретён подстаканник. Чай пили из высоких, прозрачных стаканов с серебряными подстаканниками, наслаждаясь не только вкусом и ароматом, но и цветом.

Вот как описал московское чаепитие в XIX веке А.И. Вьюрков: “Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары, чайные и трактиры были полны, и жизнь замирала. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и “просто так”. Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное – удовольствием”.

Общеизвестно, что чай пришёл в Россию с Востока. Это не означает, что в России до этого пили только крепкие напитки. Чай также был свой: из листьев, плодов, кореньев трав. Традиционно называют такие напитки чаями, хотя они не содержат собственно листов чайного дерева. В качестве заварки использовали соцветия иван-чая, листья вишни, мяты, смородины и т.д.

Презентация “Растения, из которых делают чай” Приложение 3.

Иван-чай или кипрей. Летом по всей России цветет это растение. По своему составу он очень близок к китайскому: содержит железо, никель, медь, бор, титан, марганец, витамин С, благодаря чему “копорский чай”, так его называли в старину, способствует повышению иммунитета, пищеварению, кроветворению, снимает головную боль, нервное напряжение, помогает при бессоннице. Но производство копорского чая в России прекратилось с появлением “заморского чая” из-за конкуренции с Ост-Индской чайной компанией.

Представление творческих работ учащихся “Любимый чай моей семьи”

Презентация “Виды чая и их свойства” Приложение 4.

Если чай несвежий, или неправильно заварен, то пользы от него не будет. Способов заваривания чая столько же, сколько его сортов. Но есть и общие правила заваривания чая.

Мастер-класс по завариванию чая. Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает карточки с инструкцией по завариванию чая. Работа осуществляется под наблюдением и руководством учителей и родителей. Чай проходит дегустацию. Работа оценивается.

Приложение 5. “Инструкция по завариванию чая”

Правила заварки чая, правила поведения за столом позволили составить свод правил русской чайной церемонии.

Учащиеся знакомятся со сводом правил русской чайной церемонии. Приложение 6.

Мы познакомились с замечательным растением, каким является чайный куст, с тысячелетним путём его проникновения в культуру и быт русского народа. За многовековую историю возделывания чая и употребления чайного напитка накопилась огромная информация об истории, культурных традициях, лекарственных свойствах и видов чая. Мы узнали, что с Востока вместе с чаем как заваркой пришло особое ритуальное действие, своего рода праздник. Основная причина популярности чая была в самой церемонии. Чаепитие было и остаётся одним из самых любимых способов времяпрепровождения и общения. За чаем решались семейные дела, создавались условия для задушевного разговора, заключались торговые сделки и брачные союзы. И закончим мы наше путешествие чашечкой чая. Приятного чаепития!

Театрализованное представление фрагмента чаепития из произведений русских классиков.

Читать еще:


Новые материалы:

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Развиваем дар слова". 6–7-й классы :: Исследовательская работа обучающихся в рамках школьного образования :: Повышение квалификации педагогов через подготовку к педагогическому совету :: Справка на аттестуемого учителя :: Сценарий конкурса педагогического мастерства "Учитель года" :: Экшен-парк ( Action Point ), 2018 :: Дом и дача/Освещение/Свет/Для детской/Люстры / Kink Light / Подвесной светильник Мотоцикл 07475 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD