Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс : Биология

Тип урока Комбинированный
Цель Познакомить учащихся с характерными признаками царства бактерий.
Задачи Актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий.

Воспитывать культуру поведения при совместной работе. Развитие представлений о целостности живой природы.

Планируемые образовательные результаты Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сериации, объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; представлять информацию в виде схем, таблиц.

Новые термины Бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.
Образовательные ресурсы Учебник: И.Н. Пономарева “Биология. 5 класс”, М., “Вентана-Граф”, 2013г.,

http://school-collection.edu.ru/, рабочая тетрадь.

Наглядно-демонстрационный материал Раздаточный материал.

Таблица “Бактерии”, ЭОР.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД
Мотивация Приветствует учащихся Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные УУД: нацеливание на успешную работу.

Актуализация знаний Ответьте на вопрос:

1. На какие царства организмов делят живой мир?

2. Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека?

Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. Предметные УУД: применение знания о клетке, о процессах жизнедеятельности, о признаках живого организма.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, высказывают свою точку зрения.

Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала Учитель читает стихотворение:

Сквозь волшебный прибор Левенгука.

На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.
Государство смертей и рождений,
Нескончаемой цепи звено,
В этом мире чудесных творений
Сколь Ничтожно и мелко оно!

Вопрос: Какие микроскопические организмы увидел Левенгук в микроскоп?

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели (проблему).

Слушают, анализируют, высказывают предположение, делают вывод.

Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии.

Личностные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; осмысливают тему урока.

Регулятивные УУД. формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД. формирование умения слушать и понимать речь других обучающихся, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Изучение нового материала Организует учебную деятельность, объясняет новый материал

Вопрос: “Кто такие бактерии?”, предлагает найти ответ в учебнике стр. 39 или вспомнить то, что было сказано о бактериях в ходе обсуждения на уроке. Обращает внимание учащихся на особенности строения бактериальной клетки, которые уже изучены на предыдущих уроках.

Учитель организует работу в парах по изучению бактерий, обращается с вопросами:

1. Кто открыл бактерии.

2. Как называется наука изучающая бактерии.

3. Бактерии гиганты и карлики.

Учитель: Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук.

Как и всех микроскопических существ, он назвал их "анималькули".

Название "бактерии" ввёл

в 1828 году Христиан Эренберг. Наука о бактериях называется бактериология.

Среди бактерий есть свои гиганты и карлики. Причем, самая большая из них — величиной с гору по сравнению с остальными! Эта гигантская бактерия называется Epulopiscium. Размерами (до 0.5 мм) она может сравниться с песчинкой соли — огромный размер в мире микроскопических существ. Ее даже можно увидеть невооруженным взгядом. Эта зверушка может достигать размеров маленьких насекомых и ракообразных существ.

В академии Корнуэлла были проведены и опубликованы исследования с целью определить причины таких больших размеров. Оказалось, что эта бактерия хранит в себе до 85 тысяч копий ДНК. Для сравнения — в человеческих клетках содержится максимум 3 копии. Живет это милое существо с помощью симбиоза в пищеварительном тракте рыбы-хирурга (тропическая рифовая рыба). Это было обнаружено в 1985 году.

Но оказывается, есть и еще большие бактерии! В 1999 году был обнаружен еще больший вид — Thiomargarita namibiensis. Она достигает размера 0.75 мм. Питается это создание нитратами, синтезируя из них органические вещества. Живут эти гиганты на побережье Намибии, а некоторые их дальние родственники — в водах Мексиканского залива.

Дают ответ на вопрос, ищут определение бактерий в учебнике, предлагают свою формулировку, записывают формулировку в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. Продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта,определение принадлежности бактерий к прокариотам; осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;

построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Участие в совместной деятельности. Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию.

Регулятивные УУД: корректируют свои знания.

Личностные УУД: обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Форма бактерий.

Строение бактериальной клетки.

Учитель демонстрирует учащимся таблицу “Бактерии”, предлагает проанализировать текст с. 40, 41, рисунок 33 “Строение бактерии”.

Найдите информацию на с.41 о прокариотах и эукариотах, сформулируйте определения этих понятий.

Работа в группах.

1.Затем учащиеся анализируют ЭОР “Разнообразие форм бактерий” http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-
8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%
5D_%5BTI_01%5D.htm

2.Составление схемы: Форма бактерий.

3. Знакомятся с информацией строения бактерий в учебнике стр 40, используют рисунки.

4. Выполнение задания 31, стр. 27, рабочая тетрадь.

5. Прочитайте текст учебника стр. 40 вставьте пропущенное слово.

Бактерии – самая -__группа организмов из ныне существующих на ___ Первые бактерии появились, вероятно, более ___ млрд лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей планете. Поскольку это были первые представители живой природы, их тело имело ___ строение.

Составьте схему: “Организмы” (прокариоты и эукариоты).

Физкультминутка

https://www.youtube.com/
watch?v=vVFsXTmXlz4

     
  Процессы жизнедеятельности бактерий.

Найдите информацию на с. 41 о типах питания бактерий, обмене веществ у бактерий.

Размножение бактерий

Просмотрите анимацию http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
00000338-1000-4ddd-4de3-
040046bb2fd1/0025.

Вопрос: скажите как бактерии переносят неблагоприятные условия?

Составьте схему:

“Питание бактерий”.

“Обмен веществ бактерий”.

 

Для изучения способа размножения бактерий учащиеся просматривают соответствующую анимацию.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
00000337-1000-4ddd-3b5e-
010046bb2fd1/0024.swf

Делают вывод о приспособлении бактерий к перенесению неблагоприятных условий.

 
Закрепление изученного материала Корректирует знания учащихся Выполнение задания №3, 4 стр .28 рабочая тетрадь. Ребята отвечают на поставленные вопросы, происходит обсуждение в группах.

Анализируют правильность выполненного задания.

Предметные УУД: применять биологические понятия.

Регулятивные УУД: самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Личностные УУД: оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Рефлексия На партах у вас фишки зеленого цвета (положительное утверждение) и красного цвета (отрицательного утверждения). Работаем с фишками оценивая свою деятельность на уроке.

- На уроке я был увлечен, мне было интересно.

- Я понял изучаемый материал.

- Работая в группах и парах, я принимал активное участие.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества.
Домашнее задание Комментирует домашнее задание: Стр.39-42, № 5, сделать модель различных форм бактерий, подготовить сообщение о роли бактерий в природе и жизни человека. Осмысливают объем задания.
Читать еще:


Новые материалы:

"Юный помощник пожарной дружины". Внеклассное мероприятие в рамках военно-спортивного месячника :: Конкурсная программа по ПДД "Для всех без исключения есть правила движения" :: Урок изучения новой темы по ОБЖ во 2-м классе по теме "Меры безопасности при общении с домашними животными" :: Игра "Информационное поле чудес" :: Организация гражданской обороны в МОУ СОШ № 30 г. Киселевска, Кемеровской обл. :: Майнкрафт ( Minecraft ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Мебель/Детская/Детские комнаты/Комнаты для подростков / Advesta / Гарнитур для детской Sport ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD