Интегрированный урок-практикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира" : Биология

Цели:

  • Обучающие:
    • формирование ИКТ-грамотности:
    • формирование умений адаптировать информацию к конкретным условиям (систематическое положение животных и растений – систематическое положение современного человека);
    • формирование умений оценивать и интегрировать информацию (анализ и сравнение систематического положения животных и растений, современного человека);
    • формирование умений и навыков выполнять построение иерархической модели на графах в программе «Построитель деревьев»;
    • формирование знаний и умений в области биологии:
    • формирование знаний о классификации живого мира, таксонах (царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, отдел и др.);
    • формирование умений определять, к какому таксону относится живой организм;
    • формирование умений систематизировать, строить схемы современной классификации.
  • Развивающие:
    • формирование навыков деятельности, составляющих ИКТ-компетентность:
    • управление – планирование деятельности на уроке при индивидуальной и групповой работе, развитие коммуникативных навыков;
    • интеграция – определение связей между различными группами объектов;
    • оценка – сравнение построений иерархической модели на графах вручную и на компьютере, обоснование систематического положения современного человека;
    • создание – умение строить иерархические модели на графах, в том числе при помощи компьютера;
    • развитие памяти, внимания, самостоятельности при работе на компьютере;
  • Воспитательные:
    • формирование познавательного интереса путем описания биологических объектов автоматическими средствами представления данных;
    • выработка у учащихся способности использовать компьютер при решении задач из различных предметных областей (биология);
    • воспитание аккуратности, терпения, усидчивости.

Тип урока:

  • по основной дидактической задаче – урок применения  знаний и умений;
  • по способу проведения – урок-практикум;
  • по основным этапам – урок применения полученных знаний на практике;
  • по форме проведения – интегрированный, исследовательский урок.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся смогут:

  • выполнять построение модели на графах при помощи программы «Построитель деревьев»;
  • применять классификацию живого мира для определения систематического положения в ней живого организма.

Оборудование:

  • компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран или мультимедийная доска;
  • на компьютере учителя – презентация «Иерархические модели на графах. Классификация живого мира», которая используется при проведении урока (Приложение 1);
  • раздаточный материал:
    • задание для практической работы «Классификация живого мира» на компьютере в программе «Построитель деревьев» (Приложение 2);
    • задание по биологии «Определение систематического положения современного человека» для каждой группы (для каждого ученика) (Приложение 3);
    • таблица для записи ответа при выполнении задания по биологии (Приложение 4);
  • учебник по биологии;
  • на компьютерах учеников – программа «Построитель деревьев» (CD-ROM по курсу «Информатика и ИКТ», Н.Д. Угринович).

План урока:

Этап

Время

1

Организационный момент.

5 мин

2

Актуализация опорных знаний и умений.

7 мин

3

Формулирование темы и задач урока.

3 мин

4

Мотивация учебной деятельности и объяснение нового материла.

25 мин

5

Практическая работа.

40 мин

6

Обсуждение результатов и подведение итогов урока.

10 мин

Итого

90 мин

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (Приложение 1. Слайд 1)

(Учащиеся размещаются за «круглыми» столами, образуя четыре группы. На столах -  раздаточный материал, учебники по биологии).
Урок посвящён моделированию. Тему урока и объект наших исследований я попрошу вас назвать самостоятельно после ответа на следующие вопросы.

2. Актуализация опорных знаний и умений (Слайды 2-5)

Биология

  • Где вы встречали понятие «царство»? В истории, биологии.
  • Сколько царств живых организмов существует в природе? Пять царств: животные, растения, грибы, бактерии, простейшие.
  • Когда мы выстраиваем определённую схему, в которой одна группа объектов входит в другую группу, которая в свою очередь также входит в группу, как эта схема называется? Классификация. Классификация – это объединение родственных организмов в группы по степени их сходства и родства.
  • Какой принцип используется в классификации при объединении объектов в группы?  Подчинённости, иерархия.

Информатика

  • Как называется модель, представленная на рисунке? Иерархическая модель на графах.
  • Попробуйте сформулировать тему урока и объект наших исследований.

3. Тема и задачи урока (Слайд 6)

Тема урока: «Иерархические модели на графах. Классификация живого мира».
Сегодня объектом наших исследований будет живой мир.
Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира (информатика); определить систематическое положение современного человека (биология).

4. Мотивация учебной деятельности и объяснение нового материала (Слайды 7-23)

Информатика

При решении задач из любой области знаний: физика, математика, химия, экономика, биология мы создаём модели объектов, процессов, явлений.
При построении информационной модели основным принципом является системный подход: объект моделирования рассматривается как система, которая имеет определённую структуру и может функционировать только являясь целостной.
Например, инфузория-туфелька, головной мозг, компьютер. При удалении какой-либо части данных систем они «сломаются», не смогут работать полноценно.
Создавая информационную модель, мы анализируем систему в целом, выделяем существенные признаки объектов, входящих в неё, и получаем информационную модель.
Например,  гелиоцентрическая модель Солнечной системы: все планеты вращаются по круговым орбитам вокруг Солнца.
Структура – это определенный порядок объединения элементов, составляющих систему. Она наглядно представляется с помощью графов. Граф состоит из вершин - элементов системы и линий, отражающих связи между ними.
Графы различаются:
по структуре:

  • сети,
  • деревья,
  • по типу связи:
  • ориентированные (связи имеют направление),
  • неориентированные.

Деревья представляю собой иерархические модели на графах.

Примеры: файловая система компьютера, устройство компьютера, родословная (генеалогическое дерево), классификация живого мира.

Биология

Сейчас в животном мире насчитывают 2 млн. видов, причем 1 млн. из них приходится на Членистоногих (раков, пауков, насекомых). В растительном мире известно около 500 тысяч видов организмов.
Задача классификации состоит в наведении порядка в мире живых организмов.
Классификация – это объединение родственных организмов в группы по степени их сходства и родства.
Первые попытки классификации были предприняты Аристотелем в Древней Греции. Животных он разделил на группы с кровью и без, что упорядочило информацию о живых организмах. На тот момент науке было известно около 500 животных.
В 17 веке данным вопросом начал заниматься Карл Линней. Им были введены основные систематические категории и понятия, которыми мы пользуемся до сих пор: вид, род, семейство, класс. Если в конце какого-нибудь названия растения или животного, вы увидите приписку L.- можете быть уверены, что это название введено еще Карлом Линнеем.
Классификация царства Растения:
Вид – род – семейство – порядок - класс – отдел – царство.
Классификация царства Животные:
Вид – род – семейство – отряд – класс – тип – царство.
Сегодня на уроке вам предложено самостоятельно (по мере возможности) выполнить построение иерархической модели на графах «Классификацию живого мира» при помощи программы «Построитель деревьев» и определить систематическое положение современного человека.
Работать будем по группам. Сначала первая и вторая группы работают на компьютерах, а третья и четвёртая на местах в тетрадях, выполняя задание по биологии. Затем группы меняются.
После того, как все группы справятся с заданием, в ходе подведения итогов представители групп выступят перед классом с объяснением решения задач.

Информатика
Программа «Построитель деревьев» позволяет построить  граф «дерево». Кнопка «Новый узел» добавляет в схему новый элемент (лист). Если в него в свою очередь также входят элементы, то кнопка «Новый подузел» превращает элемент в вершину графа более высокого уровня (папка).

5. Практическая работа

Группы получают задание для практической работы по информатике (Приложение 2) и задание по биологии (Приложение 3, Приложение 4).
В случае затруднения учащимся оказывается помощь.

6. Обсуждение результатов и подведение итогов урока (Слайды 24-29)

Учащиеся демонстрируют учителю свои работы по информатике и получают оценки за выполнение работы, с учётом правильности и степени самостоятельности выполнения.
Представители групп обосновывают систематическое положение современного человека.

  • Царство – Животные
  • Подцарство – Многоклеточные
  • Тип – Хордовые
  • Подтип – Позвоночные
  • Класс – Млекопитающие
  • Подкласс – Плацентарные
  • Отряд – Приматы
  • Подотряд – Высшие приматы
  • Семейство – Гоминиды
  • Род – Человек
  • Вид – Человек разумный

Работа каждой группы оценивается.

Учащиеся формулируют, чему они научились на уроке.

Домашнее задание (Слайд 30):

Информатика

Представить в виде графа (дерева) структуру файловой системы вашего компьютера и изобразить её в тетради.

Биология

Опишите медведя белого, указав его вид – род – семейство – отряд – класс – тип – царство.
Опишите василёк синий, указав его вид – род – семейство – порядок - класс – отдел - царство.

При составлении использован материал, размещённый в сети Интернет:

  • http://www.pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=62:urokobobshchenie-po-teme-mnogoobrazie-zhivotnogo-mira-dlya-7-klassa-&catid=53:biology&Itemid=68
  • http://svetlana.pro/pic/88.html
  • http://www.what-this.ru/nature/animals/classification.php
Читать еще:


Новые материалы:

Сохраним язык – сохраним Россию! :: Причастие как самостоятельная часть речи :: Типовые задания частей А, В, С2 ГИА по русскому языку на основе фрагментов текста романа М.А. Шолохова "Тихий Дон". 9-й класс :: Урок русского языка по теме "Понятие о служебных частях речи". 7-й класс ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list2.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Тема урока: "Беглые гласные" :: Первые, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Комоды и Тумбы/Тумбы / Кровати-машины / Тумбочка Кусто TK01 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как закачать спину чтобы укрепить позвоночник

Укрепление мышц спины за 10 минут в домашних условиях Регулярно тренировать спину нужно не только тяжелоатлетам и бодибилдерам. Хороший комплекс упражнений для...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как качать ноги при варикозе

Какие тренировки при варикозе помогут справиться с болезнью Варикоз — одно из самых распространённых сосудистых заболеваний. Развитие патологии приводит к...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD